Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в строительстве как эффективный механизм привлечения инвестиций'

Государственно-частное партнерство в строительстве как эффективный механизм привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1486
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепилин Д. А.

В статье представлен анализ механизмов привлечения инвестиций в строительный комплекс в рамках государственно-частных партнерств в форме государственно-частных предприятий, аренды (лизинга) и концессий. Изучен и адаптирован зарубежный опыт взаимодействия власти и бизнеса, представлены рекомендации по развитию концессионной политики в строительстве. Определены преимущества и риски государственно-частного партнерства для субъектов договорных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN CONSTRUCTION SPHERE AS THE EFFECTIVE MECHANISM OF INVESTMENT ATTRACTION

The article analyzes mechanisms of investment attraction into a building complex within the frames of public-private partnership in the form of the state-private enterprises, rent (leasing) and concessions. Foreign experience of interaction of authority and business is studied and adapted; recommendations on development of the concession policy in building sphere are presented. Advantages and risks of public-private partnership for subjects of contractual relations are defined.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в строительстве как эффективный механизм привлечения инвестиций»

УДК 338.45:69

аТЙОААВЙОААГ Г Т-хАЙОГ та ТАОдГАойдАТ А ЙОвТ ЁОАЁОЙОАА ЁАЁ УООАёОЁАГОЁ ШАГЁд! тбёаёАхАгёв ёгаайоёоёё

Развитие государственного и муниципального секторов в направлении более органичного включения в систему рыночных отношений требует формирования соответствующих институциональных структур, новых партнерских форм взаимодействия публичного и частного капитала. Прежде всего это относится к инфраструктурным отраслям, в частности к строительному комплексу который должен обеспечивать нормальные усло -вия жизнедеятельности городов и поселений. Для этого необходимо создание нормативно-правовой базы развития жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры, а также механизмов привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов.

Государство и частный бизнес являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими секторами в российской экономике и политике. Без стратегического партнерства государства с частным сектором циви -лизованный рынок не может существовать ни в одной стране. Государ -ственно-частное партнерство (ГЧП) является альянсом между государ -ством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в различных сферах деятельности. Как правило, каждый такой союз является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

ГЧП может осуществляться в различных формах. Это разнообразные контракты между государством и частными компаниями: на выполнение работ, оказание услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд и т. д. Краткосрочные контракты довольно широко используются в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России. На сегодняшний день наиболее распространены следующие формы взаимодействия государства и бизнеса в строительстве: государственно-частные предприятия, аренда (лизинг), концессия.

Государственно-частные предприятия являются широко распространенной формой ГЧП в России. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале.

Арендные (лизинговые) отношения возникают при передаче государством в аренду частному сектору своей собственности (зданий, сооружений, производственного оборудования). За пользование государственным имуществом частные компании выплачивают арендную плату.

Концессии на сегодняшний день признаются самой распространен -ной формой ГЧП при осуществлении масштабных, капиталоемких проектов. Концессия - это система отношений между государством (концеден-том) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства. При использовании концессии осуществляется передача концессионеру объекта государственной (муниципальной) собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания и прочего на определенных закрепленных в договоре условиях и в соответствии с концессионным законодательством.

Во многих странах мира концессия используется как основная форма привлечения иностранного капитала. В основном она применяется для

А.А. ЁаУёёёГ,

апУёдаГо ёаоаади оё(а(пТа, ЫАЫУО

АА1ШЁЁ. 2008. № 5(24)

инфраструктурных проектов, поскольку именно строительство объектов инфраструктуры является для государства наиболее рациональной сферой применения концессий. Особенно актуальна концессия для капиталоемких объектов производственного и инфраструктурного назначения с длительными сроками окупаемости, так как целевая функция концессий - это прежде всего строительство объектов в условиях нехватки у государства финансовых ресурсов. Реже в концессию передаются готовые объекты для эксплуатации и управления, но экономический эффект и польза для государства и общества от реализации на концессионной основе крупных строительных проектов намного выше.

Выделим факторы, определяющие наибольшую привлекательность инвестиционно-строительных проектов для государства:

1) длительные сроки окупаемости вложенных капиталов;

2) высокая капиталоемкость объектов;

3) высокие социально-экономические и технические риски;

4) продолжительные периоды амортизации основного капитала;

5) необходимость дополнительных гарантий со стороны государства.

