ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ
Ю.А. Подрезова
Рассматриваются основные черты государственно-частного партнерства, отличающие его от других форм отношений государственного и частного бизнеса.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, черты государственно-частного партнерства, модели государственно-частного партнерства, ответственность партнеров, риски, социальноэкономические проекты.
По мере становления рыночных отношений в России появляются новые экономические явления, которые были ранее неизвестны для нашей страны. Среди таких явлений можно назвать государственно-частное партнерство (ГЧП), механизм которого в последнее время властные структуры стремятся внедрять, прежде всего, для инфраструктурных преобразований. ГЧП является одной из форм реализации экономических интересов структур государственной власти и бизнеса в удовлетворении разнообразных общественных потребностей.
В последнее время тенденции к усилению взаимодействия между государственными структурами и частными капиталами проявляются все отчетливее. Основной причиной, побуждающей государство (его интерес) к отмеченному взаимодействию, является стремление привлечь на предприятия отдельных отраслей (прежде всего инфраструктурных) дополнительные финансовые средства и снизить нагрузку на государственный бюджет при реализации государственно-частного партнерства.
Кроме указанной основной причины, обусловливающей необходимость государственно-частного партнерства, следует назвать также и такие причины, как:
- необходимость привлечения инвестиций для развития инфраструктуры;
- необходимость повышения эффективности управления компанией;
- необходимость обеспечения конкурентоспособности на внешних рынках;
- высокое стратегическое и оборонное значение;
- высокое экономическое и социальное значение.
Под государственно-частным партнерством современные исследователи понимают:
- институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей [1];
- институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных. Но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности, научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР), до обеспечения общественных услуг [2].
Термин государственно-частное партнер -ство в его европейском понимании подразумевает институциональное и организационное взаимодействие между государством и частным капиталом, направленное на разработку и реализацию проектов (как правило, имеющих большое социально-экономическое значение), осуществляемое чаще всего в инфраструктурных отраслях национальной экономики, в целях реализации интересов государства, частных компаний и удовлетворения разнообразных общественных потребностей.
Государственно-частное партнерство получило широкое распространение за рубежом и, прежде всего, в Западной Европе. В результате такого партнерства были реализованы такие известные проекты, как строительство Евротоннеля под проливом Ла-Манш, национальных аэропортов в Гамбурге и Варшаве, отдельных веток лондонского метро и др.
Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основные черты ГЧП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса, заключаются в следующем:
- определенные, а в ряде случаев и достаточно длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10-15 до 20 и более лет, в случае концессий - до 50 лет). Временная ограниченность четко соблюдается: проекты обычно создаются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры и т. п.), который должен быть завершен к определенному сроку;
- специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами (нередко значительными), или же совместное инвестирование нескольких участников;
- реализация партнерских отношений в условиях конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит конкурентная борьба между несколькими потенциальными участниками;
- специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиции интересов общества и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг за реализацией проектов, а частные партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта - разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, реализация услуг потребителям;
- разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон [3].
В странах Европейского Союза проблемами содействия, финансирования и мониторинга государственно-частного партнерства занимается ряд генеральных дирекций под эгидой Комиссии ЕС. Широко практикуется содействие в финансировании проектов со стороны ряда крупных европейских финансовых институтов. Поддержкой проектов государственно-частного партнерства занимаются также структуры Европейского банка реконструкции и развития и европейская группа Всемирного банка.
В отдельных странах также действуют системы поддержки инициативных совместных проектов государственного и частного бизнеса. Например, немецкая модель государственно-частного партнерства характеризуется рядом особенностей:
- сильная государственная поддержка на всех уровнях;
- участие государственного сектора основывается на федеральных законах и законах федеральных земель;
- широко практикуется выделение дотаций бюджетам федеральных земель;
- практикуются целевые дотации и кредитование по конкретным инвестициям;
- финансовую поддержку по инвестициям оказывают как федеральные земли, так и местное самоуправление.
