Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНАЯ СФЕРА / ТАРИФЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Астафьев Сергей Александрович

Определено место регулирования процессов в жилищной сфере как функции управления. Установлены причины невозможности регулирования качества эксплуатации многоквартирных домов исключительно силами саморегулируемых организаций и управляющих компаний, входящих в них. Установлена причинно-следственная связь между величиной неплатежей населения за услуги в сфере ЖКХ и степенью монополизации процессов в жилищной сфере. Установлена неспособность решения проблем в жилищной сфере только путем лицензирования управляющих компаний. Определены основные причины необоснованного установления тарифов на жилищные услуги в Иркутской области. Приведены элементы механизма государственно-общественного регулирования жилищной сферы путем развития унитарных управляющих компаний с целью усиления конкуренции на рынке, а также путем внедрения принципов общественного регулирования процесса смены управляющей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Астафьев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF REGULATION OF RATES IN THE HOUSING

The regulation of processes in housing of management functions. The causes of inability to regulate the quality of operation of apartment buildings exclusively by self-regulatory organizations and managers of the companies within them. Established a causal relationship between the value of the nonpayment of the population for services in the housing and the degree of monopolization processes. Set the inability to solve problems in the housing only through licensing management companies. Based on the analysis of the functioning of the Executive, Supervisory and other public authorities in the housing industry of the Irkutsk region defined The elements of the mechanism of public-public regulation of the housing through the development of the unitary management companies with the aim of increasing competition in the market, as well as by implementing the principles of public regulation of the process of changing the management company.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.242.4

Региональные аспекты регулирования процесса тарифообразования в жилищной сфере

Чернышов Л.Н., Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Астафьев С.А., Байкальский государственный университет экономики и права

Ключевые слова: жилищная сфера, тарифы, государственное регулирование, общественное регулирование, саморегулирование, качество.

Определено место регулирования процессов в жилищной сфере как функции управления. Установлены причины невозможности регулирования качества эксплуатации многоквартирных домов исключительно силами саморегулируемых организаций и управляющих компаний, входящих в них. Установлена причинно-следственная связь между величиной неплатежей населения за услуги в сфере ЖКХ и степенью монополизации процессов в жилищной сфере. Установлена неспособность решения проблем в жилищной сфере только путем лицензирования управляющих компаний. Определены основные причины необоснованного установления тарифов на жилищные услуги в Иркутской области. Приведены элементы механизма государственно-общественного регулирования жилищной сферы путем развития унитарных управляющих компаний с целью усиления конкуренции на рынке, а также путем внедрения принципов общественного регулирования процесса смены управляющей компании.

Regional aspects of regulation of rates in the housing

Chernyshov L.N., Institute for STR GASIS National research

university «Higher school of Economics»

Astafiev S.A., Baikal National University of Economics and

Law

Keywords: housing, rates, government regulation, public regulation, self-regulation, quality.

The regulation of processes in housing of management functions. The causes of inability to regulate the quality of operation of apartment buildings exclusively by self-regulatory organizations and managers of the companies within them. Established a causal relationship between the value of the nonpayment of the population

for services in the housing and the degree of monopolization processes. Set the inability to solve problems in the housing only through licensing management companies. Based on the analysis of the functioning of the Executive, Supervisory and other public authorities in the housing industry of the Irkutsk region defined The elements of the mechanism of public-public regulation of the housing through the development of the unitary management companies with the aim of increasing competition in the market, as well as by implementing the principles of public regulation of the process of changing the management company.

Повышение качества жизни человека неразрывно связано со средой проживания, которая, в том числе, формируется благодаря наличию в отечественном жилищном фонде многоквартирных жилых зданий.

Для более 50% населения нашей страны многоквартирный дом, со всем, что в нем находится, - наиболее объективная реальность. В жилом помещении человек проводит значительную часть своей жизни. В то же время, особенностью владения жильем в многоквартирном доме для человека является тот факт, что он вынужден признавать за собой необходимость общего проживания с другими собственниками на довольно ограниченном пространстве многоквартирного дома, где все решения, касающиеся обеспечения комфортных условий проживания и повышения качества среды обитания, должны приниматься совместно, всеми или абсолютным большинством собственников помещений в этом доме.

