Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ПРОЕКТЫ / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тараскина А.Ю.

В статье проведен анализ правового регулирования и развития государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды. Государственно-частное партнерство является механизмом достижения экологических интересов государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

The analysis of legal regulation and development of public-private partnership in the field of environmental protection is carried out. Public-private partnership is a mechanism for achieving the environmental interests of the state and society.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

УДК 34

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Тараскина А.Ю.

Национально исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, г. Саранск

В статье проведен анализ правового регулирования и развития государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды. Государственно-частное партнерство является механизмом достижения экологических интересов государства и общества.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, устойчивое развитие, экология, проекты, обращение с отходами.

Термин «государственно-частное партнерство» (далее - ГЧП) - это перевод с английского языка понятия public-private partnership, которое пользуется популярностью у научного сообщества за рубежом. Порой некоторые авторы используют термин «частно-государственное партнерство», тем самым подчеркивая важность именно частного сектора в сотрудничестве [4, с. 28]. Однако, в соответствии с законодательством и российскими реалиями предпочтительно использование термина «государственно-частное партнерство», которое предполагает решающее значение именно государства, нежели частного партнера.

Принципами ГЧП являются:

- открытость и доступность информации о ГЧП, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечение конкуренции;

- отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;

- добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;

- справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;

- свобода заключения соглашения [4, с. 28]

После формирования концепции ГЧП в ее нынешнем виде и усилением ее роли в развитии социально значимых проектов возникла необходимость в правовом регулировании. Анализ юридической литературы по государственно-частному партнерству позволяет выделить три основные модели правового регулирования государственно-частного партнерства в зарубежных странах.

Страны со специальным нормативным правовым регулированием ГЧП (модель специального правового регулирования). Эта модель предполагает наличие единого специального нормативного правового акта на центральном и (или) региональном уровне, который регулирует отношения в области ГЧП. Такими странами, в частности, являются: Аргентина, Бразилия, Греция, Замбия, Кения, Мексика, Маврикий, Кыргызстан, Польша, Япония и ряд других стран.

Страны с частичным нормативным правовым регулированием ГЧП (модель частичного правового регулирования). В таких странах отсутствует специальный нормативный правовой акт, регулирующий соответствующие правоотношения, но имеются специальные законы, которые регулируют отдельные аспекты, виды или конкретные проекты ГЧП. К числу таких стран можно отнести Германию, Данию, Новую Зеландию, Чехию, Израиль и ряд других.

Страны без специального нормативного правового регулирования ГЧП (модель общего правового регулирования). Модель характеризуется практически полным

отсутствием каких-либо специальных законов, регулирующих отношения в области ГЧП. В качестве примера можно привести Австралию, Австрию, Соединенное Королевство, Индию, Канаду, Сингапур, Швейцарию, Нидерланды и другие страны. В этих странах ГЧП регулируется общими положениями договорного права, законодательством, в том числе о закупках, необязательными руководствами и типовыми контрактами.

Как отмечается в зарубежной литературе, несмотря на выводы, которые можно сделать из самого названия, ГЧП не является правовым партнерством. Он является долгосрочным соглашением, заключенным между государственным и частным сектором и регулируется непосредственно контрактом в течение всего срока концессии. Подобный подход характерен для большинства стран англосаксонской правовой семьи, а также для большинства европейских государств [3, с. 49].

Объекты (направления) государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды, которые реализуются в зарубежных странах, классифицируются на следующие виды:

- очистка сточных вод;

- переработка отходов;

- альтернативная энергетика;

- энергоэффективность;

- благоустройство урбанизированных территорий;

- экотуризм.

Многообразие направлений использования государственно-частного партнерства в зарубежных странах является одним из основных отличий от России, поскольку в нашей стране Закон о государственно-частном партнерстве предусматривает исчерпывающий перечень объектов ГЧП, из которых только несколько можно отнести к тем, которые направлены на охрану окружающей среды.

Рассмотрев, насколько это было возможно с учетом имеющихся данных общую картину в мире в части правового регулирования ГЧП в области охраны окружающей среды, мы получили данные, которые позволяют критически подойти к оценке существующей модели правового регулирования этих отношений в нашей стране. Надеемся, что результаты настоящего исследования могут иметь прикладной характер для развития в Российской Федерации законодательства государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды[3, с. 49].

Международная практика показывает, что ГЧП ориентирована на крупные инфраструктурные проекты в области транспортно-дорожного строительства, а также на коммунально-энергетическую, социальную и другие сферы. Лидирующими отечественными отраслями по количеству реализованных проектов ГЧП (концессионных соглашений, проектов «Квази ГЧП») являются жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, промышленное производство, благоустройство общественных территорий. Это объясняется тем, что за последнее десятилетие значительно возросло давление на существующую инфраструктуру и потребность в новых дорогостоящих объектах [5, с. 170].

