Научная статья на тему 'Прогнозирование кадровой потребности'

Прогнозирование кадровой потребности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование кадровой потребности»

бования к образованности выпускника через профессиональную направленность знаний, формируемых на занятиях.

Блок общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и модулей отражает требования к подготовке на уровне отрасли и основывается на содержании квалификационных характеристик. Сотрудничество с работодателями осуществляется, как правило, в следующих формах: при оценке рынка труда с целью выявления требований к выпускникам со стороны работодателей; совместной разработке и утверждении учебно-программной документации. Всё перечисленное подтверждает готовность образовательных учреждений к подготовке высоко-

квалифицированного работника. Но современный уровень развития науки и техники, а также жесткая конкуренция на рынке труда заставляют работодателей проводить переоснащение предприятий высокотехнологичными оборудованием и технологиями. Это требует продолжить разработку организационно-педагогических механизмов осуществления государственно-частного партнёрства.

Развитие системы государственно-частного партнерства, расширение круга заинтересованных в сотрудничестве предприятий торговли являются одними из условий подготовки квалифицированных специалистов торгового профиля для решения кадровых проблем региона.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ

О. Ф. Шпилева, заместитель директора по учебно-производственной работе ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16», г. Прокопьевск К. В. Ганзий, заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам

ООО ««Объединение Прокопьевскуголь»

Современный период интенсивного развития социально-экономических преобразований в России остро ставит вопросы об изменении структуры подготовки кадров по специальностям и уровням профессионального образования.

Проект закона РФ «Об образовании» содержит требования к сфере образования, которые включают:

- изучение потребности рынка труда;

- разработку прогнозов подготовки специалистов и рабочих;

- разработку требований к подготовке рабочих и специалистов на основе прогноза потребностей рынка труда.

Насколько точно будет изучен дефицит рабочих кадров в разрезе профессий и уровней квалификации, настолько успешно будет организован процесс подготовки новых кадров в соответствии с потребностями производства.

Составление перспективного баланса спроса и предложений рабочей силы выступает основным компонентом механизма управления кадровым потенциалом Кузбасса, важной составляющей эф-

фективной модели орга-низационно-экономиче-ского взаимодействия региональных систем профессионального образования и рынков труда.

Реализуемая в области региональная комплексная программа «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011—

2013 годы направлена на решение определенных задач.

Одна из них - переориентация ресурсов системы профессионального образования с задач, определяемых «внутренними возможностями», на решение задач по подготовке квалифицированных кадров, востребованных конкретными отраслями экономики региона, что обеспечивает его плановое и системное развитие на долгосрочную перспективу.

В связи с этим в нашем училище создан совет по подготовке конкурентоспособного выпускника, в составе которого: комитет по исследованию рынка труда и профориентационной работе; психолого-педагогическая служба; комитет по профессиональной подготовке; центр содей-

ствия трудоустройству выпускников. Цель - своевременное обеспечение кадровой потребности региона высококвалифицированными специалистами. Определены основные приоритетные задачи: разработка программы «Прогнозирование кадровых потребностей для развития экономики г. Прокопьевска»; создание системы и механизма взаимодействия образовательного учреждения и предприятий в вопросах исследования рынка труда; участие работодателей в подготовке конкурентоспособных рабочих.

Выделены основные этапы: подготовительный, основной и заключительный. Разработаны мероприятия последовательного изучения и формирования статистических данных о прогнозировании предприятий в рабочих кадрах по профессиям, подготавливаемым в ГОУ НПО ПУ № 16: машинист дорожных и строительных машин; сварщик; слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава; мастер жилищно-коммунального хозяйства; столяр строительный; штукатур; каменщик; монтажник санитарно-тех-нических систем и оборудования.

Следует выделить наиболее важные мероприятия: организацию сотрудничества с предприятиями; заключение договоров о социальном партнерстве сроком на 3-5 лет и более; разработку совместных мероприятий, ориентированных на прогноз кадровых потребностей предприятий и качество профессиональной подготовки выпускников; взаимодействие с работодателями в вопросах организации прогнозирования оптимальной профессионально-квалификационной структуры и др.

