Р.А. Александров*
Правовые аспекты противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных сообществ
Одной из наиболее важных тенденций наблюдающегося в последние годы развития незаконного оборота наркотиков в России является активная интеграция российской организованной наркопреступности в мировую систему наркобизнеса. В настоящее время более 50% наркотиков поступает на российский нелегальный рынок контрабандным путем. Российская Федерация за последние годы стала объектом активной наркоэкспансии, осуществляемой наркомафией, прежде всего из Центрально-Азиатского региона. По экспертным оценкам, российская организованная наркопреступность за последние годы имела контакты более чем в 70 государствах мира, включая Колумбию, Таиланд, Афганистан и другие страны - производители наркотиков. Для обоснования актуальности проблемы совершенствования уголовно-правовых мер противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных групп приведем краткий обзор литературных данных и ведомственных документов.
Деятельность в России организованных преступных групп, образованных на этнической основе
За последние несколько лет на территории Российской Федерации преступления в сфере незаконного оборота наркотиков совершались гражданами более 90 иностранных государств. В 2005 г. только ФСКН России были задержаны 1308 иностранных граждан за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Наибольшую активность в незаконном обороте наркотиков в России проявляют организованные преступные группы, образованные на этнической основе. Анализ деятельности таких организованных преступных сообществ показал, что наибольшую активность в незаконном обороте наркотиков в России проявляют азербайджанские, среднеазиатские и цыганские этнические преступные сообщества (67%, 51% и 61%, соответственно), затем следуют чеченские ОПГ (33%), грузинские и прибалтийские ОПГ (по 12%) и армянские организованные преступные сообщества (6%).
Проведенный нами в работе «Наркотики и пресса в России» анализ данных более 700 публикаций центральной российской прессы по проблемам наркотиков показал, что проблема контрабанды наркотических средств ежегодно обсуждается на страницах центральной российской печати в 20-30 материалах1.
Среди основных причин роста контрабанды наркотиков в Россию следует отметить, с одной стороны, рост спроса на наркотики среди широких социальных слоев населения и наличие благоприятных условий для легализации криминальных доходов и для получения сверхприбылей от наркобизнеса, наличие у России «прозрачных» границ с рядом государств СНГ и ослабление режима охраны внешней границы, слабость правоохранительной системы. С другой стороны, активизация борьбы с наркобизнесом в странах Западной Европы и в США заставила транснациональные организованные преступные сообщества искать новые маршруты транзита наркотиков и новые рынки их сбыта.
Сложные социально-экономические условия в республиках Средней Азии, находящихся в непосредственной близости к Афганистану, производящему наибольшее количество героина и других опийных наркотиков в мире, стали благоприятным фактором для развития наркобизнеса на территории этих республик. В наркобизнес вовлекалось все больше граждан, прежде всего из Таджикистана. Согласно данным, приведенным на Всероссийской межведомственной научно-практической конференции «Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом» (Москва, 16-17 декабря 1997 г.), стоимость 1 кг героина в Афганистане составляла 10000 долларов США, в Кыргызстане -30000 долларов, в Москве - 150000 долларов. Один килограмм опия-сырца на нелегальном рынке в Таджикистане стоил около 1000 долларов, в Москве - до 9000 долларов США.
* Докторант Санкт-Петербургского университета МВД РФ, кандидат юридических наук.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Среди этнических организованных преступных сообществ наблюдается специализация по незаконным операциям с определенными видами наркотических средств. Так, сбытом кокаина и героина в Москве и ряде других крупных городов России из иностранцев наиболее активно занималось нигерийское организованное преступное сообщество. При этом за контрабандную доставку в столицу этих наркотиков (международными авиарейсами) регулярно задерживается сравнительно большое количество не только нигерийцев, но и граждан других африканских государств (Ангола, Заир и др.). Наркокурьеры перевозят наркотики не только традиционными способами (в багаже, в одежде и т.д.), но и в собственных желудках.