Тем не менее, в «среде» совместного проживания в многоквартирном доме множества домохозяйств мы нередко наблюдаем признаки социальной апатии и демо-тивации собственников жилья к процессам сохранности и повышения капитализации принадлежащей им собственности.

Этими обстоятельствами, а также несовершенством законодательства и формами его исполнения, пользуются «заинтересованные» лица, как правило, связанные с местной (муниципальной) властью. Достаточно подробно эту проблему представил на заседании Общественной палаты РФ в декабре 2014 г. Уполномоченный по правам человека г. Москвы (с 2004 по 2014 гг.) А.И. Музыкантский1 «...На практике отсутствие требований о наличии в регистрационных документах о создании ТСЖ «живых» подписей собственников приводило к тому, что в органы регистрации в массовом порядке представлялись фальсифицированные документы о создании К.Ж,, которые получали государственную регистрацию в качестве юридических лиц.

Инициаторами подобных фальсификаций выступали чаще всего чиновники районного звена и системы ЖКХ. При этом жители дома в огромном числе случаев даже не знали (а многие и сейчас не знают) о том, что в их доме от их имени зарегистрировано ТСЖ.

Мотивацией подобных действий чиновников являются, с одной стороны, стремление выполнить поручения вышестоящих начальников, которые по разным причинам заинтересованы в формальном росте числа ТСЖ а, с другой стороны, их стремлением реализовать в корыстных целях преимущества, которые по дей-

Доклад А.И. Музыкантского на заседании Общественной палаты РФ 24.12.2014г., стр. 16-187

ствующему законодательству предоставлены ТСЖ, при ведении хозяйственной деятельности, в частности, при передаче полномочий по обслуживанию домов в руки частных управляющих компаний. Общий порядок действий, реализуемых в массовом порядке, сводится при этом к следующей схеме:

1) По фальсифицированным документам общего собрания собственников дома производится государственная регистрация ТСЖ. Председателем правления ТСЖ становится один из чиновников районного уровня (или подконтрольный местной администрации житель дома). При этом один и тот же чиновник может стать председателем в нескольких десятках (до сотни) ТСЖ.

2) Регистрируется юридическое лицо, аффилированное с новым председателем правления ТСЖ, которое и получает статус управляющей компании.

3) Председателем правления ТСЖ подписывается договор о передаче работ по управлению и обслуживанию дома этой управляющей компании. Новая частная управляющая компания с этого момента получает в свое распоряжение все жилищные и коммунальные платежи жителей и еще бюджетные субсидии на обслуживание дома (если таковые предусмотрены бюджетом). При этом управляющая компания может заключать договоры с любыми субподрядчиками без всяких конкурсов. При этом вся указанная схема прекрасно обслуживается существующим законодательством».

Массовое создание «липовых» ТСЖ и вседозволенность управляющих организаций, как правило, оперирующих фальсифицированными документами общих собраний собственников помещений в МКД, привело к волне жалоб и обращений населения в различные инстанции (общественные советы, к уполномоченным по правам человека многие другие) о не эффективности работы частных управляющих компаний. В свою очередь, Национальным центром общественного контроля в сфере ЖКХ установлено, что в наибольшей степени граждан возмущают проблемы, связанные с установлением этими компаниями тарифов на оплату содержания и ремонта жилья (см. табл.1)2.

При этом мало кто из управляющих компаний осознает особую ответственность и подотчетность перед собственниками за переданное им в управление чужое имущество, и то, что переданный им в управление многоквартирный дом, должен сохранять свои потребительские качества еще многие годы, вплоть до 50 и 100 лет.

Ключевым элементом их деятельности является формирование и утверждение тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД. В общем виде данная процедура насчитывает три взаимосвязанных этапа (см. рис.1).

Во-первых, управляющая компания при формировании тарифа должна обеспечить выполнение расходных обязательств, содержащихся в различных нормативных правовых и инструктивных документах, которые регламентируют деятельность в жилищной сфере, а их по оценкам экспертов несколько сотен.

Во-вторых, учитывая свои запросы, управляющая компания закладывает определенную долю рентабельности в сумму тарифа. При этом величина рентабельности, как показывает практика, часто оказывается выше рекомендованной в регионе.

