Научная статья на тему 'Использование механизмов государственно-частного партнерства в решении проблем развития инфраструктуры региона'

Использование механизмов государственно-частного партнерства в решении проблем развития инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлова Н.С.

Взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства в рыночной экономике является важнейшим условием реализации инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие территорий. Особенно актуальным использование механизмов ГЧП становится в современных условиях финансового кризиса и дефицита бюджетных средств как на федеральном так и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование механизмов государственно-частного партнерства в решении проблем развития инфраструктуры региона»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

© Хохлова Н.С.*

Международный институт бизнес-образования, г. Мурманск

Взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства в рыночной экономике является важнейшим условием реализации инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие территорий. Особенно актуальным использование механизмов ГЧП становится в современных условиях финансового кризиса и дефицита бюджетных средств как на федеральном так и на региональном уровне.

Ключевые слова государственно-частное партнерство, инвестиционные проекты, социально-экономическое развитие территорий, концессионное соглашение.

Сферы применения государственно-частного партнерства (ГЧП) в развитых странах очень разнообразны. Под термином «государственно-частное партнерство» понимаются разные схемы реализации проектов с использованием ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей.

Отношения сторон в государственно-частном партнерстве строятся как взаимоотношения сторон, при этом государство считает себя представителем многих групп интересов.

В мировой практике используют следующие модели государственно-частного партнерства:

1. Контракты на управление:

- государственный контракт на обслуживание объекта;

- государственный контракт на управление объектом;

- контракт «под ключ».

2. Концессионное соглашение:

- ВОТ (Build-Opеrаtе-Trаnsfеr) - «строительство-управление-передача» - концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном - на праве собственности) в течение установленного срока (порядка 30 лет), после чего объект передается государству;

- ВТО (Build-Trаnsfеr-Opеrаtе) - «строительство-передача-управление» - концессионер строит объект, который передается в собственность концеденту и управляется концессионером;

* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук.

- BOO (Build-Own-Operate) - «строительство-владение-управление» -концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;

- BOOT (Build-Own-Operate-Transfer) - «строительство-владение-управление-передача» - частный партнер после строительства получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передаётся публичному партнеру;

- ВВО (Buy-Build-Operate) - «покупка-строительство-управление» -публичный партнера продает объект частному партнеру, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления;

- DBOOT (Design-Build-Own-Operate-Transfer) - тоже, что и модель BOOT, но частный партнер также отвечает за проектирование объекта;

- BOL (Build-Own-Lease) - «строительство-владение-передача в аренду»;

- BOLT (Build-Own-Lease-Transfer) - «строительство-владение-передача в аренду - передача в собственность»;

- DBOLT (Design-Build-Own-Lease-Transfer) - тоже, что и модель BOLT, но частный партнер также отвечает за проектирование объекта;

- DBFO (Design-B^ld-Finarce-Operate) - «проектирование-строительство-финансирование-управление» - дополнительно оговаривается участие частного партнера в финансировании проекта [5, с. 23].

Государственно-частное партнерство пытается совместить свободный рынок и частный капитал с государственным регулированием и перераспределением в целях достижения общественного эффекта. При этом уровень взаимозависимости между государственными и частными партнерами имеет особую важность.

Механизмы ГЧП широко используются в мировой практике для привлечения частного капитала с целью развития и дальнейшего управления общественной инфраструктурой. Понимание самого термина ГЧП базируется на следующих ключевых принципах:

1. ГЧП предполагает официальные отношения / договоренности между государственными и частными участниками, которые фиксируются в официальных документах, в частности в нормативных правовых актах, то есть образуют особые правовые институты;

2. Органы государственного и муниципального управления (ОГМУ) выступают в ГЧП-проектах не столько регулятором, сколько равноправным для частного инвестора партнером, который не стремится реализовать свои властные полномочия в отношении него;

3. ГЧП-проекты призваны, прежде всего, реализовывать публичные интересы, которые формируются на основе общегосударственных общественно полезных целей;

4. ГЧП присущ характер совместных действий, когда государство и частный инвестор совместно привлекают ресурсы, принимают решения в процессе финансирования и управления проектом [4, с. 3].

