Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как механизм финансирования инвестиционнойдеятельности'

Государственно-частное партнерство как механизм финансирования инвестиционнойдеятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1214
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИЯ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / INVESTMENTS / GOVERNMENT-PRIVATE SECTOR PARTNERSHIP / CONCEPT / PROJECT FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Любовь Ивановна, Бейсембинова Айсулу Шахи-задаевна

Ввиду того, что содержание понятия «государственно-частное партнерство» как нового механизма финансирования инвестиционной деятельности до настоящего времени окончательно не утвердилось, в статье рассматривается проблема определения государственно-частного партнерства и его роли в современной экономике. Посредством сравнительного анализа выявляются черты сходства и различия между партнерством и другими формами отношений государства и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT-PRIVATE SECTOR PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF FINANCING INVESTMENT ACTIVITY

Considering that the term “government-private sector partnership” as a new mechanism of funding investment activity has not been well defined yet, the article reviews problems defining such partnership and its role in the modern economy. Comparative analysis shows similarities and differences between the partnership and other forms of relationship between government and business.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как механизм финансирования инвестиционнойдеятельности»

УДК 338.2

Государственно-частное партнерство как механизм финансирования инвестиционной деятельности

Ввиду того, что содержание понятия «государственно-частное партнерство» как нового механизма финансирования инвестиционной деятельности до настоящего времени окончательно не утвердилось, в статье рассматривается проблема определения государственно-частного партнерства и его роли в современной экономике. Посредством сравнительного анализа выявляются черты сходства и различия между партнерством и другими формами отношений государства и бизнеса.

Гончаренко

Любовь

Ивановна

д-р экон. наук,

профессор

Финансового

университета при

Правительстве

Российской

Федерации

E-mail:

[email protected]

Бейсембинова Айсулу Шахи-Задаевна

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова E-mail:

[email protected]

Ключевые слова: инвестиции; государственно-частное партнерство; концессия; проектное финансирование.

Considering that the term "government-private sector partnership" as a new mechanism of funding investment activity has not been well defined yet, the article reviews problems defining such partnership and its role in the modern economy. Comparative analysis shows similarities and differences between the partnership and other forms of relationship between government and business.

Key words: investments; government-private sector partnership; concept; project finance.

Роль инвестиций в экономике

Сущность инвестиций как экономической категории предопределяет их роль и значение на макро- и микроуровне [1].

На макроуровне инвестиции служат основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, структурной перестройки экономики и сбалансированного развития всех ее отраслей, создания необходимой сырьевой базы промышленности, развития социальной сферы, решения проблем обороноспособности страны и ее безопасности, проблем безработицы, охраны окружающей среды и т. д.

На микроуровне инвестиции необходимы для обеспечения нормального функционирования, стабильного финансового положения и максимизации прибыли хозяйствующего субъекта.

Традиционно различают два вида инвестиций - финансовые и реальные. Первые представляют собой вложение капитала в долгосрочные финансовые активы - паи, акции, облигации; вторые - в развитие материально-технической базы организаций производственной и непроизводственной сфер.

Реальные инвестиции, как правило, оформляются в виде инвестиционного проекта, под которым подразумевается экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях и предусматривающий в проектно-сметной документации обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямых инвестиций.

Так, согласно Закону Республики Казахстан от 08.01.2003 № 373-11 ЗРК «Об инвестициях» инвестиционный проект определяется как комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление дейс-

твующих производств [2], а инвестиционная деятельность - как деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также по произведенным и полученным фиксированным активам в рамках договора концессии концессионером (правопреемником).

Взаимодействие государства и бизнеса

Сложившаяся в Казахстане сырьевая ориентация экономики не может обеспечить высокое качество экономического роста. Поэтому перед обществом стоит задача перехода на инновационное развитие и осуществление реальной модернизации экономики, инструментом которой является государственно-частное партнерство (ГЧП).

В проектах ГЧП частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объектов и управлению ими в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Взамен частный сектор получает от государства оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов (оказанных услуг). В ряде проектов эта оплата (или ее часть) должна быть получена из доходов от коммерческой эксплуатации объекта.

Основными целями ГЧП являются развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг.

Основные признаки ГЧП [3]:

• контрактные отношения (между государством и частным сектором);

• ограниченность в пространстве, поскольку партнерские контракты заключаются только для конкретных объектов (например, аэропорта, автомобильной дороги

или ее участка, объекта социальной инфраструктуры и т. п.);

• ограниченность во времени, поскольку контракт предусматривает конкретный объект, который необходимо построить или осуществить его эксплуатацию в течение определенного периода времени.