В России имеется огромный, мало используемый пока потенциал государственночастного партнерства в ряде капиталоемких отраслей экономики, в региональном и местном хозяйстве, в сфере мелкого и среднего бизнеса. Желание государства привлекать частные средства для реализации инфраструктурных проектов вполне понятно: бюджету такие проекты не потянуть, к тому же бизнес берет на себя часть забот об эксплуатации объекта. Взамен инвесторам обещают максимальное содействие и стабильный доход. Но представители бизнеса пока затрудняются оценивать перспективы этой формы партнерства. Более того, многие высказывают сомнения в ее реальном существовании.
Несмотря на трудности, с которыми сталкивается государственно-частное партнерство в современной России, государство заинтересовано в развитии этого партнерства по следующим причинам:
- сохраняется государственный контроль за деятельностью компаний;
- появляется возможность привлечения значительных частных инвестиций;
- привлечение частного капитала в сочетании с внедрением современных методов корпоративного управления приводит к повышению эффективности работы компаний.
Частный капитал в результате государственно-частного партнерства реализует ряд своих интересов:
- появляется возможность участия в осуществлении проектов, которые, как правило, характеризуются высокой прибыльностью;
- появляется возможность участия в управлении деятельностью компаний. При этом необходимо отметить, что участие государства в основном капитале способствует стабильности компании, ее политической
поддержке, обеспечению высокого уровня конкурентоспособности компании как на внутреннем, так и на мировом рынках.
В России специфика государственночастного партнерства только складывается и во многом пока еще носит декларативный характер. Это касается, прежде всего, ответственности сторон. Так, например, заключение концессионных договоров, зачастую, сопровождается длительным соглашением сторон и многоступенчатыми утверждениями со стороны государственных органов. Кроме того, заключение соглашений о партнерстве может вступать в противоречие с существующими нормативными актами, определяющими институциональную среду в России и относящимися к деятельности разных федеральных агентств, не участвующих напрямую в данном соглашении. Все это приводит к тому, что соглашение не может работать в полную силу и это порождает проти-
воречия между интересами участвующих в соглашении субъектов.
1. Сидоров В.А. Государственно'-частные партнерства в инновационной сфере. М., 2004. С. 89.
2. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2005. № 4. С. 18.
3. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М., 2006. С. 40.
Поступила в редакцию 10.04.2008 г.
Podrezova Y.A. State-private partnership as a framework for interaction between the sate and private sector of economy. The article examines the main features of state-private partnership that distinguish it from other forms of relations between the state and private business.
Key words: state-private partnership, responsibility of partners, features of state-private partnership, models of state-private partnership, risks, social and economic projects.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОРПОРАЦИЙ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
М.В. Лоскутова, Е.Н. Висельская
В статье исследуются вопросы возможного роста эффективности социальной ответственности российских корпораций. К числу слагаемых социальной ответственности корпораций отнесено формирование эффективного рынка труда, предоставление социальных услуг работникам и жителям региона, благотворительная деятельность, участие в политической жизни и формировании управленческой элиты, развитие предпринимательской культуры и делового климата.
Ключевые слова: корпорация, социальная ответственность, устойчивое экономическое развитие.
Социальная ответственность компаний означает добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие регионов присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем, за удовлетворение жизненно важных социальных потребностей населения. Концепция социальной ответственности корпораций в глобальной экономике стала разрабатываться в 90-х гг. XX в. Причины этого таковы.
Во-первых, стало ясным, что экономическая мощь транснациональных корпораций нередко превосходит ресурсы национальных
государств и тем более региональных органов власти [1].
Во-вторых, социальные инициативы
крупных корпораций, благодаря их организованности преобразуют социальное развитие регионов и целых стран [2].
В-третьих, поведение корпораций определяет деловой климат и финансовую устойчивость в стране и регионе, рыночную капитализацию фондового рынка и конкурентоспособность региональной и национальной экономики. Репутация крупных корпораций, их информационная открытость определяет инвестиционный климат в стране и регионе [3].
З5