Проводимые в России рыночные реформы расставили основные приоритеты социально-экономической политики государства, направленные на сферы, которые определяют качество жизни населения, в т.ч. в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, жилищного строительства и др. Так как эти отрасли являются капиталоемкими и низко прибыльными, государственный бюджет не в состоянии в полном объеме обеспечивать развитие и поддержку этих отраслей. В этой связи становится очевидной необходимость поиска иной модели развития инфраструктуры. В качестве такой модели во многих странах мира выступают именно институты ГЧП (государственно-частного партнерства).

По экспертным оценкам, в социальной сфере РФ потребность в финансировании объектов общественной инфраструктуры составляет 18,2 трлн. рублей, в сфере энергетики и водоснабжения этот показатель достигает 6,1 трлн. рублей. Основной объем инвестиций приходится на основные фонды предприятий добывающей промышленности (свыше 30 %), а объем инвестиций в модернизацию объектов социальной инфраструктуры около 3 %.

В общем объеме затрат на создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры внебюджетные средства составляют от 2 % в социальной сфере до 10 % в сфере транспорта.

ГЧП используют, когда существует необходимость и возможность передать частному бизнесу по результатам конкурсной процедуры риски финансирования, проектирования, строительства, эксплуатации и предоставления услуг потребителям. При этом реализация проекта должна обеспечить достижение заранее определенных сторонами параметров услуги, определяемых качеством и эффективностью.

В проекте ФЗ № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» государственно-частное партнерство (ГЧП) определяется как привлечение в целях достижения задач социально-экономического развития публичным партнером частного партнера к выполнению работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации, строительству объектов общественной инфраструктуры, предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве [9].

Сторонами государственно-частного партнёрства, как правило, могут быть орган государственной власти любого уровня и партнёр-представитель частного бизнеса.

Со стороны государства выступает субъект РФ, от имени которого действует уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган власти субъекта РФ - правительство или администрация субъекта РФ, или иной орган исполнительной власти субъекта РФ). На стороне субъекта РФ может выступать и муниципальное образование в лице уполномоченного органа местного самоуправления, что прямо предусмотрено, к примеру, в п.1 ст.1 Закона Мурманской области «Об участии Мурманской области в государственно--частных партнерствах» № 1311-01-ЗМ0 от 27 декабря 2010 года.

Другая сторона партнёрства - это российские или иностранные юридические лица, либо объединения юридических лиц, либо физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Целью использования ГЧП на региональном уровне является удовлетворение спроса экономики на развитие инфраструктуры за счет внебюджетных источников, эффективное оказание общественных услуг, повышение эффективности бюджетных расходов, возможный механизм решения существующих в регионе проблем и достижения целей социально-экономического развития.

В России около 18 % всех инвестиций приходится на государственные капиталовложения, из которых около половины - это инвестиции в инфраструктуру. Общий объем инвестиций в инфраструктуру составил в 2011 г. около 1,8 трлн. руб. Россия не привлекает столько частных инвестиций в свои проекты в области инфраструктуры, сколько могла бы. Например, по сравнению с другими странами БРИКС уровень частных инвестиций в инфраструктурные проекты крайне низок (см. рис. 1). Таким образом, одним из каналов увеличения инвестиций в инфраструктуру в России является привлечение частных инвестиций.

Рынок проектов ГЧП в России неуклонно развивается, и в настоящее время применяются различные механизмы ГЧП для развития инфраструктуры.

Особенностью рынка проектов государственно-частного партнерства в России является то, что инициатором таких проектов, прежде всего, выступают регионы, которые, согласно законодательству, с одной стороны, несут основные обязательства по состоянию общественной инфраструктуры, с другой - могут принимать на себя долгосрочные обязательства по обеспечению возврата инвестиций частному инвестору. Вместе с тем в России не существует процедуры, в рамках которой частный инвестор может стать инициатором проекта ГЧП.

80000

Рис. 1. Объем частных инвестиций в инфраструктурные проекты, млн. долл. [12, с. 11]

Наиболее перспективными направлениями для реализации государственно-частного партнерства являются: строительство и эксплуатация дорог (железных, автомобильных), портовых комплексов, трубопроводов, реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, инновационная деятельность, система подготовки и переподготовки кадров, система здравоохранения и социальных услуг.

Основными инструментами реализации проектов государственно-частного партнерства на федеральном уровне являются концессионные соглашения, особые экономические зоны, инвестиционный фонд РФ, ОАО, государственно-частного венчурный фонд, государственная корпорация развития на базе Внешэкономбанка.

