Научная статья на тему 'Государственно-частное партнёрство – средство решения кадровых проблем торговых предприятий Кемеровской области'

Государственно-частное партнёрство – средство решения кадровых проблем торговых предприятий Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнёрство – средство решения кадровых проблем торговых предприятий Кемеровской области»

Таблица 3

Виды рисков и способы их минимизации

Виды риска Минимизация рисков

Финансово-экономический риск Наличие дополнительных источников финансирования; урезание статей расходов

Коммерческий риск (невыполнение договорных обязательств по поставкам оборудования) Договором предусмотрены санкции за невыполнение договорных обязательств

Маркетинговый риск (появление конкурентов на рынке образовательных услуг) Повышение количества образовательных услуг

- активное вовлечение всех участников в работу ресурсного центра от администрации до мастера производственного обучения и студентов;

- распространение опыта через семинары, конференции, публикации;

- возможность обучения профессиям, востребованным на рынке труда Кемеровской области.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО -СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. Г. Ковалёва, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум»

В условиях современного рынка труда государственно-частное партнёрство становится важнейшим условием профессиональной подготовки и адаптации специалистов к новым экономическим условиям. Оно помогает избежать крупных социальных потрясений, сгладить остроту современных общественных и экономических противоречий. Это обеспечивается совместными усилиями партнёров по сохранению кадрового потенциала предприятий области, созданием рабочих мест, профессиональным внутрифирменным обучением работников, предоставлением социальных гарантий высвобождаемым работникам, в том числе направлением их на обучение и переподготовку.

Одним из основных факторов стабилизации и развития сферы обслуживания является наи-

более полное использование человеческого ресурса. В этих условиях изменяются и повышаются требования к качественным характеристикам и профессиональному составу кадров. Возрастает необходимость в совершенствовании форм и методов их подготовки на основе государственно-частного партнёрства. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые торговые работники всех уровней, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и динамизмом.

Только в тесном контакте работодателей с учреждениями профессионального образования становится возможным обеспечение рынка труда необходимыми кадрами, востребованными реальным сектором экономики.

Кроме того, для учреждений профессионального образования открываются дополнительные возможности:

- постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет уточнять структуру профессий и объём подготовки кадров;

- учёт требований работодателей по содержанию подготовки специалистов путём совместной разработки учебных планов и программ;

- организация практики обучающихся на оборудовании, действующем в реальном секторе экономики;

- проведение систематической стажировки педагогического персонала для ознакомления с новейшими видами оборудования и технологическими процессами;

- создание механизма оценки качества подготовки рабочих кадров совместно с работодателями;

- целевая подготовка работников для конкретного предприятия, что повышает возможности для трудоустройства выпускников;

- совместные проекты, позволяющие осуществлять пополнение внебюджетных фондов образовательных учреждений.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам с 2010 года ведётся активная работа по организации взаимодействия с государственно-частными партнёрами в решении проблем подготовки кадров. Выгодность использования инструмента государственно-частного партнерства очевидна - государство получает конкурентоспособный рынок образовательных услуг, бизнес имеет возможность влиять на качество подготовки специалистов, учреждения профессионального образования при получении дополнительного инвестирования реализуют инновационные образовательные программы.

Проделана определенная работа по становлению и развитию государственно-частного партнерства в профессиональной подготовке кадров в Кузбассе. Наряду с имеющимися достижениями выявилось и немало проблем, характерных для образовательных учреждений всех регионов России. И. А. Свиридова группирует их в два больших блока: факторы внешнего и внутреннего порядка. Внешние факторы - отсутствие на федеральном уровне нормативно-законодательной базы социального партнерства; стимулирующей налоговой и бюджетной политики; ясных для системы профессионального образования ориентиров экономического развития; прогноза рынка труда; недостаточное финансирование системы профессионального образования.

