природного экологического равновесия.
Использованные источники:
1. Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия/И.А. Бланк. -К.: Ника-центр, Эльга, 2003. - Вып.2 - 448 с.
2. Чухлеб А.В. Методические аспекты оценки эффективности производства льонопродукции// Экономика, социология и право, 2016. - № 12 .- С.84-86
УДК 334.7
Чюлюкова К.Н. магистрант
кафедра экономической теории и прикладной экономики Тюменский государственный университет
Россия, г. Тюмень
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВНАЯ
ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
Аннотация: В данной статье рассматривается государственно-частное партнерство как основанная форма взаимодействия государства и бизнеса. Приведена схема взаимодействия его субъектов. Проанализированы преимущества и недостатки государственно-частного партнерства.
Также, представлены риски, связанные с этой формой обеих взаимодействия обеих государства который и бизнеса.
Ключевые схема слова: государственно-частное
партнерство, последующей бизнес.
Chyulyukova K.N.
Master's Degree of the Department of Economic Theory and Applied
Economics Tyumen State University
Tyumen, Russia
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS THE MAIN FORM OF
INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS
Annotation: This article discusses public-private partnership as the main form of interaction between government and business. Given the interaction of its actors. The advantages and disadvantages of public-private partnerships. Also presented risks associated with this form of interaction between government and business.
Keywords: public-private partnerships, business.
Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) предполагает под собой комплекс государственных и частных ресурсов, I основанный на сохранении и совокупности взглядов обеих сторон и извлечении наибольшей выгоды I для I обеих I сторон I такого I взаимодействия, I с целью более эффективного использования данных ресурсов в рамках решения социально-
экономических задач, воплощении общественно значимых проектов во всевозможных отраслях.
Схема взаимодействия субъектов ГЧП предложена в виде рисунка 1.
Рисунок 1 - Схема взаимодействия субъектов ГЧП
Преимуществами взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП выступают:
- долговременный характер взаимодействия;
- взаимное инвестирование проекта как со стороны частного, так и публичного партнера;
- распределение рисков между государством и бизнесом;
- объектом договора являются I имущественные I объекты I и/или общественно-значимые услуги, для оказания которых обязательно создание или реконструкция имущественного объекта;
- бизнес участвует не только в создании/реконструкции объекта соглашения, но и в его последующей эксплуатации и/или техническом обслуживании.
Недостатки взаимодействия между бизнесом и властью в рамках государственно-частного партнерства обусловлены различными целевыми установками партнеров и неразрывно связаны с рисками реализации проектов, I в частности! политическими! и правовыми; I техническими; коммерческими; 'экономическими. Политические I и правовые I риски включают риски изменений в политике либо законодательстве на уровне отрасли, региона или страны, которые могут отрицательно повлиять на проект. Одна из причин связана с различными целевыми установками по поводу! использования финансовых ресурсов, а именно государству необходимы финансовые ресурсы для решения социально-экономических
задач, а бизнесу данные средства нужны для развития и повышения своей конкурентоспособности. Органы I государственной I власти I принимают законы,! а также I следят! за их исполнением,! то есть I фактически самостоятельно I устанавливают! правила! взаимоотношений I бизнеса! и государства без прямого участия предпринимателей в процедуре принятия решений. Технические риски связаны с предынвестиционной стадией — строительством и эксплуатацией. Коммерческие риски заключаются в снижении предусмотренного проектом уровня цен и объемов реализации продукции. Экономические риски включают риски изменения процентных ставок, обменных курсов валют, инфляции, которые могут негативно повлиять на результативность проекта.
Таким образом, государственно-частное партнёрство изначально содержит в себе внутренний конфликт, который усугубляется негативными воздействиямиI окружающейИ дляI партнёрства^ экономическойI и политической среды, техническими условиями, т. е. наличие рисков порождает противоречия между государством и бизнесом в рамках ГЧП. Вышеперечисленные риски усугубляются следующими обстоятельствами:
- отсутствием реальной ответственности государственных структур за реализацию проекта;
- риском сокращения или прекращения финансирования проекта в случае изменения приоритетов бюджетных расходов;
- сложностями разрешения I конфликтных I ситуаций/споров I с государственными структурами; - ненадлежащим выполнением условий контракта со стороны органов власти;
- сложностью выхода из проекта и возврата вложенных инвестиций.
Исходя из того, что государственно-частное партнёрство — это
высокорисковый проект, то для того, чтобы добиться взаимопонимания между I государством I и бизнесом I необходимо I сформулировать согласованную цель, которая позволит выстроить оптимальную модель взаимоотношений. Данная модель позволит принимать обоснованные решения с учетом специфических особенностей.
Безусловно, на процесс реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства оказывает влияние множество факторов, в числе которых экономическая и политическая конъюнктура, ресурсы участников, опыт взаимодействия и др. Исходя из принципа равноправия, необходима жесткая юридическая фиксация основополагающих прав и обязательств. Для I преодоления I возникающих I противоречий I следует I привести I в соответствие содержание государственно-частного партнерства целям субъектов, оптимизировать интересы каждого партнера с точки зрения интересов развития общества.
Исспользованные источники: 1. Габдуллина Э. И. □ Противоречия интересов власти и бизнеса в регионе // Новый университет. — 2012. — № 3.
2. ГЧП — институциональный и деловой альянс государства и бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://articlekz.com/article/8598
3. Климова I Н. В. Частно-государственное партнерство: I сущность, преимущества, риски. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=644898
4. Медведева Г. Б., Захарченко Л. А. ГЧП как форма взаимодействия двух институтов // Экономика и управление. — 2012 г. — № 3.
5. Ратькова А. Б. Партнерские экономические отношения государства и бизнеса: противоречия и перспективы // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 3.
6. Хохлова Г. И., Окладникова Д. Р. Инновационная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса: основные тенденции и проблемы формирования источников инвестиций.
7. Чефранов А. С. Риски в проектах государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dspace.susu.ac.ru/bitstream/handle/0001.74/1486/52.pdf?sequence=1