2Самые животрепещущие [Электронный ресурс] / URL: http://gkhkontroL ш/2014/07/16667

Таблица 1

Проблемы, беспокоящие граждан в 2014 году

№ пп Тематика проблем, волнующих граждан % от количества обращений

1 Проблемы с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги и расчет платы на общедомовые нужды 20%

2 Новая система капитального ремонта многоквартирных домов 18 %

3 Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг 15 %

4 Неудовлетворительное состояние многоквартирных домов 11 %

5 Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (в том числе состояние внутриквартальных проездов, состояние зеленых насаждений, вывоз твердых бытовых отходов) 9 %

6 Аварийное и ветхое жилье: проблемы с признанием и переселением 8 %

7 Проблемы с заключением, расторжением и изменением договора управления, реализация права на выбор способа управления, навязывание непосредственного управления. 7 %

8 Проблемы с приборами учета (индивидуальных приборов учета и общедомовые приборы учета): приобретение, установка, эксплуатация 5 %

9 Общие собрания собственников: проблемы при проведении, проблемы исполнения принятых решений 4 %

10 Жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющие на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства 3 %

В-третьих, управляющей компанией учитывается доля неплатежей населения, и в структуру тарифа включается необходимая величина для покрытия дисбаланса между доходами и расходами. И хотя это противозаконно, но без учета этого фактора, при формировании тарифа, практически все управляющие компании уже давно бы обанкротились из-за большой задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги при наличии обязательств у управляющих компаний по уплате услуг коммунальных служб к определенному сроку.

По оценкам Национальной службы взыскания, по итогам третьего квартала 2014 г. объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги в России составил 933 млрд. рублей. С начала года этот показатель вырос на 14% или 117 млрд. рублей.

т

-Нет

Да

Рис.1. Принцип формирования тарифа на содержание и текущий ремонт

В годовом выражении с 01.10.2013 рост составил 19,7 % или 153 млрд. рублей3. По сообщению Иркутскстата задолженность Иркутской области приблизилась к 5 млрд руб.4 Причины неплатежей могут быть различными, в том числе, учитывая проведенный анализ жалоб населения к Уполномоченному по правам человека Иркутской области, на установление тарифов Управляющими компаниями и на их некачественную работу.

Открыто факт корректировки тарифов для покрытия неплатежей населения управляющие компании не афишируют и поэтому вынуждены предпринимать различные действия по утверждению необходимых им тарифов, в обход общих собраний собственников, что неправомерно.

При нелояльности к управляющей компании Советов многоквартирных домов, ответственных за подписывание всевозможных актов приемок работ, управляющие компании сами стараются выступить с инициативой переизбрания Совета (что тоже незаконно) или найти лояльного жителя дома, чтобы он выступил с инициативой. Учитывая, что на очные собрания ходит очень мало собственников, эти лояльные граждане затем проводят сбор подписей в заочном режиме, причем часто подписи у несведущих жителей собираются по поводу общих, отвлеченных вопросов. Например, за утверждение повестки собрания, или же просто подделываются. Учитывая определенную юридическую неграмотность населения, часто никто не опротестовывает заведомо «некачественные» подписи и для собственников помещений в доме «появляются» новые тарифы на содержание и ремонт общего имущества.

Помимо этого, управляющие компании используют и другие «легальные» способы ежегодного повышения затрат на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, который заключаются в форме организации и проведения работ по содержанию и ремонту МКД. На рис.2. представлена модель осуществления этих работ штатными работками управляющей организации, а на рис. 3. модель, где используются услуги подрядных организаций [1, стр. 183].

Первый вариант управления общим имуществом многоквартирного дома и его связь с прозрачностью тарифообразования очевидны. Весь штат находится в одной организации. Всё начисление зарплаты работникам и формирование прибыли управляющей компании легально и легко проверяемо. При этом «затраты на управление» общим имуществом, контролируются государством и обществом и не могут превышать установленного процента от статьи на содержание и ремонт общего имущества.

В данных обстоятельствах управляющей компании трудно обосновать ежегодное увеличение затрат и своей прибыли.

Управляющие компании часто по этой причине предпочитают использовать модель, которая открывает широкие возможности для ежегодного увеличения тарифов. При такой модели работы и услуги по содержанию и ремонту общего имуще-

3Задолженность за услуги ЖКХ в России по итогам 3 квартала достигла 933 млрд рублей [Электронный ресурс] / URL: http://sia.ru/?section=484&action=show_ news&id=291835 (дата обращения: 14.02.2015).