Работу по осуществлению мониторинга прогнозирования предприятий в кадровой потребности квалифицированными специалистами осуществляет комитет по исследованию рынка труда и профориентационной работе, в состав которого входят четыре творческие группы. Для них определены следующие направления деятельности:

- обеспечение информацией образовательного учреждения о мониторинге рынка труда: государственных статистических наблюдениях, ведомственной отчетности, региональных и отраслевых программах, маркетинговых подходах в образовании;

- формирование информации о спросе и предложениях рабочей силы рынка труда в соответствии с подготавливаемыми профессиями на основе анализа развития экономики г. Прокопьевска;

- проведение мониторинга потребности предприятий в рабочих кадрах по профессиям образовательного учреждения;

- осуществление прогнозирования потребности предприятий в рабочих кадрах, подготавливаемых в ПУ № 16.

Прежде чем начинать работу по исследованию рынка труда, необходимо собрать информацию о географическом расположении образовательного учреждения. ГОУ НПО ПУ № 16 находится в городе Прокопьевске. Город основан в 1931 году и расположен на юге Кемеровской области. Ближайшие соседи-города по Кемеровской области - Киселевск и Новокузнецк (территориально города Прокопьевск и Кисе-левск практически слились, расстояние до города Новокузнецка составляет 10 километров). Прокопьевск - третий по численности населения город Кемеровской области. Отсюда следует, что образовательное учреждение находится в зоне взаимодействия городов, которые развиваются вместе с потребностями общества и социально-экономических преобразований.

Прокопьевск с 2010 года развивается по региональной программе «Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Прокопьевска», которая разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Главная цель - обеспечение устойчивого развития города Прокопьевска на основе диверсификации экономики; задачи - развитие инновационных производств; формирование машиностроительного кластера; развитие энергетического и строительного комплексов; создание новых производств и развитие малого бизнеса; обеспечение трудоустройства населения; повышение качества жизни населения и др. Целевые ориентиры развития города предполагают формирование диверсифицированной экономики, где наряду с традиционными индустриальными отраслями, перешедшими на выпуск конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, будут активно развиваться высокотехнологичные и сервисные отрасли, сфера услуг, средний и малый бизнес.

Реализация комплексного инвестиционного плана предусматривается в период с 2010 по 2025 год. Город Прокопьевск интенсивно развивается, и поэтому комитет образовательного учреждения считает, что есть основания говорить о потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах системы начального профессионального образования.

Организуя совместную работу с предприятиями, наше учреждение проводит своего рода инвентаризацию реальных и потенциальных партнеров и их интересов. Мы выбираем и исследуем отрасли экономики, для которых готовим кадры: строительная, угольная, машинострое-

ние, энергетика, транспорт, коммунальная сферы. Собираем информацию о том, какими предприятиями, организациями, профессиональными ассоциациями она определена. Находим ответы на вопросы: «Каким образом данная отрасль отражена в стратегическом плане развития региона, и каким потенциалом она обладает?»; «Удовлетворены ли работодатели качеством подготовки выпускников, и соответствуют ли знания выпускников требованиям производственного процесса?». На основе полученных данных осуществляем отбор предприятий и изучаем их кадровую политику.

В городе Прокопьевске осуществляют деятельность 1483 малых предприятия и 3751 индивидуальный предприниматель. 17 % от общего числа малых предприятий занимают обрабатывающие производства; 12,5 % - строительство; 3,5 % - транспорт.

Прогнозирование потребностей рынка труда в этих условиях рассматривается как важная составная часть маркетинговой информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю изменений рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос.

Получены результаты. Маркетинговые исследования, проводимые педагогическим коллективом ГОУ НПО ПУ № 16 в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе, указывают на то, что региональный рынок труда находится в состоянии непрерывного изменения. Доля промышленности в экономике Кузбасса и структура самой индустрии меняются, что снижает спрос на работников одних профессий и повышает его на работников других специальностей и профессий. Кроме того, следует отметить, что снижается уровень государственного регулирования в большинстве сфер экономической жизни общества. Крупные предприятия и компании дробятся на более мелкие, а мелкие предприятия переходят в структуру индивидуально-частных. Этот факт создает определенные трудности и проблемы в создании единой базы прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики и формировании государственного задания на подготовку кадров в нашем училище. При заключении договоров на подготовку квалифицированных рабочих кадров с предприятиями далеко не каждый руководитель готов к взаимному сотрудничеству и работе по программе «Социальное партнерство» с образовательным учреждением НПО. Часто приходится слышать, что предприятие не имеет четко определенной перспективы разви-

тия на ближайшие 5-10 лет по причине интенсивных преобразований социально-экономической сферы развития общества. Поэтому договоры заключаются сроком на один год с последующей пролонгацией, редко на 3-5 лет с учетом полного срока освоения обучающимися образовательной программы.