На региональном уровне - незавершенность процесса институциализации основных партнеров (работодателей, профсоюзов и т. д.); отсут-

ствие или непрозрачность информации о региональном рынке труда; недостаточное внимание местных органов власти и средств массовой информации к проблемам профессионального образования, подготовки и трудоустройства молодых рабочих и специалистов; отсутствие четкой позиции муниципальных органов власти предприятий и ассоциаций работодателей в реализации инвестиционной политики в части профессиональной подготовки кадров. Внутренние факторы - неготовность части руководителей образовательных учреждений профессионального образования к работе в новых условиях; отсутствие стимулов у персонала образовательных учреждений к поиску новых партнеров, налаживанию связей; влияние стереотипов патернализма и иждивенчества на сознание работников профессионального образования; неэффективное использование бюджетных и внебюджетных средств; недостаточная квалификация выпускников по отношению к требованиям работодателей.

Для подготовки конкурентоспособного выпускника, обладающего общими и профессиональными компетенциями, в соответствии с требованиями стандарта, работодателя, общества образовательному учреждению необходимо получить полную объективную информацию о рынке труда по профилю подготовки. На данный момент для образовательных учреждений области актуальна проблема обновления основной профессиональной образовательной программы с учётом запросов работодателей, особенностей развития региона, конкретизации конечных результатов обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Насколько точно будет изучен дефицит рабочих кадров в разрезе профессий, уровней квалификации, количественных и качественных характеристик, настолько успешно будет организован процесс подготовки новых кадров в соответствии с потребностями производства.

В Ленинске-Кузнецком представлен широкий перечень предприятий торгового профиля - от супермаркетов областной сети до частных магазинов с небольшим объёмом продаж. С целью всестороннего изучения качественных характеристик по профессии «продавец, контролёр-кассир», выявления требований работодателей не столько в формате знаний, умений выпускников, сколько в терминах способов деятельности (способность, готовность) нами проведено исследование рынка труда Ленинска-Кузнецкого.

Результаты проведённых исследований показывают, что торговые предприятия испытывают проблему дефицита кадров (35 %) и при этом

нуждаются в специалистах высокой квалификации (5-6-го разряда). Следует отметить, что в настоящее время выпускники, например начального профессионального образования по профессии «продавец, контролёр-кассир», получают 3-4-й разряды. Переподготовка кадров осуществляется на самих предприятиях - 57 %, в учреждениях профессионального образования -22 %, не осуществляется - 21 %. При этом лицензированных центров повышения квалификации на предприятиях торговли Ленинска-Кузнец-кого нет. Так, работники сети магазинов «Чибис» обучаются в г. Белово (однодневные курсы). На вопрос «Считаете ли вы целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку по профессии «продавец»?» утвердительно ответили 79 % респондентов. Выразили готовность принять участие в разработке программ для повышения квалификации продавцов 50 % ответивших на анкету.

Наибольшую озабоченность у работодателей вызывает освоение практических навыков. Если общетеоретическая подготовка оценивается как соответствующая высокому уровню, то практические навыки оцениваются несколько ниже. Для определения качественных характеристик (виды профессиональной деятельности) администраторам торговых предприятий был предложен перечень торгово-технологических операций, выполняемых их работниками - продавцами и контролерами-кассирами. Расширили перечень выполняемых торгово-технологических операций ответившие на анкету работники торговли за счёт следующих операций: участия в инвентаризации, умения выкладывать товары по планограмме, составлять заявку на товар поставщикам, рекомендовать покупателям сопутствующий товар, общения с покупателями с использованием сервисного диалога, подготовки и сдачи выручки в банк, умения работать на POS-терминалах.

Среди всех показателей не так уж и плохо оценивается владение смежными профессиями. Дело в том, что смежная профессия не является программной и обязательной, тем не менее многие работодатели причисляют этот показатель к главным. Довольно высок уровень пожеланий работодателей к информационной грамотности, многие хотели бы, чтобы молодые специалисты в значительной степени владели компьютером: знание программы «1С: Торговля», печать ценников и штрихкодов, общение с представителями сервисной службы. Есть интерес со стороны работодателей и к таким навыкам, как владение основами менеджмента.

Определены наиболее значимые общепрофессиональные и личностные качества. Личностные - ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, исполнение существующих правил, умение работать в коллективе, готовность работать сверхурочно. Общепрофессиональные - умение найти подход к каждому клиенту, умение убедить покупателя в необходимости покупки, знание психологии покупателя, заинтересованность в увеличении объема продаж. Отмечены сложности, встречающиеся при работе: предотвращение конфликта, выход из конфликтной ситуации, барьеры в общении с покупателем. Анализ протоколов наблюдения за деятельностью на рабочем месте продавца и контролёра-кассира показал, что все основные торгово-технологические операции выполняются на рабочих местах полностью.