4Жители Иркутской области задолжали 5 млрд за услуги ЖКХ [Электронный ресурс] / URL: http://ngs38.ru/news/2012442/view/ (дата обращения: 14.02.2015).

Рис.2. Содержание и ремонт общего имущества МКД осуществляется работниками

управляющей компании

Рис.3. Управление многоквартирным домом с привлечением подрядчиков на различные виды работ услуг по содержанию и ремонту МКД

ства многоквартирного дома осуществляются подрядными организациями. Причем этот вариант не менее законен, чем первый. Здесь управляющая компания заключает договора на управления домом с индивидуальными предпринимателями (уборка подъездов и придомовой территории, электрика и сантехника).

Также договоры могут быть заключены с процессинговыми компаниями, которые ведут прием сборов с населения, это позволяет не держать в штате управляющей компании собственных бухгалтеров, дополнительно могут быть заключены договора с организациями по вывозу мусора, с организациями по осуществлению текущего ремонта, с организациями по осуществлению диагностических теплови-зионных исследований и составлению электронных паспортов дома, с организациями по съему показаний счетчиков потребления тепла и воды и др.

Таким образом, управляющая компания, осуществляет функцию организатора выполнения этих работ и услуг. Это вполне законная технология. Однако такой способ управления создает условия для неограниченного повышения затрат, но не за услуги самой управляющей компании, а за услуги подрядных организаций, которые могут быть аффилированы с управляющими компаниями через единых собственников. Все это и формирует окончательную величину тарифа, который управляющие компании в Иркутской области представляют на утверждение в Совет многоквартирного дома. Но в случае правильной проработки этого вопроса, как уже было проанализировано ранее, лояльному или даже не лояльному Совету МКД, трудно будет возразить против совершенно очевидных фактов - цены на услуги поднимает не управляющая компания, а подрядные организации.

Единственное слабое звено в этой схеме заключается в том, что выбор, как индивидуальных предпринимателей, так и других фирм по оказанию услуг в сфере ЖКХ осуществляется не на конкурентных началах. Подрядные компании просто выбираются или создаются самими управляющими компаниями. Это позволяет владельцам бизнеса, совершенно легально, получать дивиденды от работы всех созданных структур по оказанию услуг в сфере ЖКХ.

Именно величина этих дивидендов толкает «заинтересованных» лиц к поиску все новых и новых методов увеличения тарифов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Открыто этот факт управляющие компании не признают и поэтому вынуждены предпринимать различные действия по утверждению необходимых им тарифов Советами МКД (см. рис.4).

В этих условиях очень важно развитие конкуренции среди управляющих компаний и возможности упрощенной смены одной компании на другую, но при соответствующей инициативе граждан, при реально собранных подписях за смену управляющей компании.

При этом, чтобы не происходило преднамеренное банкротство одной компании и инициирование перевода договоров с собственниками МКД в другую компанию, важно развитие контрольно-надзорных регулятивных функций по отношению к таким компаниям.

В качестве механизма решения данной проблемы необходимо изменение процедуры смены одной УК на другую, с установлением первым этапом в этой процедуре при наличии решения собственников МКД в количестве более 50%, проверки контрольно-ревизионными и (или) государственно-общественными орга-

Рис.4. Вариант формирования тарифа на содержание и текущий ремонт общего

имущества МКД

нами, ответственными за регулирование взаимоотношений в сфере ЖКХ, финансово-хозяйственной деятельности обеих компаний, включая проверку на афиллированность фирм и собственников друг с другом, а так же наличие опыта работы у руководителей новой компании в сфере ЖКХ, наличие сертифицированного персонала и т.п.

В этом случае возможно использование механизма рейтингования управляющих компаний, сформированного на основе опроса мнения населения, что может быть одним из инструментов общественного регулирования процессов в жилищной сфере.

Например, за основу можно взять результаты опроса населения, проведенного нами в гг.Иркутске, Ангарске и ряде других городов (опрошено 1000 человек в 2011 г.). Респондентам было предложено определить значимость критериев для оценки степени добросовестности и предпочтений по работе с управляющими компаниями. Результаты представлены в табл. 2 [2].

