Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЖКХ: ОПЫТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЖКХ: ОПЫТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

36
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНАЯ СФЕРА / УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ / КАЧЕСТВО / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Астафьев Сергей Александрович

Проанализирован государственно-общественный подход к повышению качества оказания услуг в жилищной сфере за счет объединения усилий исполнительной власти, общественных организаций и населения. Выявлены государственные и общественные организации, ответственные за контроль качества услуг в сфере ЖКХ. Ранее обозначенное понятие система саморегулирования совершенствуется до понятия государственно-общественное регулирование. Анализируется работа федеральных проектов Управдом и Школа грамотного потребителя в Иркутской области. Научно обосновывается необходимость создания регионального Общественного совета в сфере ЖКХ, направленного на регулирование всех процессов в этой сфере и повышение качества услуг населению. Приводится информация о реализации планов государства по разработке профессиональных стандартов работников сферы ЖКХ и нормативной базы по сертификации профессиональных квалификаций работников ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PUBLIC REGULATION OF UTILITIES: THE EXPERIENCE OF THE IRKUTSK REGION

This article is devoted to the analysis of state-society approach to improving the provision of services in the sphere of housing by uniting the efforts of the executive, public organizations and population. It was identified state and public organizations responsible for the quality control of services in the sphere of housing and communal services. Previously it was defined the concept of the self-regulatory system is improved to the concept of state and public regulation. The experience of the federal projects the Upravdom and School literate consumers in the Irkutsk region was given. It was scientific substantiated the necessity of the creation of the regional Public Council in the sphere of housing and communal services, aimed at the regulation of all processes in this field and improving the quality of public services. It was given some information on the implementation of state plans for the development of professional standards of the workers of communal services and the regulatory framework for the certification of professional qualifications of employees of public utilities.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЖКХ: ОПЫТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 005.332.2:69

Государственно-общественное регулирование сферы ЖКХ: опыт Иркутской области

Чернышов Л.Н., Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Астафьев С.А., Байкальский государственный университет экономики и права»

Ключевые слова: жилищная сфера, управляющие компании, качество, саморегулирование, лицензирование, обучение населения.

Проанализирован государственно-общественный подход к повышению качества оказания услуг в жилищной сфере за счет объединения усилий исполнительной власти, общественных организаций и населения. Выявлены государственные и общественные организации, ответственные за контроль качества услуг в сфере ЖКХ. Ранее обозначенное понятие система саморегулирования совершенствуется до понятия государственно-общественное регулирование. Анализируется работа федеральных проектов Управдом и Школа грамотного потребителя в Иркутской области. Научно обосновывается необходимость создания регионального Общественного совета в сфере ЖКХ, направленного на регулирование всех процессов в этой сфере и повышение качества услуг населению. Приводится информация о реализации планов государства по разработке профессиональных стандартов работников сферы ЖКХ и нормативной базы по сертификации профессиональных квалификаций работников ЖКХ.

State-public regulation of utilities: the experience of the Irkutsk region

Chernyshov L.N., Institute for STR GASIS National research university «Higher school of Economics» Astafiev S.A., Baikal National University of Economics and Law

Keywords: housing, house management companies, quality, regulation, licensing, training of the population.

This article is devoted to the analysis of state-society approach to improving the provision of services in the sphere of housing by uniting the efforts of the executive, public organizations and population. It was identified state and public organizations responsible for the quality control of services in the sphere of housing and communal services. Previously it was defined the concept of the self-regulatory system is improved to the concept of state and public regulation. The experience of the federal projects the Upravdom and School literate consumers in the Irkutsk region was given. It was scien-tific substantiated the necessity of the creation of the regional Public Council in the sphere of housing and communal services, aimed at the regulation of all processes in this field and improving the quality of public services. It was given some information on the implementation of state plans for the development of professional standards of the workers of communal services and the regulatory framework for the certification of professional qualifications of employees of public utilities.

Реформа в сфере ЖКХ, осуществляемая с 90-х годов прошлого века привела к формированию соответствующей нормативно - правовой базы позволяющей, субъектам жилищно-коммунальных правоотношений (населению, публичной власти и бизнесу) руководствоваться внятными правилами поведения на рынке производства и потребления жилищно-коммунальных услуг.

Тем не менее, в условиях формирования нового правового пространства общество оказалось свидетелем борьбы двух систем управления ЖКХ - формальной и неформальной.

