Научная статья на тему 'Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в России как направление обеспечения национальной безопасности'

Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в России как направление обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
549
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в России как направление обеспечения национальной безопасности»

Криминалистика, криминология, ОРД

Р.А. Александров*

Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в России

как направление обеспечения национальной безопасности

Современное состояние политико-правовых процессов, происходящих в России, позволяет констатировать: государство постепенно выходит из системного кризиса, в котором находилось последние десять лет. Процессы реформирования российского общества, изменение его уклада, политической организации, отношений собственности, а также изменение приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере заставляют задуматься о путях и перспективах развития современной российской государственности и трансформации в этой связи механизмов и функций обеспечения безопасности государства.

Становление новой демократической России происходит в условиях сложной внутриполитической и международной обстановки. Неоднозначные, порой противоречивые процессы в реформировании страны и ее регионов, воздействие внешних факторов в значительной мере осложняют решение всего комплекса проблем обеспечения ее интересов в современном мире.

Вся сложность процессов преобразований в Российской Федерации в настоящее время фокусируется в широкомасштабной задаче формирования основ конституционно-правового обеспечения безопасности. При этом следует отметить, что на протяжении длительного времени задача формирования концептуальных основ конституционно-правового обеспечения национальной безопасности понималась как военная и внешнеполитическая. Это отрицательно повлияло на то, что действующее законодательство в области обеспечения национальной безопасности, не отвечает возрастающим многообразным общественным потребностям.

Современное представление о концептуальных основах государственно-правового обеспечения национальной безопасности далеко выходит за традиционные рамки, ограниченные лишь военно-политическими интересами. При этом отчетливо проявились старые и возникли новые угрозы безопасности общества на государственном уровне, к которым, прежде всего, относятся:

- экологические и техногенные катастрофы;

- эпидемии; истощение и расхищение природных ресурсов;

- неблагоприятное развитие демографических процессов, региональные и межнациональные конфликты;

- обострение криминогенной обстановки; террористические акции и диверсии;

- резкое снижение уровня жизни, рост расслоения общества и его криминализация, политическая и экономическая нестабильность в различных регионах.

Сегодня все очевиднее становится опасность, исходящая от наркобизнеса. Рост преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков является одним из наиболее опасных

* Докторант кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

проявлений наблюдающегося в последние годы в России процесса криминализации общества. Темпы расширения незаконного оборота наркотиков и распространения их немедицинского употребления, роста числа наркозависимых лиц приобрели масштабы, непосредственно угрожающие национальной безопасности российского государства. Количество потребителей наркотиков с диагнозом «наркомания», состоящих на учете в органах здравоохранения только в Северо-Западном федеральном округе, составляет 126 человек на 100 тыс. населения (всего 20064 человека), количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в этом округе за первые 9 месяцев 2004 г. составило 8604 (в т.ч. 5956 тяжких и особо тяжких)1.

В криминалистической литературе 90-х гг. можно встретить следующее определение наркобизнеса: «Незаконные действия с наркотиками или наркотикосодержащими культурами в виде промысла. Является источником личного обогащения и наживы или же вложения нажитых средств в различные структуры власти, управления и в другие формы и виды собственности. Другими словами, это деятельность одного лица, либо организованной преступной группы, либо коррумпированной преступности, обеспечивающая основной источник наживы в виде промысла и (условно) основной деятельностью, связанной с незаконными действиями с наркотическими веществами».

Исходя из данного определения, можно выделить характерные черты наркобизнеса:

1) преступная деятельность осуществляется систематически в течение длительного периода времени преступниками-профессионалами;

2) для такого вида преступности характерна высокая степень организованности, наличие четкой иерархии, налаженная конспирация;

3) неотъемлемым элементом преступной деятельности является отмывание полученных доходов;

4) наркобизнес имеет транснациональный характер.

