Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ / СЕТЕВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гурова Елена Валерьевна

Организация содержания патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе было обозначено ведущим направлением в деятельности в сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории. В этих целях нами было разработано инновационный проект «Государственно-частное партнерство в контексте повышения качества патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе».В проекте мы сформулировали актуальность решаемой проблемы, основные цели, задачи, этапы, организация и содержание этой работы. Проводимый нами лонгитюдный (7 лет) эксперимент доказал эффективность и необходимость использования в качестве одного из средств повышения качества патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе государственно-частное партнерство. В данной статье авторы дают краткое описание сущности проводимой работы и её результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гурова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE CONTEXT OF IMPROVING THE QUALITY OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The organization of the content of patriotic education of students in a comprehensive school was designated as the leading direction in the activities of the network innovative cluster pedagogical laboratory. To this end, we have developed an innovative public-private partnership project in the context of improving the quality of patriotic education of students in secondary schools.In the project, we formulated the relevance of the problem being solved, the main goals, tasks, stages, organization and content of this work. The longitudinal (7 years) experiment conducted by us proved the effectiveness and necessity of using public-private partnership as one of the means to increase the effectiveness of patriotic education of students in secondary schools. In this article, the authors give a brief description of the essence of the work carried out and its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Государственно-частное партнерство в контексте повышения качества патриотического воспитания школьников

Гуров Валерий Николаевич,

профессор, доктор педагогических наук заведующий кафедрой управления и профессионального образования Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Башкортостан» E-mail: gurovvaleriy@mail.ru

Исламов Руслан Рафаэльевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного управления института истории и государственного управления ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

Гурова Елена Валерьевна,

кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики, факультета психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» E-mail: gull69@mail.ru

Организация содержания патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе было обозначено ведущим направлением в деятельности в сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории. В этих целях нами было разработано инновационный проект «Государственно-частное партнерство в контексте повышения качества патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе».

В проекте мы сформулировали актуальность решаемой проблемы, основные цели, задачи, этапы, организация и содержание этой работы. Проводимый нами лонгитюдный (7 лет) эксперимент доказал эффективность и необходимость использования в качестве одного из средств повышения качества патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе государственно-частное партнерство. В данной статье авторы дают краткое описание сущности проводимой работы и её результативность.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, патриотическое воспитание обучающихся в общеобразовательной школе, государственно-частное партнерство, качество воспитания, сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория.

Государственно-частное партнерство в настоящее время является одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных организаций. В Башкортостане старт этой деятельности был дан государственным собранием Курултая РБ в 2011 году, когда был принят соответствующий закон «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве» (Закон № 398-з от 30.05.2011, принят 19.01.2011). В этом законе в ст. 1 указывалось, что «Целью настоящего закона является повышение качества товаров, услуг представляемых потребителям...». Закон о государственно-частном партнерстве на федеральном уровне был принят в 13.07.2015 № 224-ФЗ и назван «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ключевой целью данного Федерального закона заявлено - создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг. Органы государственной власти и органы местного самоуправления занимаются обеспечением данных условий в масштабах всего государства и на местном уровне. Об этом подробно говориться в статье 1 данного Закона.

В настоящее время государственно-частное партнерство есть взаимодействие публичного партнерства, с одной стороны, и частного партнерства с другой стороны, причём частный партнер принимает на себя обязательства на основании части 11, а публичный партнер в части 9 закона. Принятие обозначенных выше законов о государственно-частное партнерство позволило авторам спроектировать деятельность образовательных организаций с частными партнерами по патриотическому воспитанию обучающихся в них в целях повышения его качества. Причем, мы исходили из понимания этой деятельности Лейбовичем А.Н., который выделяет в образовании три вектора взаимодействия образования с бизнесом - первое, это благотворительность; второе - социальное партнерство; и третье государственно-частное партнерство, при котором государство и бизнес регулируют совместные конкретные проекты в сфере образования (Лей-бович А.Н. Государственно-частное партнерство в системе образования/ А.Н. Лейбович // https:// akvobr.ru/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo. html [Дата обращения: 02.05.2022 года].