Незаконными операциями с сильнодействующим веществом - эфедрином, наркогеном-психостимулятором и основным прекурсором эфедрона и метамфетамина - на Дальнем Востоке занимаются китайцы. Такое положение связано с наличием в Китае крупных производств эфедрина, которые до совсем недавнего времени серьезно не контролировались правоохранительными органами КНР.
По данным ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на территории этих субъектов Российской Федерации незаконные операции с синтетическими наркотиками монополизированы азербайджанским организованным преступным сообществом. К производству синтетических наркотиков члены последнего привлекают специалистов в области органической химии, для которых организуются законспирированные подпольные лаборатории. Наркотики сбываются в ночных клубах, в гостиницах, в барах. Легализация доходов осуществляется путем вложения средств в сеть оптовой и розничной торговли, контролируемой тем же организованным преступным сообществом. Сбыт же героина монополизирован таджикским организованным преступным сообществом.
Отмечается рост числа среднеазиатских и кавказских организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом, за счет мигрантов из «горячих точек», торговцев сельхозпродукцией, притока многочисленных сезонных бригад.
Деятельность российских организованных преступных групп в сфере наркобизнеса
Внутренний российский наркобизнес представлен организованными преступными группами, для которых характерно выраженное разделение функций по изготовлению, хранению, транспортировке, распространению наркотических средств. Численность российских организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом, в среднем составляет 20-30 человек. Характерно при этом, что до трети их членов - выходцы из иностранных государств. Данное обстоятельство, наряду с наблюдающимся в последние годы фактом снижения производства наркотиков внутри страны, свидетельствует о том, что в результате активно осуществляемой наркоэкспансии со стороны зарубежной наркомафии российские наркогруппировки оказались под серьезным влиянием своих зарубежных партнеров.
В целом в развитии организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в России наблюдаются следующие основные тенденции:
- монополизация нелегального рынка наркотиков организованными преступными группами и сообществами;
- развитие системы легализации (отмывания) преступных доходов от наркобизнеса;
- рост связанных с наркобизнесом коррупционных явлений.
Для легализации наркодоходов в основном используются рестораны и игорные заведения, что соответствует мировой практике легализации криминальных доходов. Наличные деньги обмениваются также в обменных пунктах некоторых коммерческих банков на наличную иностранную валюту. Наркодоходы отмываются в различных отраслях легальной экономики и часто расходуются на закупку оружия, которое в дальнейшем попадает в «горячие точки», а также используется для совершения терактов как на территории России, так и в других государствах.
Ниже мы проведем анализ существующей нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с транснациональной организованной преступностью в сфере наркобизнеса.
В соответствии с конституциями большинства стран гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не подлежит выдаче этому государству2. Не ставя под сомнение справедливость данного конституционного положения, отметим лишь, что на территории некоторых государств - производителей наркотиков, где позиции наркосиндикатов настолько сильны, что они оказывают активное влияние на экономику и политику этих государств, лидеры наркомафии находятся в относительно безопасном положении. Такая проблема не нова для мировой правоприменительной практики борьбы с наркобизнесом.
Так, власти США прикладывают немало усилий, в т.ч. и в сфере внешней политики, для привлечения к ответственности лидеров латиноамериканских наркосиндикатов, которые длительное
время на своей родине избегали ответственности и имели возможность продолжать руководство наркокартелями, несмотря на то, что у американских правоохранительных органов имелись убедительные доказательства их виновности в организации производства и контрабандных поставок крупных партий наркотиков. В ряде случаев соответствующая работа американских спецслужб по захвату лидеров наркомафии в других странах получает серьезный, отрицательный для США, общественный резонанс. Однако власти США сознательно идут на это, учитывая особую опасность, которую несет для их страны деятельность организаторов наркобизнеса.
