Научная статья на тему 'Государственно-общественное управление содержанием и результатами профессионального образования'

Государственно-общественное управление содержанием и результатами профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / QUALITY / QUALITY ASSURANCE / STATE AND PUBLIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов Михаил Юрьевич, Дугаров Алдар Леонидович

Статья посвящена основным аспектам государственно-общественного управления профессиональным образованием. В статье утверждается, что предметом педагогических исследований по государственно-общественному характеру управления становится поиск объективных и существенных связей между определёнными свойствами управления, процессами управления и его результатами. Раскрывается оценка качества высшего образования на различных системных уровнях: − государственном, включающем государственную политику в области высшего образования, а также лицензирование и аккредитация образовательных учреждений; − общественно-профессиональном как участие профессиональных сообществ, работодателей, общественных организаций, в том числе международных, а также непосредственных потребителей образования в оценке результатов образования, в формировании заказа на специалистов и в экспертизе образовательных программ; − институциональном − на уровне образовательного учреждения и менеджмента; − уровне образовательных программ и отдельных дисциплин. Особое внимание уделяется современным методам и моделям обеспечения гарантий качества образования, а также соответствующим процедурам оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and Public Management of Professional Education Content and Outcomes

The article deals with the main aspects of state and public management of professional education. The article states that the subject of educational research on state-public nature of management is the search for objective and substantive relationships between the specific characteristics of management, the management process and its outcomes. The quality of education is assessed at various system levels: the state level includes the state policy in higher education, as well as licensing and accreditation of educational institutions; the public and professional level involves professional communities, employers, public organizations as well as international organizations and direct consumers of educational services to evaluate education outcomes, to form orders for specialists and to carry out an expertise of educational programs; the institutional level at the educational institutions level and its management, and the level of educational programs and individual disciplines. Particular attention is paid to modern methods and models to assure education quality, as well as appropriate assessment procedures.

Текст научной работы на тему «Государственно-общественное управление содержанием и результатами профессионального образования»

УДК 377 ББК Ч45

Михаил Юрьевич Швецов,

доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: Shvecov_m_n@mail.ru

Алдар Леонидович Дугаров, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: klimenko_tk@mail.ru

Государственно-общественное управление содержанием и результатами профессионального образования

Статья посвящена основным аспектам государственно-общественного управления профессиональным образованием. В статье утверждается, что предметом педагогических исследований по государственно-общественному характеру управления становится поиск объективных и существенных связей между определёнными свойствами управления, процессами управления и его результатами. Раскрывается оценка качества высшего образования на различных системных уровнях: - государственном, включающем государственную политику в области высшего образования, а также лицензирование и аккредитация образовательных учреждений; - общественно-профессиональном как участие профессиональных сообществ, работодателей, общественных организаций, в том числе международных, а также непосредственных потребителей образования в оценке результатов образования, в формировании заказа на специалистов и в экспертизе образовательных программ; - институциональном -на уровне образовательного учреждения и менеджмента; - уровне образовательных программ и отдельных дисциплин. Особое внимание уделяется современным методам и моделям обеспечения гарантий качества образования, а также соответствующим процедурам оценки.

Ключевые слова: качество, гарантии качества, государственно-

общественное управление.

Mikhail Yurievich Shvetsov,

Doctor of Pedagogy, Professor, Trans-Baikal State University (Chita, Russia), e-mail: Shvecov_m_n@mail.ru

Aldar Leonidovich Dugarov Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: klimenko_tk@mail.ru

State and Public Management of Professional Education Content and Outcomes

The article deals with the main aspects of state and public management of professional education. The article states that the subject of educational research on state-public nature of management is the search for objective and substantive relationships between the specific characteristics of management, the management process and its outcomes. The quality of education is assessed at various system levels: the state level includes the state policy in higher education, as well as licensing and accreditation of educational institutions; the public and professional level involves professional communities, employers, public organizations as well as international organizations and direct consumers of educational services to evaluate education outcomes, to form orders for specialists and to carry out an expertise of educational programs; the institutional level - at the educational institutions level and

114

© М. Ю. Швецов, А. Л. Дугаров, 2012

its management, and the level of educational programs and individual disciplines. Particular attention is paid to modern methods and models to assure education quality, as well as appropriate assessment procedures.

Keywords: quality, quality assurance, state and public management.

Две ведущие тенденции определяют облик современной профессиональной школы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это процесс усиления внимания к образованию и повышенный интерес к проблемам качества. В связи с этим происходит эволюционная модернизация теории и практики управления системой профессионального образования, которая предполагает новые подходы, новые отношения, новые структуры управления, новые модели [1, с. 94].

