Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в развитии региона в условиях экономической напряженности'

Государственно-частное партнерство в развитии региона в условиях экономической напряженности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / КОНЦЕРНИЗАЦИЯ И СИНДИЦИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ENTREPRENEURSHIP / SUB-REGIONAL CLUSTERS / INDUSTRY CONCERNS (COMPANIES) AND SYNDICATION / REGIONAL BUDGET / ECONOMIC TENSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Ринад Александрович, Шереметинский Николай Борисович

В условиях экономической напряженности и расширения потребностей в импортозамещении товаров обостряется необходимость развития производительных сил, изыскания дополнительных источников балансирования региональных и местных бюджетов и обеспечения трудозанятости населения. Это актуализирует разработку организационных форм и механизмов активизации государственно-частного партнерства в территориальном хозяйствовании. В статье обосновывается положение о том, что в условиях жестких ресурсных ограничений одним из путей развития производственного предпринимательства может выступить ассоциирование среднего и малого бизнеса по линии концернизации и синдицирования промышленности, формирования территориально-хозяйственных кластеров в субрегиональных локалитетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need for the development of the productive forces, additional sources finding of balancing regional and local budgets and ensuring population employment of in conditions of economic strength and expanding needs of import substitution products becomes more acute. It is urgent to work out the organizational forms and mechanisms of activating public-private partnership in the territorial entities. The paper substantiates the position that under severe resource constraints, one of the ways of development of productive entrepreneurship can act as the association of small and medium businesses through industry concerns (companies) and syndication as well as the formation of territorial and economic clusters in the sub-localities.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в развитии региона в условиях экономической напряженности»

УДК 332.1:332.053.22 ББК 65.046.1 П 58

Р.А. Попов

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (918)188-84-79, e-mail:popovra51@gmail.com. Н.Б. Шереметинский

Преподаватель кафедры технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (918)305-55-85, e-mail: k-toes@kubstu.ru.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. В условиях экономической напряженности и расширения потребностей в импортозамещении товаров обостряется необходимость развития производительных сил, изыскания дополнительных источников балансирования региональных и местных бюджетов и обеспечения трудозанятости населения. Это актуализирует разработку организационных форм и механизмов активизации государственно-частного партнерства в территориальном хозяйствовании. В статье обосновывается положение о том, что в условиях жестких ресурсных ограничений одним из путей развития производственного предпринимательства может выступить ассоциирование среднего и малого бизнеса по линии концернизации и синдицирования промышленности, формирования территориально-хозяйственных кластеров в субрегиональных локалитетах.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, предпринимательство, субрегиональные кластеры, концернизация и синдицирование промышленности, региональный бюджет, экономическая напряженность.

R.A. Popov

Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Technology, Organization, and Economy of Construction and Management of Real Estate, Kuban State University of Technology, Krasnodar. Ph.: (918)188-84-79, e-mail:popovra51@gmail.com.

N.B. Sheremetinsky

Lecturer, Technology, Organization, and Economy of Construction and Management of Real Estate Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (918)305-55-85, e-mail: k-toes@kubstu.ru

PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REGIONAL DEVELOPMENT IN TERMS OF ECONOMIC TENSION

Abstract. The need for the development of the productive forces, additional sources finding of balancing regional and local budgets and ensuring population employment of in conditions of economic strength and expanding needs of import substitution products becomes more acute. It is urgent to work out the organizational forms and mechanisms of activating public-private partnership in the territorial entities. The paper substantiates the position that under severe resource constraints, one of the ways of development of productive entrepreneurship can act as the association of small and medium businesses

through industry concerns (companies) and syndication as well as the formation of territorial and economic clusters in the sub-localities.

Keywords: public-private partnerships, entrepreneurship, sub-regional clusters, industry concerns (companies) and syndication, the regional budget, economic tensions.

Происшедшая в нашей стране за четверть века смена способа производства обусловила соответствующие изменения в надстроечных образованиях. Такие перемены весьма заметны на федеральном уровне, несколько слабей — на региональном уровне. Что касается деятельности муниципальных образований, то здесь еще имеют место рудименты административно-распорядительной системы, слабо выражены экономические формы и механизмы территориального хозяйствования. Это проявляется в неразвитости на региональном и особенно субрегиональном уровне современных форм государственно-частного партнерства как одного из существенных каналов бюджетирования территориального хозяйства, обеспечения трудозанятости населения. На региональном уровне экономические формы хозяйствования в большей мере проявляются через систему региональных финансов, и достижения в этой области достаточно очевидны. Что касается иных сфер региональной экономической практики, то в них по-прежнему имеют место валовой подход и администрирование [1].