Важно отметить, что этап прогнозирования кадровых потребностей предприятий является основным звеном механизма взаимодействия регионального рынка труда и ОУ НПО. Целевым ориентиром разработки прогноза выступает использование его для формирования ежегодного государственного задания на подготовку кадров не только в разрезе профессий и специальностей, но и количественном выражении.

Выявлено, что изменения внешней среды, связанной с развитием производственной сферы и в которой функционирует система профессионального образования, ведут к увеличению разрыва между запросами рынка труда и теми квалификациями, которые получают выпускники НПО. Поэтому поиск путей решения проблемы адаптации профессионально-квалификационной структуры и качества профессионального образования к требованиям регионального рынка труда остается актуальной задачей нашего училища.

Работа по исследованию рынка труда, особенно на первоначальном этапе, требует не только понимания сложившейся ситуации, но и применения научных подходов, методов планирования, прогнозирования и технологий социальных исследований. Сегодня работа этого направления принимает широкомасштабный размах со стороны работодателей, образовательных учреждений. Осуществляется выбор конкретных вариантов действий, которые обусловлены требованиями рыночной экономики. Но, учитывая, что общество не стоит на месте, а развивается, есть основание предполагать, что завтра совершенствование системы прогнозирования кадровой потребности для региональной экономики потребует более эффективных подходов в формировании государственного задания на подготовку кадров. Такая ситуация предполагает введение комплексных мероприятий, связанных с дополнительным обучением профессионально-педагогических работников.

Для исследования рынка труда разработан инструментарий. В качестве основных методов сбора информации используют экспертное интервью, опрос работодателей, личное анкетирование специалистов предприятий, почтовый опрос и др. Из опыта проведенной работы следует, что полученные данные должны не только

обрабатываться, но и иметь продукт совместной деятельности образовательного учреждения и работодателей - прогноз и перспективы развития. Поэтому, пройдя первые шаги по пути исследования количественных и качественных характеристик рынка труда, комитет образовательного учреждения получил определенные результаты. Положительные: определена территория исследования; выделены сегменты рынка труда; составлен реестр предприятий; проведена классификация предприятий в зависимости от потребности кадров, подготавливаемых в образовательном учреждении; собрана информация о развитии предприятий; определены отрасли промышленности; проведен анализ социально-экономического положения города Прокопьевска и получены результаты диагностики его состояния. Трудоустройство выпускников 2012 года составило 75 %; призыв в армию - 15 %; учеба -7 %. Отрицательные: территориальная разбросанность предприятий друг от друга и от училища, что требует дополнительного времени для проведения исследования и специально подготовленных педагогов для данной работы, которых нет в штатном расписании; не предусмотрены бюджетные материальные затраты. А также выявлено, что функционирование наиболее крупной обрабатывающей отрасли - машиностроения напрямую связано с доминирующей угольной промышленностью. В период реструктуризации угольной отрасли в машиностроении произошло дробление крупных предприятий на более мелкие (ООО НПО «Развитие»; ООО НПО «Прокопьевский шарикоподшипниковый завод» и др.). В результате из 24 крупных и средних предприятий осталось 7. Увеличилось количество малых предприятий, которые вежливо отказывают в сотрудничестве с образовательным учреждением, объясняя, что не знают, что с ними будет завтра. Отсутствие полной достоверной информации о развитии предприятий, расположенных в сегменте исследования, не позволило собрать информацию в полном объеме. Сложившаяся ситуация дает основание разрешать возникшие проблемы через совершенствование подходов и механизма сотрудничества училища и работодателей в целом, например, через создание в городе единой системы мониторинга и прогнозирования потребности предприятий в рабочих кадрах. Усилий со стороны одного образовательного учреждения и работодателей, которые развиваются отдельными структурами, недостаточно.

