Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как один из механизмов взаимосвязи науки, образования и экономики'

Государственно-частное партнерство как один из механизмов взаимосвязи науки, образования и экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНД / КОНЦЕССИЯ / АРЕНДА / ЛИЗИНГ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / EDUCATION SYSTEM / ENDAUMENT-FUND / CONCESSION / RENT / LEASING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валиев Ш. З., Габидуллина Э. В.

В статье описаны общие положения государственно-частного партнерства, признаки и достоинства такого сотрудничества. Также рассмотрены особенности организации данной деятельности в сфере образования и механизмы реализации подобных отношений между учреждениями образования и коммерческим сектором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как один из механизмов взаимосвязи науки, образования и экономики»

циональный фундамент рыночной экономики, опре- Подводя итог сказанному, можно заключить, что деляются базовые параметры нового социального процесс формирования кластеров в Российской Фе-

контракта. Одновременно идет отбор институтов дерации сдерживается отсутствием четких и понят-

взаимодействия органов власти, бизнеса и населе- ных механизмов взаимодействия бизнеса и власти,

ния, по которому можно определить важнейшие па- при запуске которых реализовывались бы именно

раметры формирующегося социального контракта. партнерские отношения.

Валиев Ш.З. Габидуллина Э.В.

доктор экономических наук, профессор, кандидат экономических наук, доцент кафедры

проректор по образовательной политике, «Региональная экономика и управление»

заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление» Уфимской государственной академии

Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа

экономики и сервиса, г. Уфа

УДК 336.1

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОНОМИКИ

В статье описаны общие положения государственно-частного партнерства, признаки и достоинства такого сотрудничества. Также рассмотрены особенности организации данной деятельности в сфере образования и механизмы реализации подобных отношений между учреждениями образования и коммерческим сектором.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, система образования, эндаумент-фонд, концессия, аренда, лизинг.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS ONE OF MECHANISMS OF INTERRELATION OF A SCIENCE, FORMATION AND ECONOMY

In article general provisions of state-private partnership, signs and advantages of such cooperation are described. Features of the organization of this activity in education and mechanisms of realization of the similar relations between establishments of education and commercial sector are also considered.

Key words: state-private partnership, education system, endaument-fund, concession, rent, leasing.

В условиях становления современного общества, основанного на знаниях, и развития инновационной экономики значительно возрастает значение сферы образования и науки в социально-экономическом развитии страны.

Анализ реформ в сфере образования показал, что структурные, институциональные и содержа-

тельные изменения образовательной системы РФ реализовывались поспешно, несистемно и без взаимодействия с другими направлениями развития общества. Именно это и явилось основной причиной низкой эффективности этих реформ.

Из этого следует один-единственный вывод, что проводить реформы в области образования следует

во всех трех направлениях одновременно и во взаимодействии с экономикой, наукой и другими институтами общества. То есть современная система качества образования должна развиваться на принципе сближения науки, экономики и образования, создавая «экономический треугольник качества», как принцип накопления новых знаний, необходимых для движения вперед - к постиндустриальному обществу. Только в этом случае будет обеспечен максимальный эффект от реформ и достигнут успех.

Опыт развитых стран показывает, что без государственно-частного партнерства (ГЧП) в образовательной и научной сферах нормальное развитие и функционирование современной национальной инновационной системы невозможно.

Этот факт является неоспоримым, учитывая историю развития и особенности функционирования этих сфер: социально ориентированные некоммерческие бюджетные организации зачастую не способны само-финансировать собственное развитие согласно требованиям современного общества. Так как основная цель деятельности сферы образования - подготовка квалифицированных кадров для экономики в целом и бизнеса в частности, необходимость их участия в процессе развития данного сектора логична и безоговорочна. Таким образом, бизнесу необходимо развивать собственную социальную ответственность.

Социальная ответственность бизнеса подразумевает его ответственность как работодателя, делового партнера, «гражданина» определенной территории, страны (а для транснациональных корпораций - и мира в целом) и благотворителя [1].

При подобной формулировке понятия «социальная ответственность бизнеса» поддержка системы образования и науки как элемента социальной сферы может быть, во-первых, проявлением ответственности перед местным сообществом, то есть позиционирование бизнеса как «гражданина». Такая ответственность реализуется через установление взаимовыгодных отношений с органами власти различных уровней, то есть формирование эффективной системы государственно-частного партнерства по вопросам повышения эффективности функционирования системы образования и науки. Во-вторых, социальная ответственность бизнеса может проявляться через осуществление благотворительной деятельности конкретным объектам системы. Таким образом, мы отмечаем, что существует два способа поддержки сферы образования бизнес-сообществом: ГЧП и благотворительность. На наш взгляд, их необходимо рассмотреть по отдельности.

В данном параграфе речь пойдет о ГЧП. Для начала рассмотрим затраты на научные исследования в разных странах.

