Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в образовании взрослых как механизм формирования человеческого капитала региона'

Государственно-частное партнерство в образовании взрослых как механизм формирования человеческого капитала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / LIFE-LONG LEARNING / ADULT LEARNING / HUMAN CAPITAL ASSETS / SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карабанова Ольга Владимировна

В статье анализируются проблемы взаимодействия государства, бизнес-сообщества и образования и ход реализации концепции непрерывного образования в России, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их решения с учетом проводимой государственной политики. В качестве пути решения выявленных проблем предлагается формирование специальной инфраструктуры особой экономической зоны московского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP WITHIN THE ADULT EDUCATION AS THE MECHANISM OF THE HUMAN CAPITAL OF REGION FORMATION

The article covers the problems of state, business and education partnership and the progress of the life-long learning concept implementation in Russia. The main problems are revealed and the ways to its decision are recommended taking into account the state policy. There is the special infrastructure for Moscow special economic zone forming as a way of solving problems offered.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в образовании взрослых как механизм формирования человеческого капитала региона»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА

УДК 330.14+331.5

Ольга Владимировна Карабанова

аспирант ГОУ ВПО Московская государственная академия делового администрирования, начальник отдела организации научных исследований ГОУ ВПО Московская государственная академия делового администрирования Тел.: 8-499-710-94-42, 8-906-762-71 -71, Эл. почта: [email protected]

В статье анализируются проблемы взаимодействия государства, бизнес-сообщества и образования и ход реализации концепции непрерывного образования в России, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их решения с учетом проводимой государственной политики. В качестве пути решения выявленных проблем предлагается формирование специальной инфраструктуры особой экономической зоны московского региона.

Кпючевые слова: непрерывное образование, обучение взрослых, человеческий капитал, особые экономические зоны.

Olga V. Karabanova

postgraduate student, MSABA, chief of science department, MSABA Tel.: 8-499-710-94-42, 8-906-762-71-71, E-mail: [email protected]

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP WITHIN THE ADULT EDUCATION AS THE MECHANISM OF THE HUMAN CAPITAL OF REGION FORMATION

The article covers the problems of state, business and education partnership and the progress of the life-long learning concept implementation in Russia. The main problems are revealed and the ways to its decision are recommended taking into account the state policy. There is the special infrastructure for Moscow special economic zone forming as a way of solving problems offered.

Keywords: life-long learning, adult learning, human capital assets, special economic zone.

1. Введение

Сегодня общество нацелено на переход на новый этап своего развития - к экономике знаний - экономике, где главным фактором ее формирования и развития является человеческий капитал. Становится понятным, что непрерывное образование является важнейшим условием формирования человеческого капитала (Р. Солоу [1], Г. Беккер [2], Т. Шульц [3]).

Россия столкнулась с рядом проблем на пути перехода к экономике знаний и реализации концепции непрерывного образования. Отсутствие отлаженного взаимодействия государственных институтов, образования и рынка труда является одним из самых слабых мест российской системы образования, препятствует реализации концепции непрерывного образования в России. Система профессионального образования на сегодняшний день недостаточно соответствует потребностям рынка труда, не получает должного развития система непрерывного профессионального образования, что сдерживает технологическое обновление экономики и не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу.

Особые экономические зоны технико-внедренческого типа как полюса экономического роста (Ф. Перу [4], Т. Хагерстранд [5], И. Валлерстайн [6] и др.), задачей которых является модернизация структуры отечественного производства, представляются обширной областью, формирующей и активно использующей накопленный человеческий капитал (по опыту стран Западной Европы и США, выстраивающих технопарки на базе интеллектуальных центров). Предлагается включение в концепцию инфраструктурного обеспечения особых экономических зон объектов, способствующих формированию человеческого капитала с учетом специфических требований предприятий-резидентов.

2. Реализация концепции непрерывного образования в России

Каким образом реализуется концепция непрерывного образования в России?

По данным всероссийского опроса, проведенного летом 2003 года Аналитической службой ВЦИОМ, среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет: 33% выпускников российских вузов работают по другой специальности, чем полученное ими образование. Таким образом, почти 1/3 бюджетных расходов на высшее профессиональное образование была использована неэффективно. Очень важен тот факт, что такое несоответствие работы полученному образованию наиболее характерно для молодежи.