Определим основные источники финансирования, которые применяются в целях осуществления проектов на концессионной основе:

1) средства концессионера;

2) займы, предоставленные коммерческими банками;

3) займы, предоставленные международными фи -нансовыми институтами, полученные непосредственно самим концессионером;

4) займы, предоставленные иными кредитными организациями.

ЧГП в чистом виде - это долгосрочное сотрудничество, закрепленное договором, позволяющее соединить в целое необходимые ресурсы (например, ноу-хау, финансовые средства, персонал и др.) и минимизировать риски за счет их равномерного распределения между партнерами.

Опыт разных стран в реализации таких проектов в области строительства недвижимости показал, что при реализации проектов частными фирмами эффективность их стала более высокой за счет, например, привлечения их для планирования. Благодаря этому затраты на сооружение объекта становятся более низкими. Большинство таких проектов в области высотного строительства реализуются средними предприятиями. Даже там, где генеральными подрядчиками выступали крупные предприятия или концерны, они в конечном итоге нанимали в качестве субподрядчиков средние предприятия.

Выбор частной фирмы происходит на тендерной основе. Для эффективной реализации проекта создается рабочая группа из представителей всех участников проекта (например, заказчика, финансиста, исполнителя и др.). Если у руководителя группы нет опыта в реализации таких проектов ЧГП, то имеет смысл привлечь независимого эксперта со стороны.

Если обратиться к зарубежному опыту то настоящий бум начался в Германии лишь в 2004 - 2005 гг., несмотря на то что такое партнерство там существует

десятилетиями. Немецкий институт урбанизации (ОНи) провел исследование инфраструктурных проектов. Был сделан вывод, что важной причиной роста числа проектов ЧГП стали более высокая эффективность и скорость реализации проекта. Эффективность таких проектов увеличилась в среднем на 10%.

Что касается затрат, то большее внимание придается текущим расходам, а не инвестиционным, потому что они в расчете на долгий период намного выше, а так как основной идеей проектов ЧГП была оптимизация общих затрат на протяжении всего жизненного процесса проекта, то сумма текущих затрат играет особенную роль.

Самыми значимыми проектами в настоящее время в Европе являются: для общин - школы, спорт, туризм, организация свободного времяпрепровождения, административные здания; для федерации и земель - транспорт, юрисдикция, административные здания. Также немаловажными являются культура, дошкольные детские учреждения, строительство городов, защита окружающей среды, здравоохранение, общественная безопасность и др. В любом случае рост проектов ЧГП будет происходить и в дальнейшем. Разница наблюдается лишь между крупными и мелкими городами.

Проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться участникам ЧГП, имеют правовой статус. Такие типичные для России проблемы ( коррупция и бюрократические проволочки) не столь значимы для европейских стран. Если государственный или муниципальный орган видит смысл в проекте, то он реализуется (из каждых 8 намеченных в Германии проектов осуществляются 7).

В российских условиях концессионная форма отношений имеет огромный потенциал для инвестиционно -строительной деятельности. Наряду с высокой потребностью российской экономики в масштабных инвестициях и новых мощностях, обуславливающей необходимость государственных концессий, последние целесообразно использовать также как инструмент интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство.

За рубежом наиболее часто используются следующие формы концессий:

- «строительство - управление - передача» - классический вариант концессии. Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном - на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству;

- «строительство - передача - управление» - классическая концессия. Концессионер строит объект, ко -торый передается государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передается в эксплуатацию концессионера;

- «строительство - владение - управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;

- «строительство - владение - управление - передача» - владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определенного срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;

- «покупка - строительство - управление» - форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продает

объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.

Для эффективного применения концессий в российских условиях необходимо использовать все многообразие форм, особенно в целях привлечении к концессионной деятельности иностранных компаний. Иностранный капитал играет доминирующую роль во всех основных концессиях как в развивающихся, так и в развитых странах. В основном это инвестиции крупнейших международных организаций, транснациональных компаний, банков и т.д. Выбор какой-либо формы концессии определяется отраслевой принадлежностью объекта, схемой регулирования деятельности отрасли, а также другими факторами.

