ЭКО. - 2015. - №11 РЕЖАПОВ Х.Х.
Государственно-частное партнерство в системе высшего образования в Узбекистане
Х.Х. РЕЖАПОВ, Национальный университет Республики Узбекистан, Ташкент. E-mail: hayrillo0606@mail.ru
В статье рассматривается внедрение государственно-частного партнерства в сферу высшего образования в Узбекистане. Выявлены основные инструменты государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг. Ключевые слова: высшее образование, рынок образовательных услуг; сотрудничество, частное партнерство
Эффективность функционирования сферы высшего образования в Узбекистане зависит от ряда внутренних факторов: ресурсной базы, кадрового потенциала, форм организации. Наряду с ними важную роль играет механизм учёта потребностей общества в знаниях и квалификации, так как эффективность системы образования определяется не объёмом используемых ресурсов, а степенью её адекватности требованиям народного хозяйства, населения в целом и отдельных лиц, получающих образование.
Система высшего образования в Узбекистане нуждается в модернизации, что позволило бы адаптировать ее к потребностям экономики страны, которая все больше нуждается в высококвалифицированных специалистах.
Исследованию сущности и форм государственно-частного партнерства посвящены работы таких российских и зарубежных ученых, как М. А. Дерябина, Я. М. Миркин, Е. А. Семенова, А. А. Шевченко, А. И. Шелгунов, В. Г. Варнавский, Д. Белл, М. Булт-Спиринг, Г. Девульф, П. Друкер и др., в которых изложены основные положения, принципы и формы взаимодействия государства и частного сектора.
Существование в обществе потребности в высшем образовании, её постоянный рост и новые требования рыночной экономики побуждают к непрерывным изменениям в системе высшего образования, формированию и развитию рынка образовательных услуг в национальной экономике страны в целом.
В 2014 г система высшего образования Узбекистана включала 66 учебных заведений [1], осуществляющих подготовку бакалавров и магистров, в том числе 25 университетов, 41 институт, а также две научные академии, семь филиалов иностранных вузов (МГУ, Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Туринского политехнического университета, Международного Вестминстерского университета, Сингапурского института развития менеджмента, Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, Университета Инха Южной Кореи). Семь филиалов иностранных вузов работают в партнерстве с государственными организациями. Всего в них в 2013-2014 учебном году проходили обучение 259,3 тыс. студентов. Частных, негосударственных высших учебных заведений в Узбекистане нет (данные на декабрь 2014 г.).
Численность студентов высших образовательных учреждений по отраслевой специализации за 2004-2013 гг. представлена в таблице 1. За этот период выросло количество студентов, обучающихся по таким отраслям, как искусство и кинематография, транспорт и связь, промышленность и строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, физическая культура и спорт, снизилось - в просвещении, экономике и праве.
Таблица 1. Численность студентов по отраслевой специализации высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан в 2004-2014 гг.
Отрасль 2004\5 2006\7 2013\14 Изменение
Промышленность и строительство 14,9 14,3 22,3 49,6
Сельское хозяйство 5,9 5,5 7,9 33,8
Транспорт и связь 4,5 5,4 6,8 51,1
Экономика и право 8,9 10,2 8,3 -7,8
Здравоохранение, физическая культура и спорт 8,7 8,3 9,6 10,3
Просвещение 56,1 55,2 43,4 -22,6
Искусство и кинематография 0,9 1,0 1,7 88,8
Источник: разработано автором на основе данных Госкомстата Республики Узбекистан.
В развитых странах оптимальное соотношение числа профессиональных технических рабочих и специалистов с высшим образованием в научно-технических отраслях составляет от 2:1 до 7:1. В Узбекистане это соотношение 10:1, что, очевидно, расходится с международными стандартами. Увеличение числа
подготавливаемых выпускников с высшим образованием в этих отраслях, нуждающихся в еще большем количестве профессионалов с передовыми навыками, позволило бы Узбекистану еще более упрочить конкурентоспособность и повысить производительность [2].
В системе высшего образования Узбекистана выявлены и такие проблемы, как недостаточное развитие сотрудничества с местной и иностранной промышленностью, отсутствие лабораторий по приоритетным техническим специальностям.
Правовую базу для государственно-частного партнерства (ГЧП) в Республике Узбекистан создает национальное законодательство о концессиях, приватизации, естественных монополиях, конкуренции, привлечении иностранных инвестиций, а также реформе отдельных секторов социальной и экономической инфраструктуры. Ввиду того, что многие проекты ГЧП имеют концессионную основу, большое значение приобретает национальное концессионное законодательство. Республика Узбекистан в 1995 г одной из первых среди постсоветских государств приняла закон «О концессиях», регулирующий организационные, экономические и правовые условия предоставления объектов в концессию иностранным инвесторам на территории Узбекистана.
Существует широкий простор для реализации проектов ГЧП в сфере высшего образования. А наиболее яркие примеры - это создание совместных вузов (пример - Вестминстерский международный университет в Ташкенте), издание и тиражирование книг и пособий для системы народного образования со стороны частных издательств и др.