Непосредственно рейтинг управляющих компаний можно определить путем сравнения их друг с другом из числа тех, которые предлагают свои услуги многоквартирному дому. По каждому показателю сравниваемым компаниям присваиваются места (1..п) в зависимости от числа компаний. В дальнейшем по каждой компании рассчитывается средневзвешенный показатель индекса потребительских предпочтений (/п), как сумма произведений весовых показателей на занимаемые управляющей компанией места по каждому показателю. Предполагая, что первое место является наиболее приоритетным, а последнее наименее приоритетным и,

Таблица 2

Результаты опроса населения по вопросу важности показателей при выборе управляющей компании

№ пп Показатель Вес показателя

1 Опыт работы у руководителя 0,12

2 Минимальная стоимость обслуживания 0,11

3 Открытость 0,11

4 Отсутствие замечаний 0,10

5 Продолжительность работы на рынке 0,10

6 Наличие собственного штата 0,10

7 Отсутствие простроченной задолженность перед бюджетом 0,10

8 Отсутствие простроченной задолженность перед коммунальными организациями 0,10

9 Наличие зарегистрированных аварий 0,09

10 Мнение родственников и знакомых 0,09

ВСЕГО 1

сравнивая In управляющих компаний друг с другом, необходимо найти наименьший показатель In, который будет соответствовать наиболее предпочтительной управляющей компании для заключения с ней договора на управление МКД.

После завершения проверки управляющей компании и выдачи заключения об отсутствии заведомого умысла со стороны собственников бизнеса о переводе домов из одной УК в другую, о наличии опыта, кадрового потенциала у альтернативной управляющей компании процедура перехода МКД из одной компании в другую может быть продолжена в соответствии с действующим законодательством.

При наличии отрицательного заключения переход под управление альтернативной УК совершен быть не может, а собственникам МКД могут быть предложены альтернативные управляющие компании.

Одним из вариантов реализации добросовестной конкуренции на рынке жилищных услуг могло бы стать инициирование местными органами власти усиление роли муниципальных компаний в управлении МКД.

К примеру, особенностью управления жильем в г. Иркутске стало то, что около 15 лет назад в городе были созданы 4 крупные управляющие компании, 3 из которых затем были приватизированы и переданы в руки бизнеса. Эти компании в настоящее время являются практически монополистами на большей части города (УК Северное управление ЖКС, УК Южное управление ЖКС, УК Западное управление ЖКС). Единственная оставшаяся в ведении города управляющая компания УК Восточное

управление ЖКС является также крупной, но конкуренцию другим компаниям не составляет, так как функционирует только в центральной административной части города. Существование нескольких десятков мелких управляющих компаний в городе конкуренции на рынке составить не могут. После введения лицензирования управляющих компаний возможно дальнейшее сокращение небольших частных УК по причине несоответствия установленным требованиям.

В этих условиях, одним из действенных шагов на рынке для снижения цены на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов может быть инициирование органами местного самоуправления создания дополнительных муниципальных управляющих компаний, с грамотно обоснованными тарифами при участии Службы по тарифам города, с максимальной открытостью на сайтах, с максимальным привлечением общественности к контролю за тарифами. В этом случае, если тарифы муниципальных компаний окажутся ниже, чем у частных, последние будут вынуждены снижать издержки, жертвовать своими дивидендами, снижая цену за свои услуги, становиться более открытыми.

В качестве положительного опыта перехода с частных управляющих компаний на унитарные можно привести опыт г.Москвы. Так, мэр г.Москвы Сергей Собянин отмечает, что государственные подрядчики в сфере ЖКХ работают гораздо эффективнее коммерческих. По сообщению агентства Интерфакс Сергей Собянин считает необходимым продолжать практику отказа от услуг коммерческих подрядчиков в сфере эксплуатации городских улиц и жилфонда в пользу государственных5. Всего в Москве насчитывается более 500 компаний, под управлением которых находится порядка 30 тысяч многоквартирных жилых домов, 130 из которых - это городские предприятия и учреждения, которые тоже подлежат лицензированию6.