Таблица

Затраты на исследования и разработки, 2007 г., % к ВВП по ППС национальных валют*

Страны Всего Государство Бизнес Прочие источники

Национальные Иностранные

Япония 3,4 0,5 2,6 0,2 0,1

США 2,7 0,7 1,8 0,2 0,0

Германия 2,5 0,7 1,3 0,4 0,1

Франция 2,1 0,8 1,1 0,1 0,1

Великобритания 1,8 0,5 0,8 0,2 0,3

Китай 1,5 0,4 1,1 0,0

Россия 1,1 0,7 0,2 0,2 0,0

Бразилия 1,0 0,5 0,4 0,1

Индия 0,8 0,6 0,2 0,0

* Источник: Доклад Сорокина Д.Е., первого заместителя директора Института экономики РАН, заведующего кафедрой «Макроэкономическое регулирование» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, члена-корреспондента РАН

Из представленных данных очевиден неоправданно низкий уровень участия российского бизнеса в развитии науки и образования. Несомненно, встает вопрос о незамедлительном принятии мер по развитию в России ГЧП и привлечению в него как можно большего числа представителей бизнеса.

В качестве стратегического направления повышения качества экономического роста в Концепции

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства. На примере мировой практики мы знаем, что наиболее активно государственно-частные партнерства развиваются в отраслях социальной инфраструктуры, к которым относится и образование. Это показано в

аналитическом обзоре Е.А. Семеновой, где отмечается, что в наиболее развитых странах государственночастное партнерство гораздо чаще, чем в каких-либо других областях, используется в образовании и здравоохранении. Одной из причин этого является необходимость активного взаимодействия государства и бизнеса при разработке и реализации масштабных программ и проектов, направленных на решение актуальных социально-экономических проблем [2].

Как правило, среди основных достоинств такого партнерского сотрудничества можно выделить:

1) такой важный аспект для социальной сферы, как привлечение дополнительных финансовых средств и других ресурсов, повышение гибкости и эффективности управления;

2) уменьшение рисков для вложенного капитала, получение дополнительных гарантий.

В литературе существует большое количество определений государственно-частного партнерства. Характер государственно-частных партнерств зависит от множества факторов: степени развития рыночных отношений, национальных особенностей, отраслевой специфики и т. д. Для раскрытия сущности государственно-частного партнерства важно выявить его ключевые характеристики или признаки, позволяющие разграничить ГЧП с другими типами взаимодействий государства и бизнеса.

Комитет Организации экономического сотрудничества и развития по научной и технологической политике выделил следующие признаки государственночастного партнерства:

- участниками партнерства наравне с государственными являются и частные организации;

- взаимоотношения сторон носят равноправный, партнерский характер;

- отношения сторон партнерства официально фиксируются в документах (контрактах, договорах и т. п.);

- партнеры имеют общие цели, для достижения которых они объединяют свои усилия, ресурсы и вклады;

- получение и использование совместных результатов основано на распределении между партнерами соответствующих расходов и рисков.

ГЧП в сфере образования может реализовываться с помощью следующих механизмов: эндаумент-фонда (фонда целевого капитала), концессии, аренды, лизинга, налоговых кредитов, образовательного ваучера и др. Финансовые механизмы ГЧП: образовательный кредит, государственные и муниципальные гарантии, гранты, займы, стипендиальные программы.

Государственно-частное партнерство - кооперация государства и частного сектора на основе объединения материальных и нематериальных ресурсов преимущественно в сферах, для которых характерна неэффективность государственного управления, в результате чего появляется синергетический эффект [3].

Исходя из опыта западных стран, эксперты выделяют следующие отличительные признаки ГЧП [4]:

- как правило, достаточно длительные сроки действия соглашений о партнерстве;

- смешанные формы финансирования проектов (за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников);

- наличие конкурентной борьбы между потенциальными участниками контракта;

- разделение ответственности между партнерами в соответствии с их задачами. Государство устанавливает цели проекта, определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг на этапе реализации. Частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта (разработка, строительство и эксплуатация, управление и т. д.);

- разделение рисков между участниками партнерства на основе соответствующих договоренностей сторон.

Рассмотрим более подробно механизмы государственно-частного партнерства, возможные к реализации в сфере образования.

1. Эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала

Целевой капитал некоммерческой организации -сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Данный вид деятельности для повышения результативности должен быть подкреплен созданием в вузе особых структурных подразделений. На наш взгляд, в обязательном порядке должны быть созданы попечительский совет вуза и отдел фандрайзинга. Среди основных функций попечительского совета в данном контексте деятельности будет выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией; привлечение дополнительного внимания общественности к деятельности образовательного учреждения и на базе этого поиск и привлечение спонсоров, благотворителей, а следовательно, и дополнительных финансовых средств на развитие вуза.