Другое понятие, тесно примыкающее к понятию «наркобизнес», но тем не менее не охватывающее данный вид криминальной деятельности - понятие незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Определение данного понятия дано в ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»: это оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации. При этом оборот наркотических средств, психотропныгх веществ и их прекусоров - это культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ряде зарубежных методических пособий, незаконный оборот наркотиков рассматривается более широко, чем он определен в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». Данный термин в них практически тождественен термину «наркобизнес». Так, в пособии "Drug Enforcement Handbook" Управления по контролю наркотиков Министерства юстиции США незаконный оборот наркотиков определяется как экономическая система, охватывающая производство, маркетинг, рекламу, транспортировку, распределение и продажу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

С наркоманией как социальным явлением Россия столкнулась в XIX в. по мере освоения Закавказья, Средней Азии, юга Дальнего Востока. Начало возделывания опийного мака в Средней Азии относится к 1879 г. В то же время, еще в 1841 г. Николай I издал указ, который воспрещал всякую продажу опиума китайцам, проживавшим в Китайской торговой слободе. Виновные подлежали военному суду. О начале распространения наркомании в южных колониях России говорит и тот факт, что по просьбе начальника Туркестанского таможенного округа от 11 августа 1898 г. была увеличена численность таможенной полиции для задержания контрабандистов с наркотиками.

Правительство Советской России уже в первые месяцы своего существования вплотную столкнулось с проблемой наркомании в стране. О серьезности проблемы в тот период свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что Совет Народных Комиссаров предписанием от 31 июня 1918 г. «О борьбе со спекуляцией кокаином» вменил в обязанность правоохранительным органам вести борьбу с преступностью, связанной с наркотиками. Посевы опийного мака и заготовка опия-сырца были сосредоточены на территории Киргизии,

входившей в Семиреченскую область. Посев опийного мака в других местах Туркестана и на Дальнем Востоке был прекращен.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., в котором впервые были сформулированы и приведены в систему все нормы советского уголовного права, не содержал специальной статьи, предусматривающей уголовную ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами. Однако за такие преступные действия, как уклонение от сдачи и несдача государству в соответствии с договорными условиями опия, виновные привлекались к уголовной ответственности в соответствии со ст. 10 УК по аналогии со ст. 139 УК, которая предусматривала ответственность за «скупку и сбыт в виде промысла продуктов, материалов, изделий, относительно которых имеется специальное запрещение или ограничение».

Целенаправленная уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотиков получила свое дальнейшее развитие в уголовно-правовых нормах, включенных в УК РСФСР 1926 г., и в ряде директивных документов, направленных на профилактику распространения наркомании, упорядочение получения и распределения наркотических средств.

К началу 80-х гг. проблема наркомании в России резко обострилась, значительно возросли масштабы незаконной торговли наркотиками, а также число лиц, допускающих их немедицинское потребление. Незаконный оборот наркотиков превратился в серьезную социальную проблему. С учетом масштабности проблемы ее успешное решение становилось возможным лишь при условии принятия скоординированных общегосударственных мер превентивного, социального, организационного, медицинского и правового характера. В связи с этим в октябре 1982 г. было принято закрытое постановление ЦК КПСС об организации борьбы с наркоманией, однако реальных практических мер в этом направлении принято не было.

Началом следующего этапа развития советского законодательства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков следует считать принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР», а также постановления Совета Министров СССР от 12 июня 1987 г. «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака». Указом Президиума Верховного Совета СССР был расширен перечень наркотикосодержащих растений, за посев и выращивание которых устанавливалась уголовная ответственность.

Впервые в истории уголовно-правовой борьбы с наркоманией лица, добровольно сдавшие наркотические средства, освобождались от уголовной и административной ответственности за приобретение данных средств, а также за их хранение, перевозку и пересылку. Кроме того, освобождались от ответственности лица, добровольно обратившиеся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях.