Формальная система управления создавалась в ЖКХ на новых правовых и организационно-экономических принципах. Неформальная (старая) сложилась в дореформенный период на основе советских принципов организации общества, культурных и семейных традиций, не всегда формализованных, и которые люди не всегда могут четко изложить, но которыми они руководствуются в повседневной жизни, в быту и на работе, в том числе при реализации новых законодательных актов в сфере ЖКХ.

Тем не менее, как оказалось, от этих сложных и порой противоречивых систем общественного реагирования на процессы реформирования ЖКХ и индивидуальной саморегуляции, реализуемых субъектами жилищно-коммунальных правоотношений, во многом зависит успех преобразований в этой социально значимой сфере муниципальной экономики.

В этих условиях задача установления новых форм хозяйствования, владения и управления собственностью в жилищной и коммунальной сферах, хотя и не вышла за рамки взаимно-однозначного понимания и реализации субъектами права норм соответствующих законов, но стала прагматически более сложной. В силу вышеизложенного, главная проблема реализации вновь принимаемых законодательных и нормативных документов в жилищно-коммунальной сфере, как оказалось, не технологическая, а идеологическая и политическая, в основе которых лежат вполне конкретные экономические интересы.

Именно поэтому представителям публичной власти, специалистам ЖКХ и населению так важно в полной мере осознать то, насколько масштабна институциональная трансформация, которая за эти годы осуществлена в жилищно-коммунальной сфере России. Сколь значимо и непривычно предъявленное обществу новое (для этого сектора муниципальной экономики) поле социальных целей, интересов и механизмов их реализации, ранее не существовавших или полностью маргинальных.

2014 год характерен принятием новых законодательных и нормативных документов, направленных на усиление контроля за качеством работ и оказанием услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве. С одной стороны - введение лицензирования управляющих компаний и установление обязательных сборов на капитальный ремонт многоквартирных домов. С другой стороны - усиление роли общественного контроля в деле повышения качества услуг в сфере ЖКХ. Анализ этих документов свидетельствует о систематизации подходов к повышению качества услуг в сфере ЖКХ, позволяющих выявить имеющиеся в отрасли проблемы и предложить пути их решения.

В работах [1-5] была осуществлена попытка разработать методологию государственно-общественного регулирования отрасли, введя понятие «система саморегулирования» в строительстве и управлении недвижимостью. В это понятие включено:

- государство в лице соответствующих органов, осуществляющих контроль за деятельностью строительных организаций и управляющих компаний (Минэкономразвития, Министерство строительства и ЖКХ, Ростехнадзор и т.п.);

- саморегулируемые организации (обязательные и добровольные);

- страховые компании, являющиеся неотъемлемым звеном саморегулирования в строительстве;

- высшие образовательные учреждения, выполняющие основную законодательную функцию саморегулирования - повышение квалификации членов саморегулируемых организаций.

Система отношений, в которые вступают между собой элементы системы саморегулирования, представлена различными законодательными актами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций, правилами и кодексами деятельности саморегулируемых организаций, разрабатываемыми на уровне Национального объединения, различные инициативные движения снизу и сверху, направленные на совершенствование деятельности саморегулируемых организация (конференции, совещания, парламентские слушания и т.п.).

Исходя из вышесказанного, под системой саморегулирования в жилищной сфере понимается единство субъектов саморегулирования (государственных институтов, самоорганизующихся структур, строительных предприятий, управляющих компаний, образовательных учреждений, страховых компаний), осуществляющих свою деятельность с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, разрабатывающих кодексы и правила поведения, организующих повышение членов саморегулируемых организаций и осуществляющих выдачу допусков к работам на основе законодательства о саморе-

гулировании и иных законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность соответствующих сфер экономики.

Таким образом, становится очевидным, что развитие саморегулирования невозможно как без участия государства, так и без участия общественных организаций. Невозможно оно и без формирования устойчивых связей между государством и общественными организациями. Что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего развития вопросов государственно-общественного регулирования сферы ЖКХ с целью повышения качества услуг в этой сфере.

