ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
УДК 378.1 Н. Г. Бойко
ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСОБЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Феномен второго высшего образования возник в начале 1990-х годов. В СССР существовала система государственного высшего образования, полностью бесплатного, что практически исключало возможность получения новой специальности для тех, кто хотел бы поменять сферу своей профессиональной деятельности или разочаровался в полученной специальности. При этом упор всегда делался на инженерно-техническое образование. В итоге в 1990-х годах при переходе к рынку оказалось, что многие специальности утратили свою актуальность, множество бывших инженеров, военных, конструкторов, технологов оказались не у дел, и единственной возможностью их адаптации к рыночным условиям стало получение новой специальности, которая позволила бы найти высокооплачиваемую работу, сделать карьеру или начать свой бизнес.
Кроме того, о профессиональной переподготовке задумались люди, добившиеся определенных карьерных успехов, но работающие не по своему первому образованию. Очевидный пример подобного явления — бывшие инженеры, работающие бухгалтерами. Чтобы закрепиться в своей новой должности или получить возможность карьерного роста, им был необходим профильный диплом.
Таким образом, осуществление рыночных реформ обусловило рост популярности второго высшего образования. Наличие нескольких дипломов — это не вопрос престижа. По мнению проректора Высшей школы психологии И. Л. Базенкова, «второе высшее — отнюдь не веяние моды, а необходимость, продиктованная здравым смыслом. С каждым годом мы все больше приближаемся к системе так называемого непрерывного обучения. Существует множество профессий, требующих познаний в нескольких областях. Стать настоящим специалистом в таком случае можно, только постоянно пополняя свои знания как в основной, так и в смежных специальностях. Учеба во втором или третьем вузе, тренинги, семинары, участие в конференциях — все это позволяет людям профессионально развиваться» [14].
Наталья Геннадьевна БОЙКО — ст.преподаватель кафедры информационных систем в экономике СПбГУ. Окончила Экономический факультет СПбГУ (1992) и Факультет журналистики СПбГУ (2003). С 2001 г. возглавляет отдел аналитики, маркетинга и связей с общественностью Экономического факультета СПбГУ. Сфера научных интересов — экономика образования.
© Н. Г. Бойко, 2009
Стремящихся поступить во второй вуз можно условно разделить на три категории. К первой относятся специалисты, которые хотят стать настоящими профессионалами, закрепиться на занимаемой должности и лучше выполнять свою работу (примерно 50-60% всех поступающих). Вторая группа (40-50%) — люди, разочаровавшиеся в своей профессии и желающие сменить сферу деятельности. Нередко это инженеры, которые увлеклись гуманитарными специальностями, экономисты и бухгалтеры, желающие проявить себя в творчестве, или представители самых разных специальностей, не имеющие возможность продолжать работу на прежнем месте по состоянию здоровья. И, наконец, третью группу, не более 10%, составляют представители любых профессий, стремящиеся получить второе высшее образование просто для себя, чтобы увереннее ориентироваться в жизни [14].
Как неотъемлемая часть российской образовательной системы второе высшее образование проявляет основные черты ее современного состояния, к которым относятся следующие:
1. Массовый характер высшего образования. В сознании большинства российских граждан диплом о высшем образовании является обязательным документом, неким знаком социальной нормальности. Численность студентов в нашей стране самая высокая в мире: в 2005 г. на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 495 студентов, в США — 445, в Германии — 240, Великобритании — 276, Японии — 233 [4, с. 90].
Аналогичная ситуация сложилась и во втором высшем образовании. Наличие двух дипломов постепенно становится стандартом на рынке труда, особенно когда речь идет о престижных вакансиях. Государственные и коммерческие вузы предлагают все виды второго образования: гуманитарное, техническое, экономическое, даже спортивное и артистическое.
2. Расширение спектра платного высшего образования. По данным Министерства образования и науки РФ, количество негосударственных вузов от 193 в 1995 г. выросло до 450 в 2007 г., в том же году из 6 208,4 тыс. студентов 3276,8 обучаются с полным возмещением затрат [13, с. 406].