В этой связи необходимо отметить, что эффективность уголовно-правовых мер противодействия транснациональной организованной преступности в сфере наркобизнеса в значительной степени зависит от эффективности уголовно-правовых мер и правоприменительной практики противодействия данному виду преступности в каждом государстве. В то же время, несмотря на то, что большинство государств мира является участниками основных международных конвенций о наркотиках, далеко не во всех странах позиции правоохранительных органов достаточно сильны, чтобы обеспечить привлечение к уголовной ответственности лидеров наркосиндикатов. В ряде документов международных организаций обращается внимание на то, что и в Российской Федерации слабость правоохранительной системы не позволяет осуществлять эффективное противодействие наркобизнесу. Справедливость такого утверждения в известной степени подтверждается и самой динамикой наркопреступности в России, и анализом российской правоприменительной практики борьбы с незаконным оборотом наркотиков, из которого видно, что не только организаторы наркобизнеса, но и члены организованных преступных групп, занимающиеся незаконными операциями с наркотиками, привлекаются к уголовной ответственности сравнительно редко.
Российское уголовное законодательство позволяет привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 11 УК РФ, лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. При этом преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если:
- на территории Российской Федерации были совершены действия и наступили общественно опасные последствия;
- на территории Российской Федерации были совершены действия, а общественно опасные последствия наступили за пределами ее территории;
- если действия были совершены за пределами территории Российской Федерации, а общественно опасные последствия наступили на ее территории3.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ, граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Применительно к преступлениям в сфере наркобизнеса надо отметить, что Российская Федерация является участником трех основных международных конвенций о наркотиках: Конвенции ООН о наркотических средствах 1961 г., Конвенции ООН о психотропных веществах 1971 г. и Единой конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
В соответствии со ст. 36 страны - участники Конвенции 1961 г. обязаны признать в качестве наказуемых правонарушений следующие связанные с наркотическими средствами деяния: незаконное изготовление и производство наркотических средств, незаконное культивирование ряда наркотикосодержащих растений, незаконные предложение, покупка, продажа, распределение, доставка, отправка, переправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотиков, незаконное маклерство в сфере оборота наркотических средств.
В соответствии с п. 2б ст. 36 Конвенции признается желательным, чтобы перечисленные в ст. 36 преступления были включены в число преступлений, за которые виновные подлежат выдаче.
Ст. 21 Конвенции 1971 г. - «Меры против незаконного оборота» - предусматривает, что стороны
- участники конвенции:
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
a) принимают внутригосударственные меры для координации превентивных и репрессивных мер против незаконного оборота; с этой целью они могут с пользой для дела назначить соответствующий орган, который будет ответственным за такую координацию;
b) помогают друг другу в проведении кампании по борьбе с незаконным оборотом психотропных веществ и, в частности, немедленно направляют по дипломатическим каналам или через компетентные органы, назначенные Сторонами для этой цели, другим непосредственно заинтересованным Сторонам копию любого сообщения, направленного ими Генеральному Секретарю в соответствии со ст. 16 в связи с обнаружением случая незаконного оборота или в связи с изъятием;
c) тесно сотрудничают друг с другом и с теми компетентными международными организациями, членами которых они являются, с целью проведения согласованной кампании по борьбе с незаконным оборотом;
ё) обеспечивают оперативное осуществление международного сотрудничества между соответствующими органами;
е) обеспечивают, чтобы в тех случаях, когда для судебного преследования требуется передача юридических документов в международном порядке, такая передача производилась оперативно тем органам, которые будут назначены Сторонами; это положение не наносит ущерба праву какой-либо Стороны требовать, чтобы юридические документы направлялись ей по дипломатическим каналам.
В ст. 22 Конвенции 1971 г. - «Положение о наказаниях» - указывается:
1. а) С соблюдением своих конституционных ограничений каждая Сторона рассматривает как наказуемое правонарушение в тех случаях, когда оно совершено умышленно, любое деяние, противоречащее какому-либо закону или постановлению, принятому во исполнение ее обязательств по настоящей Конвенции, и обеспечивает, чтобы серьезные правонарушения подлежали соответствующему наказанию, в частности, тюремному заключению или наказанию иным способом лишения свободы;
2. С соблюдением конституционных ограничений той или иной Стороны, ее правовой системы и внутреннего права,
a) 1) если ряд взаимосвязанных деяний, составляющих правонарушения в соответствии с п. 1, был совершен в разных странах, каждое из этих деяний рассматривается как отдельное правонарушение;
и) умышленное участие в совершении, сговор с целью совершения и попытки совершения любого из таких правонарушений, а также подготовительные действия и финансовые операции в связи с правонарушениями, упомянутыми в настоящей статье, являются наказуемыми правонарушениями, как это предусматривается в пункте 1;
ш) приговоры иностранных судов за такие правонарушения учитываются для целей установления рецидивизма;
Гу) упомянутые выше серьезные правонарушения, совершенные либо гражданами данной страны, либо иностранцами, преследуются Стороной, на территории которой совершено данное правонарушение, или Стороной, на территории которой обнаружен правонарушитель, если выдача недопустима по законам Стороны, к которой обращена соответствующая просьба, и если этот правонарушитель еще не подвергся судебному преследованию и приговор по его делу еще не выносился.