Таким образом, анализ требований работодателей к будущему работнику позволяет определить точки соприкосновения и, наоборот, расхождения между государственно-частными партнерами, уточнить их интересы и потребности, а значит выстроить обоснованную стратегию и тактику взаимодействия. Интересы работодателей нашим образовательным учреждением учтены в различных частях образовательной программы по подготовке работников торговли.

Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана отвечает за реализацию требований государственной политики к уровню общей образованности выпускников. Именно эти дисциплины ответственны за формирование целого ряда личностных качеств, которые нашли отражение в требованиях, предъявляемых к выпускникам: ответственность, терпеливость, аккуратность, трудолюбие, уважительность, добросовестность и т. д. Как мы отметили ранее, у работодателей востребованы такие качества, как дисциплинированность, умение владеть собой в сложных ситуациях, отсутствие вредных привычек, выносливость.

Формирование способности быстро ориентироваться в современных условиях происходит в процессе изучения экономических дисциплин. Активные формы организации обучения на этих уроках позволяют решать развивающие задачи, способствуют саморазвитию и самоорганизации обучающихся. Деловые игры активизируют действия участников игры, учат принятию решений, развивают память, мышление, творческий потенциал, то есть качества, необходимые будущим специалистам. Математические и естественно-научные дисциплины так же ориентированы на то, чтобы реализовать общие тре-

бования к образованности выпускника через профессиональную направленность знаний, формируемых на занятиях.

Блок общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и модулей отражает требования к подготовке на уровне отрасли и основывается на содержании квалификационных характеристик. Сотрудничество с работодателями осуществляется, как правило, в следующих формах: при оценке рынка труда с целью выявления требований к выпускникам со стороны работодателей; совместной разработке и утверждении учебно-программной документации. Всё перечисленное подтверждает готовность образовательных учреждений к подготовке высоко-

квалифицированного работника. Но современный уровень развития науки и техники, а также жесткая конкуренция на рынке труда заставляют работодателей проводить переоснащение предприятий высокотехнологичными оборудованием и технологиями. Это требует продолжить разработку организационно-педагогических механизмов осуществления государственно-частного партнёрства.

Развитие системы государственно-частного партнерства, расширение круга заинтересованных в сотрудничестве предприятий торговли являются одними из условий подготовки квалифицированных специалистов торгового профиля для решения кадровых проблем региона.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ

О. Ф. Шпилева, заместитель директора по учебно-производственной работе ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16», г. Прокопьевск К. В. Ганзий, заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам

ООО ««Объединение Прокопьевскуголь»

Современный период интенсивного развития социально-экономических преобразований в России остро ставит вопросы об изменении структуры подготовки кадров по специальностям и уровням профессионального образования.

Проект закона РФ «Об образовании» содержит требования к сфере образования, которые включают:

- изучение потребности рынка труда;

- разработку прогнозов подготовки специалистов и рабочих;

- разработку требований к подготовке рабочих и специалистов на основе прогноза потребностей рынка труда.

Насколько точно будет изучен дефицит рабочих кадров в разрезе профессий и уровней квалификации, настолько успешно будет организован процесс подготовки новых кадров в соответствии с потребностями производства.

Составление перспективного баланса спроса и предложений рабочей силы выступает основным компонентом механизма управления кадровым потенциалом Кузбасса, важной составляющей эф-

фективной модели орга-низационно-экономиче-ского взаимодействия региональных систем профессионального образования и рынков труда.

Реализуемая в области региональная комплексная программа «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011—

2013 годы направлена на решение определенных задач.

Одна из них - переориентация ресурсов системы профессионального образования с задач, определяемых «внутренними возможностями», на решение задач по подготовке квалифицированных кадров, востребованных конкретными отраслями экономики региона, что обеспечивает его плановое и системное развитие на долгосрочную перспективу.

В связи с этим в нашем училище создан совет по подготовке конкурентоспособного выпускника, в составе которого: комитет по исследованию рынка труда и профориентационной работе; психолого-педагогическая служба; комитет по профессиональной подготовке; центр содей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.