Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в поддержке предпринимательских инициатив'

Государственно-частное партнерство в поддержке предпринимательских инициатив Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОДЕЛИ ГЧП / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипицына К.С.

В статье рассматриваются механизмы и модели государственно-частного партнерства в России, выделяются их возможности и ограничения при поддержке предпринимательских инициатив бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в поддержке предпринимательских инициатив»

нии финансирования для развития основной деятельности, модернизации производства; потребности в поиске предпринимательской идеи; финансовых, материально-технических, кадровых, организационных возможностей; целесообразности развития деятельности путем сопоставления потребности в предпринимательстве и возможностей); 2) формирование пакета предпринимательских идей и обоснование приоритетности их реализации (критерии выбора идеи - величина прибыли, динамика изменения спроса, степень использования мощностей); 3) составление программы создания предпринимательских структур; 4) выделение ресурсов; 5) создание условий для формирования предпринимательской структуры и выбор интрапренера; 6) создание системы возможностей и стимулов для формирования команды по реализации предпринимательской идеи; 7) создание предпринимательской структуры; 8) формирование взаимосвязи и взаимодействия партнеров; 9) коммерциализация результатов интрапренерства.

Таким образом, процесс становления интрапренерства представляет собой цепь управленческих действий, результатом которой является создание в традиционной организации возможностей для предпринимательской деятельности - одного из направлений развития современной организации.

Список литературы:

1. Николаев М.В. Развитие форм организации производства как фактор эффективности хозяйствования // Проблемы современной экономики. - 2005. -№ 3/4. - С. 149-152.

2. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. - СПб.: Геликон Плюс, 2000. - 520 с.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИНИЦИАТИВ

© Шипицына К.С.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются механизмы и модели государственно-частного партнерства в России, выделяются их возможности и ограничения при поддержке предпринимательских инициатив бизнеса.

Ключевые слова государственно-частное партнерство, модели ГЧП, концессионное соглашение.

* Ассистент кафедры Акмеологии и менеджмента.

За двадцать лет становления основ рыночной экономики в России так и не была решена главная проблема инновационного развития - привлечение инвестиций с целью устойчивой модернизации и инновационного ускорения [3]. С целью привлечения инвестиций и услуг частного бизнеса для решения государственных задач разрабатывается механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) [5].

Развитие и формирование различных форм ГЧП направлено на социализацию общественных отношений, становление общественных систем смешанного типа. Такое партнерство государства и частного бизнеса за счет использования разнообразных форм и моделей, учитывающих специфику, обеспечивает выбор наиболее эффективных путей управления как государственной, так и частной собственностью.

В связи с тем, что не существует единой трактовки термина «государственно-частного партнерства», представляется целесообразным отразить его специфические черты, по наличию которых различные формы взаимодействия бизнес-структур с органами публичной власти можно квалифицировать как ГЧП. На основе анализа встречающихся в литературе определений ГЧП можно констатировать, что для ГЧП характерно [1]: совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, то есть систему отношений государства и бизнеса в договорной форме, которая используется в качестве инструмента экономического и социального развития и планирования [4]; наличие долгосрочного договорного соглашения между органом публичной власти и хозяйствующим субъектом по реализации проекта; передача выполнения части задач и функций, относящихся к деятельности органов государственного или муниципального управления, частному бизнесу; привлечение частного финансирования капитальных вложений; разделение рисков между государственным и частным партнерами.

При таких трактовках под определение «государственно-частного партнерства» попадают любые контрактные или юридически оформленные отношения между государством и частными структурами, в т.ч. такие, как: закупки работ или услуг для государственных нужд; аренда государственного имущества; приватизация; лизинг;закупки государственных предприятий и компаний, т.е. как небольшие контракты, так и многомиллиардные концессии. На практике ГЧП имеет существенные отличия от иных договорных форм взаимодействия государства и бизнеса: долгосрочный характер взаимодействия; соинвестирование проекта; разделение рисков; предметом соглашения являются имущественные объекты и / или общественно-значимые услуги - создание или реконструкция имущественного объекта; бизнес участвует не только в создании / реконструкции объекта соглашения, но и в его эксплуатации и / или техническом обслуживании.