Модели и формы частного партнерства

ГЧП может реализовываться в следующих формах:

1) контракт, заключенный между государством и частной компанией на выполнение работ и оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд и т. д. В административных контрактных отношениях права собственности частному партнеру не передаются, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.

Контрактные формы ГЧП можно условно подразделить на три большие группы:

- контракты на управление и содержание, предусматривающие осуществление субъектом частного сектора функций по управлению и обслуживанию объектов государственной собственности, принятию административных решений по текущей операционной и производственной деятельности. Такие контракты не предполагают внедрение существенных институциональных изменений передаваемого объекта. Основной целью таких контрактов является улучшение внутренней системы управления и операционной деятельности объекта;

- контракты на эксплуатацию и содержание, подразумевающие аренду частным сектором производственных объектов и выполнение им функций оператора. Частный сектор несет ответственность перед потребителем как оператор услуг. Цель заключения таких контрактов - повышение операционной эффективности и улучшение качества оказываемых услуг, а также привлечение средств из частного сектора для финансирования объекта. Одной из форм данного вида является лизинг;

На макроуровне инвестиции служат основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, структурной перестройки экономики

В эксплуатационной модели частный экономический субъект

принимает на себя обязанности по частичной либо полной эксплуатации объекта,

принадлежащего государству, и получает за это вознаграждение

- контракты на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию, предусматривающие осуществление субъектом частного сектора не только функций по управлению, содержанию и эксплуатации объекта концессии, но и по его финансированию, строительству или реконструкции. Иными словами, в отличие от других видов ГЧП, в рамках концессионных контрактов концессионер может принять на себя капитальные затраты по объекту. Кроме того, в некоторых случаях концессионер принимает на себя ответственность за оказание сопутствующих услуг, например по выставлению счетов на оплату услуг, сбор платежей и управление связями с общественностью. Государственный сектор оставляет за собой лишь функции и права регулятора;

2) аренда и лизинг. В случае договора аренды осуществляется передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. При заключении договора лизинга лизингополучатель имеет право выкупа государственного или муниципального имущества по окончании срока аренды;

3) концессия, которая является уступкой государства на установленный срок имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях. Экономическое содержание концессии отражает отношения между государством и частным капиталом по поводу управления государственной собственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форму деятельности, основанную на временном использовании государственной собственности негосударственным субъектом этой собственности. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также самого госу-

дарства. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении;

4) соглашение о разделе продукции, представляющее собой договор, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела;

5) государственно-частные предприятия, которые являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Самостоятельности и свободы в принятии решений частным партнером здесь гораздо меньше, чем, например, в концессиях.

В зависимости от отрасли, в которой намечена реализация инвестиционного проекта, и наличия бюджетных ограничений определяются модели и формы партнерства. Основными организационными моделями, используемыми для реализации механизма ГЧП, являются эксплуатационная, концессионная и кооперационная (табл. 1).

В эксплуатационной модели частный экономический субъект принимает на себя

Таблица 1

Модели и формы государственно-частного партнерства

Форма ГЧП Договорная основа Особенности реализации

Эксплуатационная модель ГЧП

Контракт Государственные контракты на выполнение работ и услуг, договор подряда, контракт на управление, строительство, эксплуатацию Бизнес оказывает государству определенные виды услуг, получая за это установленное договором вознаграждение

Аренда Арендный (лизинговый договор) Традиционные формы арендных отношений (различного типа) и лизинг

Концессионная модель ГЧП

Концессия Концессионный договор Реализация схемы «строительство - управление - владение (передача)», эксплуатация готового объекта

Кооперационная модель ГЧП

Совместные предприятия и объединения Учредительные документы Организации с акционированием и финансово-промышленные группы (объединение государственных и частных предприятий)

Совместная реализация инвестиционных проектов Проектные договоры Разделение рисков между государством и бизнесом на договорных условиях в рамках реализации инвестиционных проектов

обязанности по частичной либо полной эксплуатации объекта, принадлежащего государству, и получает за это вознаграждение, а государство отвечает за осуществление общественной функции перед потребителями (населением), которые перечисляют государству плату за пользование. В данном случае государство инвестирует собственные средства в создание объекта и является его собственником, а функции девелопера заключаются в оказании услуг по развитию инфраструктуры объекта и его эксплуатации.

