Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Галина Ивановна

В статье рассмотрено одно из пяти приоритетных направлений развития страны с технологической стороны реализации повышения энергоэффективности - государственно-частное партнерство. Проведен анализ развития такого взаимодействия в субъектах Северо-Кавказского федерального округа на 2020 г. Рассмотрены основные энергосервисные контракты с признаками государственночастного партнерства в Ставропольском крае в 2019-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR INCREASING ENERGY EFFICIENCY

The article considers one of the five priority areas for the development of the country from the technological side of the implementation of energy efficiency - public-private partnership. An analysis was made of the development of such interaction in the subjects of the North Caucasian Federal District for 2020. The main energy service contracts with signs of public-private partnership in the Stavropol Territory in 2019-2020 are considered.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_2_179 УДК 338.23

Леонова Галина Ивановна,

старший преподаватель, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия, e-mail: gkuzminova@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье рассмотрено одно из пяти приоритетных направлений развития страны с технологической стороны реализации повышения энергоэффективности - государственно-частное партнерство. Проведен анализ развития такого взаимодействия в субъектах Северо-Кавказского федерального округа на 2020 г. Рассмотрены основные энергосервисные контракты с признаками государственно-частного партнерства в Ставропольском крае в 2019-2020 гг.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; мировая экономика; современная Россия; экономика России, инновации; энергоэффективность.

UDC 338.23

Leonova Galina Ivanovna,

senior lecturer,

North Caucasian Federal University, Stevropol, Russia, e-mail: gkuzminova@mail.ru

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR INCREASING ENERGY EFFICIENCY

The article considers one of the five priority areas for the development of the country from the technological side of the implementation of energy efficiency - public-private partnership. An analysis was made of the development of such interaction in the subjects of the North Caucasian Federal District for 2020. The main energy service contracts with signs of public-private partnership in the Stavropol Territory in 2019-2020 are considered.

Keywords: public-private partnership; world economy; modern Russia; Russian economy, innovations; energy efficiency.

Активизация использования современных механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) приобретает актуальность, в том числе проекты в рамках реакции российского общества на серьезные вызовы научно-технического развития Российской Федерации, ориентированные на совершенствование инвестиционных процессов и привлечение дополнительных ресурсов. Полномочия в сфере организационно-правового функционирования ГЧП на федеральном уровне закреплены за Министерством экономического развития Российской Федерации, а конкретно за Департаментом развития секторов экономики. Кроме того на феде -

ральном уровне функционирует Экспертный совет по развитию ГЧП. На региональном уровне за организационно-правовое регулирование сферы ГЧП несет ответственность Минэкономразвития СК, в частности отдел развития ГЧП при министерстве. Также стоит отметить, что к его деятельности относится разработка стратегических документов развития края.

ГЧП можно описать упрощенно следующим образом. Одна сторона (частный инвестор) обязуется создавать или перестраивать конкретную собственность за свой счет, которая принадлежит или будет принадлежать другой стороне (органам государственной власти

или местного самоуправления), эксплуатировать объект, а государство обязуется предоставить инвестору срок, установленный соглашением о ГЧП, права собственности и использование государственно-частного партнерства для осуществления этих мероприятий. Кроме того, взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе и государственно-частное партнерство имеет четко выраженную публичную, общественную направленность, взаимодействие сторон имеет равноправный характер. В процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон, финансовые риски и затраты. Достигнутые результаты также распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.

Предметом исследования являются подходы государственно-частного партнерства, способствующие увеличению производительности энергетических ресурсов. Анализ теоретико-методологической основы исследования представлен работами отечественных и зарубежных ученых, среди которых следует отметить В. Г. Варнавского, Р. А. Мартусевича, М. А. Дерябиной, А. М. Во -ротникова, Н. И. Данилова, Л. А. Головановой, Б. Бучнер, В. В. Маркина и др., а также законодательные акты в части регулирования ГЧП.

Для решения поставленных задач применялись общенаучные методы: системный, методы анализа, сравнения, аналогии, структурно-логического и монографического анализа и др. Каждый из методов применялся правильно, что гарантирует достоверность выводов и положений, приобретенных в работе.

