На современном этапе развития буддийской живописи основой для написания икон-тангка служат холст, картон, бумага, проклеенные желатином или любым другим качественным клеем, загрунтованные готовыми составами. Подготовительный рисунок может быть нарисован карандашом или переведен с помощью кальки и пр. Живопись может быть исполнена акварелью, гуашью, темперой, акрилом. Произведения могут быть оформлены не в традиционное тканевое обрамление, а в паспарту и рамы. Однако неко-
торые художники стремятся следовать традиционной старинной технологии приготовления красок, смешивания пигментов. В ходе выполнения настенных росписей также используют современные художественные материалы. Художники-новаторы используют специальную пасту для создания объемных изображений, включают в композицию различные предметы (нити, бусины и проч.), а также создают работы с помощью компьютерных технологий.
Статья поступила 12.02.2015 г.
Библиографический список
1. Асалханова Е.В. Эволюция образа Белого Старца в бурятском изобразительном искусстве XVШ-XXI веков // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 4 (63). С. 292-297.
2. Бадмажапов Ц.-Б. Буддийская живопись Бурятии. Улан-Удэ: Нютаг, 1995. 211 с.
3. Гомбоева А.Ш. Буддийская тангка Бурятии (К вопросу о периодизации, терминологии, иконописных школах) // Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова: сб. статей. Улан-Удэ, 1999. Вып. 2. С. 34-40.
4. Елихина Ю.И. Тибетская живопись (тангка) из собрания Ю.Н. Рериха (коллекция Государственного Эрмитажа). СПб.: ГАМАС, 2010. 128 с.
5. Пещеры тысячи будд: Российские экспедиции на Шелковом пути: к 190-летию Азиатского музея: каталог выставки / науч. ред. О.П. Дешпанде. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. 480 с.
6. Цултэм Н. Архитектура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство, 1989. 206 с.
7. Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «монгол зураг». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. 192 с.
8. Rowland, B. The Ajanta Caves. Early Buddhist Painting from India. N.Y.: Mentor, 1963. 24 p.
9. Thangka, Buddhist Painting of Tibet: The biographical paintings of 'Phags-pa [An album] / Comp. A. Written by Yang Shuwen, Zhang Jiayan, An Xi a. Luo Dan. Beijing: New world press; Lhasa: People's public house of Tibet, 1987. 163 p.
УДК 338.242.4
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© С.А. Астафьев1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Сформирована схема государственно-общественного регулирования жилищной сферы. Обосновано создание отраслевого общественного совета по развитию строительства и ЖКХ при правительстве региона вместо созданных советов при отдельных министерствах. Проанализирована ситуация в регулировании проблем, возникающих в жилищной сфере институтом уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Исходя из анализа, сделан вывод о наиболее распространенных проблемах в этой сфере.
Ключевые слова: жилищная сфера; уполномоченный по правам человека; государственное регулирование; общественное регулирование; саморегулирование.
STATE-PUBLIC REGULATION SYSTEM FOR HOUSING SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION S.A. Astafiev
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.
The system of state-public regulation of housing sector is formed. The creation of sectorial Public Council for Construction and Housing Development under the Regional Government in the place of the Councils under individual ministries is justified. The article also analyzes how the problems arising in the housing sphere are regulated by Human Rights Commissioners in the Russian Federation. A conclusion is derived on the most common problems in this area on the basis of the undertaken analysis.
Keywords: housing sector; Human Rights Commissioner; state regulation; public regulation; self-regulation.
Реформа в сфере ЖКХ, осуществляемая с 90-х годов прошлого века, привела к формированию большого многообразия нормативно-правовой базы, направленной на решение накопившихся за многие
годы проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве. Тем не менее, в условиях формирования нового правового пространства общество оказалось свидетелем борьбы двух систем регулирования работы предприя-
1Астафьев Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления инвестициями и недвижимостью факультета организации рынка, тел.: (3952) 255550, доб. 257, e-mail: [email protected] Astafiev Sergei, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics, Investment and Real Estate Management of the Faculty of Market Organization, tel.: (3952) 255550, ext. 257, e-mail: [email protected]
тий - развития саморегулирования и развития государственного регулирования таких отраслей, как строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.