Основная предпосылка создания ГЧП - убежденность в том, что частные компании функционируют эффективно, чем бюрократические государ-

ственные структуры, и располагают большими финансовыми ресурсами, нежели государство. Следовательно, государству необходимо привлекать частный бизнес в различные сферы деятельности, за которые оно отвечает, но для которых недостаточно бюджета и компетенции. Интересы бизнеса, так называемые предпринимательские инициативы, раньше не вписывались в государственные интересы, а в рамках ГЧП признаются необходимыми и социально значимыми. Основной сектор для развития ГЧП это городская и региональная инфраструктура - коммунальная, социальная и транспортная.

Важно отметить, что формирование механизма ГЧП началось в конце 1980-х гг., когда в правительствах развитых стран начали предпринимать многочисленные попытки найти пути стимулирования частных инвестиций в инфраструктурную сферу. В то время не было четкого разделения государственных расходов на текущие и капитальные затраты и существовала стандартная модель государственных закупок. Примеры партнерства государства и частного сектора были единичными и проекты реализовывались по высоким ценам, чем, если бы они создавались в рамках стандартной модели государственных закупок. Проблема в том, что частные инвесторы требовали доходность существенно выше, чем процентная ставка по государственным облигациям, даже если риски проекта принимало государство.

При внедрении механизмов ГЧП для реализации проекта государство исходит из: финансового подхода - использование частного капитала для удовлетворения инфраструктурных потребностей; эксплуатационного подхода - оптимизация времени и эффективное распределение расходов при эксплуатации объекта.

Виды ГЧП [2]:

1. Цель - создание нового инфраструктурного объекта: - «проектирование / строительство» (Design Build - DB) - обычно двусторонний договор с фиксированной суммой вознаграждения за проектные работы и строительство. Для этого создается специальная компания (консорциум, SPV), на которую возлагается ответственность за составление проекта и проведения строительных работ, включая риски, связанные с данными видами деятельности. При этом собственники несут ответственность за финансирование, управление и эксплуатацию объекта. Такое сотрудничество сокращает время исполнения проекта, дает экономию средств и перераспределяет риски между государством и бизнесом. Снижается число конфликтов за счет совпадения проектирующего и осуществляющего строительство партнера. Государство является владельцем объекта договора и несет ответственность за обеспечение эксплуатации и техническое обслуживание объекта. Часто в рамках данного вида ГЧП выделяют модель «проектирование / строительство с гарантией», что означает гарантирование со стороны частного партнера

определенного уровня качества созданного объекта с заданными ранее показателями, что, конечно, является для него дополнительным риском. Обычно такие гарантии предоставляются частной стороной на 5-20 лет;

- «проектирование / строительство / управление» (распространенный вид партнерства - «модель оператора» или Design Build Operate - DBO) - двусторонний договор, предусматривающий ответственность частного сектора проектирование и строительство, эксплуатацию созданного объекта, государственные органы ответственны только за финансирование работ. Право собственности на объект остается за государством. Модель предполагает один контракт на проектирование с архитектором или инженером, затем раздельные контракты с застройщиком, правообладателем и обеспечивающей эксплуатацию организацией;

- «проектирование / строительство / финансирование /управление» (Design Build Finance Operate - DBFO) - подразумевает, что весь комплекс работ по проектированию, строительству, эксплуатации и финансированию полностью переносится на частный сектор (концессионера), а собственником при этом остается государство. Финансирование полностью или частично осуществляется за счет долговых обязательств государства, а источником дохода для частного сектора будет являться плата непосредственных пользователей данного объекта. Иногда с государства взимается арендная плата (скрытая оплата), когда за пользование объектом платят не реальные потребители, а государство. Будущие доходы выступают обеспечением при выпуске облигаций (доходные облигации) или иных долговых обязательств, из чего формируются средства для финансирования проекта. Риск, связанный с реализацией проекта, может быть возложен и на частную, и на государственную сторону договора.