Второе высшее образование осуществляется на платной основе. При этом количество программ второго высшего образования и профессиональной переподготовки оказывает заметное влияние на конкурентоспособность вуза.
3. Существенное влияние на российское образование Болонского процесса. В рамках этой реформы страна обязуется в первую очередь полностью перейти на двухуровневую систему образования: бакалавр — первая ученая степень во многих странах мира; магистр — в некоторых странах ученая степень, средняя между бакалавром и доктором наук, которая присваивается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим степень бакалавра и прошедшим дополнительный курс обучения.
Необходимость интеграции в европейскую образовательную систему в рамках Болонской конвенции привела к ощутимым изменениям в сфере второго высшего образования. Традиционно высшее образование в сокращенные сроки студенты получали преимущественно в рамках специалитета (по окончании выдавался государственный диплом специалиста). Те, кто был ориентирован на ведение научно-исследовательской, аналитической деятельности, могли проходить обучение по магистерским программам. В 2009 г. вузы, перешедшие на двухуровневую систему образования, по решению Министерства образования и науки РФ последний раз ведут набор на второе высшее образование, реализуемое в ускоренные сроки. Со следующего года предполагается использовать другой формат для получения второго высшего образования [7].
4. Увеличение количества получающих послевузовское образование. В данное время оно осуществляется в виде профессиональной переподготовки, ускоренной подготовки
(второе высшее образование), краткосрочных курсов, аспирантуры и докторантуры. Второе высшее образование — это освоение другой профессии, получение новой квалификации (переподготовка), что обеспечивает специалисту возможность изменить сферу деятельности, стимулирует его карьерный рост. Программы профессиональной переподготовки относятся к сфере не высшего, а дополнительного образования. Они компактны (один год обучения) и в то же время очень насыщены содержательно. Программу профессиональной переподготовки выбирают специалисты, имеющие высшее образование и желающие получить навыки и умения для реализации нового вида профессиональной деятельности, т. е. расширить спектр своих профессиональных компетенций, или те, кто хотел бы обновить свои знания в области экономики, финансов и менеджмента. Программы профессиональной переподготовки ориентированы на людей, имеющих определенную теоретическую подготовку (опыт работы не обязателен) или, наоборот, обладающих практическими навыками в определенной области. Преимущества профессиональной переподготовки: оптимальные сроки обучения, ярко выраженная прикладная направленность, умеренная стоимость обучения, удобный режим занятий для работающих специалистов. В бизнес-образовании особую роль играют программы МВА (Master of Business Administration). МВА представляет собой повышение квалификации для тех, кто имеет опыт работы в сфере управления и уже состоялся как руководитель, кому необходимы новые знания и навыки, но не нужна новая специальность. Кроме того, диплом, который получают выпускники программ МВА, не является дипломом о высшем образовании, а представляет собой документ, подтверждающий получение дополнительного образования.
5. Возрастающая роль программ непрерывного образования. Сегодня все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения в течение всей жизни — Life Long Learning). Доля экономически активного населения, охваченного непрерывным образованием: в Австрии — 89%, Дании — 80, Финляндии — 77, Швеции — 71, Швейцарии — 68%. В России, несмотря на то, что развитие непрерывного образования было декларировано в 2004 г. как один из пяти образовательных приоритетов, переподготовку проходят до 10% взрослого населения [5]. По данным Федеральной службы государственной статистики, в России в непрерывном образовании за 12 месяцев 2006 г. участвовало 22,4% от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет, в том числе в послевузовском — 0,2, в высшем профессиональном — 2,3, в дополнительном — 8,0, в том числе курсы повышения квалификации прошли 4,6%, профессиональные курсы (для получения новой профессии) — 1,6, второе высшее образование — 0,1, МВА — 0,0% [11, с. 456].
Как видно из представленных данных, особое место в непрерывном образовании занимают второе высшее образование и программы профессиональной переподготовки. Поэтому дальнейшее развитие подобных программ будет способствовать совершенствованию системы непрерывного образования в России, что играет особую роль в переходе к инновационной экономике.