Под государственным экономическим регулированием понимается форма управления объектами экономической природы, связанная с осуществлением государственными органами корректирующих управляющих воздействий на экономические процессы и отношения с целью придания им направленности, устойчивости, поддержания на определенном уровне посредством использования разнообразных механизмов влияния [19].
Если лицензирование в различных сферах экономики - это классический государственный инструмент контроля качества в отрасли, то саморегулирование -относительно новый инструмент, особенно в Российской Федерации. В целом все исследования в этом направлении можно разбить на две группы: дерегулирование [11, 12] и саморегулирование [10; 14-16; 21]. Развитию же саморегулирования в жилищной сфере посвящено не так много исследований, в отличие от других отраслей экономики. Основные из них, включая и авторские, посвящены необходимости обязательного введения саморегулирования и в строительстве, и в управлении недвижимостью [1-9; 13; 17-18; 20]. Обязательное саморегулирование в строительстве было введено с 2009 года, этого же ждали и добровольно созданные саморегулируемые организации в сфере управления многоквартирными домами. Существовало значительное лобби создания саморегулирования в жилищно-коммунальной сфере на уровне депутатского корпуса в Государственной думе, однако с 2014 года государство ввело в этой сфере лицензирование, не оправдав ожидания лоббистов от саморегулирования.
В свете этого неразрывная, на наш взгляд, жилищная сфера, включающая как жилищное строительство, так и управление построенными объектами, а также обеспечение их коммунальными ресурсами, получила различную степень и качество контроля за входящими в нее организациями. В настоящее время, помимо контроля за качеством работы со стороны саморегулируемых организаций и жилищной инспекции, контрольные функции осуществляет множество других организаций, как государственных, так и общественных. Представляется целесообразным сформировать в систему все организации, занятые регулированием качества в жилищной сфере (рисунок).
Из рисунка видно, что на федеральном уровне существует 5 контуров регулирования качества работ и услуг в жилищной сфере.
1-й уровень - контроль за качеством работы строительных и управляющих организаций со стороны заказчиков строительных работ и населения, проживающего в городах и получающего как жилищные, так и коммунальные услуги. Второе направление контроля - за качеством принимаемых законодательных актов.
2-й уровень - контроль за качеством работы строительных и управляющих организаций со стороны различных общественных организаций, как саморегулируемых, так и созданных по инициативе государ-
ства. Также присутствует контроль качества законодательных актов.
3-й уровень - контроль со стороны органов законодательной и исполнительной власти за строительными и управляющими организациями (преимущественно за исполнением законодательных актов), а также за платежной дисциплиной населения.
4-й уровень - контроль со стороны государственных или созданных по инициативе Президента РФ контрольных и общественных органов за качеством функционирования всей жилищной сферы страны.
5-й уровень - контроль за качеством принятия законов в жилищной сфере, их исполнением и защитой прав человека со стороны различных судебных органов (прокуратура, Конституционный суд, Мировой суд, Арбитражный суд, Верховный суд).
Аналогичная система регулирования жилищной сферы существует и на региональном уровне. До последнего времени отличия между федеральным и региональным уровнем были в отсутствии профильных Общественных советов в жилищной сфере. Например, в Иркутской области основное участие общественности в решении проблем в этой сфере происходило в Общественной палате и в Общественном совете при Законодательном собрании.
Однако с принятием в 2014 году закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», которым предусматривается возможность создания профильных Общественных советов по отраслям, в Иркутской области был создан Совет при министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и создается при министерстве жилищной политики и энергетики.
Анализ состава действующих советов свидетельствует о том, что они составлены не на условиях профессионализма, а на условиях включения в Советы представителей от действующих общественных организаций. Так, например, в состав Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области входят руководители следующих организаций (табл. 1).