Вхождение России в мировое образовательное сообщество меняет характер стратегического управления профессионального образования. Национальная Доктрина образования, государственная политика образования, определенная в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики (до 2020 г.) предусматривает приоритетность образовательной сферы в модернизации и эволюционном обновлении общественных отношений, государства и экономики [2].

В условиях глобализации процессы порождения и распространения знания становятся ключевыми. Этот процесс требует модернизации образовательной системы профессионального образования. Необходимым условием развития профессионального образования является освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан. Социальный диалог и партнёрство с учётом открытости общества, его быстрой информатизации задаёт рост динамики изменений.

Стратегия развития образования определяется идеологией и обновлением управления всей системы образования. При построении и внедрении нового организационноэкономического механизма предусматривается последовательное изменение правового статуса учреждения образования, которое заложено в законе «Об образовании» в редакции 1996 года.

Изменившиеся условия управления социально-экономической сферой в регионах, не отразились на механизмах и структу-

ре органов управления профессиональным образованием. Определение государственной и региональной политики управления профессиональным образованием может существенно изменить ситуацию в системе профессионального образования и будет способствовать её качественному развитию. Механизмом этих преобразований должен стать государственно-общественный характер управления, учитывающий ассиме-тричность социально-экономического развития регионов, этому будет способствовать переход от централизованно-федерального управления к федерально-региональному, регионально-общественномуи корпоративнообщественному управлению. Стратегическим направлением модернизации системы профессионального образования, отличным от предыдущих, выступает создание условий для сочетания государственных и общественных, корпоративных и негосударственных форм управления образовательными учреждениями на различных уровнях. Положительные преобразования по внедрению именно таких механизмов способствуют становлению в регионе и в России в целом гражданского общества, возможные взаимодействия различных общественных сил вокруг решения важнейшей задачи профессионального образования. Предметом педагогических исследований по государственно-общественному характеру становится поиск объективных и существенных связей между определёнными свойствами управления, процессами управления и его результатами. Формирование социальных институтов и организаций, выступающих своеобразными «узлами», будет стратегическим решением, связывающим социальные общности, социальные действия, взаимодействие социальных партнёров в единое системное целое. От деятельности новых социальных институтов и качества их функционирования напрямую характеризуется стабильность и устойчивость системы, поскольку эти «узлы» являются организационными формами совместной деятельности людей. Взаимодействие теории управления

и профессиональной педагогики является основой управления базовыми знаниями студентов. Объектом и субъектом управления выступают заинтересованные «заказчики» и «пользователи». В зоне исследования управления профессиональным образованием формируется ещё одна предметная зона, которая является дисциплиной нормативной, конструктивной и проектно ориентированной.

Экономико-правовое обеспечение не только выдвигает ценности и нормы, но и с опорой на них предписывает, что должно быть сделано для приближения к целям, ценностям и идеалам.

В научных контекстах нормативность экономико-правового обеспечения совершенно не характеризует что-то административнокомандное. Нормативность выступает здесь для различения описания и предписания — что должно быть. При этом в рамках стратегии управления профессиональным образованием проектируются нормативные модели по совершенствованию образовательной и управленческой практики с учетом международного и отечественного опыта [3, с. 21-25].

Обеспечение гарантий качества образования играет ключевую роль в определении точек взаимодействия между образовательными системами разных стран, во взаимопонимании образовательных учреждений и рынка труда, в регулировании отношений образования с государством и обществом. Это комплексная многоаспектная проблема, в решении которой участвуют многочисленные государственные и общественные российские и международные организации, образовательные учреждения, специалисты. все возрастающая важность данной проблемы обусловлена повышением открытости процессов и результатов образования, что является следствием демократизации общества и повышения активности различных заинтересованных сторон.

Независимо от того, являются ли образовательные учреждения государственными или частными, они должны быть уверены, что могут продемонстрировать доказательства своей состоятельности предоставлять образовательные услуги требуемого качества. Качество в данном случае означает, что обучающиеся гарантированно приобретают компетенции, необходимые им для самоопреде-

ления, трудоустройства, карьеры и развития, для гармоничной и комфортной жизни, и это отвечает ожиданиям общества и государства.

Традиционно оценкой качества в большинстве стран занимались национальные органы управления образованием. Целью оценки являлось определение степени выполнения задач государственной политики в области образования и правильности расходования выделяемых на это средств. В последнее время ситуация изменилась в связи с глобализацией международных отношений, в особенности экономических, в связи с развитием демократических институтов, отстаивающих интересы личности и различных общественных групп.