Выдается концессия экономическим субъектам на строительство с последующей эксплуатацией на 20 -30 лет. В течение периода эксплуатации концессионер покрывает из своих доходов следующие издержки: налоги, расходы на управление и содержание объекта, дивиденды по обыкновенным акциям, включая доходы на акции, оговоренные в концессионном договоре.

Инфраструктурные отрасли, в отличие от промышленного сектора, не могут быть приватизированы пол -ностью по политическим, социально-экономическим и стратегически причинам. По этой причине производственная инфраструктура может стать в России одним из основных направлений привлечения отечественного частного сектора и международных инвестиционностроительных концернов на условиях концессии.

Модернизация построенной еще при советской власти производственной инфраструктуры, осуществление крупных проектов по строительству автомобильных и железнодорожных магистралей, портов, аэропортов, энергетических и коммунальных систем в России возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе ГЧП. Другого рационального и к тому же хорошо проверенного в международной практике решения этой проблемы наше государство, испытывающее недостаток бюджетных средств, просто не сможет найти.

На сегодняшний день в России разработаны концептуальные основы концессий. Впервые законопроект о концессионных соглашениях был внесен на обсуждение Верховного Совета РФ в 1993 г Налицо беспрецедентное явление в законотворческой деятельности России, когда в течение 12 лет законопроект находился на различных стадиях рассмотрения в законодательных органах, вернулся в Правительство, снова был представлен Законодательному Собранию, изучался в комитетах и комиссиях, дорабатывался и переписывался на новой концептуальной основе. Надеемся, что рамочный Федеральный закон «О концессионных со -глашениях» № 115-ФЗ, принятый 21 июля 2005 г., послужит началом возрождения и развития государственно-частных партнерств в строительстве.

Федеральным законом предусмотрено 14 видов объектов недвижимого имущества, потенциально возможных передаче в концессию, из них к сфере строительства можно отнести [1]:

- автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры;

- объекты железнодорожного транспорта;

- объекты трубопроводного транспорта;

- морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

- аэродромы или здания и (или) сооружения, пред -назначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

- объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

- объекты единой системы организации воздушного движения;

- гидротехнические сооружения;

- объекты по производству передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

- системы коммунальной инфраструктуры;

- метрополитен и другой транспорт общего пользования;

- объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

- объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

На сегодняшний день Правительством РФ утверждены 12 типовых форм концессионных соглашений для различных отраслей. В стадии обсуждения еще находятся типовые формы соглашений в отношении объектов здравоохранения, используемых для лечебно-профилактической и медицинской деятельности, единой системы организации воздушного движения и социально-бытового назначения.

Экономический потенциал концессий в России можно оценить как высокий. В качестве приоритетных направлений применения концессий должны рассматриваться объекты производственной инфраструктуры при условии сохранения их в государственной собственности и создания системы регулирования и контроля со стороны органов государственной власти за деятельностью частных компаний. Наиболее актуальными для России объектами на сегодняшний день, без сомнения, являются жилищно-коммунальное хозяйство, объекты спорта, культуры, отдыха и туризма, автомобильные дороги, мосты и путепроводы, объекты по производству и передаче электрической и тепловой энергии (тепло- и электросети), а также гидротехнические сооружения.

Частный сектор заинтересован в концессиях, поскольку получает в управление на длительный срок государственные активы, зачастую на льготных условиях платы за концессию. Кроме того, осуществляя строительство , концессионер имеет достаточные гарантии возврата инвестированных средств, поскольку его партнером выступает государство. В отдельных случаях (например, в ЖКХ) государство дотирует из бюджета концессионеру его издержки и инвестиции при условии повышения качества обслуживания населения.

Концессионные отношения государства и концессионера обеспечивают, с одной стороны, предоставление частным компаниям определенных гарантий прибыльности их бизнеса, а с другой - защиты общества от монопольного злоупотребления концессионером на объекте, являвшемся до этого полностью собственностью государства.