При этом в плане работы Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области на 2015 год наряду с другими стоят в том числе и вопросы:
1. О ходе реализации подпрограммы «Чистая вода» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы;
2. О реализации закона Иркутской области от 27 декабря 2013 года № 167-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области (с участием Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Иркутской области);
3. О реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы;
Действующая система государственно-общественного регулирования качества работ в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации: - жалобы участников процессов, протекающих в жилищно-коммунальном хозяйстве, на некачественную работу других участников; - предписания об исправлении замечаний или предложения о внесение изменений в законодательные акты; - контроль деятельности участников процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве; поток контролируемой информации перемещается от
Ф_^
контролируемых организаций к контролирующим; - контроль качества законодательных актов
Таблица 1
Состав Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области
№ п/п Организация
1 Иркутская областная общественная организация «Солдатские матери Прибайкалья»;
2 Региональное отделение Российский Союз Ветеранов;
3 Иркутское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья»;
4 Иркутская областная организация общественной организации «Союз журналистов России»;
5 Иркутская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане - «Инвалидов войны»;
6 Областной Совет ветеранов; Иркутская областная общественная организация ветеранов Афганистана и участников боевых действий;
7 Региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Иркутской области;
8 Иркутское региональное объединение профессиональных союзов;
9 Совет старейшин Иркутского областного Совета женщин;
10 Иркутское региональное объединение работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей»;
11 Ассоциация общественных объединений многодетных семей Иркутской области «Берегиня»;
12 Иркутская областная общественная организация «Российский союз сельских женщин»;
13 Молодежный благотворительный фонд «Возрождение Земли Сибирской»;
14 Иркутская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов».
4. О положении дел в дорожной отрасли в условиях формирования муниципальных дорожных фондов;
5. Осуществление общественного контроля за реализацией законов Иркутской области, изучение практики их применения в соответствии с планами работы общественных организаций, входящих в состав Общественного совета;
6. Совместные с Законодательным собранием мероприятия по мониторингу исполнения законов Иркутской области, роли общественного контроля в обеспечении их исполнения.
Очевидно, что большинство членов этого Общественного совета нельзя считать профессионалами по проблемам в жилищной сфере.
Анализ состава другого Общественного совета -при министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области - позволил также сделать вывод о его формальности. В совет входят:
- эксперт Общественной палаты Иркутской области, генеральный директор исполнительной дирекции некоммерческого партнерства «Союз строителей Иркутской области»;
- член комиссии по этике, регламенту и связям с Общественными палатами муниципальных образований Иркутской области Общественной палаты Иркутской области, заместитель директора Некоммерческого партнерства «Ассоциация ветеранов органов госу-
дарственной безопасности»;
- член комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области, член комиссии по региональному и экономическому развитию Общественной палаты Иркутской области, заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «Интенсивник»;
- эксперт Общественной палаты Иркутской области, президент Союза строителей Иркутской области.
Очевидно, что состав Общественного совета по строительству из четырех человек не может представлять от лица общественности всю строительную отрасль, пусть даже два человека из которых являются руководителями Союза строителей Иркутской области. Ведь в Союз строителей входят далеко не все строительные организации, зато все они входят в различные саморегулируемые организации, представителей которых в совете нет совсем.
Во исполнении закона № 212-ФЗ, в министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области также начали формировать Общественный совет, который скорее всего будет сформирован по более профессиональному признаку, но, исходя из понятия жилищной сферы и из схемы, представленной на рисунке, становится очевидным, что решение проблем
строительства в отрыве от проблем в коммунальном хозяйстве и в управлении многоквартирными домами невозможно.
Отталкиваясь от анализа проблем, возникающих при формировании отдельных Общественных советов при различных органах исполнительной и законодательной власти региона, считаем необходимым создание единого специализированного Общественного совета при правительстве области по вопросам развития строительства и ЖКХ, а не отдельных советов при министерствах и Законодательном собрании. Это позволит, с одной стороны, системно изучать проблемы в жилищной сфере и предлагать пути их решения со стороны общественности, а с другой стороны, исключить дублирование контрольных функций как со стороны общественных органов, так и со стороны государственных.
Формироваться совет при правительстве должен исключительно по профессиональному принципу. С тем, чтобы в его состав входили представители именно из отраслей строительства и ЖКХ, включая государственные и общественные организации, представителей органов власти и руководителей партийных проектов, курирующих данные сферы экономики, а также представителей от саморегулируемых организаций в этих сферах. Все члены Общественного совета должны иметь опыт работы в сфере строительства или ЖКХ не менее 3 лет. Только так совет сможет стать государственно-общественным и предпринимать реальные действия по совершенствованию законодательства, повышению качества строительных работ и услуг в сфере ЖКХ с целью оперативного решения проблем населения.