Таким образом, за последнее десятилетие международным сообществом были выработаны различные подходы к оценке деятельности вузов, появилась концепция обеспечения гарантий качества образования -quality assurance. Акцент в оценке сместился с государственного на общественный или общественно-профессиональный уровень. Определилась также другая тенденция - ответственность за качество высшего профессионального образования все больше ложится на вузы. Как следствие этого появились механизмы самооценки, независимой оценки, аудита третьей стороной, сертификации, аккредитации [5, с. 53].

Любой подход имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от определённого периода времени и национального контекста. Тем не менее общим для всех подходов является оценка следующих элементов: гарантированная реализация вузом минимальных стандартов качества образования; устойчивое управление, позволяющее ставить и достигать цели в различных контекстах; способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; стремление к совершенствованию.

Таким образом, обеспечение гарантий качества образования включает, с одной стороны, проверку достижения образовательных результатов; с другой стороны, способность образовательного учреждения гарантировать стабильность и надежность получения ожидаемых результатов.

Оценка результатов образования и обучения осуществляется посредством проведения экзаменов, предъявления результатов труда или подтверждения другими способами, что уровень компетенции выпускника соответствует профессиональным стандартам и/или стандартам обучения. В Глоссарии Европейского образовательного форума (1998) «определение и оценка характеризуется как процесс, используемый для сбора и разъяснения фактов, подтверждающих достигнутый образовательный уровень и уровень компетенции человека, а также принятие решения по поводу предоставленных фактов достигнутого образовательного уровня и уровня компетенции».

Другая часть оценки - институциональная - реализуется путём проверки соответствия вуза или образовательной программы определённым стандартам или критериям.

Обеспечение единого подхода в понимании качества высшего образования создаёт организационную и методологическую основу оценки и реализуется на разных системных уровнях:

• государственный - это государственная политика в области высшего образования, а также лицензирование и аккредитация образовательных учреждений;

• общественно-профессиональный -это участие профессиональных сообществ, работодателей, общественных организаций, в том числе международных, а также непосредственных потребителей образования в оценке результатов образования, в формировании заказа на специалистов и в экспертизе образовательных программ;

• институциональный - на уровне образовательного учреждения и менеджмента;

• уровень образовательных программ и отдельных дисциплин.

Обеспечение гарантий качества образования в международной практике основывается на таких процедурах оценки, как лицензирование, аккредитация образовательных учреждений, аккредитация образовательных программ, валидация образовательных программ, независимая экспертиза, аудит, сертификация, самооценка, ранжирование и анализ статистической информации. В разных моделях обеспечения гарантий качества образо-

вания применяется одновременно несколько процедур.

Лицензирование - это первая ступень государственных гарантий качества образования, которая обеспечивается через передачу прав на осуществление деятельности в области высшего профессионального образования тем учреждениям, которые создают соответствующие для этого условия. Процедуры лицензирования носят достаточно формальный характер и не затрагивают оценку содержательной стороны образования. Поэтому основным инструментом государственной гарантии качества образования является аккредитация.

Европейские министры образования ещё на своей встрече в Праге в 2005 г. признали «...важную роль систем контроля качества в обеспечении высоких стандартов качества и совместимости квалификаций на всём европейском пространстве». Ими одобрены любые действия по распространению лучших методов оценки и аккредитации/сертификации, а также разработка сценариев взаимного признания и механизмов оценивания и аккредитации. Особую роль призвана сыграть Европейская сеть по гарантиям качества в высшем образовании - European Network for Quality Assurance in Higher Education - ENQA и Международная сеть аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы CEENet. При этом, с одной стороны, национальное аккредитационное агентство должно быть членом указанных или других международных организаций, чтобы обеспечить единые интернациональные подходы. С другой стороны, оно должно быть признано государством, общественными и профессиональными сообществами. Это означает, что влияние государства на работу аккредитационного агентства должно быть адекватным доли ответственности, распределённой между всеми заинтересованными сторонами. Таким образом, влияние государства должно быть достаточным, чтобы гарантировать «государственное качество». В то же время государство должно предоставить аккредитационному агентству необходимые полномочия для интеграции требований других заинтересованных сторон.

В России права лицензирования, контроля и аккредитации предоставлены Федераль-

ной службе по надзору в сфере образования и науки, а Национальное аккредитационное агентство осуществляет сервисные функции в рамках государственной аккредитации вузов и образовательных программ. Государство в лице Правительства и Министерства образования и науки определяет «правила игры», т. е. утверждает аккредитационные показатели, разрабатывает государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки.