Мировая практика государственно-частных партнерств показала, что развитие подобных форм взаимо-

действия власти и бизнеса - это один из наиболее эффективных механизмов решений разнообразных сложных проблем и привлечения инвестиций в строительную отрасль. Однако следует понимать, что привлечение в монопольную отрасль ориентированной на прибыль частной компании несет в себе немало рисков и угроз. Для бизнеса вопрос о преимуществах и рисках государственно-частных партнерств также неоднозначен. Рассмотрим все плюсы и минусы государственночастных партнерств для власти и для бизнеса в современных российских условиях (таблица) [1. С.119 - 120].

ведет к росту инвестиций в развитие общественной инфраструктуры. При этом модель ГЧП не замещает, а дополняет государственные инвестиции.

При многообразии форм участия бизнеса в строительной индустрии особая роль должна принадлежать органам власти. Организация стабильной работы объектов жизнеобеспечения - это обязанность органов власти независимо от того, в чьей собственности находятся объекты и на каких условиях обслуживаются. Поэтому контроль органов власти за жизненно важными, а следовательно, стратегическими объектами

Выгоды и риски государственно-частного партнерства для субъектов договорных отношений

Выгоды Риски

Для власти - Современные инженерные решения и эффективное управление; - акцент на качество обслуживания пользователей-клиентов; - минимизация общих затрат по проекту на весь срок контракта (инвестиции - строительство или модернизация - эксплуатация); - эффективное использование капитала и получение дополнительных доходов - Слабый контроль регулирующих органов приведет к изъятию монопольной ренты ориентированными на прибыль частными компаниями-операторами; - для обеспечения окупаемости инвестиционной программы может потребоваться рост цен/тарифов; - возможное банкротство компании-оператора может иметь большие негативные социальные последствия для потребителей, а также снизить доверие населения к местным органам власти

Для бизнеса - Экономическая выгода - емкий рынок и гарантированный спрос; - большие возможности повышения эффективности производства и сокращения непроизводственных затрат: при правильно выстроенных экономических отношениях и адекватной тарифной политике может принести прибыль бизнесу и долгосрочные выгоды потребителям - Высокие риски капитальных вложений в строительство и коммунальную инфраструктуру; - проблема тарифного регулирования и политизированность тарифов; - риски неисполнения бюджетных обязательств; - возможное несоблюдение властями буквы и духа заключаемых договоров; - наличие незарегистрированного имущества

Опыт реализации проектов государственно-частных партнерств в ряде европейских стран и в России показывает, что необходимость их использования в первую очередь обусловлена приватизацией и либерализацией в государственном секторе. Позитивные результаты проектов связаны с более низкими затратами на инвестиции. Тем не менее многие государственные учреждения все еще опасаются привлекать частных партнеров. Использование положительного опыта ГЧП при-

строительства не должен быть потерян. Только так удастся обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон - потребителей, хозяйствующих субъектов и власти.

1. Каменева Е. А. Финансовая политика оздоровления жилищно-коммунального хозяйства. Саратов, 2007.

2. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ от 21.07.2005 г. // Гарант.

УДК 364:368.4

л. ■ ■ о

О І ВААЕА ІЕА ІАШЕІІШІЕ ВАдЛВАА I Е

А ТАбЕТА ТбТААААГЕВ бАОТоI

О.А. I одааёааа,

ёаТаёаао уёТГТ/ё+а-пёёд Таоё, аТоаТо ёа-оаади оё(а(ПТа, ЫАЫУО

ААЙОГЕЁ. 2008. № 5(24)

Одним из важнейших условий успешной реализации пенсионной реформы является обеспечение положительной нормы прибыли на вложенный капитал. Принимая во внимание, что процесс инвестирования пенсионных резервов носит долгосрочный характер, их прирост возможен только при наличии на фондовом рынке инструментов высокой категории надежности с длительным периодом обращения и реальной положительной доходностью. По оценкам Минфина России, к 2010 г. объем пенсионных активов превысит 1,3 трлн руб. При этом в настоящее время весь торгуемый рынок этих активов составляет около 1 трлн руб. В связи с этим важнейшей задачей при реализации пенсионной реформы становится развитие российского финансового рынка.

Многочисленные финансовые кризисы на азиатских и развивающихся рынках, падение американского рынка акций привели к существенному снижению доходности активов пенсионных фондов на Западе, что обусловило поиск новых инструментов для инвестирования пенсионных накоплений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.