Рисунок 1 отражает структуру востребованности населения в соответствии с полученным уровнем образования. Наибольшую потребность российские предприятия всегда испытывали в квалифицированных рабочих кадрах, сейчас же воз-

- сред нее (полное) общее

не имеют основного общего Рис. 1. Структура занятого населения по образовательному уровню [7]

№6, 2010

18

никает повышенная потребность в специалистах высшей квалификации, причем не только в связи с усложнением производственных технологий, но и в связи с массовыми сокращениями 20082009 годов и повышением конкуренции на рынке труда среди продавцов труда. Население без образования, со средним образованием остается с каждым годом все менее востребованным, также как и люди с неоконченным высшим образованием. На сегодняшний день работодатели требуют не только постоянного повышения уровня образования наемных рабочих, но и документальное подтверждение своих знаний, что в свою очередь может неточно отражать образовательный уровень. Одной из задач государственного уровня является диалог с работодателем, по повышению лояльности к курсам и программам подготовки кадров и повышения квалификации, обеспечивающим профессиональную гибкость и мобильность кадрового состава.

Любопытный факт выявляет рисунок 2, в соответствии с которым очень высок уровень безработных среди людей со средним профессиональным образованием, к настоящему времени он сравнивается с теми, кто получил лишь начальное профессиональное образование. Это может свидетельствовать о несоответствии выбранной специальности в начале обучения текущему спросу со стороны работодателя. Этот слой населения, по всей видимости, нуждается в переподготовке на востребованные специальности, которые стоит определять не самостоятельно, а лишь в диалоге с потенциальным работодателем.

3. Анализ проблем взаимодействия образования и рынка труда

Чем вызван дисбаланс между спросом и предложением на труд?

Проблемы обусловлены во многом существенными изменениями в структуре занятости (стремительный рост занятости в секторе услуг, обусловленный коллапсом спроса на труд в про-мышленно-производственном секторе, сельском и лесном хозяйстве, постепенный переход от ресурсоориентирован-ной к инновационной экономике, основанной на знаниях), а также интенсивной профессиональной мобильностью и серьезными территориальными диспропорциями в спросе и предложении труда.

В условиях роста доли платных образовательных услуг системы высшего

--не имеют основного общего

Рис. 2. Структура безработных по образовательному уровню [7]

профессионального образования в большей степени ориентируется на запросы потребителей образовательных услуг (учащихся и родителей), чем на реальные потребности рынка труда. Создание новых вузов диктовалось мо-ментным спросом на экономические и юридические специальности, а не прогнозами социально-экономического развития федерального правительства.

Отсутствие налаженных каналов обратной связи системы образования и рынка труда, свидетельствующих о востребованности подготавливаемых профессиональных кадров, приводит к несогласованности действий государства, образовательной системы и работодателей.

В то же время актуальна проблема перехода от учебы к работе: выпускникам учебных заведений разного уровня трудно найти работу сразу после окончания учебы, особенно по специальности. В связи с этим при расширяющихся инвестициях в образование переход к трудовой деятельно сти все больше начинается не после обучения, а во время него. Однако если приобретенный опыт может помогать при первоначальном трудоустройстве, то в последующем недостаток полученных знаний может сдерживать профессиональный рост.

Выпускники вузов вот уже в течение 25 лет «прыгают в пропасть», окончив высшее учебное заведение, что говорит о незаинтересованности научной и производственной сферы в молодых специалистах.

Изменение социальных и экономических условий привело к тому, что профессиональная переподготовка

кадров и повышение квалификации на сегодняшний день стали условием вертикальной мобильности (усиливается тенденция стремительного роста числа специалистов, прошедших подготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях дополнительного образования).

В процессе модернизации образования государство уделяет особое внимание обеспечению организационно-правовых условий для взаимовыгодного партнерства учебных заведений и работодателей, позволяющего работодателям участвовать в решении стратегических вопросов развития профессионального образования, влиять на качество программ подготовки кадров, а учебным заведениям - самостоятельно изменять программы подготовки в соответствии с запросами рынка труда.

Министерство образования и науки РФ поставило задачу ускоренного расширения дополнительных форм образования, предоставляемых вузами и другими образовательными институтами. К 2010 г. предполагалось сформировать полноценную систему непрерывного профессионального обучения (обучения на протяжении всей жизни), охватывающую все регионы страны. Предусматривалось использовать модульный принцип построения программ последипломного образования и единую систему зачетных единиц, обеспечивающие гибкость образовательных программ и признание результатов обучения.