Дополнительным фактом за создание специализированного Общественного совета являются результаты анализа деятельности Уполномоченных по правам человека из различных регионов, который показал, что наибольшая доля всех жалоб приходится на жилищную сферу, т.е. на вопросы, связанные со строительством и с эксплуатацией построенных объектов. В большинстве регионов жалобы в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросли на 10-15%.
В 2013 году Уполномоченному в Иркутской области поступило 1188 коллективных и индивидуальных жалоб граждан, в Архангельской области - 11014, в г. Москве - 3862, в Забайкальском крае - 1642, в Камчатском крае - 691, в Карачаево-Черкесской республике - 897, в Кемеровской области - 3121, в Красноярском крае - 649, в Московской области - 12808, в Нижегородской области - 3000, в Приморском крае -7822, Оренбургской области - 651, республике Хакасия - 818, Саратовской области - 3483, в Сахалинской области - 597, в Свердловской области - 11960, в Томская области - 647, в Липецкой области - 517.
Из представленной статистики, видно, что есть ряд регионов, где количество жалоб чрезвычайно большое, как, например, в Московской и Свердловской областях, а есть регионы, где количество жалоб значительно ниже среднего. Анализ числа обращений к Уполномоченным из большинства регионов показал, что средним показателем является величина 1500-
2000 обращений в год.
В табл. 2 приведены статистические данные по жалобам населения, касающихся вопросов качества строительства и предоставления жилищно-коммунальных услуг в различных регионах. Анализ показывает, что по стране от общего числа жалоб жалобы в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства составляют 23-25%. Причем институт Уполномоченных по правам человека является, пожалуй, последней инстанцией, куда обращаются люди.
Таблица 2
Статистика обращений населения с проблемами
в жилищной сфере к Уполномоченным _по правам человека в регионах РФ_
Кол-во обращений
Регион по жилищно-коммунальным вопросам, проц.
Республика Башкортостан 16
Иркутская область 26
Новгородская область 24
Хабаровский край 22
Томская область 15
Свердловская область 15
Сахалинская область 25
Саратовская область 43
Республика Татарстан 32
Приморский край 20
Оренбургская область 22
Нижегородская область 25
Липецкая область 22
Московская область 28
Костромская область 21
Кировская область 26
Карачаево-Черкесская республика 25
Кемеровская область 23,5
Калужская область 33
Камчатский край 15
Ивановская область 15
Забайкальский край 17
г. Москва 29,5
Волгоградская область 24
Воронежская область 21
Архангельская область 25
Томская область 15
До того, как подать жалобу Уполномоченному, люди обычно обращаются в Роспотребнадзор, ходят на приемы к депутатам и в органы исполнительной власти муниципальных образований. Коррелируют с выводами Уполномоченных по правам человека и результаты опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» в октябре 2013 года, из которого следует, что население недовольно высокими тарифами на услуги ЖКХ, недостатками в работе жилищно-коммунального хозяйства - 24% опрошенных.
В феврале 2014 года Всероссийским центром изучения общественного мнения обнародованы данные о том, какие проблемы россияне считают наиболее актуальными лично для себя, а какие - для страны в целом2. Одной из наиболее актуальных личных проблем наши сограждане сегодня считают ситуацию в сфере ЖКХ (57%). Как отмечают эксперты, за последние десять лет (с 2006 по 2014 годы) актуальность проблем в сфере ЖКХ для россиян значительно возросла (с 32 до 57%).
Такие результаты исследований не случайны. Постоянные преобразования в коммунальной сфере, многочисленные поправки и изменения в законодательство дезориентируют непосредственных исполнителей, осложняют проведение какой-либо последовательной политики, не позволяют принимать долгосрочные, стратегические решения.
По словам омбудсмена по правам человека в Липецкой области Н.И. Загнойко, «вопросы жилищно-коммунального обслуживания после изменений в законодательстве и в организационно-правовых формах управляющих компаний находятся в гражданско-договорной сфере права, а контроль омбудсмена не распространяется на деятельность коммерческих структур. Вместе с тем приведенные обстоятельства, на наш взгляд, свидетельствуют не о правовом бессилии или недостаточной компетенции Уполномоченного по правам человека, а о том, что те органы, которые по закону должны контролировать соответствующие сферы жизни нашего общества (следствие, прокуратура, суд, жилищная инспекция, органы местного самоуправления и т.д.), в силу разных причин недостаточно эффективно справляются со своими обязанностями. И тогда люди вынуждены идти к омбудсмену».