Необходимо коллегиальное рассмотрение на более высоком уровне вопроса о создании единой структуры управления, которая организует

мониторинг и прогнозирование потребности предприятий в рабочих кадрах. Это позволит своевременно и качественно решать задачи формирования государственного задания на подготовку кадров, а также профессиональную переподготовку и повышение квалификации через программы дополнительного профессионального образования.

Ежегодно на территориальных координационных советах по кадровой политике при главах муниципальных образований, куда приглашаются работодатели, утверждаются цифры приема -государственное задание. Главным условием является наличие заключенных договоров между образовательным учреждением и работодателями о сотрудничестве с четким планированием конкретных профилей, объемов подготовки рабочих кадров и календарных сроков. Такое сотрудничество позволяет корректировать подготовку кадров с учетом текущей и перспективной потребности предприятий в специалистах и рабочих кадрах, рассматривая этапы организации учебной практики и последующее трудоустройство.

В 2011/12 учебном году комитетом образовательного учреждения проведены маркетинговые исследования региональной экономики по потребности предприятий города Прокопьевска в квалифицированных кадрах и специалистах. Учитывались те профессии, по которым образовательное учреждение осуществляет подготовку кадров. В работе приняли участие 42 предприятия, из которых 65 % заключили договоры о сотрудничестве по программе «Социальное партнерство» сроком на 1 год с последующей пролонгацией на пять лет. Следует выделить следующие предприятия: ООО «Прокопьевская строительная компания»; ООО «Прокопьевское строительно-монтажное управление»; ООО «Прокопьевское специализированное хозяйство»; ООО «СтройРемСервис»; МУП ГУЖ «Ре-монтно-техническое хозяйство»; МУП «УК «Жилищно-коммунальный комплекс», СП «ТХ»; ОАО ПО «Водоканал» и др.

Остальные предприятия внесли предложения о предоставлении рабочих мест обучающимся только для проведения производственной практики, а решение о принятии выпускников на работу - только в год окончания училища. В основном эта ситуация оказалась характерной для предприятий малого бизнеса, индивидуальных частных предприятий: ООО «Лига-Респект»; «ГалаМастер»; ЗАО «Эльком»; ООО «Автолюкс» и др.

Формирование машиностроительного кластера в городе является основным и наиболее

перспективным направлением, которое способно обеспечить интенсивное развитие экономики. В 2009 году введен в реализацию проект «Развитие ООО «Кузбасское вагоностроительное предприятие «Новотранс». Инициатором проекта и основным инвестором является ХК «Ново-транс». Перспективы предприятия: реализация проекта позволит увеличить производственные мощности по ремонту железнодорожных вагонов с 5 тыс. до 10 тыс. в год и количество рабочих мест с 410 до 700. В процессе исследования рынка труда образовательное учреждение проявило и свою заинтересованность в новой профессии для города. В настоящее время заключен договор о сотрудничестве с ООО КВРП «Новотранс», а в образовательном учреждении для молодежи стало возможно получить новую профессию «слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава» с гарантированным трудоустройством. В 2012 году учебная группа из 26 человек впервые проходила учебную практику в производственных цехах этого предприятия.

Угольные компании в Кузбассе повышают объемы производства, проводят модернизацию, соответственно, потребность в квалифицированных кадрах на региональном рынке труда выросла, растет и конкуренция в кадровом вопросе.

Обобщая информационные источники о развитии региональной экономики, следует отметить, что в обозримом будущем Кемеровская область остается индустриальным регионом. Тяжелая промышленность, а именно угледобыча, металлургия, энергетика и в определенной степени химическая промышленность, будет определять экономическое лицо региона, формировать его консолидированный бюджет. Любой отрасли нужны работники, разные по своим профессиональным качествам. Поэтому работодатели часто говорят о том, чтобы выпускник начального профессионального образования имел квалификацию не по одной профессии, а и по смежным или дополнительно повышающей уровень его востребованности. Предприятие же в случае модернизации или некоторых изменений в структуре производства могло бы осуществлять изменения кадровых вопросов, сохраняя работающий контингент.