В зарубежных развитых странах создание инноваций осуществляется на основе ГЧП. Например, развитие робототехники и искусственного интеллекта - одного из ключевых направлений развития цифровой экономики - активно происходит на основе ГЧП [6]. В частности, в Европейском Союзе исследования в области робототехники получили наибольшее финансирование от инновационной программы Horizon 2020, основанной на проектах ГЧП - около 190 миллионов евро. В рамках еще одной европейской программы развития робототехники SPARC государства-члены инвестируют 700 миллио-

нов евро, а частный сектор - 2,1 миллиарда евро [7] в создание робототехники. Кроме того, развитие еще одного революционного направления в цифровой индустрии - суперкомпьютеров (высокопроизводительных вычислений) в странах ЕС также достигается на основе ГЧП [5].

Что касается России, анализ ключевых секторов отечественной экономики показывает безнадежное устаревание используемых технологий, технологическое отставание по сравнению с промышленно развитыми странами, значительную зависимость от иностранных производителей и недостаток финансирования для разработки инновационных продуктов и технологий [6]. По этой причине государство вынуждено обращаться к компаниям для развития инновационной деятельности. Например, в концепции Государственной комплексной программы инженерного развития указывается, что развитие одного из ее инновационных направлений, робототехники, может основываться на ГЧП [1-5]. В то же время Российская Федерация занимает 38-е место по экономическим и инновационным результатам использования цифровых технологий, значительно уступая ведущим странам, таким как Финляндия, Швейцария, Швеция, Сингапур, Нидерланды, США, Норвегия и Германия. Такая значительная задержка, по мнению экспертов, объясняется пробелами в нормативной структуре цифровой экономики и средой, которая недостаточно благоприятствует бизнесу и инновациям.

С 1980-х годов по настоящее время статьи по ГЧП часто появляются в литературе по менеджменту и экономике. В них анализи -руются барьеры успешной реализации концепции партнерства на практике. Приведем основные барьеры на рис. 1.

Интересны результаты исследования, целью которого является выявление барьеров ГЧП при строительстве инфраструктуры в Китае. В исследовании приняли участие люди, участвующие в проектах ГЧП по строительству водонапорных башен и другой инфраструктуры. Особенностью этого проекта было то, что в нем были опрошены представители иностранных компаний, участвующих в проектах ГЧП в Китае.

слабый риск-менеджмент

| результаты партнерства не оправдывают ожидании как со стороны государства, так и бизнеса

не наблюдается четких целей у государства и приверженности

партнерству

неотрегулированные процедурные вопросы со стороны государственных партнеров

в некоторых секторах экономики наблюдается неясность законов

недостаточная законодательная база

низкое доверие к государственной политике

недостаточное развитие местных рынков капитала

недостаточное количество инструментов и механизмов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов по приемлемым ценам - часто стоимость частных денег выше по сравнению с государственными _ресурсами, что приводит к удорожанию проекта_

низкая прозрачность проектов

низкии уровень конкуренции из-за высоких издержек участия в тендерах приводят к росту издержек, а не их уменьшению

Рисунок 1 - Основные барьеры для реализации концепции ГЧП

Исследование проводилось в форме вопросника еще в 1997-1998 годах, когда ГЧП приобрело обширный опыт в Китае - около 100 инфраструктурных проектов. Из исследования необходимо было получить данные об изменениях в законодательстве и о проценте коррупции. Также была цель исследовать риск задержек в принятии решений о реализации проекта государственными чиновниками, ответственными за него.

Анализируя развитие сферы ГЧП в Ставропольском крае, необходимо провести срав -нительный анализ в рамках развития сферы ГЧП в субъектах СКФО. Целесообразно при анализе рассмотреть объем частных инвестиций в проектах ГЧП как один из главных показателей применения механизмов ГЧП. Объем привлеченных инвестиций можно рассматривать как основной показатель эффективности мероприятий по привлечению частного сектора в экономику региона. Раз-

витие ГЧП в субъектах СКФО представлено на рис. 2.

Можно сделать вывод, что Ставропольский край занимает лидирующую позицию по итоговому интегральному показателю на протяжении всего анализируемого периода, а на втором месте по состоянию на 2019 г. Чеченская Республика. Анализируя показатель «место в рейтинге ГЧП», стоит также отметить лидирующую позицию Ставропольского края относительно других субъектов России, входящих в СКФО. Рассматривая в целом развитие сферы ГЧП в СКФО, можно отметить, что аутсайдерами выступают республики Северного Кавказа. Как отмечалось ранее, объем частных инвестиций в проектах ГЧП - один из главных показателей применения механизмов ГЧП: согласно нормативно-правовой базе главная цель ГЧП в России - это привлечение в экономику частных инвестиций.