В настоящее время некоторые субъекты РФ принимают региональные нормативно-правовые акты, которые регулируют порядок и условия участия региона в государственно-частных партнерствах (в том числе формировании региональных особых экономических зон, инвестиционных фондов и корпораций и т.д.).

В частности, Правительством Мурманской области 9 декабря 2013 г. образовано ОАО «Корпорация развития Мурманской области» в целях активизации инвестиционной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Мурманской области, обеспечения разработки, в т.ч. проектов государственно-частного партнерства в регионе, а также с целью реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие региона путем эксплуатации, реконструкции или нового строительства объектов общественной (социально-

экономической) инфраструктуры, предоставления публичных услуг с их использованием на принципах разделения рисков, прав и ответственности, на условиях заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве.

На практике государственно-частное партнерство имеет ряд существенных отличий от иных договорных форм взаимодействия бизнеса и государства:

- средне- и долгосрочный характер взаимодействия;

- соинвестирование проекта;

- разделение рисков между государством и бизнесом;

- предметом соглашения являются имущественные объекты или общественно-значимые услуги, для оказания которых необходимо создание или реконструкция имущественного объекта;

- бизнес участвует не только в создании / реконструкции объекта соглашения, но и в его дальнейшей эксплуатации и/или техническом обслуживании.

В таком взаимодействии государство играет ключевую роль, поскольку объектом соглашения является, в первую очередь, государственное имущество, а предметом - реализация государственных функций.

Соглашения о государственно-частном партнерстве весьма отличаются друг от друга по видам объектов инфраструктуры, предоставляемым публичной стороной гарантиям, по имущественному участию частного партнера, по используемым методам и правовому режиму и т.д. Тем не менее, они подчинены ряду общих принципов, которые нацеливают их на удовлетворение общественных интересов. В этом государственно-частное партнерство как система хозяйствования принципиально отличается от деятельности частных коммерческих организаций, ориентированных исключительно на получение прибыли.

В России наибольшее распространение получило государственно-частное партнерство в форме концессии, то есть соглашения, по которому одна сторона (концессионер) обязуется создать или реконструировать определенный имущественный объект, право собственности на который остается за второй стороной (концендентом), которая в свою очередь передает право владения и пользования объектом на продолжительный срок концессионеру. Согласно действующему законодательству в России полностью легитимной может считаться лишь одна из форм государственно-частного партнерства - концессия. Большинство концессионных соглашений в России заключается в сфере транспорта и коммунальной инфраструктуры.

Наиболее распространенной формой ГЧП в мире также являются концессии - более 60 % всех проектов.

Часто к видам взаимоотношений бизнеса и власти, близким к государственно-частному партнерству, относят: соглашения о разделе продукции,

аренду с обременением собственника, государственные контракты на поставку услуг, контракты жизненного цикла (создание объекта и его последующая эксплуатация, при условии регулярных платежей со стороны государства) и другие.

Распределение возможных форм взаимодействия бизнеса и государства по срокам реализации и степени вовлеченности бизнеса (рискам) представлено на рис. 2.

Г осударсгЕ енш>частное партнерство

Го суд ар с твенные

контракты на. поставку товаров, работ, услуг

Го суд ар с твенные

контракты с ниве с твдноннымн обязательствами исполнителя (сервисные контракты)

Федеральное законодательство

о госзакупках (94-ФЗ н 44-ФЗ)

С оглашение о разделе продукции

116-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

Аренда

Лизинг

Гражданский Кодекс РФ

Контракты жизненного цикла (оез прямых платежей)

Государственно-частные предприятия

Иные формы

Нет законодательства

Концессионные соглашения

11;-ФЗ «О концессионных соглашениях»

.Краткосрочные Сроки реализации Сроки реализации

Долгосрочные

Рис. 2. Формы взаимодействия бизнеса и государства

Государственно-частное партнерство является самой долгосрочной формой взаимодействия, при этом распределение рисков между бизнесом и властью зависит от выбранной формы государственно-частного партнерства: от минимальных для бизнеса в случае реализации классических концессионных соглашений с компенсацией выпадающих доходов концендентом, до максимальных, при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, при которых публичный партнер не гарантирует минимальной загрузки или не несет обязательств по регулярным платежам частному партнеру за использование объекта соглашения.

Наибольший спрос на применение механизмов государственно-частно -го партнерства со стороны субъектов РФ (по количеству обращений в Центр развития ГЧП в 2012 г.) составили:

- объекты дошкольного образования - новое строительство или реконструкция, с последующей эксплуатацией;

- объекты здравоохранения - новое строительство или реконструкция, с последующей эксплуатацией;

- объекты ЖКХ - новое строительство или реконструкция, с последующей эксплуатацией.

