Научная статья на тему 'Развитие ресурсного центра по подготовке и переподготовке рабочих кадров для машиностроительной отрасли Кузбасса на базе гоу СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»'

Развитие ресурсного центра по подготовке и переподготовке рабочих кадров для машиностроительной отрасли Кузбасса на базе гоу СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие ресурсного центра по подготовке и переподготовке рабочих кадров для машиностроительной отрасли Кузбасса на базе гоу СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»»

- экономия бюджетных средств всех уровней, средств населения на затратах, связанных с переобучением (переподготовкой);

- экономия средств областного бюджета образования за счет оптимизации сети учреждений НПО/СПО, снижения непроизводительных издержек;

- повышение инвестиционной привлекательности областной системы базового профессионального образования за счет взаимосогласованного распределения издержек между пользователями ресурсов образования;

- повышение эффективности использования финансовых средств за счет консолидации ресурсов различных ведомств по формированию и развитию кадрового потенциала региона;

- оперативное удовлетворение потребности строительной отрасли в рабочих кадрах и специалистах среднего звена соответствующего профиля;

- уменьшение сроков адаптации молодых рабочих и специалистов среднего звена на пред-

приятиях реального сектора экономики и повышение производительности их труда (снижение себестоимости выпускаемой продукции, оказания услуг);

- достижение динамического баланса спроса и предложения на территориальных рынках труда;

- оптимизация информационных потоков, соотношения полномочий, обязанностей и прав всех субъектов региональной образовательной политики в сфере НПО/СПО;

- обеспечение условий для обучения взрослого населения по мере изменения спроса на квалификацию;

- создание условий для закрепления молодежи в регионе.

Таким образом, роль ресурсного центра в подготовке специалистов и рабочих, отвечающих всем требованиям современного производства, достаточно высока и требуетглубоко продуманной, целенаправленной и планомерной работы.

РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ПОДГОТОВКЕ

И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КУЗБАССА

НА БАЗЕ ГОУ СПО «ПРОКОПЬЕВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Е. А. Шахова, заместитель директора по научно-методической работе ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»

В Программе социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 г. отмечено: «Большое значение для перспективного развития Кемеровской области имеет возможность создания на её территории машиностроительного кластера. Базой станут местные машиностроительные предприятия. Для формирования полноценного кластера предприятия должны будут за 3-5 лет пройти коренную технологическую модернизацию».

Как известно, в рыночных условиях выиграть в конкурентной борьбе можно только за счет освоения новых современных видов оборудова-

- 10

ния. А для этого необходимо опережающими темпами вести техническое перевооружение самих машиностроительных предприятий, обеспечивать их высокопрофессиональными специалистами и рабочими.

Потребность в таких кадрах возрастает в геометрической прогрессии, ведь какие бы средства не вкладывались в современное оборудование, только благодаря рабочим, имеющим необходимые профессиональные компетенции, можно решать сложные производственные задачи.

Базовым социальным партнерам ГОУ СПО ПЭМСТ является Прокопьевский завод ООО «Электропром», входящий в состав ХК «СДС-Маш». Руководство завода понимает, что без крепкой учебно-материальной базы техникум не сможет подготовить высококвалифицированных специалистов. В связи с этим в сентябре 2011 г. на базе нашего техникума был открыт ресурс-

ный центр, полностью оснащенный за счет средств социального партнера современным оборудованием и мебелью. Центр является многопрофильным структурным подразделением, обеспечивающим:

- развитие основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования;

- методическую и информационную подготовку реализации программ профессионального образования.

Основной целью создания ресурсного центра являлось повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и молодых специалистов за счет инновационного информационного обеспечения модернизации образовательной среды.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

- модернизация учебно-материальной базы;

- разработка и внедрение программ профессиональной подготовки рабочих в соответствии с ФГОС нового поколения;

- повышение квалификации педагогического персонала;

- внедрение программного обеспечения основных направлений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров.

Выбор нашего учебного заведения не случаен, т. к. в техникуме квалифицированный кадровый состав (52 % с высшей квалификационной категорией, 45 % с первой и второй квалификационной категорией).

Теоретическая подготовка проводится в учебных аудиториях ресурсного центра техникума, а практическая подготовка - в производственных мастерских и основных цехах завода.

Выбор программ профессиональной подготовки осуществлен с учетом рекомендаций к освоению профессий в соответствии с ФГОС нового поколения.

Для сравнения приведем пример квалификационных требований к токарю и оператору токарного станка с ЧПУ (числовым программным управлением) (таблица 1).

Замена универсальных станков на автоматизированные требует профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров, которую может обеспечить ресурсный центр техникума за счет инновационного информационного обеспечения модернизации образовательной среды.

С точки зрения социально-экономического развития работа ресурсного центра способствует:

- созданию дополнительного источника финансирования образовательного учреждения;

- повышению качества дополнительного образования;

Таблица 1

Квалификационные требования к токарю и оператору токарного станка с ЧПУ

Токарь должен знать Оператор токарного станка с ЧПУ должен знать

- устройство и принцип - системы ЧПУ;

работы однотипных то- - основы материа-

карных станков; ловедения;

- наименование,назна- - наладку станков с

чение и условия приме- ЧПУ;

нения наиболее рас- - основы програм-

пространенных мирования;

универсальных приспо- - конструкцию

соблений; станков с ЧПУ;

- устройство контрольно- - устройство стан-

измерительных инстру- ков с ЧПУ

ментов; - особенности со-

- назначение и правила ставления техно-

применения режущего логического про-

инструмента; цесса для станков

- углы, правила заточки и с ЧПУ;

установки резцов и - процессы формо-

сверл; образования и

-систему допусков и по- режущие инстру-

садок; менты

- квалитеты и параметры

шероховатости;

- назначение и свойства

охлаждающих и смазы-

вающих жидкостей

- повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

- повышению удовлетворенности основных потребителей (студентов, родителей, работодателей) образовательных услуг.