b) Желательно, чтобы указанные в пункте 1 и в подпункте «а» «и» п. 2 правонарушения были включены в число преступлений, за которые виновные подлежат выдаче, в любом договоре о выдаче, который заключен или может быть впоследствии заключен между любыми Сторонами, и признавались в отношениях между любыми Сторонами, которые не обусловливают выдачу существованием договора или взаимностью, как преступления, за которые виновные подлежат выдаче, при условии, что она разрешается в соответствии с законом Стороны, к которой обращена просьба о выдаче, и что данная Сторона имеет право отказаться произвести арест или разрешить выдачу в случаях, когда ее компетентные органы считают, что данное правонарушение не является достаточно серьезным.
Ст. 6 Единой Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ специально посвящена вопросам выдачи лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков4. В соответствии с данной статьей каждое из правонарушений, к которым она применяется, считается подлежащим включению в любой существующий между Сторонами договор о выдаче в качестве правонарушения, которое может повлечь выдачу. Стороны обязуются включать такие правонарушения в качестве правонарушений, которые могут повлечь выдачу, в любой договор о выдаче, который будет заключен между ними.
В соответствии с ч. 3 ст. 6, если Сторона, обусловливающая выдачу наличием договора, получает просьбу о выдаче от другой Стороны, с которой она не имеет договора о выдаче, она может рассматривать настоящую Конвенцию в качестве юридического основания для выдачи в
связи с любым правонарушением, к которому применяется настоящая статья. Стороны, которым необходимо подробное законодательство с тем чтобы использовать настоящую Конвенцию в качестве юридического основания для выдачи, рассматривают возможность принятия такого законодательства, которое может потребоваться.
Выдача осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством запрашиваемой Стороны или применимыми договорами о выдаче, включая основания, по которым запрашиваемая Сторона может отказать в выдаче.
С учетом положений своего национального законодательства и своих договоров о выдаче запрашиваемая Сторона, убедившись в том, что обстоятельства требуют этого и носят неотложный характер, и по просьбе запрашивающей Стороны может взять под стражу лицо, выдача которого запрашивается и которое находится на ее территории, или принять другие надлежащие меры для обеспечения его присутствия в ходе процедуры выдачи.
Выдача лиц, совершивших преступления, регламентируется ст. 13 УК РФ, в соответствии с которой «1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. 2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».
В сфере правового сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков Российской Федерации с 1995 г. по 2000 г. заключены двусторонние соглашения с Кубой5, с Аргентиной, с Узбекистаном6, со Словацкой Республикой, с Туркменистаном, Ирландией7, Республикой Нигерия8, Королевством Камбоджа9, Социалистической Республикой Вьетнам10, Украиной11, Республикой Казахстан12, Белоруссией13, Коста-Рикой14, Боливией15. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2000 г. № 836 одобрено Соглашение о сотрудничестве государств
- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров16.