Согласно Регионального ГЧП-стандарта в РФ государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве и иных гражданско-правовых договоров, предусматривающих такое сотрудничество. Законодательно закрепленными формами ГЧП на региональном уровне являются: концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнёрстве на основе регионального законодательства [7, с. 4].

Согласно Основным положениям Концепции (стратегии) развития государственно-частного партнерства в РФ до 2020 года основными формами ГЧП в РФ являются:

- Концессионное соглашение.

- Соглашение о государственно-частном партнерстве.

- Аренда с инвестиционными обязательствами.

- Контракты жизненного цикла в рамках закупочного законодательства.

- Соглашения о ГЧП в рамках корпоративной системы закупок.

Законодательно закрепленными формами близкими к ГЧП и влияющими на развитие рынка являются контракты жизненного цикла (в рамках законодательства о закупках) и договоры аренды с инвестиционными обязательствами [8, с. 4].

Для оценки развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации разработана методология определения уровня развития ГЧП в субъекте, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. № 570-р, в соответствии с которой оценивается реализация ГЧП-проектов в субъектах РФ [2].

Таблица 1

Показатели уровня развития ГЧП в субъектах РФ

Наименование показателя Единица измерения Целевые назначения

2013 г. 12014 г. 12015 г. 12016 г. 12017 г. 12018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата

1. Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности в субъекте РФ баллов 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0

12. Уровень развития государственно-частного партнерства субъекта РФ (Мурманская область) процентов 32,5 40,0 47,5 55,0 62,5 70,0

Министерством экономического развития Российской Федерации утверждена методика расчета показателя - «Уровень развития ГЧП в субъекте», которая основывается на следующих факторах:

- развитость институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъекте РФ;

- опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в субъекте РФ;

- инвестиционная привлекательность субъекта РФ [1].

Данный подход использовался НП «Центр развития ГЧП» при составлении Рейтинга регионов ГЧП 2013 / 2014.

Результаты рейтинга позволяют классифицировать субъекты РФ по следующим категориям:

- Регионы лидеры. Показатель 60-75 %. Эти регионы, обладают наибольшим опытом при реализации ГЧП-проектов.

- Регионы с высоким потенциалом. Показатель 45-60 % - регионы характеризуются наличием относительно небольшого опыта реализации ГЧП-проектов (1-2 проекта), стабильной инвестиционной привлекательностью (6-8 баллов) и наличием нормативно-правовой базы в сфере ГЧП, находящейся в стадии становления.

- Регионы со средним потенциалом. Показатель 35-45 %. Регионы, в которых государственно-частное партнерство характеризуется стадией формирования первичного опыта, но при этом создаются условия для гармоничного развития механизмов ГЧП. Это регионы, в которых проекты ГЧП находятся еще на прединвестиционной стадии, а также регионы, в которых усилиями администраций создаются условия для привлечения частного инвестора.

- Регионы с низким потенциалом. Показатель 25-35 %. Регионы, характеризуются низким уровнем развития нормативно-правовой базы, влияющей на реализацию проектов ГЧП и не самой высокой инвестиционной привлекательностью (в среднем 4 балла). В данной группе регионов только Мурманская область и Республика Тыва имеют существенный опыт реализации проектов государственно-частного партнёрства, но в связи с невысоким рейтингом инвестиционной привлекательности не вошли в перечень регионов со средним потенциалом. Эти регионы обладают широкими возможностями для роста, при грамотном позиционировании перспективных инфраструктур.

- Регионы с очень низким потенциалом. Показатель 5-25 %. Данный сегмент характеризуется наиболее низкими показателями по факторам «Опыт региона по реализации проектов ГЧП» - 0 баллов и «Инвестиционная привлекательность» - 1 балл.

Исходя из показателей, которыми характеризуется положение четверти субъектов РФ, можно говорить о том, что государственно-частное партнерство на территории России развито не в полной мере. Тем не менее, в данном сегменте также есть положительная динамика.