В концессионной модели частный экономический субъект осуществляет работы или оказывает определенные услуги непосредственно конечным потребителям (населению) и получает право напрямую финансировать свои затраты из платы за пользование объектом, при этом ответственность за осуществление общественной функции несет предприниматель (концессионер), а за государством (конценден-том) сохраняются контрольные функции.

В кооперационной модели (в экономической литературе используется также термин «общественная модель») общественные функции возлагаются на совместное предприятие, которое создается госу-

дарственным партнером вместе с одной или несколькими частными фирмами.

Решение о том, какой вариант модели для проекта наиболее эффективен, зависит от условий его реализации. При этом эксплуатационные и концессионные модели относят к перспективным формам моделирования при проектном финансировании [4].

Механизмы частного партнерства

В системе ГЧП используются разнообразные механизмы сотрудничества государственных структур и организаций частного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ. Наиболее распространены следующие механизмы партнерств:

1) строительство - эксплуатация -передача (ВОТ): государственный орган -заказчик производит отбор концессионера для финансирования и сооружения объекта инфраструктуры и предоставляет

В концессионной

модели частный

экономический

субъект

осуществляет

работы или

оказывает

определенные

услуги

непосредственно конечным потребителям и получает право напрямую финансировать свои затраты из платы за пользование объектом

ему право эксплуатировать этот объект на коммерческой основе в течение определенного срока, по истечении которого объект передается государству.

В соответствии со схемой ВОТ на основе получения от государственных органов концессии группа учредителей создает специальную компанию, в обязанности которой входят финансирование и организация строительства объекта. После завершения работ эта организация получает право эксплуатации или владения объектом. Государство может содействовать реализации инвестиционного проекта путем заключения контракта на покупку объекта по фиксированной цене или опционной сделки, предоставления гарантий банку, кредитующему проект;

2) строительство - владение - эксплуатация - передача (BOOT): концессионер привлекается к финансированию, строительству, эксплуатации и обслуживанию объекта инфраструктуры в обмен на право взимать плату и другие сборы пользователей. Объект концессии и его активы должны находиться в собственности концессионера до передачи концеденту по окончании периода концессии;

3) строительство - передача - эксплуатация (ВТО): концессионер осуществляет строительство объекта, по окончании строительных работ передает его концеденту и эксплуатирует объект определенное время на контрактной основе. В отдельных источниках ВТО рассматривается больше как форма контракта на управление, поскольку возврат инвестиций производится не от выручки, полученной от оказания услуг, а от вознаграждения. Данная форма концессии используется в случаях разногласий со стороны государственных органов по вопросу привлечения частного сектора к проекту;

4) строительство - владение - эксплуатация (BOO): созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора;

5) строительство - эксплуатация -обслуживание - передача (ВОМТ): акцент делается на ответственности частного

партнера за содержание и текущим ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов;

6) проектирование - строительство - владение - эксплуатация - передача (DBOOT): частный партнер несет ответственность не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование.

Внедрение ГЧП может включать несколько этапов. Начиная от выработки политики этот процесс практически постоянно совершенствуется путем выявления различных барьеров, совершенствования, углубления и расширения сфер применения ГЧП. Развитие ГЧП условно можно подразделить на три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование.

На этапе подготовки изучается международный опыт, анализируется действующее законодательство, определяется общая государственная политика в области ГЧП и иногда начинается реализация пилотных проектов.

Этап внедрения ГЧП предполагает ряд мероприятий, таких как формирование законодательства, разработка методических инструкций и руководств, создание специализированного органа, расширение сферы применения и т. д.

Этап совершенствования характеризуется повышением активности в сфере ГЧП и повышением уровня сложности проектов. Данный этап предполагает дальнейшее совершенствование законодательства, а также моделей реализации проектов ГЧП.

Развитие ГЧП в Казахстане приобретает свою значимость как одно из важных условий успешного социально-экономического развития Республики. Так, согласно Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период с учетом роста потребности общества в качественных объектах инфраструктуры, увеличения морального износа основных средств и отсутствия у государства достаточных ресурсов на обновление и создание объектов инфраструктуры использование механизмов ГЧП должно стать важной составляющей процесса

модернизации транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства [5]. Именно такое взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом, которое в ходе процесса своей инс-титуционализации стало носить характер партнерства государства и частных предпринимателей, рассматривается как необходимое условие развития эффективной рыночной экономики.