ГЧП - соглашение между государством и одним или более частными партнёрами, согласно которому частные партнёры поставляют услуги в таком виде, в котором цели государства по отношению к данной услуге соответствуют целям извлечения прибыли для частных партнеров, а достижение соответствия этих целей зависит от существенного распределения риска на частных партнёров. ГЧП актуальны не только для развивающегося мира, но и для индустриально развитых стран. ГЧП предполагает, что государство не подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых
проектов. В Европе ГЧП было впервые применено в 1992 г. в Великобритании, которая на сегодня имеет наиболее обширный опыт ГЧП. В Португалии ГЧП используются уже более десятка лет: в 1999-2003 гг. около 20% всех государственных инвестиций были реализованы через ГЧП [3].
Определим основные признаки государственно-частного партнерства в высшем образовании:
• объединение ресурсов для создания нового качества профессиональной подготовки специалистов;
• формирование институциональной формы взаимодействия между государственными и частными организациями для достижения общей цели;
• обеспечение интересов участников за счет совместного финансирования и управления;
• использование инновационных механизмов взаимодействия образовательного и предпринимательского секторов;
• разделение прав партнеров во взаимоотношениях между бизнесом и государством на основе взаимовыгодного распределения ответственности и рисков.
Участниками ГЧП в сфере высшего образования выступают государство, образовательные учреждения и представители частного сектора экономики.
Каждый из участников механизма ГЧП при вступлении в партнерство руководствуется своими целями и задачами. Для образовательных учреждений это - привлечение внебюджетных источников финансирования для расширения финансовой базы высшего образования, рост конкурентоспособности образовательных учреждений, повышение качества образовательных программ, стимулирование создания инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях, соответствие уровня подготовки специалистов динамично изменяющемуся спросу на рынке труда, усиление инновационной составляющей образования [4].
Участие в ГЧП частных компаний открывает для них новые возможности развития инновационного бизнеса, в частности, они получают право использовать результаты научных исследований и разработок вузов, доступ к вузовской инфраструктуре, а также к высокотехнологичному оборудованию.
Мотивация участия в партнерстве государственного сектора -это стимулирование инновационной активности бизнес-структур, производящих высокотехнологичную продукцию; необходимость подготовки специалистов требуемого профиля и специализации, адаптированных к конкретному предприятию; создание новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий; вовлечение в экономический оборот результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; наращивание и развитие инновационной инфраструктуры.
В настоящее время международная практика показала, что при реализации проектов государственно-частного партнерства используются две основные формы сотрудничества государственных образовательных структур и предприятий частного бизнеса - институциональная и программно-проектная, которые реализуются через определенный набор инструментов (табл. 2). Таблица 2. Инструменты ГЧП в сфере образовательных услуг
Институциональные Программно-проектные (контрактные)
• Эндаумент-фонды • Институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские и иные советы) • Совместные образовательные структуры • Стипендиальные программы и гранты • Образовательные ваучеры • Образовательные кредиты
• Технопарки • Центры трансферта технологий • Ресурсные центры • Центры коллективного пользования Стажировка студентов на предприятиях с последующим трудоустройством
В связи с этим взаимоотношения образовательных учреждений и бизнес-структур в рамках государственно-частного партнерства нуждаются в совершенствовании, для чего потребуется разработать проект закона «О государственно-частном партнерстве», а также внести ряд изменений в действующее законодательство.
Установление законодательно определенных форм взаимодействия образовательных учреждений и предпринимательских структур в Узбекистане позволит привлечь бизнес не только к формированию профессиональных образовательных стандартов, но и к участию в контроле и регулировании качества профессионального обучения.
Это позволит добиться следующих положительных результатов:
• обеспечит более тесную интеграцию рынка образовательных услуг и рынка труда за счет преодоления разрывов в качестве и количестве подготавливаемых специалистов;
• повысит качество подготовки специалистов всех уровней. Для модернизации высшего образования в Узбекистане мы
предлагаем следующие меры:
• улучшить связи с рынком труда путем реализации таких инструментов государственно-частного партнерства, как создание эндаумент-фондов, технопарков, научных организаций (научные лаборатории, опытные производства), центры трансферта технологий и другие;
• открытие филиалов ведущих международных бизнес-школ;
• создание инновационных научно-образовательнных комплексов при вузах.
Литература
1. Социальное развитие и уровень жизни населения в Узбекистане. Ташкент 2014: Статсборник. - Т.: Госкомстат, 2014. - С.144.
2. Узбекистан. Модернизация системы высшего образования. Сектор по человеческому развитию. Отдел по работе со странами Центральной Азии. Документ Всемирного банка, региональное управление по Европе и Центральной Азии. Июнь 2014.
3. Юсупов Н. А., Карабаев Ф. Э. Теория и практика государственно-частного партнерства. Учебный модуль. Ташкент, 2013. - С. 6. URL: www.undp.uz
4. Степанов Ю. В. Механизм взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг: Автореф. кан. экон. наук. - ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты РФ. - М., 2013. - С. 13.
5. Guidelines on Private Public Partnerships for Infrastructure Development // UN, Economic Commission for Europe. Dec. 2000.
6. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009.
7. Майор И. Г. Причины и принципы частно-государственного партнерства (гражданско-правовой аспект) // Общество и право. -2008. - № 1.