В рассматриваемый период, учитывая большую социальную опасность бесконтрольного обращения психотропных веществ, в 1971 г. в Вене состоялась Международная конференция с участием 90 стран, в т.ч. и СССР. Конференция приняла Конвенцию о психотропных веществах. Согласно этому документу, государства-участники обязались установить в отношении психотропных веществ режим, аналогичный правилам производства, хранения, оборота, перевозки и пересылки наркотических средств. Стремление расширить сферу контроля за оборотом всех веществ, способных вызвать наркоманию, характерно и для Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принятой в декабре 1988 г. Эта конвенция рекомендовала контролировать производство и оборот ряда промышленных химических веществ, которые не являются наркотиками, но могут применяться наркоманами и токсикоманами.

В целом, основные тенденции становления и развития советского законодательства по контролю за наркотиками в рассматриваемый период прослеживаются по линии установления:

а) уголовно-правовых мер, и соответственно, уголовных наказаний;

б) мер административно-правового принуждения;

в) мер медицинского характера.

Анализируя законодательство зарубежных стран, касающееся наркотических средств и психотропных веществ, можно выделить три основные модели борьбы с незаконным оборотом наркотиков и немедицинским потреблением наркотиков:

а) жесткая модель, предусматривающая суровые наказания за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, вплоть до смертной казни за преступления, связанные со сбытом наркотиков (Китай, Малайзия, Иран, Пакистан, Сингапур, Таиланд, Саудовская Аравия);

б) умеренная модель, предусматривающая уголовную ответственность не только за распространение наркотиков, но и за попытку их приобретения (Великобритания, Франция, США, Дания, Эстония, Латвия);

в) либеральная модель, предусматривающая легализацию оборота некоторых т.н. «легких» наркотиков - например, препаратов каннабиса (Нидерланды, Швейцария).

К странам с жестким законодательством о наркотиках относятся: Малайзия, Иран, Пакистан, Сирия, Сингапур, Египет и ряд других стран, в основном расположенных в Азии и Африке. В этих странах, как правило, смертная казнь применяется очень часто, устанавливается ответственность за потребление наркотических средств, применяются такие виды наказаний, как каторжные работы, а иногда и меры физического насилия в отношении преступников.

К государствам, в которых действует умеренная модель законодательства о наркотиках, относятся США, государства Латинской Америки (например, Аргентина, Колумбия, Бразилия), ряд государств Западной Европы (например, Германия, Франция, Великобритания).

На наш взгляд, наибольшее развитие система противодействия незаконному распространению наркотиков в XX в. получила в США - стране с большим числом населения и сравнительно высоким уровнем жизни, что наряду с такими факторами, как близость государств - производителей наркопрепаратов (прежде всего кокаина, каннабиса), всегда делало США весьма привлекательной зоной распространения наркотиков для транснациональных наркосиндикатов.

Представителями государств с либеральной моделью законодательства о наркотиках являются Нидерланды и Швейцария, где установлено разделение наркотических средств на «легкие» и «тяжелые». При этом острие уголовной репрессии направлено на противодействие распространению высокоактивных наркотиков, прежде всего опийной группы (героин и др.).

Таким образом, национальные законодательства о наркотиках достаточно разнообразны, несмотря на наличие трех основных международных конвенций о наркотических средствах и психотропных веществах, типовых законов, разрабатываемых на основе положений данных конвенций, целого ряда международных организаций, специализирующихся на правовой политике в сфере контроля за наркотиками. Разнообразие национальных нормативно-правовых актов о наркотиках обусловлено различным историческим опытом государств, особенностями наблюдающейся в них динамики наркоситуации, типами правовых систем, особенностями правоприменительной практики и целым рядом других факторов.

В то же время обращает на себя внимание тот факт, что независимо от модели законодательства о наркотиках, во всех странах организованная преступная деятельность в сфере наркобизнеса преследуется в уголовном порядке, и за совершение данной категории преступлений предусматриваются достаточно жесткие санкции. Вопрос о либерализации законодательства о наркотиках касается в основном ответственности потребителей наркотических средств.