Концессии

Концессии являются наиболее актуальной формой ГЧП в Республике Казахстан. Это можно объяснить более сбалансированным распределением рисков в концессионных соглашениях, чем в других формах ГЧП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие законодательства о концессии в Республике Казахстан включало несколько этапов. Первый Закон Республике Казахстан «О концессиях в Республики Казахстан» [6] (далее - Закон о концессиях 1991 года) состоял из 22 статей и был призван урегулировать организационные, экономические и правовые условия предоставления концессий иностранным инвесторам. Согласно этому нормативному акту под понятием «концессия» подразумевалось разрешение иностранному юридическому или физическому лицу на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности.

Законодательную модель концессионных отношений на первом этапе можно было назвать «комплексной», что проявлялось в нескольких аспектах. Во-первых, концессия определялась как сдача иностранному юридическому или физическому лицу - концессионеру в аренду имущества, земли, природных ресурсов (часть 2 ст. 1 Закона о концессиях 1991 года). Иными словами, концессия устанавливалась посредством договора аренды (имущественного найма). Но одновременно в концессионных отношениях могли присутствовать элементы договоров подряда, страхования, трудового договора (ст. 5, 11 и 19 Закона о концессиях 1991 года).

Во-вторых, концессионные отношения содержали в своей структуре элементы как частного (гражданского), так и публичного права. Чего стоило хотя бы определение концессии, согласно которому концессия -это разрешение иностранному юридическому или физическому лицу на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности (часть 1 ст. 1 Закона о концессиях 1991 года). О смешанном характере концессионных отношений свидетельствует указание на применимое право. Согласно п. 1 ст. 2 Закона о концессиях 1991 года общие условия концессионных соглашений регулировались вышеуказанным нормативным актом, а также законодательством Республики Казахстан об иностранных инвестициях, собственности, инвестиционной деятельности, разгосударствлении и приватизации, охране окружающей природной среды и другими применимыми законодательными актами Республики Казахстан.

Таким образом, впервые в 1991 году в Республике Казахстан был принят нормативный акт о концессиях, в рамках которого были внедрены такие виды ГЧП, как передача в доверительное управление, аренду, контракты на недропользование, соглашение о разделе продукции, индивидуальные проекты по передаче объектов в концессию только для иностранных инвесторов. Позднее законодательное регулирование концессионных отношений осуществлялось в качестве одного из подвидов имущественного найма и регулировалось Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Что же касается положительного опыта, то первые годы после принятия этого нормативного акта показали: заинтересованность бизнеса в участии в проектах ГЧП имелась. А значит, государство могло привлекать внебюджетные средства для инвестирования в объекты государственного значения, разделяя риски по реализации проекта между собой и частными инвесторами. И, кроме того,получать объекты, созданные и эффективно управляемые с помощью современных, высокоэффективных технологий и высококвалифицированных кадров.

Развитие ГЧП условно можно подразделить на три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование

Роль государства в финансировании капитальных вложений в проекты ГЧП проявляется не только в осуществлении инвестиций в экономику и социальную сферу

непосредственно из бюджета, но и в стимулировании инвестиций из иных источников

Закон о концессиях 1991 года был в апреле 1993 года признан утратившим силу. Но данное обстоятельство вовсе не означало, что концессионные отношения исчезли. Они остались. Но в ином, уже специальном законодательстве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 42 Закона Республики Казахстан от 27.01.1996 № 2828 «О недрах и недропользовании» (далее - Закон о недрах) для проведения операций по недропользованию применяются контракты:

1) о разделе продукции;

2) о концессии;

3) о подряде и возмездном оказании услуг (сервисный контракт).

В зависимости от условий конкретных операций по недропользованию и других обстоятельств допускаются комбинированные и иные виды контрактов.

Принятый Закон о концессиях, безусловно, был шагом вперед на пути формирования законодательного регулирования ГЧП и установления «правил игры» в этом важном механизме реализации, в первую очередь крупных инфраструктурных проектов (второй этап).

С принятием Закона Республики Казахстан от 07.07.2006 № 167-Ш «О концессиях» (далее - Закон о концессиях) было создано правовое поле, позволяющее частному сектору инвестировать финансовые и технологические ресурсы в государственные активы; были расширены меры государственной поддержки концессионеров; была усилена институциональная составляющая путем создания специализированной организации по вопросам концессии, позволяющая обеспечить интересы государства в части оптимального распределения рисков при использовании государственной собственности.

После принятия Закона о концессиях последовал ряд подзаконных нормативных правовых актов.