6. Влияние мирового финансового кризиса. Как отмечает ректор ГУ ВШЭ Я. И. Кузь-минов, «кризис в первую очередь ударил по экономически эффективным учебным заведениям и дорогим программам элитного образования... Падение доходов семей приведет к сокращению спроса, в первую очередь, на дорогие программы обучения. Абитуриенты будут выбирать что-нибудь подешевле» [8].
Относительно программ второго высшего образования можно предположить, что люди с высоким уровнем образования, потеряв работу, изберут стратегию — не искать работу на более низкой карьерной позиции, а инвестировать накопления в свой человеческий
капитал, в получение востребованной на рынке профессии. По аналогии с кризисом 1998 г. можно ожидать 25-40%-ного прироста доходов от программ дополнительного профессионального образования в секторах, зависящих от рынка, за счет роста частного спроса [1, с. 53].
Кроме того, государство предъявит дополнительный платежеспособный спрос на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках антикризисных мер в секторе занятости. Так, например, Президент РФ Д. А. Медведев говорил о необходимости «заниматься повышением квалификации наших людей, может быть, в некоторых случаях сохранив часть заработной платы, для того, чтобы в сложный период они могли просто повысить свою квалификацию, подготовиться к более нормальным условиям для труда. Этим мы могли бы тоже заняться вместе с бизнесом» [2]. Министр образования А. А. Фурсенко считает, что с 2010 г. совместно с работодателями и регионами нацпроект «Образование» целенаправленно поддержит создание не менее 50 новых программ переподготовки специалистов по востребованным специальностям. Он подчеркнул, что «выпуск таких кадров должен сравниться и даже превысить по численности выпуск студентов из образовательных учреждений. Важно, чтобы эта работа охватила все регионы» [2].
7. Влияние демографических процессов. На ситуацию в российском образовании на всех его уровнях оказывает влияние демографический спад, который в ближайшие годы приведет к сокращению общей численности учащихся на всех уровнях образования. На рис. 1 представлены данные Министерства образования и науки РФ по численности получающих среднее (полное) образование, демонстрирующие ежегодный спад числа школьников.
Приведет ли это, в свою очередь, к снижению числа получающих второе высшее образование, будет зависеть в основном от качества образования. Так, на вопрос о том, существует ли у нас в стране перепроизводство экономистов, Я. И. Кузьминов ответил,
Рис. 1. Численность обучающихся в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации на начало учебного года.
Источник: [13, с. 89].
что «по диплому — да, но по уровню компетенций — нет. При спросе от 100 до 150 тысяч экономистов в год вузы выпускают около 300-400 тысяч, но только 30 тысяч имеют базовые профессиональные компетенции, способные удовлетворить спрос работодателей» [10].
Результаты мониторинга, проведенного по инициативе Российского союза ректоров (РСР) при поддержке агентства «Рациональные резервы», опровергают расхожее мнение о том, что молодые специалисты-инженеры сегодня востребованы больше, чем экономисты или финансисты. Первое место среди прогнозируемых направлений развития бизнеса, требующих привлечения молодых специалистов, по-прежнему удерживает экономико-финансовый сектор (в 2009 г. 31% компаний планируют проводить набор молодых специалистов по этому направлению), в то время как показатель по производству составляет всего 6,7% [3].
8. Изменения в распределении молодых специалистов. В процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда произошли значительные изменения в распределении молодых специалистов. Экономический кризис обострил ситуацию: с одной стороны, это выразилось в снижении спроса на молодых специалистов, с другой — в существенном ужесточении требований к их профессиональной подготовке. Значительная часть выпускников сталкивается с серьезными трудностями при решении проблемы трудоустройства. По данным Госкомстата России, с 1996 г. по настоящее время удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет в составе безработных (по методологии Международной организации труда, это люди, не имеющие, но активно ищущие работу) довольно стабилен и составляет около одной трети [6, с.12]. В ходе исследования, проведенного специалистами Академии труда и социальных отношений России, выявлено, что только 20,5% выпускников московских вузов трудоустроились по окончании обучения, причем по специальности подготовки — всего 7% [12, с. 20]. По результатам опроса, проведенного Российским общественным советом по образованию, только 40% обладателей вузовских дипломов признают, что работают по специальности (в странах Европы этот показатель вдвое выше) [9, с. 9].