Аналогичная политика проводится и во Владимирской области. Так, 24 февраля 2015 г. депутаты города приняли решение рекомендовать горсовету согласиться с предложением администрации города о создании нового муниципального унитарного предприятия (МУП) «Городская управляющая компания» («ГУК»). Эта структура будет работать на рынке обслуживания мест общего пользования в многоквартирных домах. Основная цель ГУК заключается в получении прибыли и в обслуживании тех многоквартирных домов, которые ранее управлялись управляющими компаниями, лишившимися лицензии, вплоть до проведения собственниками жилья и городом процедуры выборов новой управляющей компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глава г. Владимира Сергей Сахаров считает, что не надо ждать больших доходов от «Городской управляющей компании». По его мнению, учреждать МУП «ГУК» нужно, но не с целью извлечения прибыли, а с целью того, чтобы на рынке появилась компания, которая могла бы показать, что можно рентабельно работать при

5Сергей Собянин: государственные подрядчики в сфере ЖКХ работают гораздо эффективнее коммерческих [Электронный ресурс] / URL: http://www.is.mos.ru/ ViewNews?id=57198 (дата обращения: 01.03.2015).

6 Заседание Президиума Правительства Москвы 20.01.2015 г. [Электронный ресурс] / URL: http://www.mos.ru/press-center/themes/index.php?search_4=2071&view_ mode_4=tag_search&view_module_4=anywhere&refer_id_4 = 31438&refer_ module_4=news&openNews=31435 (дата обращения: 01.03.2015).

низких ценах на услуги одновременно с их высоким качеством. Более того, муниципальное предприятие в этой сфере нужно для того, чтобы решать проблемы жителей, страдающих от нерадивых управляющих компаний7.

При этом следует внедрить в практику перехода управления МКД из одной компании в другую технологию проведения торгов, по аналогии с торгами на строительные работы для государственных и муниципальных нужд, где первым этапом этого процесса является осуществление предквалификационного допуска компаний (в варианте с управляющими компаниями это можно сделать на основе рейтинга). В качестве оператора, регулирующего процедуру торгов на оказание услуг в сфере ЖКХ может выступать региональный государственно-общественный орган - Общественный совет по развитию жилищной сферы региона.

За рейтингование управляющих компаний высказывается и председатель комиссии по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. По ее словам публичная оценка деятельности управляющих компаний позволяет жителям лучше ориентироваться на рынке. Однако возникают вопросы, как правильно сформировать рейтинг УК, какие критерии являются определяющими?

Председатель комиссии по местному самоуправлению и работе с территориями, председатель совета НП «ЖКХ Контроль Московской области Олег Иванов считает, что, скорее всего, рейтинги УК будут учитываться при выдаче или отзыве лицензии8.

Другим вариантом решения проблемы высоких тарифов должно стать повышение роли общественного регулирования и контроля за работой управляющих компаний. Учитывая низкую грамотность населения, отсутствие знаний в области сметных расчетов и т.п., вопросы государственного и общественного регулирования в регионе необходимо централизовать путем создания Общественного совета по развитию жилищной сферы при Правительстве Иркутской области, интегрирующего в себе различные общественные советы при различных законодательных и исполнительных органах власти, а также иные общественные организации, связанные с реализацией контрольных функций в сфере ЖКХ.

На необходимость развития вопросов интеграции участников процесса управления и эксплуатации жилищного фонда, указывают и другие исследования в этой области, помимо этого их авторами также видится необходимость развития процессов саморегулирования по системе «власть-бизнес-общество» (рис.5)[3].

В настоящее время общественные советы в Иркутской области созданы при Законодательном собрании, Министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, Министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Однако, с одной стороны, они были сформированы не для решения проблем, указанных нами в табл. 1, и поэтому члены этих Советов часто

7Управляющая компания на всякий случай рейтинг [Электронный ресурс] / URL:http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/upravlyayushchaya-kompaniya-na-vsyakiy-sluchay/ (дата обращения: 01.03.2015).

8Правильный рейтинг [Электронный ресурс] / URL: http://gkhkontrol. ru/2014/11/19472 (дата обращения: 14.02.2015).

Рис.5. Саморегулирование в системе управленческой коммуникации власть-бизнес-общество [3, стр. 273].

далеки от этих проблем, с другой стороны эти Советы существуют автономно при различных структурах, решая порой одни и те же задачи, но, не согласовывая их друг с другом.