Экологические проблемы, которые грозят будущим поколениям, еще поднимались в 1972 году в рамках ООН. В результате в 1972 г. была утверждена Концепция устойчивого развития построена на принципе гармоничного взаимодействия природы и общества, пошаговой модернизации экономики в гармонии с экологией.

В российской экономике в последнее время уделяется существенное внимание развитию экологической сферы. В частности, национальный проект «Экология» является самым масштабным и системным в истории постсоветской России проектом по сохранению природы.

В рамках проекта предусмотрено четыре показателя, два из которых наиболее важны -это обеспечение снижения уровня загрязнения воздуха не менее чем на 20% в каждом городе и второй показатель - обеспечение снижения количества городов с очень высоким уровнем загрязнения. К 2024 году таких городов не должно остаться в принципе. Также по итогам

реализации нацпроекта должно быть обеспечено эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов [5, с. 171].

Таким образом, можно обозначить сферы, где будут важную роль играть механизмы государственно-частного партнерства: система обращения с твердыми коммунальными отходами», проекты «Чистый воздух», «Сохранение лесов» и другие.

Таким образом, ГЧП можно трактовать как привлечение частного бизнеса государственными и муниципальными органами для взаимодействия с объектами общественной инфраструктуры. Под взаимодействием может пониматься строительство, реконструкция, модернизация, эксплуатация, обслуживание объектов общественной инфраструктуры, а также оказание услуг с использованием подобных объектов. Взаимодействие участников ГЧП осуществляется на основании контрактов и нормативных актов по принципам разделения компетенций, рисков и ответственности.

Государственно-частное партнерство является ключевым инструментом привлечения инвестиций в экологическую сферу. Такие дополнительные вложения крайне важны для решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации и включенных в национальный проект «Экология». При этом его возможности востребованы с позиций региональных финансов.

Список литературы

1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4350.

2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012). Текст: электронный // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения 01.05.2021).

3. Бабич А.А. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды в зарубежных странах / А.А. Бабич // Юридический вестник Самарского университета. - 2020. - Т. 6. - № 2. - С. 49-62.

4. Винокурова А.Т. Государственно-частное партнерство: современное состояние, проблемы развития и пути их решения // Вектор экономики. 2021. № 2 (56). С. 28.

5. Шпырева А.В. Развитие государственно-частного партнерства при реализации экологических проектов в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 2-2 (72). С. 170-173.

6. Сколубович А.Ю., Матвеева М.В. К вопросу государственно-частного партнерства в сфере коммунального водоснабжения // Известия Вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - №3 (26). - 2018. -С. 45-53.

7. Самадов Б.О. O гражданско-правовой ответственности в сфере государственно-частного партнерства по законодательству Республики Таджикистан и Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2016. Том 6. № 10A. С. 124131.

Сведения об авторе

Тараскина Анастасия Юрьевна - студент 1 Юриспруденция (уровень магистратуры), Научный государственный университет имени Н.П. Огарева

UDK 34

LEGAL BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

курса направление подготовки исследовательский Мордовский

Taraskina A.Y.

National Research Mordovian State University named after N. P. Ogarev, Saransk

The analysis of legal regulation and development of public-private partnership in the field of environmental protection is carried out. Public-private partnership is a mechanism for achieving the environmental interests of the state and society.

Keywords: public-private partnership, sustainable development, ecology, projects, waste management.

References

1. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 224-FZ (red. ot 26.07.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -2015. - № 29 (chast' I). - St. 4350.

2. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF 30.04.2012). Tekst: elektronnyj // Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus». (data obrashcheniya 01.05.2021).

3. Babich A.A. Pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v oblasti ohrany okruzhayushchej sredy v zarubezhnyh stranah / A.A. Babich // YUridicheskij vestnik Samarskogo universiteta. - 2020. - T. 6. - № 2. - S. 49-62.

4. Vinokurova A.T. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: sovremennoe sostoyanie, problemy razvitiya i puti ih resheniya // Vektor ekonomiki. 2021. № 2 (56). S. 28.

5. SHpyreva A.V. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri realizacii ekologicheskih proektov v Rossii // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2021. № 2-2 (72). S. 170-173.

6. Skolubovich A.YU., Matveeva M.V. K voprosu gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere kommunal'nogo vodosnabzheniya // Izvestiya Vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost'. - №3 (26). - 2018. -S. 45-53.

7. Samadov B.O. O grazhdansko-pravovoj otvetstvennosti v sfere gosudarstvenno-chastnogo partnerstva po zakonodatel'stvu Respubliki Tadzhikistan i Rossijskoj Federacii // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2016. Tom 6. № 10A. S. 124-131.

Autor's information

Taraskina Anastasia Yuryevna-1st year student of the direction of training Jurisprudence (master's degree level), Scientific Research Mordovian State University named after N. P. Ogarev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.