Мониторинговые опросы по Санкт-Петербургу свидетельствуют, что около трети выпускников не работают по специальности, полученной в высшей школе, а еще треть
студентов уже на студенческой скамье принимают решение о получении второго высшего образования по другой специальности [15, с.10]. Средний стаж работы поступающих на Специальный экономический факультет СПбГУ (подразделение Экономического факультета, предоставляющее второе высшее образование и программы профессиональной переподготовки) на момент поступления — 4 года, и это притом, что 12% в общем числе поступающих вообще не имеют стажа работы, т. е. это недавние выпускники вузов. Из рис. 2 видно, что средний стаж поступающих сокращается.
Как отметил на IX съезде Российского союза ректоров президент союза В. А. Садовничий, в 2008 г. принимали на работу молодых специалистов 90% работодателей. В текущем году 4,4% общего числа компаний
Год поступления
Рис. 2. Средний стаж работы на момент поступления на Специальный экономический факультет СПбГУ. Источник: Данные получены в результате выполнения НИР «Современное состояние и проблемы функционирования второго высшего экономического образования».
вообще не собираются брать на работу выпускников и студентов вузов. Остальные планируют сократить их прием в среднем на четверть. Кроме того, согласно показателям мониторинга, только 20% опрошенных работодателей намерены сохранить прежний объем стажеров-вузовцев, около половины — сократить его и более 10% не смогут продолжить программы стажировок. Остальные компании решения по данному вопросу пока не приняли, но, как считают исследователи, этот факт тоже свидетельствует не в пользу молодых специалистов [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что, испытывая на себе все проблемы российского образования, второе высшее образование тем не менее даже в условиях мирового финансового кризиса имеет хорошие шансы для дальнейшего развития. Выбирая первую специальность «по кошельку» или по рекомендации родителей, молодые выпускники не застрахованы от разочарований и ошибок или не хотят останавливаться на достигнутом. И именно получение второго высшего образования может изменить ситуацию. Главным же условием успеха программ второго высшего образования является повышение их качества.
1. Андрущак Г., Кузьминов Я., Фрумин И. Сценарии воздействия экономического кризиса на систему образования в России // Материалы X Международной конференции ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. 68 с.
2. Булгакова Н. Готовы к переподготовке?// Поиск. 2009. 16 янв.
3. Возовикова Т. Симптом бессистемности: высшей школе не хватает каналов связи с бизнесом // Поиск. 2009. 21 апр.
4. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016// Эксперт. 2007. № 32. С. 88-94.
5. Гордеенкова Е. Копите капитал. Непрерывное образование — лучшее средство против кризиса // Поиск. 2009. 5 марта.
6. Гривина И. Рынок труда в России: состояние, проблемы, пути развития // Alma mater. 1999. № 9. С. 11-13.
7. Григорьева Т. И. Учиться по-взрослому// Новостная служба портала ГУ ВШЭ. URL: http://busedu.hse. ru/stat (дата обращения 20.06.09).
8. Кузьминов Я. И. Полубюджет с полуреформой // Поиск. 2009. 21 апр.
9. ЛукичевГ. Болонский процесс формирует новую модель образования // Поиск. 2004. № 22.
10. Моргунова Е. Инженерная находка. Дефицит «технарей» — только миф?// Поиск. 2009. 6 марта.
11. Образование в Российской Федерации: 2007: стат. ежегодник / Под ред. Г. А. Балыхина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Федеральное агентство по образованию, Государственный университет — Высшая школа экономики. М. : ГУ ВШЭ, 2007. 484 с.
12. Савицкая Н. Кого по осени считают // Независимая газета. 2001. № 18.
13. Статистический бюллетень «Образование в России-2007». URL: http://www.ed.gov.ru/edu-stat/sprav/ (дата обращения 29.05.09).
14. Хотулева E. Учебе все возрасты покорны// Газета. 2007. 13 марта. URL: http://www.gzt.ru/topnews/ education/104479 (дата обращения: 10.06.2009)
15. Чернейко Д. Профессиональное образование в переходной экономике // Новые знания. 1999. № 3.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.