Центральной функциональной задачей региональных органов власти и управления является поддержание устойчивого воспроизводственного процесса в социально-экономической системе региона, выступающего как совокупность всех хозяйствующих субъектов территориального локалитета. Этому должна быть подчинена региональная система управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти на уровне региона, муниципальных образований и субрегиональных локалитетов, сформированных из групп муниципалитетов. Управленческий алгоритм данному процессу задает министерство финансов региона, которое как исполнительный орган государственной власти субъекта федерации уполномочен обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики региона, составление и организацию исполнения регионального бюджета, разработку прогноза основных

характеристик консолидированного бюджета региона на очередной финансовый год и более длительный плановый период, а также составление отчетов об исполнении регионального бюджета и консолидированного бюджета региона (как интегративной совокупности регионального и местных бюджетов), осуществлять управление средствами регионального бюджета, координировать деятельность в бюджетно-финансовой сфере структурных подразделений региональной администрации и исполнительных органов государственной власти региона. Министерство финансов рассчитывает варианты регионального бюджета в совокупности статей доходов и расходов и на основании этого задает другим министерствам и ведомствам, муниципалитетам граничные параметры в осуществлении инвестиционной деятельности, государственных закупок, льготировании по налогам и платежам отдельных категорий предпринимателей. В сочетании с министерством экономического развития, отраслевыми министерствами и ведомствами министерство финансов призвано осуществлять эффективное и ответственное управление общественными финансами региона, регулирование воспроизводственного процесса в социально-экономической системе территории по траектории, оптимальной для ресурсной обеспеченности региональной экономики. В условиях экономической напряженности, характерной для региональной экономики современного периода, такая траектория может быть более пологой, поскольку соответствующим образом сжат региональный инвестиционно-воспроизводственный ресурс. Сильно выраженная сырьевая направленность российского производственного сектора, его инвестиционная зависимость от экспорта углеводородов придают конъюнктурную обусловленность воспроизводственным пропорциям как на макро-, так и на региональном уровнях. Наблюдается довольно прямая корреляция валютного курса рубля с мировой ценой на нефть, что естественным порядком отражается на экономике корпораций,

среднего и даже малого бизнеса, связанного с международными поставками товаров (импортом и экспортом).

В конкурентно-рыночной системе хозяйства министерство финансов региона вместе с министерством экономического развития, а также отраслевыми министерствами и ведомствами региона призвано выполнять следующие государствооб-разующие функции:

1) правоустанавливающие — регулирование, в том числе нормативно-правовое, и реализация государственной политики в финансовой, бюджетной, налоговой и хозяйственной сферах;

2) правоприменительные — разработка проекта регионального бюджета и организация его исполнения, управление государственным долгом региона и др.;

3) контрольные — контроль по недопущению превышения сумм по операциям над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; проверка соответствия содержания проводимых операций кодам бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в платежных документах; контроль наличия документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств регионального бюджета; проверка соответствия сведений о поставленных на учет бюджетных обязательствах по государственным контрактам сведениям об этих контрактах, содержащихся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и др.

В числе основных стратегических функций министерств экономического блока региона (минфина, минэкономразвития) по поддержанию устойчивости воспроизводственного процесса региональной экономики в условиях экономической напряженности и волатильности среды выделяются:

1) обеспечение сбалансированности регионального бюджета по доходам и расходам и повышение эффективности бюджетных расходов;

2) достижение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов;

3) управление государственным долгом региона в границах соответствующих нормативов.