В ряде случаев этот вид ГЧП трансформируют в модели:

- «проектирование / строительство / финансирование» (Design -Build - Finance - DBF), т.е. функции оператора берет на себя государство;

- «строительство / передача /управление» (Build - Transfer - Operate - BTO) - предполагает, что частный партнер осуществляет строительство объекта по согласованному с государством плану, управляет объектом в течение оговоренного периода времени, а затем передает объект в управление государственному органу, с которым заключался контракт. Частный партнер частично или полностью финансирует объект строительства, поэтому срок соглашения должен быть достаточным, чтобы частный партнер смог окупить свои вложения. По истечению срока действия соглашения государствен-

ный партнер может взять на себя ответственность за функционирование объекта, перезаключить контракт с управляющей организацией или заменить партнера;

- «строительство /управление / передача» (Build - Operate - Transfer - BOT), когда после завершения строительства и оговоренного соглашением срока эксплуатации объект передается в собственность и управление стороне, финансирующей проект;

- «строительство / владение /управление» (Build - Own - Operate -BOO) - принципиальное отличие модели от вышеназванных состоит в том, что собственником объекта после его возведения становится частный партнер.

2. Цель - организация эксплуатации существующих объектов:

- концессия «эксплуатация и техническое обслуживание» (Operations and Maintenance Concession - O&M Concession) - органы государственной власти используют концессионные договоры на эксплуатацию и техническое обслуживание для того, чтобы возложить ответственность за эту работу на частный сектор. Включают обширный перечень аспектов по обслуживанию и управлению объектом, а также могут использоваться для стимулирования повышения эффективности использования объекта и его технической сложности. Частному сектору выплачивается либо фиксированное вознаграждение, либо вознаграждение на стимулирующей основе, когда сумма зависит от уровня обслуживания объекта или качества выполнения поставленных целей. Государство - собственник переносит ответственность на частный сектор для наиболее эффективного распределения расходов, связанных с эксплуатацией принадлежащего объекта в течение всего жизненного цикла, и использования современных управленческих подходов;

- «долгосрочная аренда / лизинг» (Long Term Lease - LTL) - предполагает заключение договора аренды (лизинга) существующих платных объектов, возведенных за счет государства, с частным сектором (концессионером). В течение оговоренного периода концессионеру предоставляется право самому взимать плату за использование объекта третьими лицами. В обмен частная сторона должна управлять и эксплуатировать объект, в ряде случаев производить ремонт (усовершенствование) объекта, и уплатить государству авансовый концессионный сбор. Концессионер выбирается государством на конкурсной основе, где критерием выступает величина концессионного сбора, а дополнительными - длительность концессионного периода, надежность и платежеспособность частного партнера, уровень профессиональной подготовки менеджмента. Факторами, способствующими развитию ГЧП в рамках долгосрочной арен-

ды, являются: для государственного сектора - политическая и финансовая ситуация в регионах и муниципалитетах, для частного сектора первичной мотивацией для полного использования лизинговых возможностей является перспектива получить желаемый уровень рентабельности инвестиций.

3. Модель смешанного типа: - «аренда /развитие /управление» (Lease Develop Operate - LDO) -модель, при которой государство - собственник предоставляет частному сектору (концессионеру) право аренды для управления и развития (расширения, усовершенствования) существующего объекта. Частная сторона осуществляет инвестиции для совершенствования существующего объекта с расчетом, что в последующем данный объем инвестиций окупится при положительном уровне рентабельности. В случае отступления компании от прописанных стандартов качества, она теряет часть платежей до того момента, как не исправит качество работы. Если компания так и не реализует работу по стандартам в согласованный срок, представитель госсектора имеет право расторгнуть контракт.