Обозначенные в статье выше позиции в определенной степени явились для нас методологиче-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

скими подходами для разработки авторского инновационного проекта по патриотическому воспитанию обучающейся молодежи в муниципальном образовательном комплексе и отдельных образовательных организациях». Данная лаборатория имеет статус сетевой, инновационной, кластерной. Руководителем данной лаборатории является профессор Гуров В.Н.

Разработанный нами проект реализовывался в рамках деятельности педагогической лаборатории в институте развития образования Республики Башкортостан. Данный проект учитывает требования законодательных актов и федеральных проектов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.

Исходя из выше сказанного мы пришли к пониманию того, что эффективным средством повышения качества патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях может стать взаимодействие образовательных организаций с бизнесом. Целевая установка инновационного проекта - это управление организацией и содержанием этой работы с бизнесом. Не останавливаясь детально на понимании расшифровки элементов проекта отметим что исторически в России сложилось так, что образовательной организации для её стабильного функционирования всегда оказывалась помощь со стороны предприятий и организаций с различными формами собственности. И ранее, материальная и финансовая помощь оказывалась образовательным организациям на основе договоров. Настоящее время требует более активного участия частного сектора в жизни образовательной организации. В проекте мы закладывали участие бизнеса в образовательной организации через различные социальные институты: управляющие, наблюдательные и попечительские советы. При этом, для нас принципиально важным было: отношение между образовательном организацией и частным бизнесом должно строиться на равноправном партнерском характере и фиксироваться в официальных документах (договор, контракт и т.д.); в партнерстве обе стороны должны иметь равные права на активы и результаты; должны быть строго очерченные временные рамки взаимодействия (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).

В ходе реализации проекта нами был разработан трехзвенный компонент организации партнерства на уровне муниципалитета и отдельной образовательной организации (рис. 1).

Совет депутатов города Совет предпринимателей города, района; отдельных Совет предпринимателей и депутатов местного самоуправления в социуме образовательной организации

пр едпринимателей,

о с

U

см со

Рис. 1. Организация построения государственно-частного партнерства в муниципалитете и отдельной образовательной организации

Взаимодействие образовательных организаций и частного бизнеса схематично можно изобразить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Реализация действий государственного частного партнерства образовательных организаций и бизнеса

Проводимая нами работа в рамках инновационного проекта позволила нам сделать следующие выводы.

1. Социальная значимость данного проекта заключается в том, что в ходе проводимой работы в муниципалитетах повышается качество образования за счет внедрения процесса обучения элементов ГЧП (государственно-частное партнерство) и ресурсов патриотического воспитания обучающихся на основе прямых договоров, решается проблема повышения его качества.

2. В научном плане.

2.1.Необходима большая работа с руководством образовательных организаций по пониманию их сущности государственно-частного партнерства и необходимости более активного использования этого «инструмента» в успешном функционировании образовательной организации. В тоже время проведенные нами опросы и анкетирования показало, что свыше 90% из них не желает и не умеет этого делать.

2.2. Государственно-частное партнерство становиться в настоящее время становиться таким действенным фактором решения проблемы, укрепления материально-технической базы образовательных школ, что усиливает потенциальные возможности патриотического воспитания обучающихся.

3. В практическом плане исследования показало необходимость формирования соответствующих компетенций у руководителя образовательной организации и как следствие нами был разработан соответствующий модуль. Общий вывод. Обозначенная в статье и проводимая нами работа многогранна и сложна в методологическом плане. Экспериментальный материал, полученный нами, определил методологические подходы к организации содержания патриотического воспитание обучающейся молодежи в общеобразовательной школе в рамках работы муниципалитетов в формате работы педагогической лаборатории. Работа продолжается.

Литература

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 02.05.2022).

2. «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 года» (постановлением правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422), программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016-2020 года» (постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493).