В настоящее время в Российской Федерации развиваются государственные механизмы регулирования сферы ЖКХ при помощи законодательной, исполнительной и судебной системы. Помимо этого есть и общественные формы контроля качества услуг в сфере ЖКХ через различные общества защиты прав потребителей, Общественную палату, различные партийные проекты. Так партия Единая Россия уже несколько лет реализует федеральный партийный проект Управдом, целью которого является повышение жилищной грамотности населения, обучение представителей ТСЖ, старших по подъездам и т.п. В 2014 г. в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №524/пр от 8 сентября был инициирован новый проект в рамках федерального проекта «Управдом» - «Школа грамотного потребителя». В целях реализации проекта его возглавил замглавы Минстроя России Андрей Чибис. В рабочую группу по реализации проекта вошли представители Минстроя России, партии «Единая Россия», НП «ЖКХ Контроль», Фонда содействия реформированию ЖКХ, Общественной палаты РФ и другие эксперты отрасли. Отличие нового проекта от Управдома в том, что он предусматривает расширение обучения грамотности населения в сторону молодежи, а также в сторону использования современных Интернет и компьютерных технологий в сфере ЖКХ. Так, например, в рамках Школы грамотного потребителя населению представлена онлайн игра ЖЭКА - Ьйр:/^га- eka.ru, направленная на обучение вопросам энергосбережения.

Проект предусматривает формирование аналогичных рабочих групп в регионах. При этом имеется ввиду, что представители, включаемые в такие рабочие группы, должны не только отражать интересы различных субъектов гражданско-правовых отношений в ЖКХ, быть глубоко профессиональными в соответствующих областях деятельности предприятий ЖКХ (технической, экономической, юридической и др.), но и учитывать сложившуюся практику государственно-общественного регулирования качества услуг в сфере ЖКХ на территории.

В Иркутской области рабочая группа была создана при региональном отделении партии «Единая Россия» из представителей Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, НП СРО «Содружество ЖКХ», Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, ИРОО ОЗПСП «Жилищный контроль», ООО «Ир-кутскэнергосбыт», Службы государственного жилищного и строительного

надзора Иркутской области, Министерства образования Иркутской области, муниципалитетов и высших учебных заведений г. Иркутска, что позволило придать ей сугубо государственно-общественный характер.

При этом следует отметить, что подобные подходы к государственно-общественному регулированию сферы ЖКХ в Иркутской области имели место и ранее. Попытка организационно оформить сложившуюся практику регулирования процессов развития объектов ЖКХ, была предпринята в области в апреле 2012 года путем создания Общественного совета по реформированию и модер-низации жилищно-коммунального хозяйства, который должен был функционировать при Правительстве Иркутской области. Основными задачами Совета должны были стать выработка единой политики по реформированию и модернизации ЖКХ, созданию конкурентной среды и привлечению инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства региона в целях решения задач по повышению качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей.

Планировалось, что Совет будет координировать взаимодействие органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций коммунального комплекса, вырабатывать рекомендации для правительства Иркутской области по реализации реформы ЖКХ, а также готовить предложения по эффективному управления жилищным фондом для снижения издержек производства, энергоресурсосбережения и повышения качества услуг населению, являясь, таким образом, государственно-общественной площадкой для обсуждения и решения проблем отрасли. Однако данная инициатива так и не была реализована.

Следует отметить, что в Российской Федерации вопросы повышения качества также решаются через разработку профессиональных стандартов работников сферы ЖКХ, нормативной базы по сертификации профессиональных квалификаций работников ЖКХ. Большое количество исследований на эту тему выполнено учеными ИДПО ГАСИС НИУ Высшей школы экономики [6-11]. Ввиду серьезного отставания качества оказания услуг в сфере ЖКХ в Российской Федерации государство совместно с научным сообществом запланировало допуск к работам высококвалифицированных специалистов. Оборотной стороной этого процесса должно быть и повышение грамотности самого населения. Именно для этого необходима разработка механизма государственно-общественного регулирования процессов, происходящих в сфере ЖКХ.

Обратимся к анализу существующих вариантов обучения специалистов в сфере ЖКХ, населения, студентов, школьников и попытаемся сформировать единую систему обучения. Именно для управляющих жилой недвижимости необходимо в первую очередь организовать разработку профессиональных стандартов и создать систему сертификации профессиональных квалификаций. Это обусловлено тем, что в процессе управления, собственники жилья ставят перед управляющей компанией задачи, направленные на обеспечение непрерывного возобновления технико-экономических и эстетических харак-

теристик здания, при условии соблюдения прозрачности (для собственников жилья и других потребителей) финансовых отношений. Таким образом менеджмент компании должен владеть вопросами управления доходами и затратами, распределением финансовых потоков, организацией, хозяйственно-финансовым планированием и контролем [12].