Только выход данного государственно-общественного органа на более высокий уровень участия власти в нем позволит избежать дублирования и рассогласования при решении жилищных проблем, а также стать ближе к власти и принимать вместе с ней совместные решения на уровне законодательства, которые позволят достичь снижения тарифов на услуги в сфере ЖКХ и повышения качества вводимого жилья при его дальнейшей эксплуатации.

Библиография

1. Маркелов К.Г. Жилищное хозяйство. Управление и самоуправление / К.Г. Маркелов. - Иркутск: Сибирская

книга, 2010. - 544 с.

2. Астафьев С.А. Цвигун И.В. Построение методики оценки надежности управляющих компаний в жилищной сфере / С. А. Астафьев, И.В. Цвигун // Изв. ИГЭА, 2011. - №6. - С.212-216

3. Асаул А.Н. Самоорганизация, саморазвитие и саморегулирование субъектов предпринимательской деятельности в строительстве / А.Н. Асаул, Н.Н. Загускин, Л.Ф. Манаков, Е.И. Рыбнов; под ред. А.Н. Асаула.-СПб.: АНО «ИПЭВ», 2013.- 320 с.

4. Астафьев С.А. Государственное регулирование строительной и жилищной сферы: теория и практика / С. А. Астафьев ; БГУЭП. - Иркутск, 2011. - 107 C.

5. Астафьев С.А. Интеграционный подход к проблеме управления процессами в жилищной сфере / С. А. Астафьев // Изв. ИГЭА, 2011. - № 5. - С. 90.

6. Астафьев С.А. Методические вопросы оценки надежности субъектов саморегулирования строительной отрасли / С.А. Астафьев. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - С-79-109;

7. Астафьев С.А. К вопросу о совершенствовании подходов к саморегулированию строительной отрасли / С. А. Астафьев. // Изв. ИГЭА, 2009. - № 5. - С. 102.;

8. Астафьев С.А. Модернизация государственного регулирования экономикой в Российской Федерации путем перехода отраслей на саморегулирование / С. А. Астафьев, К. И. Домбровская // Проблемы модернизации экономики Монголии и России : материалы междунар. науч.-практ. конф. г. Иркутск, 12-13 мая 2011 г. /под науч. ред. В. И. Самарухи ; БГУЭП. - Иркутск, 2011. - Ч. 1. - С. 119-126.

9. Астафьев С. А. Развитие системы саморегулирования в строительстве как частного случая самоорганизации / С. А. Астафьев // Экономика строительства, 2011. - № 5. - С. 33-38.

10. Астафьев С.А. Развитие саморегулирования как элемента государственного управления коммунальным комплексом / С.А. Астафьев, Ю.А. Колыхаева // Изв. ИГЭА (БГУЭП) (электронный научный журнал), Иркутск: Изд-во БГУЭП. - 2013. - №4 - URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18423

11. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Шрейбер А.К. Концептуальные подходы к формированию отраслевой системы квалификации в строительстве и ЖКХ. Экономика строительства, 2013. -№ 5. (23).- С. 3-15.

12. Чернышов Л.Н. Методологические проблемы формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством России в рыночных условиях : дис. ... докт. экон. наук / Л.Н. Чернышов ; [место защиты: Московский государственный строительный ун-т]. - Москва, 2002. - 466 с.

13. Чернышов Л.Н., Астафьев С.А., Вакулина В.П. Капитальный ремонт многоквартирных домов: проблемы формирования и направления развития / Л.Н. Чернышов, С.А. Астафьев, В.П. Вакулина // Известия ИГЭА, Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. - том.25. - №1. - С.85-94.

14. Чернышов Л.Н., Астафьев С.А. Государственно-общественное регулирование сферы ЖКХ: опыт Иркутской области / Л.Н. Чернышов, С.А. Астафьев // Экономика строительства, М.: Изд-во ГАСИС, 2015. - № 1. - С. 8-18.

Авторы

Чернышов Леонид Николаевич, д.э.н., профессор, научный руководитель Института ДПО ГА-СИС НИУ «Высшая школа экономики», эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, 129272, г.Москва, ул. Трифоновская, дом 57, стр.1; e-mail: leo.chern@yandex.ru

Астафьев Сергей Александрович, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой экономики и управления инвестициями и недвижимостью, Байкальский государственный университет экономики и права, председатель ТСЖ «Альтернатива», 664003, г Иркутск, ул. Ленина, 11; e-mail: astafievsa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.