Тенденциональной потребностью, императивом функционирования региональ-

ного хозяйства выступает неуклонное расширенное воспроизводство социума и обеспечивающих его институтов. Вне зависимости от волн деловой активности и снижения мировой конъюнктуры на сырьевые материалы социальный комплекс региона на всех его уровневых срезах (город, район, поселок, предприятие, домохозяйство) должен функционировать в границах траектории устойчивого развития. Это обусловливает необходимость повышения эффективности бюджетных расходов как на непосредственные социальные мероприятия, так и на взаимодействие с коммерческими структурами в целях прирастания регионального социально-экономического ресурса. Причем в условиях экономической напряженности эта сфера деятельности региональных и местных властей заслуживает повышенного внимания и творчества, поскольку в ней еще имеются значительные незадейс-твованные ресурсы.

В настоящее время в Краснодарском крае расходная часть бюджетов муниципальных образований от j до S состава обеспечивается ресурсами из регионального бюджета, что ослабляет мотивацию муниципальных руководителей к зарабатыванию средств по линии государственно-частного (муниципально-частного) партнерства (ведь их можно получить и без напряжения усилий). Это обстоятельство актуализирует разработку моти-вационных механизмов для муниципалитетов по значительному расширению государственно-частного партнерства в освоении ресурсов территорий. Реализация такой задачи повысила бы устойчивость местных бюджетов, способствовала бы социально-экономическому росту территорий.

Крупным незадействованным ресурсом инвестиционного программирования на региональном и местном уровне остается инвестиционная деятельность населения, участие в ней различных финансовых организаций. В 2015 г. проведено размещение государственного облигационного займа Краснодарского края в объеме 4,8 млрд р., что свидетельствует о наличии у населения и некоторых финансовых групп данного региона значительных средств для участия в инвестиционной деятельности.

Относительно государственного долга важно заметить, что его существование можно считать допустимым при получении положительного экономического эффекта, а именно: когда такой долг (а по содержанию — кредит) позволяет эффективно нарастить ресурсы региона. К примеру, участие Краснодарского края в федеральных целевых программах, финансируемых на субсидиарной основе, потребовало долевого участия в них и региональных средств (как правило — около 50%). Это в основном и сформировало одну из статей государственного долга региона. В то же время благодаря успешной реализации таких программ расширились экономические и социальные ресурсы края.

Реализация задач развития производительных сил региона как базиса социально-экономического роста на муниципальном уровне не встречает существенной поддержки. Причинами этому можно считать, с одной стороны, длительность воспроизводственного цикла «затраты-результаты» в производственных системах, с другой — недостаточность ресурсов муниципалитетов для существенного участия в программах государственно-частного партнерства[2].

Это дает основание к формированию межрайонных (межмуниципальных) организационно-хозяйственных структур, наделенных функциями регулирования развития и размещения производительных сил в субрегиональных локалитетах на основе государственно-частного партнерства. Сформированные по территориально-производственному принципу такие организационно-хозяйственные структуры могли бы взять на себя вопросы развития производительных сил субрегиональных лока-литетов с позиций социально-экономической целесообразности и эффективности.

В этом контексте реализация таких стратегических целей развития Краснодарского края, как кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества, повышение эффективности государственного стратегического планирования и ре-

гулирования социально-экономических процессов в крае, может быть представлена следующей функциональной матрицей (таблица 1).

Организационным финансово-экономическим ядром в осуществлении вышеназванной стратегии выступают министерство финансов и министерство экономического развития Краснодарского края. В ракурсе этой задачи министерством финансов (минфином) осуществляются следующие функции:

— создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности краевого бюджета и повышения эффективности бюджетных расходов;

— совершенствование нормативно-правового регулирования, методологического обеспечения и организации бюджетного процесса, осуществляемого на краевом уровне;

— развитие инструментов повышения открытости (прозрачности) государственных финансов края;

— содействие в создании условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов;

— реализация государственной долговой политики Краснодарского края.

Решение вышеназванных задач до 2016 г. осуществлялось в рамках «непрограммной» деятельности данного министерства, а начиная с 2016 г., — в рамках реализации государственной программы Краснодарского края «Управление государственными финансами Краснодарского края», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 940. Это придало более высокую степень упорядоченности данному процессу, ско-ординированности действий минфина и минэкономразвития, отраслевых министерств и ведомств региональной администрации, органов местного самоуправления в осуществлении региональной социально-экономической стратегии.

Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости регионального бюджета является важной предпосылкой для планомерного развития производительных сил и социума территории, сохранения макроэкономической стабильности.