Учитывая сложившуюся специфику государственно-общественного процесса повышения качества услуг в сфере ЖКХ необходимо дать определение понятию «государственно-общественное регулирование». В настоящее время похожий термин используется только применительно к сфере образования и под названием государственно-общественное управление (ГОУ). Государственно-общественное управление образованием (ГОУ) - особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения. ГОУ может осуществляться путем создания как раздельных, но взаимодействующих, органов и форм государственного и общественного управления образованием, так и путем создания совместных органов и форм ГОУ [13].

Других аналогов термину «государственно-общественное регулирование» нами встречено не было, что позволяет впервые дать определение этому понятию. Целесообразность государственно-общественного регулирования в сфере ЖКХ заключается в том же, что и в образовательной сфере - повышении качества оказания услуг, а также снижении приведенных эксплуатационных и коммунальных затрат. За счет некачественно осуществленных строительно-монтажных работ, ввода зданий в эксплуатацию, недобросовестной работы управляющих компаний и т.п. эти затраты для потребителя могут значительно возрастать.

Таким образом, под государственно-общественным регулированием в ЖКХ следует понимать совместное осуществление регуляционных функций за качеством предоставления услуг в ЖКХ и их стоимостью, посредством объединения усилий государственных институтов и органов власти с общественными организациями путем создания как раздельных, но взаимодействующих, органов и форм государственного и общественного регулирования, так и совместных органов и форм регулирования. На наш взгляд, предпочтительнее создание единого государственно-общественного органа, в который бы входили как представители государственных, так и общественных структур и решения которого были бы обязательными для выполнения и для государственных и для общественных организаций. Таким органом мог бы быть Общественный совет по ЖКХ при Правительстве региона.

В состав данного регионального Совета необходимо включать представите-

лей от:

- добровольных саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами (в качестве представителей управляющих компаний);

- ассоциаций ТСЖ;

- органов власти, ответственных за предоставление жилья льготным катего-риям населения, размещающие заказы на строительство жилья и объектов соци-ального назначения на аукционах;

- комитетов по ценам,

- ресурсоснабжающих организаций;

- министерства ЖКХ;

- партийных структур, ответственных за повышение качества и контроль за сферой ЖКХ;

- государственных надзорных учреждений (Строительный надзор, Жилищный надзор, Роспотребнадзор), осуществляющие надзор за качеством строительства и эксплуатацией объектов недвижимости;

- образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для сферы ЖКХ.

- иных общественных надзорных органов за качеством предоставления услуг в сфере ЖКХ.

Для реализации подобного проекта, в рамках федерального партийного проекта «Управдом» и проекта «Школа грамотного потребителя» в Иркутской области в октябре 2014 г. была произведена ревизия всех структур, которые занимаются вопросами контроля качества услуг предоставляемых в сфере ЖКХ, регулирования взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями и населением, обучением населения, школьников и студентов вопросам грамотности в сфере ЖКХ. Группировка структур осуществлялась по принципу отнесения их к государственным структурам и органам власти и общественным и иным организациям. В табл.1 приведены государственные структуры и органы власти, ответственные за качество работы сферы ЖКХ.

В табл.2 приведены общественные, образовательные и иные организации, ответственные за качество работы сферы ЖКХ, подготовку специалистов и информирование населения.

Очевидно, что количество участников процесса контроля качества и регулирования в сфере ЖКХ, как со стороны государственных органов, так и со стороны общественных, частных и образовательных организаций примерно равно, а их полномочия во многом пересекаются или дублируются. Данное обстоятельство еще раз подтверждает необходимость создания единого объединяющего государственно-общественного органа, который мог бы консолидировать деятельность всей совокупности вышеупомянутых органов власти, общественных и образовательных организаций, обеспечив, таким образом, повышение качества производимых и предоставляемых потребителям продукции, работ и услуг, а, в конечном счете, и динамичное развитие этого сектора муниципальной экономики.

Для организации и эффективной работы Общественного совета требуется:

Таблица 1

Государственные структуры и органы власти в Иркутской области, осуществляющие различные образовательные, просветительские и контрольные функции в сфере ЖКХ

Организация Выполняемые функции

1. Администрации городов Организация аукционов на обучение грамотности населения в сфере ЖКХ в рамках курса «Школа ЖКХ», «Школа активных граждан» по 200-400 человек ежегодно (в гг. Иркутск и Ангарск), контроль за исполнением законодательства в сфере ЖКХ управляющими компаниями и ТСЖ.

2. Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Работа с жалобами населения по вопросу низкого качества услуг или нарушений в сфере ЖКХ, контроль за деятельностью управляющих компаний и ТСЖ, оказание консультационной помощи, проведение семинаров для представителей ТСЖ и УК по вопросам нововведений в жилищной сфере.

3. Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области Работа горячей линии, прием граждан, ответы на обращения граждан.

4. Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Прием и отработка жалоб населения и оказание юридической помощи по проблемам в ЖКХ

5. Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Контроль за уровнем цен в сфере ЖКХ, работа с жалобами населения

6. Служба по тарифам Иркутской области Государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с действующим законодательством, в том числе тарифов на электрическую и тепловую энергию

- консолидированная позиция региональных органов власти в необходимости функционирования такого органа;

- разработка регламента взаимодействия государственных и общественных структур в рамках единого органа принятия решений;

- разработка механизма работы «единого окна» для подачи жалоб участниками процесса получения и предоставления услуг в сфере ЖКХ с тем, чтобы исключить дублирование при решении возникающих проблем;

- разработка регламента исполнения решений общественным советом как общественными так государственными структурами.

Таблица 2

Общественные и иные организации, осуществляющие различные образовательные, просветительские и контрольные функции в сфере ЖКХ

Организация Выполняемые функции

1. СРО НП «Содружество ЖКХ» Публикация различных аналитических, статистических и нормативных материалов по вопросам развития сферы ЖКХ в Иркутской области в газете «Реформа ЖКХ Приангарья» (10 000 экземпляров ежемесячно), газетах крупных управляющих компаний Иркутской области (около 50 000 экземпляров ежемесячно) новостей о ЖКХ, организация на телеканале Аист передачи «ЖКХ» (ежемесячно, хронометраж 60 минут), проведение онлайн-марафона по публичному запуску тепла в жилых домах (ежегодно, на сайте http://tv.irkgkh.ru/ - ИркЖКХ - ТВ news с организацией обсуждения процесса в наиболее распространенных социальных сетях - Twitter, Facebook, ВКонтакте, а также на сайте трансляции в соответствующем виджете; установка десятка онлайн-камер по городу показ карты запуска тепла всех многоквартирных домов Иркутска, около 5000 зрителей), обучение руководителей управляющих компаний нововведениям в сфере ЖКХ, подготовка их к сдаче экзамена для получения лицензии, проведение онлайн-семинаров на tv.irkgkh.tv, обучение собственников и советов многоквартирных домов (около 300 в год очно, около 5000 в год посредством онлайн-семинаров), проведения дня самоуправления в крупных управляющих компаниях города Иркутска (ежегодно около 300 собственников МКД на 1 день становятся работниками управляющих компаний).

2. Региональное представительство Всероссийской общественной организации «ЖКХ контроль» Работа с жалобами населения, контроль за качеством работы управляющих и энергоснабжающих организаций, проведение учебных занятий для населения по вопросам грамотности в сфере ЖКХ.

3. Общественная палата Иркутской области Организация общественных слушаний по вопросам качества услуг в ЖКХ.

4. ООО «Иркутскэнергос-быт Семинары с потребителями, лекции в школах по вопросам энергосбережения, выпуск печатного и электронного журнала, публикации в СМИ материалов по энергосбережению, серия разъясняющих передач «Энергетика в деталях». Обратная связь с населением в тематических передачах в прямом эфире, печать буклетов.

Продолжение Таблицы 2

5. Восточно-Сибирский центр подготовки специалистов ЖКХ (Байкальский государственный университет экономики и права) Повышение квалификации по вопросам управления в ЖКХ

6. Центр профессионального образования (Байкальский государственный университет экономики и права) Повышение квалификации по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

7. ИЦ «Энергоэффективность» (Иркутский государственный технический университет) Повышение квалификации по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

8. Байкальский государственный университет экономики и права Обучение студентов по направлениям Государственное и муниципальное управление, Экономика (Экономика инвестиционно-строительного бизнеса и управления недвижимостью) с рассмотрением вопросов экономики и управления в сфере ЖКХ