То есть можно констатировать, что регулирующая система, представленная на рисунке, перегружена своей сложностью, разветвленностью и одновременно дублированием одних и тех же функций различными государственными и общественными структурами. С точки зрения процессного управления, данная схема должна быть переструктурирована с целью исключения дублирования и сокращения числа непроизводительных операций. Такое переструктурирование возможно путем создание объединенного отраслевого общественно-государственного совета при правительстве региона по принципу «единого окна» с тем, чтобы населению не нужно было ходить по всем общественным и государственным институтам с одной и той же проблемой.
Анализируя структуру жалоб населения в различных регионах, можно сделать вывод об их идентичности. Так, например, в Московской области 62 процента обращений социальной тематики составляют жилищные вопросы: обеспечение жильем; отселение из ветхих и аварийных домов; содержание жилищного фонда; качество и стоимость жилищно-коммунальных услуг и другие.
2 Начало 2014 года: проблемный фон в России / URL:
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114712 (15.01.2015).
В сфере соблюдения прав участников долевого строительства многоквартирных жилых домов в 2013 году на первый план вышла проблема, обусловленная непродуманными решениями застройщиков на стадии организации строительства в части необеспечения новостроек инженерными коммуникациями. Перебои с водо-, тепло-, электроснабжением вызвали поток жалоб. В 2013 году в 3,5 раза по сравнению с 2012 годом увеличилось количество обращений о нарушениях прав граждан, заключивших договоры инвестирования строительства жилья. Наиболее распространенными остаются нарушения сроков ввода жилых домов в эксплуатацию, запоздалая передача квартир участникам долевого строительства (дольщики) и «двойная про-
3
дажа» жилья .
Недостатки законодательного и организационного характера в сфере строительного, земельного, архитектурного надзора и контроля, учета и регистрации объектов недвижимости привели к большому числу незаконно построенных жилых домов с признаками многоквартирности на земельных участках, предоставленных гражданам для иных целей. Снос таких домов вызвал увеличение обращений от пострадавших.
Значительное число жалоб обусловлено конфликтными ситуациями между органами местного самоуправления и жителями муниципальных образований в связи с принятием градостроительных решений без реального и объективного учета мнения населения.
В Московской области сохраняется проблема низкого качества жилищно-коммунальных услуг. Жалобы граждан касаются вопросов содержания и ремонта жилья, завышения стоимости коммунальных услуг, учета потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, тепло-, водо-, энергоснабжения. В 2013 году по сравнению с 2012 годом их количество выросло в 2,5 раза.
По словам Уполномоченного по правам человека Московской области А.В. Жарова, «ЖК РФ закрепил права граждан на управление многоквартирными домами и порядок их взаимодействия с компаниями, работающими в этой сфере. Однако равноправных и взаимовыгодных отношений между собственниками жилых помещений и организациями, управляющими многоквартирными жилыми домами, не сложилось. Жильцы не стали главным субъектом в сфере ЖКХ и остались самым слабым звеном правоотношений по обслуживанию домов и предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Лишь в 15 процентах многоквартирных домов в Подмосковье созданы советы домов. Люди плохо информированы о процессах управления многоквартирными домами, не осуществляют должного контроля за исполнением обязательств управляющими организациями, продолжают играть роль пассивных получателей услуг».
3 Доклад Уполномоченного по правам человека по Московской области в 2013 году [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.upchmosobl.ru/dejatelnost-upolnomochennogo/ doklady/ ?Е1_ЕМЕМТ_Ю=9735 (15.01.2015).
В докладе Уполномоченного по правам человека Воронежской области приводится информация, что по данным опроса, проведенного в 2013 году центром стратегических исследований компании "Росгосстрах", положительно оценили работу служб ЖКХ лишь 26% воронежцев (в среднем по стране - 39%). Довольны состоянием своего дома 43% жителей Воронежа (по стране - 61%)4.