В свою очередь, характеризуя собственно сам феномен наркобизнеса, следует выделить ряд характерных черт, таких как:

- осуществление незаконного оборота наркотиков в виде промысла;

- систематическое получение прибыли от незаконного оборота наркотиков;

- наличие преступного сообщества (организации), специализирующегося на незаконных операциях с наркотиками и имеющего межрегиональные или международные связи;

- наличие системы легализации (отмывания) денежных средств, полученных от незаконных операций с наркотиками;

- наличие коррумпированных связей в органах государственной власти и управления.

Вышеперечисленные признаки могут быть соотнесены с признаками целого ряда составов преступлений, предусмотренных УК РФ:

- осуществление незаконного оборота наркотиков (в виде промысла) (ст. ст. 228-233);

- наличие преступного сообщества (организации), специализирующегося на незаконных операциях с наркотиками и имеющего межрегиональные или международные связи (ст. 210, 228, 188);

- наличие системы легализации (отмывания) денежных средств, полученных от незаконных операций с наркотиками (ст. 174);

- наличие коррумпированных связей в органах государственной власти и управления (ст. 290-291).

Указанные статьи УК РФ помещены в главах: «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (ст. 228-233), «Преступления против

общественной безопасности» (ст. 210), «Преступления в сфере экономической деятельности» (ст. 174, 188), «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (ст. 290-291).

Тем не менее наркобизнес, на наш взгляд, представляет собой единую систему криминальной деятельности, элементы которой существуют не обособленно друг от друга, а тесно взаимосвязаны между собой. Соответственно, было бы логичным предложить выделить наркобизнес в отдельный состав преступлений, определив в отдельной статье УК соответствующие диспозицию и санкцию.

Второй вопрос, который должен быть решен в этой связи - в какой главе УК РФ должна быть помещена статья, предусматривающая ответственность за наркобизнес. Что следует понимать под родовым объектом преступлений в сфере наркобизнеса: здоровье населения и общественную нравственность, общественную безопасность или экономическую деятельность?

Несмотря на то, что в целом ряде работ экономистов и криминологов наркобизнес обоснованно рассматривается как отрасль теневой экономики, на наш взгляд, родовым объектом данного вида криминальной деятельности нельзя рассматривать сферу экономических отношений, поскольку наркобизнес наносит серьезный ущерб легальной экономике, но лишь опосредовано (легальный оборот наркотиков в экономике Российской Федерации не имеет столь существенного значения). Данный тезис, на наш взгляд, не противоречит высказываемому в ряде последних работ утверждению о том, что организованная наркопреступность наносит ущерб экономическим отношениям (Б.Ф. Калачев и др.). Ущерб экономическим отношениям наносят и коррупционные преступления, но тем не менее их родовым объектом являются интересы государственной службы. То же можно сказать и о ряде преступлений в сфере компьютерной информации, и о некоторых других.

Наркобизнес, как и незаконный оборот наркотиков в целом, безусловно, наносит ущерб здоровью населения, поскольку немедицинское потребление наркотиков является конечным пунктом в цикле их незаконного оборота. В то же время сбыт наркотических средств непосредственно потребителям зачастую осуществляют такие же потребители, находящиеся в состоянии наркотической зависимости. Это низший, последний уровень незаконного оборота наркотиков.

Если же наркобизнес рассматривать в соответствии с приведенными выше определениями - как организованную преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, то основным родовым объектом наркобизнеса, на наш взгляд, следует признать общественную безопасность. С другой стороны, здоровье населения, экономические отношения следует рассматривать как факультативный объект преступлений в сфере наркобизнеса. Этим, по нашему мнению, значение данных объектов не будет сколько-нибудь девальвироваться, в то время как в системе уголовно-правовых норм будет обозначен реальный основной объект преступлений в сфере наркобизнеса.