Таблица 1

Функциональная матрица социально-экономической стратегии

Краснодарского края

Стратегические цели региона Средства реализации стратегических целей региона

Вовлечение крупного и среднего бизнеса в создание новых и реконструкцию действующих производственных и курортно-туристических объектов путем выдачи преференций. Организация региональных промышленных концернов, сориентированных на выполнение конкретных производственно-экономических задач Ассоциирование и кластеризация малого предпринимательства, стимулирование его активности в направлении скоординированного развития производства и сферы услуг Вовлечение населения в инвестиционную деятельность по развитию производительных сил территорий под гарантии региональных властей и муниципалитетов Повышение предпринимательской активности органов местного самоуправления в части обеспечения сбалансированности и устойчивости местных бюджетов на траектории развития

Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни *** ** ** *

Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста *** *** ** **

Создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества **** ** * **

Повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в крае ** ** * **

Обозначения: **** — определяющий вклад: *** — решающий вклад; ** — существенный вклад; *— некоторый вклад

В условиях неблагоприятной общеэкономической конъюнктуры, сокращения налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации перед региональными структурами экономического блока в зону приоритетных выдвигаются следующие функциональные задачи:

— увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета региона;

— повышение эффективности бюджетных расходов;

— совершенствование долговой политики региона;

— развитие государственно-частного партнерства в области развития и размещения производительных сил и повышения эффективности (доходности) хозяйственной практики на территории.

В частности, вышеназванные приоритеты финансового блока отражены в Основных направлениях бюджетной политики Краснодарского края на 2016 г. и на плановый период 2017 г. и 2018 г., основных направлениях налоговой политики Краснодарского края на 2016 г. и на плановый период 2017 г. и 2018 г., долговой политики Краснодарского края на 2016 г. и на плановый период 2017 г. и 2018 г.

Что касается развития государственно-частного партнерства, то этот аспект деятельности остается пока недостаточно развитым, хотя обладает значительным ресурсом расширенного воспроизводства региональной экономики, поэтому его использование представляется особенно важным в условиях экономической напряженности. В ракурсе этой задачи требуются дополнительные исследования и модельные проработки новых организационных структур и экономических механизмов, побуждающих представителей бизнеса и территориальных органов власти к плодотворному взаимодействию в ракурсе экономического развития территориальных систем как на региональном, так и на субрегиональном уровнях.

В целях обеспечения сбалансированности регионального бюджета в Краснодарском крае реализуются следующие стратегические документы:

— план мероприятий, направленных на рост доходной части краевого бюджета, оптимизацию расходов краевого бюджета и совершенствование долговой политики Краснодарского края в 2014—2016 гг. (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.14 г. №865 «Об утверждении программы повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 г.»);

— план мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2015 г. (утвержден распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.02.15 г. №56-р «О мерах по наполнению доходной

части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2015 г.»);

— план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Краснодарского края и план мероприятий по сокращению государственного долга Краснодарского края (утверждены распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.01.13 г. №4-р).

С 2014 г. реализуется Программа повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 г. (утверж-деная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.14 г. №865), в том числе по следующим направлениям:

— модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления, развитие государственных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, развитие системы государственного финансового контроля;

— повышение эффективности бюджетных расходов, оптимизация структуры государственного сектора экономики, повышение эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ), повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;

— повышение эффективности бюджетных инвестиций, совершенствование контрактных отношений по линии государственно-частного партнерства.

В целом объем бюджетных ассигнований, направленных на реализацию мероприятий государственных программ Краснодарского края, составил в 2015 г. 177,4 млрд рублей или 90,0% от общего объема расходов краевого бюджета (в 2014 г. — 171,4 млрд рублей или 84,2% от общего объема расходов краевого бюджета).

Совершенствованию государственно-частного партнерства в Краснодарском крае служат следующие нормативные документы:

— порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Краснодарского края в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муници-

пальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.01.15 г. №28);

— порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания, предусматривающий расчет финансового обеспечения выполнения государственного задания на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ) с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.15 г. №1081);

— требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Краснодарского края, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом Краснодарского края и подведомственных им государственных казенных учреждений (утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.15 г. №1349).