Большая часть нарушений прав граждан в сфере ЖКХ повторяется (и не исправляется) из года в год. К этим нарушениям относятся:
- незаконное создание и негативная деятельность ТСЖ, ЖСК (нарушения при проведении общих собраний собственников жилья, в том числе при избрании правления, сдаче в аренду, реконструкции, капитального и текущего ремонтов общего имущества, при принятии уставов и т.п.);
- неисполнение (ненадлежащее исполнение) управляющими компаниями (УК), ТСЖ, ЖСК, ЖК обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирных домов (несвоевременное проведение или непроведение текущего ремонта (планово-предупредительного ремонта), уборки лестничных клеток, придомовых территорий, снега и мусора, дезинсекции, дератизации и т.д.), некачественное выполнение работ по подготовке жилищного фонда к отопительному сезону;
- нарушение порядка начисления платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, за общедомовые нужды и коммунальные услуги (включение в счет необоснованных платежей, завышение тарифов);
- неосуществление перерасчетов платы за коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении.
Причины существования перечисленных нарушений следующие:
- высокий износ жилищного фонда и инженерных сетей;
- некачественное обслуживание жилищного фонда и низкое обеспечение коммунальными услугами;
- «непрозрачность» организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами;
- игнорирование мнения и законных интересов жителей, отсутствие эффективной коммуникации между управляющими компаниями и потребителями коммунальных услуг (закрытость УК, неисполнение законодательства о предоставлении отчетов о своей работе, нежелание взаимодействовать с советами многоквартирных домов);
- нарушение законов органами местного самоуправления, управляющими организациями вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей.
4 Доклад Уполномоченного по правам человека по Воронежской области в 2013 году [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.ombudsman-vrn.ru/doku.php/doklad_o sobljudenii _prav_cheloveka_v_voronezhskoj_oblasti_v_2013_ godu (15.01.2015).
В качестве мероприятий для ликвидации проблем в жилищной сфере омбудсмен Воронежской области предлагает органам местного самоуправления создать действующую систему общественного контроля в сфере ЖКХ, позволяющую жильцам домов контролировать свои управляющие компании и ТСЖ. Для организации этой системы широко информировать и обучать население (через специализированные общественные организации, СМИ) о положениях действующего законодательства, правах и обязанностях участников жилищных отношений и механизме их юридической ответственности. В качестве формы «обратной связи» ввести телефоны «горячей линии» в органе местного самоуправления. При рассмотрении жалоб принимать конкретные меры либо давать разъяснения, в результате которых заявителю было бы понятно, почему пришел такой счет на оплату коммунальных услуг.
Уполномоченный по правам человека по Иркутской области В.А. Лукин сложившиеся проблемы в жилищной сфере видит в том, что в области не сформировалась качественная система участия общественности в принятии законодательных актов. Он отмечает, что «в Иркутской области до настоящего времени не введен механизм общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов. Органы государственной власти Иркутской области не используют потенциал этого института, являющегося одной из форм непосредственной демократии. Имеющиеся в областном законодательстве отдельные нормы, посвященные процедуре общественного обсуждения, не меняют ситуацию коренным образом»5.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предписывает с 2014 года обеспечить развитие на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов и законодательное закрепление таких процедур в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Иркутской области этот вопрос урегулирован только в отношении нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность.
По мнению главы регионального исполкома ОНФ в Московской области Любови Филипп, необходимо взять под общественный контроль программу капитального ремонта. Она считает, что действующая система контроля за ремонтом не является эффективной, так как граждане остались один на один с подрядными организациями, среди которых есть и недобросовестные. Для решения этой проблемы необходимо привлечь в эту сферу саморегулируемые организации, которые могли бы гарантировать качество и в случае чего возместить ущерб, т.е. к капитальному
5 Доклад Уполномоченного по правам человека по Иркутской области в 2013 году [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsman.r38.ru/qa/258.html (15.01.2015).
ремонту привлекать те подрядные организации, которые имеют соответствующие допуски саморегулируемых организаций. Выступая 5 декабря 2014 г. на втором форуме Общероссийского народного фронта Президент РФ В.В. Путин полностью поддержал это предложение и отметил: «...безусловно, в случае капитального ремонта общественный контроль играл бы очень большую роль. Надо подумать над тем, как встроить в систему капитального ремонта общественный контроль»6.