Среди предприятий угольной промышленности следует отметить долговременное сотрудничество по программе «Социальное партнерство» образовательного учреждения с ООО «Объединение «Прокопьевскуголь» (в его составе четыре предприятия: ООО «Шахта «Красногорская», ООО «Шахта Ворошилова», ООО «Шахта «Зиминка», ООО «Эрна»). Причем дого-

вор с данным предприятием носит бессрочный характер и может быть расторгнут только при обоюдном согласии, что является новой формой взаимоотношений. Определена основная профессия - электрогазосварщик. Договорные обязательства характеризуют совместное проведение организационных мероприятий, направленных на подготовку конкурентоспособных выпускников, начиная с 1-го курса обучения. Это, в первую очередь, предоставление информации о предприятии и перспективах его развития; характеристике рабочих мест и объемах выполнения производственного задания, о социальных льготах и пособиях; заработной плате; культурном досуге и прочем.

В рамках программы «Кадры», действующей на предприятиях ООО «Объединение «Проко-пьевскуголь», существует специальная подпрограмма для молодых специалистов «Адаптация работников». Такой подход позволяет создать характеристику обучающихся системы НПО не только по их профессиональным знаниям, умениям и навыкам, но и помогает осуществлять формирование профессионально важных качеств в условиях производства: целеустремленность; умение быстро адаптироваться к новым производственным технологиям и оборудованию; ответственность; исполнительская дисциплина; качественное выполнение производственного задания; навыки работы в коллективе; активное участие в общественной жизни предприятия.

Администрация предприятия принимает активное участие в жизни училища. Ежеквартально проводятся совместные творческие встречи с привлечением обучающихся: разговор о профессии; встречи с наставниками и передовиками производства; обсуждение требований квалификационной характеристики по профессии; научно-практические и тематические конференции; конкурсы профессионального мастерства. Предприятие участвует в рассмотрении требований новых федеральных государственных стандартов; вносит предложения в формирование вариативной части; участвует в проведении промежуточной и итоговой аттестации. Предприятие предоставляет обучающимся на период прохождения производственной практики количество рабочих мест в полном объеме. Следует отметить гарантированность заработной платы, последующее трудоустройство после окончания училища и службы в армии. Учитывая, что уровень развития производства опережает уровень развития учебно-материальной базы училища, предприятие обращает внимание на совершенствование уровня профессиональной подготов-

ки обучающихся. С этой целью было принято решение администрацией предприятия о создании на базе ООО «Шахта «Красногорская» единого учебного центра по профессиональной подготовке учащихся профессии «электрогазосварщик» (отдельный цех, укомплектованный новым сварочным оборудованием). Это позволит своевременно изучать современные производственные технологии и формировать профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС. На базе предприятия созданный учебный центр осуществляет переподготовку рабочих по другим профессиям, востребованным на рынке труда. Поэтому у выпускников имеется возможность получить профессию через дополнительные образовательные услуги не только в учебном заведении, но и на предприятии. Это повысит их престиж на рынке труда, а у предприятия появится возможность формирования молодого рабочего коллектива.

Культурный досуг обучающихся не остается без внимания. Практикуется привлечение молодежи к участию в конкурсных проектах, проводимых в рамках предприятия; спортивных и культурных мероприятиях с выходом на городской и областной уровни.

Пример сотрудничества с предприятиями ООО «Объединение «Прокопьевскуголь» позволяет осуществлять четкое прогнозирование приема и выпуска обучающихся, т. е. формировать государственное задание на подготовку кадров по профессии «сварщик» в количестве одной учебной группы ежегодно.

Своевременно проведенная работа педагогического коллектива позволила осуществить прогнозирование кадровой потребности предприятий на 2012 год и выполнить план приема в объеме 100 %. В 2013 году данная работа в образовательном учреждении будет иметь продолжение через совершенствование форм и методов маркетингового исследования.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «УЧЕБНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ФИРМА» В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. К. Сиволапова, методист по информационным и инновационным технологиям ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» И. И. Крестина, преподаватель экономических дисциплин

На современном этапе развития общества предъявляются повышенные требования к специалистам любой отрасли, что обусловлено необходимостью обеспечения рынка труда конкурентоспособными кадрами. От того, каким выпускник придёт в профессию, насколько он окажется готовым к активной профессиональной деятельности, будут ли у него сформированы потребности самосовершенствования и профессионального роста, в полной мере зависят успешность и результативность его будущей профессиональной деятельности. И этот факт сегодня не вызывает сомнения.

В соответствии с запросами складывающегося в России рынка труда и рабочей силы, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, а также потребностями

личности основную цель профессионального образования можно определить как повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. Перед профессиональными учебными заведениями ставится задача подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.