В ходе практической реализации Закона о концессиях был выявлен ряд следующих недостатков как в законодательстве, так и в институциональной системе:

- слабая коммерческая привлекательность объектов концессии;

- ограниченность инструментов государственной поддержки концессионеров;

- необходимость усиления институциональной составляющей и качества экономической экспертизы проектов ГЧП.

В связи с этим для совершенствования механизма ГЧП и привлекательности концессионных проектов был принят Закон Республики Казахстан от 05.07.2008 № 66-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам концессии», который позволил согласовать некоторые вопросы концессии в законодательстве Республики.

Для усиления институциональной системы и экономической экспертизы концессионных проектов постановлением Правительства Республики Казахстан создана специализированная организация АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» по вопросам концессии (далее - центр ГЧП), основной целью которого является содействие методологическому и методическому обеспечению реализации концессионных проектов. Перед центром ГЧП стоит задача по проведению оценки эффективности концессионных проектов наряду с выработкой комплексных мероприятий по совершенствованию механизма ГЧП.

Проекты ГЧП

В настоящее время в Республике Казахстан к реализации планируются концессионные проекты, показанные в табл. 2.

Роль государства в финансировании капитальных вложений в проекты ГЧП проявляется не только в осуществлении инвестиций в экономику и социальную сферу непосредственно из бюджета, но и в стимулировании инвестиций из иных источников. Ниже представлены три наиболее распространенных источника финансирования инвестиционных проектов:

1) государственное финансирование, при котором государство привлекает заемные средства через кредитование конечного заемщика, гранты, субсидии или гарантии по долговым обязательствам. Обычно органы публичной власти имеют

Таблица 2

Концессионные проекты Республики Казахстан

Наименование проекта Стадия планирования проекта

Строительство и эксплуатация комплекса детских садов (11 шт.) в г. Караганда Разработка ТЭО

Строительство и эксплуатация комплекса детских садов (4 шт.) в г. Темиртау Карагандинской области Разработка ТЭО

Строительство и эксплуатация аэропорта Кендерли с ВПП Разработка ТЭО

Строительство и эксплуатация автовокзала в городе Актау Разработка ТЭО

Строительство и эксплуатация ж/д вокзала на станции Мангышлак (Тамак) Мангистауской области Разработка ТЭО

Реконструкция автомобильной дороги «Уральск - Каменка - граница Российской Федерации (на Озинки)» Разработка ТЭО

Новая транспортная система г. Астана Разработка ТЭО

Внедрение интеллектуально-транспортной и платежной системы и эксплуатации автомобильного участка «Астана - Щучинск» Объявление конкурса

Реконструкция автомобильных участков «Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области» на 593-674 км и 674-705 км,705-806 км Объявление конкурса

Реконструкция и эксплуатация автомобильных участков «Астана - Караганда» 997-1038, 1038-1096, 1096-1142, 1142-1216 км Объявление конкурса

Реконструкция автомобильного участка «Алматы - Капшагай» Объявление конкурса

Реконструкция автомобильного участка «Алматы - Хоргос» Проведение переговоров

возможность получать кредиты по более низкой процентной ставке, но они ограничены финансовыми возможностями бюджета (максимальный объем возможных заимствований регламентирован), а также тем, что всегда существует ряд программ, конкурирующих между собой за дефицитные финансовые ресурсы; кроме этого, государство менее эффективно управляет коммерческими рисками;

2) корпоративное финансирование, при котором организация привлекает заемные средства, используя свою кредитную историю и действующий бизнес (независимо от того, обеспечивается ли кредит активами или доходами организации), и использует их для инвестирования в проект;

3) проектное финансирование, при котором прямые кредиты без права регресса или с ограниченным правом регресса предоставляются напрямую создаваемой проектной компании. В этом случае кредиторы полагаются на денежные потоки проекта для погашения долга, при этом обеспечение долга ограничено краткосрочными активами проекта и будущими доходами.

Проектное финансирование

В последнее время в мире увеличивается количество инвестиционных проектов с объемами финансирования, исчисляемыми миллиардами долларов. Такие суммы значительны даже для банков и инвестиционных фондов мирового уровня, поэтому основной схемой привлечения в проекты ГЧП финансовых ресурсов признано проектное финансирование.

Под проектным финансированием понимается кредитование инвестиционных проектов, в основе которого лежат денежные потоки проекта для погашения долга, при этом обеспечение долга ограничено краткосрочными активами.

В настоящее время проектное финансирование рассматривается как один из наиболее эффективных способов применения современных финансовых инструментов и схем, позволяющих аккумулировать значительные финансовые ресурсы из разных источников и элиминировать риски инвестиционного проекта путем их перераспределения между его участниками.