3. Барановская, Н. Капитал за партой. Образованию необходимы частные инвестиции [Электронный ресурс] / К Барановская. - Режим доступа: https://rg.ru/2011/05/24/seleznev.html, свободный. (Дата обращения: 02.05.2022).

4. Закон Республики Башкортостан от 30.05.2011 № 398-з «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве» (принят Государственным собранием - Курултаем РБ).

5. Лейбович А.Н. Государственно-частное партнерство в системе образования/ А.Н. Лейбович // https://akvobr.ru/gosudarstvenno_ chastnoe_partnerstvo.html [Дата обращения: 02.05.2022 года].

6. Исламов Р.Р. К вопросу о развитии идей формирования гражданина и патриота в отечественной педагогике (краткий анализ)// Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества»: всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУ Чанбарисо-ва Ш.Х. (г. Уфа, 20 мая 2016 г.). Часть 1. / Гл. редактор В.П. Захаров. - Уфа: НИЦ «Аэтерна», 2016 г. С. 234-238.

7. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов Р.Г. Современная инновационная школа в мегаго-роде: проектирование и реализация модели: Учебно-методическое пособие. - М., Педагогическое общество России, 2018. - 38 с.

8. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В., Гуров Д.В. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию // Мир науки, культуры, образования.

2019. № 3 (76). С. 159-160.

9. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи // Инновации в образовании. 2019. № 2. С. 107-114.

10. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся // Мир науки, культуры, образования.

2020. № 3 (82). С. 303-305.

11. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гуров Д.В. Патриотическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях - новый дизайн организации научного исследования// Проблемы

современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 115-118.

12. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гуров Д.В. О некоторых направлениях работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию// Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 173-176.

13. Гуров В.Н. Опыт организации педагогической работы. Педагогика, 1993, № 4, с. 95-103

14. Гуров В.Н., Вишняков В.Ф. Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ставрополь, 2003.

15. Гуров В.Н., Гурова Е.В., Дайнова Г.З., Левина И.Р., Шабаева Г.Ф., Мубинова З.Ф. Инновационная школа и задачи и институты и задачи института педагогики в подготовке специалистов нового типа // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 6 (37). С. 29-36.

16. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Инновационная деятельность образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций: практика работы// Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 238-241.

17. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гуров Д.В. Единое воспитательно-образовательное пространство в муниципалитете и отдельной образовательной организации как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся// Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 121-124.

18. Мазитов Р.Г., Гуров В.Н., Чайникова Л.Ф. Кафедра управления и муниципальная методическая служба: взаимодействие в контексте повышения качества образовательного менеджмента /Муниципальные методические службы в контексте новых вызовов времени: опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей. -Уфа: РИЦ ИРО РБ, 2014. -С. 6-11.

19. Гуров В.Н., Булатова З.А., Гайнуллин И.А., Аса-бина В.Я., Каримов Ф.Ф., Халитова А.С. Новые подходы в организации работы муниципальных методических служб Республики Башкортостан. Методические рекомендации. - Уфа: изд-во ИРО РБ, 2016. - 72 с.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE CONTEXT OF IMPROVING THE QUALITY OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V.

Institute of Educational Development of the Republic of Bashkortostan; Bashkir State University

The organization of the content of patriotic education of students in a comprehensive school was designated as the leading direction in the activities of the network innovative cluster pedagogical laboratory. To this end, we have developed an innovative public-private partnership project in the context of improving the quality of patriotic education of students in secondary schools. In the project, we formulated the relevance of the problem being solved, the main goals, tasks, stages, organization and content of this work. The longitudinal (7 years) experiment conducted by us proved the effectiveness and necessity of using public-private part-

es о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

nership as one of the means to increase the effectiveness of patriotic education of students in secondary schools. In this article, the authors give a brief description of the essence of the work carried out and its effectiveness.

Keywords: general education school, patriotic education of students in general education school, public-private partnership, quality of education, network innovative cluster pedagogical laboratory.