В части противодействия транснациональной организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков данные соглашения предусматривают:
1) обмен информацией о формах и методах выявления источников поступления наркотиков в незаконный оборот и о методах, применяемых для пресечения их распространения; об организации оперативно-служебной деятельности по выявлению сбытчиков наркотиков;
2) обмен информацией о выявленных фактах или попытках незаконного перемещения наркотиков на территорию или с территории одного из государств;
3) обмен информацией о методах сокрытия наркотиков, используемых лицами, вовлеченными в их незаконный оборот, при пересечении границы, и о методах их выявления;
4) обмен информацией о лицах-перевозчиках и о выявленных маршрутах перевозки наркотиков;
5) обмен доказательствами, требуемыми для судебного разбирательства по делам о незаконных операциях с наркотиками;
8) обмен информацией о ввозе и/или вывозе, производстве, распределении, реализации химических веществ, находящихся под контролем, и их исходных компонентов;
9) обмен информацией о законодательстве и юридической практике своих государств в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Кроме обмена информацией, такие соглашения предусматривают периодическое проведение встреч представителей министерств и ведомств, работающих по линии пресечения незаконного оборота наркотиков, а также оказание содействия друг другу в области проведения мероприятий по выявлению и пресечению каналов транзита наркотиков.
В целях координации совместных усилий по противодействию наркобизнесу между государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве, в 1992 г. в Киеве было подписано Соглашение о сотрудничестве МВД Азербайджанской Республики, Республики Армения, Беларусь, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Эстонской Республики о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данное соглашение предусматривает:
- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией;
- проведение по запросам одной из сторон, подписавших соглашение, оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в т.ч. - осуществление непрерывного оперативного наблюдения за передвижением сбытчиков наркотиков, имеющих международные связи;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
- осуществление согласованных мероприятий по перекрытию каналов транзита наркотиков, в т.ч. - проведение контролируемых поставок;
- оказание взаимной помощи в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконных операций с наркотиками;
- взаимодействие в сфере контроля за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров и ряд других мер.
Кроме того, Российской Федерацией был заключен еще целый ряд международных соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами. К их числу относятся: Соглашение между МВД России и МВД Итальянской Республики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 11 сентября 1993 г.17; Соглашение между МВД России и МВД Туркменистана в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств от 18 мая 1995 г.18
Однако, несмотря на большое количество заключенных Российской Федерацией международных соглашений, на практике международное сотрудничество в сфере борьбы с наркобизнесом пока недостаточно эффективно.
1 См.: Наркотики и пресса в России. Аннотированный список публикаций центральной прессы за 1995-1997 гг. / Сост. Александров Р.А., Кузьминых К.С., Патрикеев А.В. СПб., 2001. 272 с.; Наркотики и пресса в России. Аннотированный список публикаций центральной прессы за 1998-2000 гг. Ч. I, II / Сост. Александров РА., Кузьминых К.С., Патрикеев А.В. СПб., 2001. 400 с.
2 См., напр., ст. 61 Конституции Российской Федерации.
3 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Наумов. М., 1996. С. 59.
4 Под выдачей преступников (экстрадиция) понимается передача лица, совершившего преступление или подозреваемого
в его совершении, одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении него обвинительного приговора.
5 См.: Бюллетень международных договоров. 1997. № 7.
6 См.: Бюллетень международных договоров. 1999. № 8.
7 См.: Российская газета. 1998. 9 июля.
8 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 28.
9 См.: Там же. № 29.
10 См.: Там же. № 37.
11 См.: Там же.
12 См.: Там же. № 38.
13 См.: Российская газета (ведомственное приложение). 1999. 29 мая. № 21.
14 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 27.
15 См.: Дипломатический вестник. 1996. № 8.
16 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 45.
17 См.: Вестник МВД РФ. 1994. № 1.
18 См.: Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996.
В.П. Войтенко*
Национальные интересы государств СНГ в современных условиях
В реализации национальных интересов заключается главное предназначение государства и основное содержание его деятельности по обеспечению безопасности в различных сферах.
При формировании представления о национальных интересах государства важно проследить всю логическую цепочку, связывающую потребности человека, общества и государства.
Применительно к исследованию безопасности мы исходим из того, что конечным и конкретным объектом воздействия опасностей и, соответственно, объектом обеспечения безопасности являются жизненно важные интересы человека, более правильно - его потребности, т.к. интересы - это субъективно осознанные и проявляемые потребности.
* Председатель Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности, кандидат социологических наук, генерал-полковник.