Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государственного и частного секторов экономики'

Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государственного и частного секторов экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАРТНЕРОВ / РИСКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / RESPONSIBILITY OF PARTNERS / FEATURES OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / MODELS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / RISKS / SOCIAL AND ECONOMIC PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подрезова Юлия Александровна

Рассматриваются основные черты государственно-частного партнерства, отличающие его от других форм отношений государственного и частного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-private partnership as a framework for interaction between the sate and private sector of economy

The article examines the main features of state-private partnership that distinguish it from other forms of relations between the state and private business.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государственного и частного секторов экономики»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ

Ю.А. Подрезова

Рассматриваются основные черты государственно-частного партнерства, отличающие его от других форм отношений государственного и частного бизнеса.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, черты государственно-частного партнерства, модели государственно-частного партнерства, ответственность партнеров, риски, социальноэкономические проекты.

По мере становления рыночных отношений в России появляются новые экономические явления, которые были ранее неизвестны для нашей страны. Среди таких явлений можно назвать государственно-частное партнерство (ГЧП), механизм которого в последнее время властные структуры стремятся внедрять, прежде всего, для инфраструктурных преобразований. ГЧП является одной из форм реализации экономических интересов структур государственной власти и бизнеса в удовлетворении разнообразных общественных потребностей.

В последнее время тенденции к усилению взаимодействия между государственными структурами и частными капиталами проявляются все отчетливее. Основной причиной, побуждающей государство (его интерес) к отмеченному взаимодействию, является стремление привлечь на предприятия отдельных отраслей (прежде всего инфраструктурных) дополнительные финансовые средства и снизить нагрузку на государственный бюджет при реализации государственно-частного партнерства.

Кроме указанной основной причины, обусловливающей необходимость государственно-частного партнерства, следует назвать также и такие причины, как:

- необходимость привлечения инвестиций для развития инфраструктуры;

- необходимость повышения эффективности управления компанией;

- необходимость обеспечения конкурентоспособности на внешних рынках;

- высокое стратегическое и оборонное значение;

- высокое экономическое и социальное значение.

Под государственно-частным партнерством современные исследователи понимают:

- институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей [1];

- институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных. Но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности, научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР), до обеспечения общественных услуг [2].

Термин государственно-частное партнер -ство в его европейском понимании подразумевает институциональное и организационное взаимодействие между государством и частным капиталом, направленное на разработку и реализацию проектов (как правило, имеющих большое социально-экономическое значение), осуществляемое чаще всего в инфраструктурных отраслях национальной экономики, в целях реализации интересов государства, частных компаний и удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

Государственно-частное партнерство получило широкое распространение за рубежом и, прежде всего, в Западной Европе. В результате такого партнерства были реализованы такие известные проекты, как строительство Евротоннеля под проливом Ла-Манш, национальных аэропортов в Гамбурге и Варшаве, отдельных веток лондонского метро и др.

Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основные черты ГЧП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса, заключаются в следующем:

- определенные, а в ряде случаев и достаточно длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10-15 до 20 и более лет, в случае концессий - до 50 лет). Временная ограниченность четко соблюдается: проекты обычно создаются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры и т. п.), который должен быть завершен к определенному сроку;

- специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами (нередко значительными), или же совместное инвестирование нескольких участников;

- реализация партнерских отношений в условиях конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит конкурентная борьба между несколькими потенциальными участниками;

- специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиции интересов общества и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг за реализацией проектов, а частные партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта - разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, реализация услуг потребителям;

- разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон [3].

В странах Европейского Союза проблемами содействия, финансирования и мониторинга государственно-частного партнерства занимается ряд генеральных дирекций под эгидой Комиссии ЕС. Широко практикуется содействие в финансировании проектов со стороны ряда крупных европейских финансовых институтов. Поддержкой проектов государственно-частного партнерства занимаются также структуры Европейского банка реконструкции и развития и европейская группа Всемирного банка.

В отдельных странах также действуют системы поддержки инициативных совместных проектов государственного и частного бизнеса. Например, немецкая модель государственно-частного партнерства характеризуется рядом особенностей:

- сильная государственная поддержка на всех уровнях;

- участие государственного сектора основывается на федеральных законах и законах федеральных земель;

- широко практикуется выделение дотаций бюджетам федеральных земель;

- практикуются целевые дотации и кредитование по конкретным инвестициям;

- финансовую поддержку по инвестициям оказывают как федеральные земли, так и местное самоуправление.