References

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ (last edition) [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (Date of access: 05/02/2022).

2. "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006-2010" (Decree of the Government of the Russian Federation of July 11, 2005 N 422), the program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020" (Decree of the Government of the Russian Federation of December 30 2015 N 1493).

3. Baranovskaya, N. Capital at the Desk. Education needs private investment [Electronic resource] / K Baranovskaya. - Access mode: https://rg.ru/2011/05/24/seleznev.html, free. (Accessed: 05/02/2022).

4. Law of the Republic of Bashkortostan dated May 30, 2011 No. 398-z "On the participation of the Republic of Bashkortostan in public-private partnership" (adopted by the State Assembly -Kurultai of the Republic of Belarus).

5. Leibovich A.N. Public-private partnership in the education system / A. N. Leibovich // https://akvobr.ru/gosudarstvenno_chast-noe_partnerstvo.html [Date of access: 05/02/2022].

6. Islamov R.R. On the issue of the development of ideas for the formation of a citizen and a patriot in domestic pedagogy (brief analysis) // Actual problems of social, economic and information development of modern society ": All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of the first rector of BashSU Chanbarisov Sh. Kh. . (Ufa, May 20, 2016). Part 1. / Ch. editor V.P. Zakharov. - Ufa: Research Center "Aeterna", 2016, pp. 234-238.

7. Gurov V.N., Ivantsova N.A., Mazitov R.G. Modern innovative school in a megacity: design and implementation of the model: Educational and methodological manual. - M., Pedagogical Society of Russia, 2018. - 38 p.

8. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V., Gurov D.V. Innovative Network Cluster Pedagogical Laboratory: Experience of Work-

ing with Municipalities on Patriotic Education // World of Science, Culture, Education. 2019. No. 3 (76). pp. 159-160.

9. Gurov V.N., Islamov R.R. Network innovative cluster pedagogical laboratory in the context of patriotic education of students // Innovations in education. 2019. No. 2. S. 107-114.

10. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V. State-public administration in a general school as a factor in improving the quality of patriotic education of students // World of Science, Culture, Education. 2020. No. 3 (82). pp. 303-305.

11. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurov D.V. Patriotic education of students in educational institutions - a new design for the organization of scientific research // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 67-4. pp. 115-118.

12. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurov D.V. On some areas of work of educational organizations for patriotic education / / Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 69-1. pp. 173-176.

13. Gurov V.N. Experience in the organization of pedagogical work. Pedagogy, 1993, No. 4, p. 95-103

14. Gurov V.N., Vishnyakov V.F. Reforming the system of life support, education and training of orphans and children left without parental care. Stavropol, 2003.

15. Gurov V.N., Gurova E.V., Daynova G.Z., Levina I.R., Shabae-va G.F., Mubinova Z.F. Innovative School and Tasks and Institutes and Tasks of the Institute of Pedagogy in the Training of New Type Specialists // Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2011. No. 6 (37). pp. 29-36.

16. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V. Innovative activity of educational complexes of municipalities and individual educational organizations: work practice / / World of science, culture, education. 2021. No. 3 (88). pp. 238-241.

17. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurov D.V. A single upbringing and educational space in the municipality and a separate educational organization as a factor in improving the quality of patriotic education of students // Problems of modern pedagogical education. 2021. No. 70-4. pp. 121-124.

18. Mazitov R.G., Gurov V.N., Chainikova L.F. Department of Management and Municipal Methodological Service: Interaction in the Context of Improving the Quality of Educational Management / Municipal Methodological Services in the Context of New Challenges of the Time: Experience, Problems, Prospects: Collection of Articles. - Ufa: RIC IRO RB, 2014. -S. 6-11.

19. Gurov V.N., Bulatova Z.A., Gainullin I.A., Asabina V. Ya., Ka-rimov F.F., Khalitova A.S. New approaches to organizing the work of municipal methodological services of the Republic of Bashkortostan. Guidelines. - Ufa: publishing house of the IRO RB, 2016. - 72 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.