Объем частньгь инвесиций е проектах ГЧП. млрд. руб.

Место е рейтинге ГЧП

Итоговый интегральный показатель, %

Чеченская Республика Республика Дагестан 1РСОА КЧР КБР

Республика Ингушетия ¡Ставропольский край

Рисунок 2 - Развитие ГЧП в субъектах СКФО на начало 2020 г. [8]

Особый интерес вызывают проекты с формой реализации «Энергосервисный контракт с признаками ГЧП» (рис. 3). Реализация данных проектов относится к сфере коммунально-энергетической инфраструктуры, а именно к отраслям водоснабжения и водоотведения; теплоснабжения; энергосбережения и энергоэффективности; электроснабжения. Проекты реализуются как на региональном, так и на муниципальном уровне, имеют как краткосрочный характер (1 год), так средне- и долгосрочный характер. В Ставропольском крае яркими примерами реализации энергосервисного контракта с признаками ГЧП являлись энергосервисный контракт в отношении объектов комплекса теплопотребляющего оборудования ГБУЗ СК «Кочубеевская центральная районная больница» (филиалы Ивановская и Казьминская больницы), в отношении котельного оборудования ГБУЗ СК «Кочубеевская центральная районная больница», в отношении объектов комплекса теплопотребляющего оборудования ГБУЗ СК «Кочубеевская центральная районная больница», в отношении теплопо-требляющего оборудования филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа», «Ставропольэ-нерго» и в отношении теплопотребляющего оборудования ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж».

Главными представителями таких контрактов являются бюджетные организации. Необходимо подчеркнуть, что при реализации контрактов в Ставропольском крае основные финансовые вложения получаются за счет частных средств. Таким образом, бюджетные средства практически не затрагиваются, что в свою очередь невыгодно инвесторам.

Необходимым шагом для реализации государственно-частного партнерства в сфере повышения энергоэффективности, в том числе и бюджетных учреждений, является проведение энергетического обследования и паспортизации объектов бюджетной сферы. Энергетическое обследование и паспортизация объектов бюджетной сферы осуществляются в следующих целях (рис. 4).

Если будут исполнены приведенные выше цели, то в этом случае инвестор будет обладать полной и достоверной информацией, которая позволит учесть все риски и выгоды от заключения энергосервисных договоров [10].

Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день в Ставропольском крае сфера ГЧП развивается недостаточно эффективно. Подтверждением этого является как снижение итогового интегрального показателя, недостижение показателя снижение в рейтинге ГЧП РФ, так и малое ко -

Филиал ПАО "МРСЕ Северного Кавказа", "Ставропольэнерго1'

ГБПОУ "Ставропольский г осуцарств еННЬШ шмттиндй колледж"

ГБУЗ СК «Кочуй еевская центральная районная больницам котелное оборудование

ГБУЗ СК «Кочу б еевская центральная районная больнтща»

ГБУЗ СК «Кочу б еевская центральная районная больницам (филиалы Казьминская н Ивановская.

1792

шоа

+00

ЗВ600

39000

[ 300 ИГ24970 !1 ■ 25000)

1

51500 51000

32ЙЙ0 I 32660

¡Электроэнергия, кВт.ч

■ Экономия природнго газа, м.куб

Экономия тепловой энергии, Гкал

¡Бюджетные средства

Частные средства I Общие затраты

0 100000020000003 0000004000000

Рисунок 3 - Основные энергосервисные контракты с признаками ГЧП в Ставропольском крае за 2019-2020 г. [9]

личество реализуемых проектов с использованием механизмов ГЧП/МЧП. Проекты ГЧП/ МЧП, а также проекты с признаками ГЧП ре-

ализуются в сферах социальной, транспортной и коммунально-энергетической инфраструктуры.