Результаты рейтинга показали, что более чем в половине субъектов РФ уровень развитости сферы ГЧП ниже среднего (менее 50 % от эталонного показателя развитости сферы ГЧП в субъекте РФ), по 45 субъектам он не превышает и 35 %. При этом, уровень развитости сферы ГЧП, которого необходимо достигнуть к 2018 году в среднем по регионам составляет - 70 %. Следовательно, в ближайшей перспективе на региональном уровне должны быть намечены конкретные шаги, которые позволят стимулировать развитие институциональной среды в сфере ГЧП и будут способствовать реализации проектов ГЧП. В этой связи основной целью является содействие регионам РФ в выработке мер развития институциональной среды в сфере ГЧП на основе анализа лучших практик.

В настоящее время на территории России в различных стадиях реализации находится 131 ГЧП-проект в 60 субъектах РФ, отвечающий представленным требованиям, в том числе 23 - в коммунальной, 56 - в социальной, 30 - в транспортной и 22 - в энергетической сфере. Средний срок их реализации в среднем 12,7 года.

В 65 субъектах Российской Федерации приняты законы об их участии в ГЧП. По формам реализации проектов в представленном рейтинге - 70 концессионных соглашений, 46 соглашений о ГЧП на основе регионального законодательства и 15 соглашений на основе форм, близких к ГЧП. Общая стоимость проектов ГЧП в РФ (на всех стадиях реализации) составляет -1,044 трлн. рублей, а общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП составляет - 913,4 млрд. рублей (87,44 % от суммарной стоимости проектов) [10, с. 13].

В Мурманской области также принят Закон «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах» № 1311-01-ЗМО от 27 декабря 2010 года (с изменениями на 7 ноября 2013 года). Он устанавливает основы правового регулирования, порядок и условия участия Мурманской области в государственно-частных партнерствах и направлен на обеспечение стабильных условий развития всех форм государственно-частного партнерства в Мурманской области, привлечение и эффективное использование ресурсов для развития экономики и социальной сферы области, повышение уровня жизни ее населения.

В настоящем Законе дано определение понятия ГЧП как - взаимовыгодного сотрудничества Мурманской области с муниципальными образованиями Мурманской области, с российскими или иностранными юридическими лицами, либо объединением юридических лиц, либо физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с целью реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Мурманской области, в том числе путем эксплуатации, реконструкции или нового строительства объектов социально-экономической инфраструктуры, предоставления публичных услуг с их ис-

пользованием на принципах разделения рисков, прав и ответственности, на условиях заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве [3].

В отдельных регионах в стратегиях социально-экономического развития использование механизмов ГЧП раскрывается более детально. Ключевой документ, который содержит основные принципы и направления развития Мурманской области на долгосрочный период - Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 г. и на период до 2025 г. № 768-1II1/20 от 25.12.2013г. Региональная стратегия содержит информацию о развитии механизмов ГЧП в целях формирования благоприятной инвестиционной среды, в том числе создание кластеров, обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах [11].

В инвестиционной стратегии Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года поставлена цель - сделать регион деловым, операционным и стратегическим центром Арктической зоны Российской Федерации. Для ее выполнения потенциальным партнерам предложен «Каталог инвестиционных проектов Мурманской области» в таких социально значимых сферах как спорт и туризм, транспортная инфраструктура, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и прочих.

Предложены следующие инвестиционные проекты в сфере коммунального хозяйства:

- Модернизация водоснабжения города Апатиты.

- Строительство мусороперерабатывающего комплекса в Оленегорске.

- Строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов городов Апатиты и Кировск.

- Строительство межмуниципального полигона твердых бытовых отходов в Кандалакшском районе.

- Строительство мусоросортировочного комплекса в Оленегорске.

- Реконструкция очистных сооружений города Кировска и другие.

В сфере сельского хозяйства:

- Рекультивация пометохранилища бывшего ООО «Птицефабрика «Мурманская» в п.г.т. Молочный.

- Строительство тепличного комплекса по выращиванию овощей в г. Полярные Зори Мурманской области и другие.

В социальной сфере:

- Реконструкция здания приемного отделения для создания Регионального сосудистого центра на базе ГОБУЗ «Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина».

- Строительство парка для культурно-оздоровительного и массового отдыха граждан в Оленегорске.

- Областная детская многопрофильная больница в г. Мурманске.

- Детский сад на 140 мест в п. Спутник Мурманской области и несколько других проектов.

В сфере спорта и туризма:

- Строительство объектов спортивно-рекреационного комплекса на горе Воробьиная в городе Апатиты.

- Строительство всесезонного туристского центра «Ловчорр» в Кировском районе.

- Строительство базы отдыха на базе оленеводческого хозяйства «Ал-мант» в Кавдорском районе.