Одной из наиболее важных тенденций наблюдающегося в последние годы развития незаконного оборота наркотиков в России является активная интеграция российской организованной наркопреступности в мировую систему наркобизнеса. Как мы уже отмечали выше, в настоящее время более 50% наркотиков поступает на российский нелегальный рынок контрабандным путем. Российская Федерация за последние годы стала объектом активной наркоэкспансии, осуществляемой наркомафией прежде всего из центрально-азиатского региона. По экспертным оценкам, российская организованная наркопреступность за последние годы имела контакты более чем в 70 государствах мира, включая Колумбию, Таиланд, Афганистан и другие страны - производители наркотиков. Для обоснования актуальности проблемы совершенствования уголовно-правовых мер противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных групп приведем краткий обзор литературных данных и ведомственных документов.

В соответствии с конституциями большинства стран гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не подлежит выдаче этому государству. Не ставя под сомнение справедливость данного конституционного положения, отметим лишь, что на территории некоторых государств - производителей наркотиков, где позиции наркосиндикатов настолько сильны, что они оказывают активное влияние на экономику и политику этих государств, лидеры наркомафии находятся в относительно безопасном положении. Такая проблема не нова для мировой правоприменительной практики борьбы с наркобизнесом.

Так, власти США прикладывают немало усилий, в т.ч. и в сфере внешней политики, для привлечения к ответственности лидеров латиноамериканских наркосиндикатов, которые длительное время на своей родине избегали ответственности и имели возможность

продолжать руководство наркокартелями, несмотря на то, что у американских правоохранительных органов имелись убедительные доказательства их виновности в организации производства и контрабандных поставок крупных партий наркотиков. В ряде случаев соответствующая работа американских спецслужб по захвату лидеров наркомафии в других странах получает серьезный, отрицательный для США, общественный резонанс. Однако власти США сознательно идут на это, учитывая особую опасность, которую несет для их страны деятельность организаторов наркобизнеса.

В этой связи необходимо отметить, что эффективность уголовно-правовых мер противодействия транснациональной организованной преступности в сфере наркобизнеса в значительной степени зависит от эффективности уголовно-правовых мер и правоприменительной практики противодействия данному виду преступности в каждом государстве. В то же время, несмотря на то, что большинство государств мира является участниками основных международных конвенций о наркотиках, далеко не во всех странах позиции правоохранительных органов достаточно сильны, чтобы обеспечить привлечение к уголовной ответственности лидеров наркосиндикатов. В ряде документов международных организаций обращается внимание на то, что и в Российской Федерации слабость правоохранительной системы не позволяет осуществлять эффективное противодействие наркобизнесу. Справедливость такого утверждения в известной степени подтверждается и самой динамикой наркопреступности в России, и анализом российской правоприменительной практики борьбы с незаконным оборотом наркотиков, из которого видно, что не только организаторы наркобизнеса, но и члены организованных преступных групп, занимающиеся незаконными операциями с наркотиками, привлекаются к уголовной ответственности сравнительно редко.

В законодательстве многих зарубежных стран, а также в международных нормативно-правовых актах о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в типовых законодательных актах, рекомендованных международными организациями проблеме наркобизнеса уделяется очень серьезное внимание. В то же время современное российское законодательство о наркотиках в настоящее время только формируется, а статьи Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в значительной степени повторяют соответствующие статьи Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., когда наркобизнес не представлял серьезной угрозы обществу и сильному тоталитарному государству, в то время как в современной России, как показывают активно проводимые в последние годы криминологические и криминалистические исследования проблем противодействия незаконному обороту наркотиков, наркобизнес представляет развитую систему организованной преступной деятельности, денежный эквивалент оборота которой оценивается в 7-8 млрд. долларов США. Очевидна связь данного вида преступной деятельности с коррупцией, а также целым спектром иных преступлений.

Таким образом, есть весомые основания для рассмотрения вопроса об усилении уголовной ответственности за наркобизнес.