Под проектным финансированием понимается кредитование инвестиционных проектов, в основе которого лежат денежные потоки проекта для погашения долга

По доле риска, принимаемой на себя кредитором, в банковской практике выделяют следующие виды проектного финансирования:

- с полным регрессом на заемщика. Регресс означает обратное требование о возмещении предоставленной суммы денежных средств, предъявляемое одним лицом другому. При проектном финансировании с полным регрессом на заемщика банк не принимает на себя риски, связанные с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств против определенных гарантий;

- с ограниченным регрессом на заемщика. При проектном финансировании с ограниченным регрессом кредитор частично берет на себя проектные риски;

- без регресса на заемщика. При проектном финансировании с ограниченным регрессом кредитор полностью берет на себя проектные риски.

Наиболее широкое распространение в мировой практике получило проектное финансирование с полным регрессом на заемщика. Это вызвано тем, что данная форма финансирования отличается быстротой получения необходимых инвестору средств, а также более низкой стоимостью кредита.

Достаточно распространено проектное финансирование с ограниченным регрессом на заемщика. При этой форме финансирования все риски, связанные с реализацией проекта, распределяются между участниками таким образом, чтобы последние могли принимать на себя зависящие от них риски. Например, заемщик несет на себе все риски, связанные с эксплуатацией объекта; подрядчик берет риск за завершение строительства и т. п.

Проектное финансирование без регресса на заемщика на практике используется весьма редко. Данная форма проектного финансирования связана со сложной системой коммерческих обязательств, а также высокими расходами на привлечение специалистов по экспертизе инвестиционных проектов, консультационные и другие услуги. Поскольку при проектном финансировании без регрес-

са на заемщика кредитор не имеет никаких гарантий и принимает на себя почти все риски, связанные с реализацией проекта, необходимость компенсации этих рисков обусловливает высокую стоимость финансирования для заемщика. Без регресса на заемщика финансируются проекты, обладающие высокой рентабельностью.

Выводы

Исследование и научная систематизация концептуальных основ инвестирования обосновывают необходимость активизации инвестиционной деятельности на основе ГЧП. Таким образом, возникает необходимость государственного регулирования с целью увеличения склонности к инвестированию и управлению совокупным спросом, что должно активизировать инвестиционный и производственный процессы. При этом проектное финансирование можно рассматривать как систему финансовых отношений между субъектами инвестиционного рынка по поводу реализации конкретного инвестиционного проекта.

Литература

1. Игонина Л. Л. Инвестиции. М.: ИД ИНФРА-М, 2007. 254 с.

2. Закон Республики Казахстан от 08.01.2003 № 373-11 ЗРК «Об инвестициях».

3. Концепция развития государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 20092015 годы. Астана, 2008.

4. Лебедева Н. Н. Реализация проектов промышленных парков на основе концессионной модели государственно-частного партнерства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 90.

5. Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период (одобрена Указом Президента Рес-

публики Казахстан от 01.02.2010 № 923).

6. Закон Республики Казахстан от 23.12.1991 № 1021-ХП «О концессиях в Республике Казахстан».

7. Закон Республики Казахстан от 27.01.1996 № 2828 «О недрах и недропользовании».

8. Закон Республики Казахстан от 07.07.2006 № 167-Ш «О концессиях».

9. Зельднер А. Г. Концептуальные основы становления и функционирования государственно-частного партнерства. М.: Институт экономики РАН, 2010. 38 с.

10. Анализ зарубежного опыта реализации форм государственно-частного партнерства. URL: web. snauka.ru/issues/2011/06/912.

11. Кембаев Г. Обзор публичных источников по вопросам регулирования государственно-частного партнерства в Республике Казахстан. URL: www.zakon.kz/.../207317-obzor-publichnykh-istoxhnikov-po. html.

12. Даирова О. Проектное финансирование в Казахстане станет привлекательней. URL: prodengi. kz/.../proektnoe_finansirovanie_v_ kazahstane stanet intere

Указ Президента Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменения в перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. № 1332

1. Внести в перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 37, ст. 4184; 2009, № 27, ст. 3342; 2011, № 4, ст. 574; № 28, ст. 4169; 2012, № 12, ст. 1389; № 38, ст. 5069), изменение, дополнив его пунктом 8 следующего содержания:

«8. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования „Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"».

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Москва, Кремль 19 марта 2013 года № 209

Президент Российской Федерации В. Путин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.