- Строительство горнолыжного комплекса в Кольском районе и другие инвестиционные проекты.

В сфере транспортной инфраструктуры:

- Строительство транспортно-логистического центра в Оленегорске.

- Строительство транспортно-логистического терминала в 20 км от российско-норвежской границы в Печенгском районе и прочие инвестиционные проекты, которые позволят Мурманской области достичь тех целей, которые поставлены в Стратегии социально-экономического развития региона [6, с. 18-80].

Организации, реализующие успешные проекты на территории Мурманской области, могут рассчитывать на государственную поддержку в виде предоставления гарантий, налоговых льгот, субсидий за счет средств областного бюджета, консультационной, организационной и информационной помощи в рамках государственно-частного партнерства, которое в настоящее время еще недостаточно активно используется в регионе.

При осуществлении предложенных инвестиционных проектов, направленных на развитие экономики Мурманской области, ключевым механизмом их реализации становится государственно-частное партнерство, которое способно обеспечить, прежде всего, возможность осуществления общественно значимых проектов, а также повысить эффективность этих проектов посредством участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты. Кроме того, при этом обеспечивается снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей, возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий.

Центр развития ГЧП разработал «Основные положения Концепции (стратегии) развития государственно-частного партнерства в РФ до 2020 года», в которых определил основные проблемы и ограничения развития сферы ГЧП в России, это:

- Отсутствие стратегического целеориентированного подхода к планированию и развитию инфраструктуры.

- Практически отсутствие системы управления сферой ГЧП на федеральном уровне и унифицированной модели на региональном и местном уровне.

- Недостаточный уровень развития нормативно-правовой и методологической базы в сфере ГЧП.

- Недостаточный уровень развития бюджетных и финансовых механизмов для эффективной реализации проектов ГЧП.

- Низкий уровень развития рынка частных операторов и конкуренции в сфере ГЧП, в том числе по причине существующих правовых ограничений и барьеров [8, с. 18].

Основной проблемой успешного развития механизмов государственно-частного партнерства в России является, конечно, недостаточный уровень развития нормативно-правовой и методологической базы в сфере ГЧП именно на федеральном уровне.

Несмотря на принятие региональных законов о ГЧП, для их полноценной работы и более эффективного применения этой формы взаимодействия государства и частного бизнеса необходимо внесение корректировок в ряд федеральных нормативных актов в части имущественных прав, антимонопольного, налогового и бюджетного законодательства. Главным здесь является принятие Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», проект которого за № 238827-6 находится на рассмотрении в Государственной Думе с 2013 г., и до сих пор не принят.

Список литературы:

1. Приказ Министерства экономического развития России от 15 мая 2014 года № 266 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.сonsultаnt.ru/ ^ситей/ сош_^с_. - Загл. с экрана.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. № 570-р. Перечень показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018года) [Электронный ресурс] // Гарант. - Режим доступа: http://www.gа-гап1ш/рго^^/1ро/рптеМос/70534064/. - Загл. с экрана.

3. Закон «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах» № 1311-01-ЗМО от 27 декабря 2010 года (в ред. Закона Мурманской области от 07.11.2013 N 1674-01-ЗМО) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://bаsе.сonsultаnt.ш/rеgbаsе/сgi/on-1ше. - Загл. с экрана.

4. Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура» Центр развития государственно-частного партнерства, Институт современного развития. - М., 2010. - 127с.

5. Государственно-частное партнерство [Текст]: краткое руководство. -М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2013. - 35 с.

6. Каталог инвестиционных проектов Мурманской области [Текст] / Правительство Мурманской области. - Мурманск, 2014. - 162 с.

7. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ [Текст] // Региональный ГЧП-стандарт. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. - 55 с.

8. Основные положения Концепции (стратегии) развития государственно-частного партнерства в РФ до 2020 год [Текст] / М.В. Ткаченко. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. - 34с.

9. Проект федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (во втором чтении) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: Шр://Ьа8е.соши1-1ап1ш/соп8^1/опНпе.

10. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации [Текст]. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. - 20 с.

11. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 г. и на период до 2025 г. № 768-ПП/20 от 25.12.2013 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: ШрУ/ЪаБе. соши^ШшЛ^-Ьа8е/с^/опНпе. - Загл. с экрана.

12. Шарипова Е. Аналитические материалы [Текст] / Е. Шарипова. - М.: Внешэкономбанк, 2013. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.