В настоящее время рынок образовательных услуг предоставляет возможность основным потребителям освоить рабочие профессии для машиностроительной области на уровне начального профессионального образования. Профессиональные компетенции, сформированные в результате реализации этой возможности, позволяют получить рабочие кадры для работы на универсальном оборудовании: токарном, фрезерном и другом неавтоматизированном оборудовании. Уровня подготовки этих рабочих для работы на современном автоматизированном оборудовании с применением инновационных технологий недостаточно.

Центром по трудоустройству и рекрутингу ГОУ СПО ПЭМСТ был проведен опрос работодателей, в ходе которого определили, что современный рабочий должен:

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

- составлять маршрутные карты изготовления деталей и проектировать технологические операции;

- использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей;

- выполнять работы по эксплуатации систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса;

- проводить анализ работы систем автоматического управления с учетом специфики технологических процессов;

- выбирать приборы и средства автоматизации с учетом специфики технологических процессов;

- составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления;

- осуществлять контроль параметров качества систем автоматизации;

- снимать и анализировать показания приборов;

- проводить анализ характеристик надежности систем автоматизации;

- проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации;

- диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления;

- производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации;

- проектировать системы автоматизации с применением прикладного программного обеспечения;

- участвовать в разработке и моделировании несложных узлов и систем автоматизации.

Новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС-3) предоставляет возможность решить проблему подготовки рабочих кадров в соответствии с современными требованиями основных потребителей образовательных услуг - работодателей. В соответствии с ФГОС-3 студент обязан освоить одну из смежных рабочих профессий:

- наладчика автоматических линий и агрегатных станков;

- наладчика автоматов и полуавтоматов;

- наладчика станков и манипуляторов с программным управлением;

- оператора станков с программным управлением;

- токаря-полуавтоматчика;

- слесаря-электрика по ремонту электрооборудования машиностроительных предприятий;

- слесаря по контрольно-измерительным приборам;

- наладчика контрольно-измерительных приборов.

Основные профессиональные образовательные программы, разработанные с учетом требований социального партнера и согласованные с ним профессиональные модули, позволят подготовить специалистов, имеющих профессиональную подготовку и обладающих профессиональными компетенциями, необходимыми для обеспечения их конкурентоспособности на современном рынке труда. Выпускники техникума смогут реализовать приобретенные знания, умения и навыки не только как специалисты среднего звена, но и в качестве рабочего в машиностроительной отрасли Кузбасса на достаточно высоком профессиональном уровне.

В настоящее время только по заказам социальных партнеров в ГОУ СПО ПЭМСТ необходимо подготовить для работы на современном металлообрабатывающем оборудовании более 75 специалистов (таблица 2).

Таблица 2 Перспективная потребность в специалистах на предприятиях области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование предприятий До 2013 г., чел.

ОАО «Прокопьевскэнерго» 20

ООО «Электропром» 24

ОАО «Прокопьевский РТТЗ» 4

ООО «Кузбассэлектромонтаж» 8

МУП УК ЖКК СП ТХ 19

В процессе работы ресурсного центра могут возникать различные непредвиденные ситуации, препятствующие его реализации, в том числе и риски. Рассмотрим некоторые из них и возможные способы их минимизации (таблица 3).

К факторам успеха работы ресурсного центра можно отнести следующее:

- финансовая дисциплина и четкий контроль расходов;

- ориентация на результат;

Таблица 3

Виды рисков и способы их минимизации

Виды риска Минимизация рисков

Финансово-экономический риск Наличие дополнительных источников финансирования; урезание статей расходов

Коммерческий риск (невыполнение договорных обязательств по поставкам оборудования) Договором предусмотрены санкции за невыполнение договорных обязательств

Маркетинговый риск (появление конкурентов на рынке образовательных услуг) Повышение количества образовательных услуг

- активное вовлечение всех участников в работу ресурсного центра от администрации до мастера производственного обучения и студентов;

- распространение опыта через семинары, конференции, публикации;

- возможность обучения профессиям, востребованным на рынке труда Кемеровской области.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО -СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. Г. Ковалёва, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум»

В условиях современного рынка труда государственно-частное партнёрство становится важнейшим условием профессиональной подготовки и адаптации специалистов к новым экономическим условиям. Оно помогает избежать крупных социальных потрясений, сгладить остроту современных общественных и экономических противоречий. Это обеспечивается совместными усилиями партнёров по сохранению кадрового потенциала предприятий области, созданием рабочих мест, профессиональным внутрифирменным обучением работников, предоставлением социальных гарантий высвобождаемым работникам, в том числе направлением их на обучение и переподготовку.

Одним из основных факторов стабилизации и развития сферы обслуживания является наи-

более полное использование человеческого ресурса. В этих условиях изменяются и повышаются требования к качественным характеристикам и профессиональному составу кадров. Возрастает необходимость в совершенствовании форм и методов их подготовки на основе государственно-частного партнёрства. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые торговые работники всех уровней, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и динамизмом.

Только в тесном контакте работодателей с учреждениями профессионального образования становится возможным обеспечение рынка труда необходимыми кадрами, востребованными реальным сектором экономики.

Кроме того, для учреждений профессионального образования открываются дополнительные возможности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.