6 Путин считает, что общественный контроль за программой капремонта будет полезен [Электронный ресурс]. URL: http://onf.ru/2014/11/18/vladimir-putin-obshchestvennyy-kontrol-za-programmoy-kapremonta-budet-polezen/ (15.01.2015).
Таким образом, проведенная систематизация государственно-общественных форм регулирования в Российской Федерации и проблем, возникающих в жилищной сфере, позволили сделать вывод о необходимости модернизации регионального механизма регулирования жилищной сферы на условиях интеграции всех заинтересованных государственных и общественных структур в рамках Общественного совета по развитию строительства и ЖКХ при правительстве региона.
Статья поступила 13.03.2015 г.
1. Астафьев С.А. Государственное регулирование строительной и жилищной сферы: теория и практика. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. 107 с.
2. Астафьев С.А. Интеграционный подход к проблеме управления процессами в жилищной сфере // Известия ИГЭА. 2011. № 5. С. 90.
3. Астафьев С.А. Методические вопросы оценки надежности субъектов саморегулирования строительной отрасли. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 79-109.
4. Астафьев С.А. К вопросу о совершенствовании подходов к саморегулированию строительной отрасли // Известия ИГЭА. 2009. № 5. С. 102.
5. Астафьев С.А., Домбровская К.И. Модернизация государственного регулирования экономикой в Российской Федерации путем перехода отраслей на саморегулирование // Проблемы модернизации экономики Монголии и России: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 12-13 мая 2011 г. БГУЭП. Иркутск, 2011. Ч. 1. С. 119-126.
6. Астафьев С.А. Развитие системы саморегулирования в строительстве как частного случая самоорганизации // Экономика строительства. 2011. № 5. С. 33-38.
7. Астафьев С.А, Колыхаева Ю.А. Развитие саморегулирования как элемента государственного управления коммунальным комплексом // Известия ИГЭА (БГУЭП) (электронный научный журнал). Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2013. № 4. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18423
8. Асаул А.Н. Проблемы перехода от государственного регулирования к общественному (саморегулированию) в инвестиционно-строительной сфере // Вестник РАЕН. 2008. № 2. Т. 8. С. 117-122.
9. Асаул А.Н. Развитие рынка жилой недвижимости как самоорганизующейся системы: монография / А.Н. Асаул, Д.А. Гордеев, Е.И. Ушакова. СПбГАСУ. СПб., 2008. 330 с.
10. Герасимов А.А. Зарубежный опыт регулирования деятельности саморегулируемых организаций // Адвокат. 2010. № 6. С. 46-55.
11. Дерегулирование российской экономики / С. Жаворонков [и др.]: науч. тр. / Ин-т экономики переход. периода. М.,
ский список
2001. Вып. № 32. 67 с.
12. Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках / В. А. Мау [и др.]: науч. тр. / Ин-т экономики переход. периода. М., 2003. Вып. № 48. С. 8-45.
13. Казинец Л.А. Вопросы теории и практики перехода к саморегулированию деятельности по осуществлению капитального строительства в Российской Федерации. М.: Граница, 2007. 360 с.
14. Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ / П. В. Крючкова; Междунар. конфедерация обществ потребителей. М.: ТЕИС, 2005. 169 с.
15. Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. М.: Обществ. договор, 2001. 96 с.
16. Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: дис. ... д-ра экон. наук / П.В. Крючкова. МГУ. М., 2005. 283 с.
17. Мороз А.А., Самойлов С.А. Регулирование строительной деятельности в США и Великобритании // Актуальные проблемы строительного комплекса. 2008. № 1. С. 46.
18. Панибратов Ю.П., Петров С.В. Принципы и направления развития системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе саморегулирования // Вестник гражданских инженеров. 2012. № 3. С. 320-330.
19. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: уч. пособие. М.: ИНФРА-М. 2010. С. 17.
20. Саморегулирование в строительной сфере: учеб.-практ. пособие для рук. и спец. саморегулируемых орг. / Л.С. Бари-нова [и др.]; под ред. М.Ю. Викторова и А.Н. Ларионова. М.; СПб.: ИМКА-Медиа, 2010. 508 с.
21. Щепотьев А.В., Белкин А.Н. Саморегулируемые организации - часть государственных контрольных функций // Право и экономика. 2008. №7. С. 14-21.