В России имеется огромный, мало используемый пока потенциал государственночастного партнерства в ряде капиталоемких отраслей экономики, в региональном и местном хозяйстве, в сфере мелкого и среднего бизнеса. Желание государства привлекать частные средства для реализации инфраструктурных проектов вполне понятно: бюджету такие проекты не потянуть, к тому же бизнес берет на себя часть забот об эксплуатации объекта. Взамен инвесторам обещают максимальное содействие и стабильный доход. Но представители бизнеса пока затрудняются оценивать перспективы этой формы партнерства. Более того, многие высказывают сомнения в ее реальном существовании.

Несмотря на трудности, с которыми сталкивается государственно-частное партнерство в современной России, государство заинтересовано в развитии этого партнерства по следующим причинам:

- сохраняется государственный контроль за деятельностью компаний;

- появляется возможность привлечения значительных частных инвестиций;

- привлечение частного капитала в сочетании с внедрением современных методов корпоративного управления приводит к повышению эффективности работы компаний.

Частный капитал в результате государственно-частного партнерства реализует ряд своих интересов:

- появляется возможность участия в осуществлении проектов, которые, как правило, характеризуются высокой прибыльностью;

- появляется возможность участия в управлении деятельностью компаний. При этом необходимо отметить, что участие государства в основном капитале способствует стабильности компании, ее политической

поддержке, обеспечению высокого уровня конкурентоспособности компании как на внутреннем, так и на мировом рынках.

В России специфика государственночастного партнерства только складывается и во многом пока еще носит декларативный характер. Это касается, прежде всего, ответственности сторон. Так, например, заключение концессионных договоров, зачастую, сопровождается длительным соглашением сторон и многоступенчатыми утверждениями со стороны государственных органов. Кроме того, заключение соглашений о партнерстве может вступать в противоречие с существующими нормативными актами, определяющими институциональную среду в России и относящимися к деятельности разных федеральных агентств, не участвующих напрямую в данном соглашении. Все это приводит к тому, что соглашение не может работать в полную силу и это порождает проти-

воречия между интересами участвующих в соглашении субъектов.

1. Сидоров В.А. Государственно'-частные партнерства в инновационной сфере. М., 2004. С. 89.

2. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2005. № 4. С. 18.

3. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М., 2006. С. 40.

Поступила в редакцию 10.04.2008 г.

Podrezova Y.A. State-private partnership as a framework for interaction between the sate and private sector of economy. The article examines the main features of state-private partnership that distinguish it from other forms of relations between the state and private business.

Key words: state-private partnership, responsibility of partners, features of state-private partnership, models of state-private partnership, risks, social and economic projects.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОРПОРАЦИЙ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

М.В. Лоскутова, Е.Н. Висельская

В статье исследуются вопросы возможного роста эффективности социальной ответственности российских корпораций. К числу слагаемых социальной ответственности корпораций отнесено формирование эффективного рынка труда, предоставление социальных услуг работникам и жителям региона, благотворительная деятельность, участие в политической жизни и формировании управленческой элиты, развитие предпринимательской культуры и делового климата.

Ключевые слова: корпорация, социальная ответственность, устойчивое экономическое развитие.

Социальная ответственность компаний означает добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие регионов присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем, за удовлетворение жизненно важных социальных потребностей населения. Концепция социальной ответственности корпораций в глобальной экономике стала разрабатываться в 90-х гг. XX в. Причины этого таковы.

Во-первых, стало ясным, что экономическая мощь транснациональных корпораций нередко превосходит ресурсы национальных

государств и тем более региональных органов власти [1].

Во-вторых, социальные инициативы

крупных корпораций, благодаря их организованности преобразуют социальное развитие регионов и целых стран [2].

В-третьих, поведение корпораций определяет деловой климат и финансовую устойчивость в стране и регионе, рыночную капитализацию фондового рынка и конкурентоспособность региональной и национальной экономики. Репутация крупных корпораций, их информационная открытость определяет инвестиционный климат в стране и регионе [3].

З5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.