Представляется, что соответствующая статья Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривала бы ответственность за наркобизнес, должна находится не в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», где находятся ст. 228-233, а в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности». Наибольшая опасность для общества и государства исходит от лиц, создающих преступные организации и участвующих в преступных организациях, целью которых является систематическое извлечение прибыли от незаконного оборота наркотиков.

Совершенно очевидно, что общественная опасность наркобизнеса намного превышает общественную опасность предусмотренных Уголовным кодексом РФ преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением и сбытом наркотических средств и психотропных веществ, а также с рядом иных сопутствующих незаконному обороту наркотиков преступных деяний.

Таким образом, наибольшая опасность для Российского государства и общества и наибольшая угроза национальной безопасности Российской Федерации исходит от организованных преступных групп и их лидеров, целью которых является систематическое получение крупных и сверхкрупных доходов от производства, контрабанды и торговли наркотиками. Они воспринимают свою деятельность как своеобразный бизнес, безразлично относясь к ужасающим последствиям от их деятельности.

На наш взгляд, было бы логично выделить их среди других лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, и направить на них острие уголовной репрессии, установив уголовную ответственность за наркобизнес, схожую с имеющейся Уголовном кодексе Российской Федерации уголовной ответственностью за бандитизм. Было бы целесообразно включить в Уголовный кодекс РФ статью примерно следующего содержания: «Наркобизнес. Создание организованной преступной группы для занятия наркобизнесом - деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупных размерах, руководство, а также участие в такой группе - наказывается лишением свободы от 10 до 20 лет и штрафом до 1 млн. рублей». 1 См.: Обзор наркоситуации в Российской Федерации, подготовленный Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков. 2004 г.

А.Г. Гурбанов*, Н.П. Набойщиков*

Криминолого-виктимологическая ситуация и ее влияние на совершение действий

сексуального характера в отношении несовершеннолетних

Преступник, совершая действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних, всегда действует в определенной ситуации. Однако он привносит в нее свои личные качества, которые являются результатом формирующих воздействий более длительной во времени ситуации (в рамках которой происходит криминализация личности). Вопрос о детерминационном значении внешних для субъекта (ситуативных) обстоятельств очень сложен. В криминологии под «причинами конкретного преступления» понимаются явления (процессы), порождающие преступления, а под «условиями» - механизмы, способствующие реализации причин. Однако, такая градация условна, т.к. одни и те же обстоятельства в одном случае могут оказаться причинами, а в другом - условиями, способствующими совершению преступления.

В механизме совершения конкретного преступления ситуация выступает в роли причины тогда, когда она содержит обстоятельства, толкающие субъекта на преступные действия (например, сексуального характера). Криминогенная ситуация воздействует на волю, сознание, чувства субъекта, непосредственно побуждая его к насильственным действиям сексуального характера. Обстоятельства такой ситуации являются исходной криминологической составляющей механизма преступления, они порождают, формируют у преступника мотив и решимость совершить преступление. Провоцирующий характер ситуации - это ее объективная характеристика, причем провоцирующие элементы могут быть самыми разнообразными. В большинстве случаев ситуация провоцирующего характера имеет место при совершении умышленных преступлений. Д.В. Ривман выделил следующую виктимологическую типологию ситуаций совершения сексуальных преступлений:

а) ситуации толчкового характера (для сексуального насилия в отношении несовершеннолетних следовало бы употребить понятие провоцирующего поведения);

б) ситуации, в которых поведение жертвы объективно создавало обстановку, способствующую совершению преступления;

в) ситуации, в которых поведение жертвы было положительным или нейтральным1 .

Ситуации совершения действий сексуального характера, изнасилований

несовершеннолетних, как правило, классифицируются по следующим основаниям:

1) по характеру подавления сопротивления жертвы (физическое и психическое насилие);

* Старший следователь по особо важным делам прокуратуры Московской области, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.

** Преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.