Принятие вышеназванных нормативных документов способствовало упорядочению взаимодействия государственных и муниципальных органов с представителями предпринимательской сферы; их реализация вскрыла и некоторые резервы в дальнейшем совершенствовании такой практики.

В условиях бюджетной напряженности в Краснодарском крае применен новый механизм перечисления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из регионального в местные бюджеты в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для

оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, утвержден соответствующий перечень межбюджетных трансфертов. Использование механизма целевых межбюджетных трансфертов под фактические затраты способствовало повышению ликвидности счета краевого бюджета: в 2015 г. в среднем на первое число месяца неиспользованный остаток средств краевого бюджета, предназначенных для перечисления выбранных субвенций, составлял 900 млн р., что находится в пределах оптимальной для данного региона суммы. Целям поддержания устойчивости местных бюджетов способствовали следующие меры:

— увеличен с 32% до 67% норматив отчислений от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

— усовершенствована методика выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

— увеличен объем предоставленных бюджетных кредитов (в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 60,5 млн р.);

— проведена реструктуризация и уменьшена процентная ставка за использование кредитов, предоставленных местным бюджетам.

Одной из мер пополнения бюджета Краснодарского края явилось установление дополнительного норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 10%. Такое нововведение расширило бюджетные поступления, однако угнетающе подействовало на деловую активность предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, малый бизнес.

В ракурсе проблемы балансирования региональной экономики в условиях экономической напряженности в числе основных направлений деятельности министерств экономического блока Краснодарского края можно выделить следующие:

1. Повышение эффективности бюджетных расходов. Решение данной задачи осуществляется в рамках подпрограммы «Формирование единой финансово-бюджетной политики Краснодарского края и обеспечение сбалансированности краевого бюджета» государственной программы Краснодарского края «Управление государственными финансами Краснодарского края», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.15 г. №940, а также в рамках Программы повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 г., утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.14 г. №865.

Планируемыми результатами реализации данной задачи являются формирование краевого бюджета с учетом бюджетного прогноза Краснодарского края на долгосрочный период, сохранение устойчивости краевого бюджета без наращивания государственного долга края; создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов в регионе.

2. Нормативно-правовое регулирование. Решение данной задачи осуществляется в рамках подпрограммы «Формирование единой финансово-бюджетной политики Краснодарского края и обеспечение сбалансированности краевого бюджета». Результатами реализации данной задачи должны стать совершенствование нормативного правового регулирования бюджетного процесса, осуществляемого на региональном уровне.

3. Повышение открытости (прозрачности) финансовой практики. Решение этой задачи осуществляется в рамках подпрограммы «Формирование единой финансово-бюджетной политики Краснодарского края и обеспечение сбалансированности краевого бюджета». Запланированными результатами выполнения данной задачи являются повышение качества и доступности информации о краевом бюджете, а также о деятельности органов государственной власти Краснодарского края (государственных органов), принимающих участие в составлении и исполнении краевого бюджета и формировании бюджетной отчетности.

4. Управление муниципальными финансами. Решение этой задачи осуществляется в рамках подпрограммы «Совершенствование межбюджетных отношений в Краснодарском крае». Планируемыми результатами реализации данной задачи являются выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований края по осуществлению органами местного самоуправления полномочий в решении вопросов местного значения и создание благоприятных условий для повышения качества управления муниципальными финансами.

5. Управление государственным долгом региона. Решение данной задачи осуществляется в рамках подпрограммы «Управление государственным долгом Краснодарского края». Результатом реализации данной задачи должно быть сохранение общего объема государственного долга Краснодарского края на экономически безопасном уровне и недопущение просроченной задолженности по погашению и обслуживанию государственного долга края.

6. Развитие организационно-хозяйственной практики в форме государственно-частного партнерства. Использованию синергетического ресурса государственно-частного партнерства в регионе служат преференции и льготы, предоставляемые в крае малому бизнесу. Однако раздробленность и разобщенность предпринимателей этого уровня не позволяют вносить веское организующее начало в практику малого предпринимательства. На уровне муниципалитетов имеет место «реактивный» менеджмент в отношении этой территориально-экономической сферы территориального хозяйства, слабо проявляется активное организующее начало. Потребности придания малому предпринимательству определенной направленности в ракурсе задач территорий вынуждают к применению эффективных форм ассоциирования, сопровождаемых экономическими преференциями. В противном случае такие организации малого бизнеса останутся лишь в проекте. Вне центра внимания муниципальных органов остаются предприятия среднего масштаба, многие из которых сильно сжались и снизили деловую активность. Что касается крупного бизнеса, то он на