Пока систему нельзя признать реализованной. По данным на 2008 г. в России доля населения в возрасте от 25 до 64 лет, участвовавшего в непрерывном

образовании за последний год, предшествующий опросу, составила 25% от опрошенных, в то время как в Австрии этот показатель достиг 89%, в Словении - 82%, в Финляндии - 77%, в Португалии - 44% [8]. Следует учесть, что в России этот показатель мог оказаться завышен, так как систематических исследований не проводится, в отличие от Европы, где такие исследования проводятся и систематизируются ежеквартально и усредняются за год. В Европе выработана методология измерения участия населения в непрерывном образовании. При этом Евростат использует два индикатора определения непрерывного образования (life-long learning):

- участие взрослых в образовании (adult participation in education and training) — учитывает долю респондентов в возрасте 25-64 лет, участвующих в формальном и дополнительном образовании за последние четыре недели. Этот индикатор входит в состав структурных индикаторов в системе основных показателей рынка труда [9] ;

- участие в любом виде образовательной деятельности (participation in any learning activities) — учитывает удельный вес населения в возрасте 2564 лет, участвующего в любых видах обучения за последние двенадцать месяцев [10]. Этот индикатор учитывает также и самообразование.

Отметим, что структурно в России превалирует самообразование населения, затем следует с двукратным отставанием дополнительное (профессиональные и любительские курсы; лекции, семинары, тренинги, проводимые на рабочих местах на регулярной основе или разовые; программы дополнительного обучения в образовательных учреждениях, другие программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, может завершаться выдачей общепризнанного документа) образование и совсем мала доля участия в формальном образовании (образование, осуществляемое в образовательных учреждениях, завершаемое выдачей общепризнанного диплома или аттестата) [11].

Активизацию интереса к непрерывному образованию видится возможным открыть только созданием новых рабочих мест и заинтересованностью работодателей в кадрах различной квалификации.

4. Партнерство бизнес-сообщества и власти как путь сближения образо-

вательных услуг и рынка труда в регионе

С 2005 года государство модернизирует структуру производства: с этой целью были учреждены особые экономические зоны (Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Основное назначение особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. В виду перехода к экономике знаний особый интерес привлекают инновационные (технико-внедренческие) и промышленные особые экономические зоны. Такие зоны требуют активного вливания человеческого капитала, его формирования и постоянного совершенствования.

В целях удовлетворения потребностей такого комплекса, как особая экономическая зона технико-внедренческого типа, предлагается на основе разработанной модели создать Ресурсный центр переподготовки кадров, как необходимый элемент системы ресурсного обеспечения Особой экономической зоны кадрами необходимой квалификации.

Проанализировав концепции нескольких Особых экономических зон технико-внедренческого типа («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»), мы выделили несколько блоков, формирующих инфраструктуру ОЭЗ:

- административно-деловой центр, включая выставочный комплекс;

- научно-внедренческий центр, включая центр коллективного пользования;

- таможенно-транспортный терминал;

- коммунальная зона;

- системы энергообеспечения;

- пожарное депо;

- гостиничный комплекс;

- спортивные и медицинские учреждения.

Целесообразным видится включение в перечень объектов инфраструктуры Ресурсный центр переподготовки кадров, который заложен лишь в концепцию строительства ОЭЗ «Зеленоград» второй очереди [12]. Ориентируясь на кадровое обеспечение не только корневого элемента - предприятий-резидентов, а также каждого из элемен-

тов инфраструктуры, Ресурсный центр переподготовки кадров может стать важнейшим звеном в реализации системного подхода к организации эффективно функционирующей Особой экономической зоны, а также способствовать формированию и рациональному использованию человеческого капитала региона, используя положения концепции непрерывного образования. Эффективность его функционирования видится только при активном взаимодействии государственных структур и предприятий-резидентов не только на этапе планирования и строительства, но и в процессе управления объектом.

5. Заключение

В результате анализа, можно сделать вывод, что для гармоничного развития экономической системы, в данном случае особая экономическая зона является локомотивом такой системы, требуется активное государственное регулирование (проведение политики дирижизма).