9. Иркутский государственный технический университет Обучение студентов по направлению Городское строительство и хозяйство

10. ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», АНО «Байкальский интерактивный экологический центр» Формирование у школьников гражданской позиции по энергосбережению при реализации международного проекта - школьной программы использования ресурсов и энергии (ШПИРЭ) и регионального этапа всероссийского конкурса «Энергия и среда обитания»; координации деятельности образовательных учреждений Иркутской области по международной программе «Экошколы/Зелёный флаг». Разработка настольной экологической игры «Жизнь без отходов», игрового пособия для учителя «Экослед товара», книжных закладок по энергосбережению, демонстрационного оборудования и плакатов по энерго-, ресурсосбережению - Экодом», методических разработок по проведению занятий по энергосбережению для педагогов и школьников

Таким образом, результатом проведённого нами исследования является объективная необходимость формирования Общественных советов по ЖКХ при Правительствах субъектов Российской Федерации, как инструмента консолидации интересов различных субъектов правовых отношений в ЖКХ, направленного на устойчивое функционирование и развитие этого сектора муниципальной экономики.

Библиография

1. Астафьев С.А. Построение методики оценки надежности управляющих компаний в жилищной сфере / С. А. Астафьев, И. В. Цвигун // Изв. ИГЭА, 2011. - № 6. - С. 212-216.

2. Астафьев С.А. К вопросу о совершенствовании подходов к саморегулированию строительной отрасли / С. А. Астафьев. // Изв. ИГЭА, 2009. - № 5. - С. 102.

3. Астафьев С.А. Методические вопросы оценки надежности субъектов саморегулирования строительной отрасли / С.А. Астафьев. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - С-79-109.

4. Астафьев С.А. Интеграционный подход к проблеме управления процессами в жилищной сфере / С. А. Астафьев // Изв. ИГЭА, 2011. - № 5. - С. 90.

5. Цвигун И.В., Астафьев С.А. Развитие методологии управления качеством процессов в жилищной сфере / И.В. Цвигун, С.А. Астафьев. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - С.189-190.

6. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Шрейбер А.К. Концептуальные подходы к формированию отраслевой системы квалификации в строительстве и ЖКХ. / А.А. Збрицкий, Л.Н. Чернышов, А.К. Шрейбер // Экономика строительства, 2013. - № 5. - С. 3-15.

7. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н. Предпосылки и методология разработки профессиональных стандартов для строительства и жилищно-коммунального комплекса / А.А. Збрицкий, Л.Н. Чер-нышов // Экономика строительства, 2012. - № 5. - С.3-12.

8. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А., Слободян А.А. Профессиональные стандарты -основа системы обеспечения отрасли ЖКХ профессиональными кадрами / А.А. Збрицкий, Л.Н. Чернышов, Т.А. Ивчик, А.А. Слободян // Экономика строительства, 2013. - № 6. - С. 38-42.

9. Чернышов Л.Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ / Л.Н. Чернышов // Экономика строительства, 2014. - № 6. - С. 63-675.

10. Чернышов Л.Н. Современные методы управления городским хозяйством на основе сити-менеджмента / Л.Н. Чернышов // Экономика строительства, 2011. - № 4. - С. 20-25.

11. Чернышов Л.Н. Методология капитального ремонта многоквартирных домов. Экономика строительства / Л.Н. Чернышов // Экономика строительства, 2014. - № 5. - С. 55-64

12. Чернышов Л.Н. Основы сертификации профессиональных квалификаций работников ЖКХ / Л.Н. Чернышов // Составляющие инвестиционного потенциала развития отдельных отраслей национальной экономики. Сборник научных трудов. - М.: Изд-во ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ, 2014. - С. 20-30.

13. Моисеев А.М. Научно-методические рекомендации по интеграции государственно-общественного управления в целостную систему управления образованием на всех уровнях / Моисеев А.М. / Ханты-Мансийск: 2008. - С. 14.;

Авторы

Чернышов Леонид Николаевич, д.э.н., профессор, научный руководитель Института ДПО ГАСИС НИУ «Высшая школа экономики», эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям; e-mail: leo.chern@yandex.ru; Астафьев Сергей Александрович, к.э.н., доцент, зав. кафедрой Экономики и управления инвестициями и недвижимосью, Байкальский государственный университет экономики и права, региональный руководитель федерального проекта «Управдом» в Иркутской области; e-mail: astafievsa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.