УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343.976:343.341
И. Г. Гутиева
Взаимосвязь наркобизнеса и организованной преступности
В статье анализируется взаимосвязь и взаимодействие наркобизнеса с организованной преступностью, носящей международный характер, а также раскрываются основы противодействия наркопреступности в Российской Федерации.
In the article the interrelation and interaction of drug trafficking with the organized crime having the international character is analyzed and also bases of counteraction of nar-cocrime in the Russian Federation reveal.
Ключевые слова: наркопреступность, наркобизнес, организованная преступность, антинаркотическая политика, национальная безопасность.
Key words: narcocrime, drug trafficking, organized crime, anti-narcotic policy, national security.
Проблема наркомании была и остается одной из самых масштабных и планетарных проблем современного общества, которую по праву именуют «эпидемией» [4]. Она затрагивает не только интересы отдельного человека и гражданина, но и интересы всего общества и государства в целом. Проблема распространения наркотиков ведет к неизбежной моральной деградации общества, разрушению жизней самих людей, больных наркоманией и их близких, происходит гибель генофонда страны. Вместе с тем нельзя считать наркоманию проблемой одного конкретного государства, с каждым годом она приобретает все больше выраженный транснациональный характер.
Современная наркоситуация в стране и мире, характеризующаяся процессами глобализации незаконного распространения наркотиков, ухудшающимися основными показателями наркомании и наркотизма, связанных с ними преступности, иных девиаций, социальных болезней и т. д., представляет серьезную угрозу безопасности человека, общества и государства. Налицо глобальный характер наркоэкспансии, которая представляет реальную и всевозрастающую угрозу всей человеческой цивилизации.
© Гутиева И. Г., 2016
Развитие наркоситуации в Российской Федерации в последние годы убедительно указывает на то, что наркобизнес продолжает занимать прочные позиции в сфере теневой экономики, оказывая разрушительное воздействие на социальные и нравственные устои общества. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ становится серьёзным препятствием на пути прогрессивных процессов в сфере международной политики и торгово-экономических отношений мирового сообщества [2].
Реальностью сегодняшнего дня является тесная взаимосвязь наркобизнеса с организованной преступностью, что обусловлено высокой доходностью производства и распространения наркотиков и их прекурсоров в связи с отсутствием серьезной конкуренции на данном сегменте рынка. По оценкам специалистов, незаконный оборот наркотических средств позволяет при минимальных затратах получать прибыль, составляющую более 1000 %. В России деньги, полученные от наркобизнеса, наркогруппировки направляют: на организацию будущих операций наркобизнеса и приобретение недвижимого имущества; подкуп государственных служащих; в банковскую сферу; на приобретение оружия, боеприпасов; на организацию политических кампаний -выборов, референдумов - для лоббирования криминальных интересов; на создание подставных юридических лиц; для покупки драгоценностей и предметов роскоши, ценных бумаг.
Преступные организации, специализирующиеся на наркобизнесе, формируются, как правило, по национальному признаку и носят транснациональный характер, что выделяет наркопреступность в особый вид преступности, который наносит комплексный ущерб не только личности и отдельным государствам, а имеет выраженный глобальный характер, представляющий угрозу всему мировому сообществу.
Наркопроизводство стало транснациональной угрозой. В мире существует два глобальных центра производства наркотиков - Афганистан и государства Южной Америки (Колумбия, Перу, Боливия). Если в Афганистане сосредоточено 90-95 % всего мирового производства героина, то в Южной Америке локализовано производство 100 % кокаина в мире.
На сегодняшний день основной поток наркотиков идет в Российскую Федерацию из Средней Азии, что обусловлено недостаточностью усилий государственных властей Центрально-Азиатского региона в деле пресечения мощного потока опиатов из Афганистана. Существует ряд преступных группировок транснационального характера, которые обеспечивают не только транзит наркотиков через страны Центральной Азии, но и их сбыт в городах России. Так, например, в Новосибирске были задержаны пятеро уроженцев
136
Кыргызской Республики - участники преступной группы, организовавшие контрабандный канал сбыта высококонцентрированного героина из Средней Азии. Изъятое у них наркотическое средство находилось в заводских упаковках с клеймом и печатью одного из крупных афганских наркокартелей. Нелегальные рынки опиатов и кокаина, поступающие с указанных территорий, представляют одну из современных транснациональных угроз, связанных с наркопреступностью.
Вместе с тем случаи привлечения к ответственности иностранных граждан за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, достаточно редки, что позволяет признать успешной деятельность международных преступных групп на территории Российской Федерации, а также способствует дальнейшей интеграции транснациональных наркоорганизаций и их упрочнению на российской территории.
В настоящее время в Российской Федерации закон допускает депортацию, т. е. принудительную высылку иностранных граждан из России, за незаконный оборот, потребление, пропаганду наркотических средств, психотропных веществ (ст. 6.8, 6.9, 6.13 КоАП РФ). Вместе с тем нельзя не признать обоснованной позицию, согласно которой меры противодействия в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров на территории России, недостаточно эффективны [1].
К сожалению, в Российской Федерации существует объективные причины для развития незаконного оборота наркотических средств. С одной стороны, контрабанда наркотиков осуществляется с целью их распространения на территории России, с другой стороны - территория России используется для транзита наркотиков в Европу, Северную Америку и некоторые государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
В целях противодействия наркопреступности в Российской Федерации реализуется Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г. [5], содержащая все необходимые предпосылки для разработки и реализации правовой модели антинаркотической деятельности, в соответствии с которой все мероприятия по противодействию наркопреступлениям, в том числе совершаемым транснациональными преступными организациями, включают в себя два важных и равных по значимости элемента [5]. Первый -сокращение спроса, второй - снижение предложения на немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Незаконный оборот наркотиков построен на законе рынка - «спрос рождает предложение». Чем больше изымается из незаконного оборота наркотиков при сохранении
137
спроса на них, тем выше их стоимость и тем еще более привлекательным становится регион для очередных наркопоставок. Как правило, наркосиндикаты легко и быстро восстанавливают свои ряды, в первую очередь за счет наркозависимых, которые вовлекают в потребление новичков и становятся очередными наркодилерами.
Деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, официально признана угрозой национальной безопасности Российского государства. Наркобизнес наносит урон общественному порядку, экономической безопасности и порядку управления Российской Федерации. Следовательно, первоочередной задачей государства и его органов является выявление и ликвидация преступных группировок, специализирующихся на наркобизнесе, привлечение к ответственности производителей и распространителей наркотиков и их прекурсоров, а также проведение своевременной и действенной антинаркотической государственной политики.
Список литературы
1. Геляхова Л.А. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений // Теория и практика обществ. развития. - 2015. - № 19. - С. 92-93.
2. Гутиева И.Г. Пределы экстремизма и правовые основы противодействия его проявлениям // Теория и практика обществ. развития. - 2014. - № 17. - С. 73-74.
3. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 09 июня 2010 г. № 690 (ред. от 01 июля 2014 г.) // СЗ РФ. - 2010. - № 24. - Ст. 3015; 2014. - № 27. -Ст. 3754.
4. Романова Л., Ролик А. Приоритетные направления в профилактике распространения наркотиков // Уголовное право. - 2005. - № 2. - С. 104.
5. Хатаева М.А. Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России // Журн. рос. права. - 2010. - № 12. - С. 63.