Залог успешной работы технологических парков или особых экономических зон технико-внедренческого типа заключается во взаимодействии с общественным сектором экономики в обеспечение поддержки разного рода.

Как показал зарубежный опыт, эффективность деятельности особых зон инновационного типа во многом достигается за счет инвестиций в человеческий капитал, что требует учета и создания соответствующей инфраструктуры и благоприятных условий при распространении его в российскую практику. Создание предложенного центра представляет собой основу системы формирования человеческого капитала, удовлетворяющего запросам не только предприятий-резидентов особой экономической зоны, а также заинтересованных местных сообществ на региональном уровне.

Литература

1. Солоу Р. Технический прогресс, формирование капитала и экономический рост //Американская экономика. Ревью. 1962, май

2. Бэккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход (избранные труды по экономической теории). - М.: ГУ-ВШЭ, Высшая школа, 2003. - 672 с.

3. Шульц Т. Человеческий капитал в международной энциклопедии социальных наук. Нью-Йорк, 1968, т.6

4. Гусейнов Р. История экономичес-

№6, 2010

20

ких учений : учеб. для вузов по экон. и техн. спец. / P.M. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева - M. : ИНФРА-М, 2001. - 251 с. - (Высшее образование).

5. Хагерстранд Т. Пространственная диффузия как процесс внедрения новаций. - С.В.К. Глирап, Швеция. 1967

6. Фридман Дж. Территория и Функция: эволюция регионального планирования. - Лондон: Эдвард Арнольд, Лтд., Беркли, СА: Пресса Университета Калифорния., 1979.

7. Экономическая активность населения России, 2010 г. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010.

8. Данные по России - ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ, по странам Европы (на 2003 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http ://epp. euro stat. ec. europa. eu/ portal/page/portal/education/data/ database (дата обращения: 19.11.2010)

9. Структурные индикаторы, раздел «Занятость» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http:// epp. euro stat. ec. europa. eu/portal/page/ portal/structural_indicators/indicators/ employment (дата обращения: 19.11.2010)

10. Население и социальные условия, блок Образование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// epp. euro stat. ec. europa. eu/portal/page/ portal/education/data/database (дата об-

ращения: 19.11.2010)

11. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации/ Под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой. Москва: Изд. дом ГУ -ВШЭ, 2007. 342 с.

12. Дополнительное соглашение от 8 августа 2008 г. №11451-СВ/Ф7 к Соглашению от 18 января 2006 г. №3373-ГГ/ Ф7 «О создании на территории города Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа», заключенного Правительством города Москвы с Правительством РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.moscow-portal.info/law1/mix_sw/ d_rmhay.htm (дата обращения 19.11.2010)

References

1. Solow R. Technical Progress, Capital Formation, and Economic Growth// American Economic Review. 1962, May

2. Beсker, G. Human behavior: economical approach (Selection papers on economics). - M.: SU - HSE, Higher school, 2003. - 672 p.

3. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.

4. Guseinov R. History of economics: book for economical and technical higher schools/R.M.Guseinov, Y. V. Gorbacheva, VM. Ryabzev. M.: INFRA-M, 2001. - 251

p. (Higher education)

5. Hagerstrand T. Innovation diffusion as a spatial process, Sweden, 1967

6. Friedmann J. Territory and Function: The Evolution of Regional Planning. London: Edward Arnold, Ltd., and Berkeley, CA: University of California Press, 1979.

7. Economic activity of the population of Russia, 2010 M: Federal Agency of the state statistics, 2010.

8. http ://epp. euro stat. ec. europa. eu/ portal/page/portal/education/data/database (on 19.11.2010)

9. http ://epp. euro stat. ec. europa. eu/ portal/page/portal/structural_indicators/ indicators/employment (on 19.11.2010)

10. Population and social conditions, block Education and training http:// epp. euro stat.ec. europa.eu/portal/page/ portal/education/data/database (on 19.11.2010)

11. Higher education report for the Russian Federation/under edition of M. Larionova, T. Meshkova. Moscow: HSE, 2007. 342 p.

12. Additional agreement from 8.08.2008 #11451-SV/F7 to the Agreements from 18.01.2006 #3373-GG/F7 "Creation the innovation special economic zone in Moscow" between Government of Russian Federation and Moscow City Administration (http: //www. mo scow -portal.info/law1/mix_sw/d_rmhay.htm) (on 19.11.2010)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.