Модели ГЧП могут быть разные, но неизменным остается роль органов власти в формулировке целей, которых должны добиться частные партнеры, и использовании инструментов бюджета, публичной собственности, законодательных установлений и публичных прерогатив по управлению частью рисков проекта, которые не могут нести частные участники. В настоящее время предпочтение отдается и таким формам ГЧП как контракты, так как основной сферой применения схемы ГЧП в России становится развитие городского пассажирского транспорта, строительство морских терминальных комплексов, реконструкция аэропортов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений, создание информационных систем по управлению грузодвижением и т.д. В этих целях следует рассмотреть каждую из этих типов партнерства государства (муниципалитета) и бизнеса.

Контракты (договоры), заключаются между государством и частной организацией на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. В контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, а расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Контракты с государственным (муниципальным) органом являются для частного предпринимателя весьма привлекательным бизнесом, т.к. помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции.

Рядом экспертов в основу классификации форм ГЧП в разрезе контрактов положена собственность на активы, конечная цель, которая должна быть

достигнута в процессе реализации партнерства государства и предпринимательских структур, а также специфические особенности при заключении соответствующих письменных соглашений между сторонами, определении ответственного лица за риски и другие условия партнерства.

В соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014), концессия - один из предусмотренных на законодательном уровне вариантов ГЧП. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и / или реконструировать определенное соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Государственно-частное партнерство законодательного определения не имеет, в настоящее время это механизм экономически взаимовыгодного сотрудничества общества (государства) с частными инвестициями при посредничестве государства.

В Паспорте проекта Федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», который рассматривается ГД РФ уже 3 года, государственно-частное партнерство -это сотрудничество между органами государственной власти субъектов РФ и (или) органами местного самоуправления, и частными партнерами, направленное на привлечение в экономику частных инвестиций, осуществляемое на договорной основе на принципах распределения рисков, ответственности, имущественного и финансового участия сторон.

При всех принятых правительством мерах, можно констатировать, что процесс создания и использования механизмов ГЧП в России, и диалог государства и бизнеса по данному вопросу начаты, и требуется значительно ускорить движение в этом направлении. Сегодня задача государственной власти и бизнеса - выработка конкретных процедур применения этих инструментов и их обкатка на пилотных проектах.

Необходимо отметить, что из активно используемых форм ГЧП, существующих в российской практике достаточно давно, являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частным структурам государственной (муниципальной) собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования и т.д. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату.

Значимым для развития ГЧП является то, что при множестве нормативных актов арендные (лизинговые) отношения реализуются в контексте единой концептуальной основы - Гражданского кодекса РФ. Эти отношения, по мнению большинства экспертов, могут являться перспективным путем реализации крупных проектов в условиях ГЧП, где сторонами соглашения являются арендодатель (государство, от имени и по поручению которого действует то или иное ведомство или государственная компания) и арендатор (юридическое лицо, получающее от государства соответствующие активы и права на конкретный срок). Такая форма ГЧП может действовать на всех уровнях власти.

Более подробную информацию о действующем законодательстве в сфере ГЧП и актуальных проектах можно получить на сайте Минэкономразвития России в Департаменте инвестиционной политики и ГЧП (http://ecoшmy. gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/index) и в Единой информационной системе ГЧП (http://pppi.ru/).

Таким образом, федеральное и региональное законодательство идет по пути создания отдельных нормативных актов, регулирующих ту или иную специфическую форму участия государства во взаимоотношениях с субъектами предпринимательства. Складывается политика развития отдельных отраслей и регионов на основе ГЧП. На федеральном уровне разработаны гражданско-правовые механизмы, позволяющие реализовывать проекты ГЧП в рамках существующего законодательства.

Список литературы:

1. Анализ проблем и перспектив развития ГЧП в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pppinrussia.ru/main/publications/investigations.

2. Гнатюк Н.И. Государственно-частное партнерство. - Изд-во: Юсти-цинформ, 2012. - 384 с.

3. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики: монография / Под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотриц-кой. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 212 с.

4. Государственно-частное партнерство в России. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2013. - 40 с.

5. Оценка развития ГЧП в России. Мнение бизнеса. - М.: Торгово-промышленная палата РФ, 2013. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.