2. Концессия

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или)

реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Один из ведущих специалистов по ГЧП В. Вар-навский выделяет следующие преимущества концессии [5]:

• Долгосрочный характер соглашений, что позволяет осуществлять стратегическое планирование.

• Частный сектор обладает определенной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений.

• Государство имеет достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также в случае необходимости защиты общественных интересов.

В. Варнавский также выделяет ряд существенных характерных признаков концессии [6]:

- предметом концессии всегда является государственная или муниципальная собственность, а также монопольные виды деятельности государства либо муниципального образования;

- одним из субъектов концессионного соглашения является государство или муниципалитет (в лице соответствующих органов исполнительной власти);

- цель концессии - удовлетворение общественных нужд и потребностей;

- концессия всегда имеет договорную основу -концессионное соглашение;

- концессия основана на возвратности предмета соглашения;

- предмет концессии предоставляется частному партнеру за плату, определяемую в соглашении.

3. Аренда

Образовательное учреждение, согласно российскому законодательству (ст. 39 ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1), вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Разрешена сдача в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждениям закрепленных за ними объектов собственности, а также земельных участков без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.

Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Рассматривая отношения аренды в сфере образования, стоит отметить, что законодательство не запрещает предусмотреть арендным договором обязанности арендатора по обновлению и приумножению имущества арендодателя. Это, естественно, будет являться важным фактором для российской экономики, нуждающейся в притоке капитальных вложений и обновлении основных фондов.

4. Финансовая аренда, или лизинг

В России лизинговые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Лизинговые отношения оформляются лизинговым договором. В правоотношениях лизинга задействованы три участника:

- продавец имущества;

- лизингодатель;

- лизингополучатель.

В зависимости от срока полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора лизинга различают:

- финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю и объект лизинга может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. По сути, является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования (в целях приобретения объекта лизинга);

- операционный (оперативный) лизинг. Срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. Обычно предметом лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении лизингодателя активы (может не быть третьей стороны - продавца). По окончании договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. Лизинговая ставка обычно выше, чем по финансовому лизингу. По экономической сущности является разновидностью аренды. В Российской Федерации операционный лизинг законодательно не регулируется, поэтому контракты, по сущности являющиеся операционным лизингом, заключаются в виде договоров аренды.

В договорах лизинга может быть предусмотрено техническое обслуживание поставляемой техники, обучение кадров и т. д. В договоре возможны положения о праве (или обязанности) лизингополучателя купить товар по истечении срока аренды.

Для обеспечения эффективного функционирования системы государственно-частного партнерства и развития в полной мере всех форм его реализации

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

большое значение имеет повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в сферах законодательного права, инновационного и инвестиционного развития.

В заключение следует отметить, что у России появляется возможность включаться в процесс реформирования образовательной системы и внедрения в нее механизмов государственно-частного партнерства на основе изучения, досконального анализа и возможного использования имеющегося положительного опыта зарубежных стран. Главное - наиболее тщательно подойти к отбору моделей и анализу возможностей их внедрения в российских условиях.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ / Под ред. М.И. Либо-

ракиной - М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.

2. Семенова Е.А. Партнерство государства и бизнеса в интересах инновационного развития в странах ОЭСР / Аналитические обзоры РИСИ / Е.А. Семенова. Вып. № 4 (17) - М., 2007.

3. Государственно-частное партнерство в образовании (сборник) / Под ред. О.П. Молчанова, А.Я. Лив-шин. - М.: КДУ, 2009. - 242 с.

4. Государство и бизнес: институциональные аспекты. - М., 2006. С. 40.

5. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы и перспективы /В.Г. Вар-навский // Отечественные записки. - 2004. - № 6.

6. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. - М., 2005. С. 91-92.

От главного редактора. К сожалению, во время формирования журнала, скончался Мищенко Александр Павлович - один из авторов статей, член докторского совета Д 212.290.01 Уфимской государственной академии экономики и сервиса. От имени администрации выражаем искренние соболезнования семье, близким и коллегам.

Мищенко А.П.

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой маркетинга, коммерции и предпринимательства Института экономики и финансов Казанского федерального университета, г. Казань

УДК 339.1

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ДИЛЕРСКИХ СЕТЕЙ

В статье рассматривается процесс разработки маркетинговой стратегии развития дилерских сетей. Приводится анализ отечественных и зарубежных подходов к управлению и развитию дилерской сети. Выявлены этапы процесса развития дилерских сетей.

Ключевые слова: маркетинговый подход, дилерская сеть, концепции, управление, эффективность.

THE MARKETING APPROACH IN MANAGEMENT AND DEVELOPMENT OF DEALER NETWORKS

The article considers the process of development of marketing strategy of development of dealer networks. Provides an analysis of the domestic and foreign approaches to the management and development of the dealer network. Identified the stages of the process of development of dealer networks.

Key words: marketing approach, the dealer network, the concept of management effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.