выявления потенциала энергосбережения

определения основных энергосберегающих

мероприятий

определения объектов бюджетной сферы, на

которых в первую очередь необходимо проводить энергосберегающие мероприятия

установления нормативных показателей энергопотребления (лимитирования

энергопотребления)

Рисунок 4 - Цели энергетического обследования и паспортизации объектов бюджетной сферы

Однако в Стратегии развития Ставропольского края до 2035 г. приоритетными объектами для применения механизмов ГЧП на территории края также отмечены объекты в сфере здравоохранения, дополнительного и дошкольного образования, культурного наследия, производства высокотехнологичной продукции и т. д.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Несмотря на высокую эффективность применения инструментов государственно-частного партнерства в энергосбережении в бюджетной сфере, данные механизмы используются недостаточно. К сожалению, не получило широкого распространения заключение бюджетными

учреждениями энергосервисных контрактов (за исключением отдельных пилотных проектов). Инвестиционные компании и финансовые институты не готовы в полной мере выделять финансирование под заключенные энергосервисные контракты.

Практика показывает, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, формирование института предоставления государственных гарантий, а также формирование механизмов общественного контроля за исполнением обязательств по энергосбережению как со стороны государственного заказчика, так и исполнителя.

Список литературы

1. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. 02.07.2021). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Веселовский М. Я. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: современное состояние и перспективы // МИР. 2016. № 3. C. 8-16

5. Громова Е. А. Проблемы Федерального закона «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве» // Юрист. 2017. № 10. С. 16.

6. Громова Е. А. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в сфере создания робототехники: сб. ст. междунар. науч.-метод. семинара «Правовое регулирование интеллектуальной собственности и инновационной деятельности». М.: Проспект, 2018. С. 210.

7. Государственно-частное партнерство в цифровую эру: поиск оптимальной правовой формы. URL: |1^://и^ас.ш/?р=1125/(дата обращения: 21.11.2021).

8. Гусельщикова Н.Б., Сердюкова О.И. Практика применения механизма государственно-частного партнерства в Ставропольском крае // Вестник экспертного совета. № 2(25). 2021. С. 56-63.

9. Основные характеристики бюджета Ставрополь-

ского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. URL: https://www.openbudsk.ru/2019/osnovnye-kharakteristiki-byudzheta-stavropolskogo-kraya-na-2019-god-i-planovyy-period-2020-i-2021-go/ (дата обращения: 21.11.2021).

10. Проекты государственно-частного партнерства в Ставропольском крае. URL: https://rosinfra.ru/public-partner/17853/projects?page=2&per-page=9 (дата обращения: 22.11.2021).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Pasport nacional'nogo proekta «Nacional'naya programma «Cifrovaya e'konomika Rossijskoj Federacii» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'ny'm proektam, protokol ot 04.06.2019 № 7). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPIyus».

2.Federal'ny'j zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii» (red. 02.07.2021). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPIyus».

3.Federal'ny'j zakon «Ob informacii, informacionny'x texnologiyax i o zashhite informacii» ot 27.07.2006 № 149-FZ (poslednyaya redakciya). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPIyus».

4.Veselovskij M. Ya. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovacionnoj sfere: sovremennoe sostoyanie i perspektivy'. MIR. 2016. № 3. C. 8-16

5.Gromova E. A. Problemy' Federal'nogo zakona «O gosudarstvenno-chastnom, municipal'no-chastnom partnerstve». Yurist. 2017. № 10. S. 16.

6.Gromova E. A. Pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere sozdaniya robototexniki: cb. st. mezhdunar. nauch.-metod. seminara «Pravovoe regulirovanie intellektual'noj sobstvennosti i innovacionnoj deyatel'nosti». M.: Prospekt, 2018. S. 210.

7. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v cifrovuyu e'ru: poisk optimal'noj pravovoj formy. URL: https://urfac. ru/?p=1125/(data obrashheniya: 21.11.2021).

8.Gusel'shhikova N.B., Serdyukova O.I. Praktika primeneniya mexanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Stavropol'skom krae. Vestnik e'kspertnogo soveta. № 2(25). 2021. S. 56-63.

9. Osnovnye xarakteristiki byudzheta Stavropol'skogo kraya na 2019 god i planovyj period 2020 i 2021 godov. URL: https://www.openbudsk.ru/2019/osnovnye-kharakteristiki-byudzheta-stavropolskogo-kraya-na-2019-god-i-planovyy-period-2020-i-2021 -go/ (data obrashheniya: 21.11.2021).

10. Proekty gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Stavropol'skom krae. URL: https://rosinfra.ru/public-partner/17853/projects?page=2&per-page=9 (data obrashheniya: 22.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.