Таблица 2

Матрица компетенций в развитии государственно-частного партнерства

Задачи Уровень решения проблемы

федеральный федеральные округа региональный субрегиональный муниципальный корпорации

Концернизация промышленности ** * ** *

Синдицирование промышленности ** *

Кластеризация малого предпринимательства ** *

Развитие форм малого бизнеса * **

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовая поддержка бизнеса ** ** *

Организационно-юридическое обеспечение предпринимательства ** * *

Снижение административных барьеров к предпринимательству ** ** *

Оптимизация системы государственных заказов ** * *

Подготовка кадров массовых профессий ** ** * *

Подготовка специалистов высшей квалификации ** *

Функции: ** — организационная; * — исполнительская.

территории Краснодарского края проводит избирательную политику, вовлекая в коммерческий оборот главным образом быстро окупаемые ресурсы территорий. В ракурсе задач преодоления стагнации в промышленности в условиях экономической напряженности представляется целесообразным обратиться к мировому и отечественному опыту «концернизации», «трестирования» и «синдицирования» промышленности.

К примеру, в числе мер новой экономической политики (НЭП) в нашей стране по оживлению промышленности и развитию деловой активности было осуществлено трестирование и синдицирование разрозненных предприятий. К концу 1922 г. в трестах было объединено около 90% промышленных предприятий. В целях улучшения конкурентных позиций тресты и отдельные предприятия объединялись в синдикаты, которые сконцентрировали заготовку сырьевых материалов и сбыт готовой продукции. Крупные синдикаты функционировали в текстильной, табачной, кожевенной и других отраслях

промышленности. К концу 1922 г. в стране было синдицировано около 80% трестированной промышленности [3, с. 411]. В последующем, с ужесточением административно-распределительных методов хозяйствования, данная рыночная форма организации промышленности прекратила существование. Тем не менее, современное состояние некоторых производственных сфер, а также экономическая напряженность дают основание для критического анализа наработок синдицированных форм организации промышленного предпринимательства и творческого использования её элементов, адекватных современным императивам в хозяйствовании. В частности, на региональном уровне представляется перспективным формирование межотраслевых промышленных концернов, а на уровне субрегиональных локалитетов — производственных синдикатов. Такие ассоциативные формы производственного предпринимательства, наряду с улучшением позиций в области маркетинга (эффект масштаба), достигали бы снижения себестоимости продукции за

счет сокращения заготовительных и вспомогательных производств, объединения и повышения качества технического интеллекта (синергетический эффект).

Поскольку к настоящему времени многие промышленные предприятия сильно обветшали, то стоимость их производственных фондов составляет относительно небольшие суммы; земельные участки многих таких предприятий принадлежат муниципалитетам. Поэтому их вовлечение в региональные межотраслевые концерны может быть посильным региональному бюджету. Финансовой

поддержкой таким производственным новообразованиям (концернам) могли бы стать региональные и муниципальные заказы, отсрочки по налогам и арендной плате. Что касается малого бизнеса, то представляется назревшим создание субрегиональных территориально-хозяйственных кластеров, которые бы взяли на себя функцию взаимодействия бизнеса и органов власти.

В общем виде матрица компетенций в развитии государственно-частного партнерства может иметь следующий вид (таблица 2).

Примечания:

1. Строительство и инвестиции в Краснодарском крае. Краснодар: Краснодарстат, 2015.

2. Министерство финансов Краснодарского края: официальный сайт Министерства финансов Краснодарского края. URL: http://minfinkubani.ru.

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики: учеб. для вузов. 3-е изд., доп. М.: Академический проект, 2001.

References:

1. Construction and investment in the Krasnodar region. Krasnodar: Krasnodarstat. 2015.

2. The Ministry of Finance of the Krasnodar Territory: Official site of Ministry of Finance of the Krasnodar Territory. URL: http://minfinkubani.ru.

3. Konotopov M.V., Smetanin S.I. History of Economics: textbook for universities. 3 edition, M.: Academic project 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.