Общественно-профессиональный уровень гарантий качества образования обеспечивается широким участием общественных и профессиональных организаций в оценке стратегических приоритетов вуза. Общественность в данном контексте - это профессиональные союзы и объединения студентов, выпускников, педагогов, работодателей; политики, местная администрация, влиятельные общественные организации и союзы. Их влияние в настоящее время возрастает и, прежде всего, по инициативе самих вузов, заинтересованных в продвижении интересов вуза, в поиске партнёров, в выяснении интересов потребителей, в нахождении дополнительных источников финансирования, в коллегиальном принятии наиболее ответственных решений. Именно поэтому в вузах создаются попечительские советы, которые призваны решать перечисленные задачи.

Профессиональные сообщества обеспечивают независимую экспертизу и рецензию деятельности вузов, образовательных программ и учебно-методических работ. В Европе независимую экспертизу проводят БИЛ. ENQA, Зальцбургский семинар (Австрия) и другие организации. Примерами профессиональных сообществ обеспечения качества образования в России могут быть учебнометодические объединения по направлениям и специальностям, Высшая аттестационная комиссия по присуждению учёных степеней и званий, Аккредитационная коллегия, регистр экспертов, Ассоциация независимой экспертизы высшей школы Санкт-Петербурга, Ассоциация инженерного образования, Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры АККОРК (Москва). Рейтинговая оценка не имеет отношения к аккредитации, но также способствует совершенствованию деятельности учреж-

дений высшего образования. В России такую роль выполняют независимые организации, такие как агентство «РейТор», Фонд Владимира Потанина и др. Так же, как и аккредитацию, ранжирование можно рассматривать как метод или элемент оценки. Обычно ранжирование определяется как метод, в ходе которого сравниваются результаты по предметам, программам, институтам или темам, что ведёт к обмену положительным опытом. Элемент «положительного опыта», который является характерным для большинства определений ранжирования, подразумевает, что в то время как аккредитация основывается обычно на минимальных стандартах или пороговых критериях, то ранжирование обычно основывается на наивысших критериях [4, с. 79].

Поскольку на уровень вуза переносится главная ответственность за качество образования, вузы используют добровольные модели обеспечения гарантий качества и его соответствующие процедуры его оценки:

• системы менеджмента качества, основанные на процессной модели, изложенной в международном стандарте КО 9001 (реализуются самооценка, внутренний и внешний аудит и сертификация);

• федеральные, региональные и ведомственные конкурсы по качеству, основанные на процедурах независимой экспертизы;

• внешний аудит в соответствии с положениями стандартов ENQA;

• самооценка и публичный отчёт вуза.

Системы менеджмента качества стали неотъемлемой составной частью деятельности организаций различных отраслей во многих странах. Повсеместное распространение единого подхода к созданию систем менеджмента качества на основе требований стандарта 180 9001 позволяет получить международное признание системы управления вуза на основе процедуры сертификации (установления соответствия требованиям стандарта), выполняемой независимой организацией - органом по сертификации. Один из принципов этой системы - принятие решений на основе фактов - предполагает процедуры оценки результатов и параметров процессов для последующей корректировки отклонений.

Самооценка иногда используется вузами как отдельный вид деятельности, но чаще совмещена с другими методами оценки. Так,

самооценка входит составной частью в процедуру государственной аккредитации. В Международной организации по стандартизации в 2007 г. принят стандарт ЩА-2 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению КО 9001:2000 в образовании», в котором приводится методика самооценки. Поскольку почти все организации считают, что повышение качества образования является их главной целью, неудивительно, что самооценка является элементом в большинстве процедур оценки.

Анализ статистических данных используется для оценки различных параметров деятельности в менеджменте вуза, а в региональных системах управления образованием -это один из основных механизмов принятия решений. Анализ показывает, что наиболее

часто используются статистические данные по студентам и преподавательскому составу. Примечательно, что данные рынка труда используются чаще при оценке, чем при аккредитации. Статистика рынка труда может быть важным показателем адекватности при одобрении новых образовательных программ, утверждения приоритетных направлений развития образования, распределения бюджетных средств и т. д.

Таким образом, современные методы обеспечения гарантий качества образования достаточно разнообразны и применяются комплексно, однако опыт показал, что фундаментом применения всех указанных является устойчивый менеджмент, основанный на концепции 180 9000 [5, с. 55-59].

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. № 2. М., 2000.

2. Национальная доктрина образования // Поиск. 2000. № 43. 13 окт.

2000.

3. Никитин М. В. Модернизация управления развитием образовательных организаций : монография. М.: Изд. центр АПО, 2001. 221 с.

4. Рубин Ю. Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты : монография. 2-е изд. М.: Маркет ДС, 2009. 336 с.

5. Управление развитием вуза на основе системы менеджмента качества: науч.-метод. пособие. СПб.: Книжный дом, 2008. 160 с.

Статья поступила в редакцию 18.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.