Научная статья на тему 'Актуальность государственно-частного партнерства на современном этапе развития экономики России'

Актуальность государственно-частного партнерства на современном этапе развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5197
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / CHARACTERISTICS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / FORMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко Елена Павловна

Исследуется актуальность государственно-частного партнерства на современном этапе развития экономики России. Анализируются основные черты и особенности государственно-частного партнерства. Раскрываются причины мотивации государства к участию в нем. Рассматриваются современные формu государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Предлагается их эффективное применение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT IMPORTANCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AT PRESENT STAGE OF RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT

The author examines the current importance of public-private partnership at the present stage of Russian economy development, analyzes the key features and characteristics of public-private partnership (PPP), explains the reasons motivating the state incentive to participate in PPP, studies the current forms of public-private partnership in the Russian Federation and suggests their efficient implementation.

Текст научной работы на тему «Актуальность государственно-частного партнерства на современном этапе развития экономики России»

УДК 334.723 Е.П. РАДЧЕНКО

ББК 65.292 аспирант Российской академии государственной службы

при президенте РФ, г. Москва e-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Исследуется актуальность государственно-частного партнерства на современном этапе развития экономики России. Анализируются основные черты и особенности государственно-частного партнерства. Раскрываются причины мотивации государства к участию в нем. Рассматриваются современные формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Предлагается их эффективное применение.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, черты государственно-частного партнерства, формы государственно-частного партнерства, реализация государственно-частного партнерства.

E.P. RADCHENKO

post-graduate student, Russian Academy of Public Administration under the President of the RF, Moscow e-mail: [email protected]

CURRENT IMPORTANCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AT PRESENT STAGE OF RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT

The author examines the current importance of public-private partnership at the present stage of Russian economy development, analyzes the key features and characteristics of public-private partnership (PPP), explains the reasons motivating the state incentive to participate in PPP, studies the current forms of public-private partnership in the Russian Federation and suggests their efficient implementation.

Keywords: public-private partnership, characteristics of public-private partnership, forms of public-private partnership, public-private partnership implementation.

На современном этапе развития мировой экономики многие государства обращаются к необходимости налаживания государственно-частного партнерства (ГЧП).

Данная форма сотрудничества возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые государство традиционно несет большую ответственность: объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктуры), ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, жилищно-коммунальное хозяйство и др.

Государству, безусловно, сложно отказаться от контроля в стратегических областях, однако для обеспечения сохранения и поддержания работоспособности входящих в

них объектов недостаточно финансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Требуется привлечение дополнительного капитала, который поступает посредством реализации форм сотрудничества государства и частного бизнеса.

Опыт передовых зарубежных стран отражает возможность выделения основных черт ГЧП, которые отличали бы его от других форм взаимодействия государства с бизнесом.

Данные отличия заключаются в следующем:

- четкие и длительные сроки действия соглашений о партнерстве;

- совместные проекты под конкретный объект с определенными датами завершения;

© Е.П. Радченко, 2012

- специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников;

- наличие конкуренции: реализация партнерских отношений в условиях конкурсной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит конкурентная борьба между несколькими потенциальными участниками;

- нестандартные формы ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиции интересов общества и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта — разработки, финансирования, строительства и эксплуатации, управления и реализации услуг потребителям;

- распределение рисков между участниками проектов на договорной основе [2].

Особенность государственно-частного партнерства заключается в том, что оно, выступая в качестве публичного управления экономикой, имеет институциональный характер и является организационно-экономическим фактором сотрудничества власти и частного сектора, обеспечивающим социально-экономический рост, сбалансированность и пропорциональность развития страны (региона, территории).

Можно выделить две основные причины мотивации государства к участию в ГЧП:

1. Стремление привлечь частный капитал в решение глобальных стратегических и социально значимых задач, увеличив таким образом финансирование этих проектов.

2. Желание существенно повысить эффективность государственных издержек на менеджмент данных проектов за счет усилий и возможностей партнеров из частного бизнеса.

Таким образом, в российской практике на протяжении последних 10-15 лет вырабатывалась определенная схема взаимоотношений между государством и бизнесом.

Современное партнерство в рамках ГЧП строится на основании взаимовыгодной кооперации государственных и частных структур, создаваемых под определенные цели и опирающихся на соответствующие договоренности сторон. Как свидетельствует

мировой опыт ГЧП, мера конкретного участия государства и частного бизнеса и условия их сочетания могут существенно различаться. Так, частный компонент в партнерствах может выступать в качестве одной из сторон контракта (чаще всего это контракты на поставку товаров и услуг для государственных нужд, на предоставление технической помощи, на управление), когда права собственности жестко разделены [1].

В Российской Федерации государственночастное партнерство предусматривает многообразные формы и способы реализации. К основным способам реализации можно отнести:

- концессионные соглашения;

- государственные контракты (административные договоры на оказание услуг или выполнение работ по заказу государства);

- арендные отношения, аренду государственного имущества (долгосрочную аренду, аренду с обязательствами, договоры на управление);

- финансовую аренду (лизинг);

- государственно-частные предприятия (совместные предприятия);

- совместные инфраструктурные фонды прямых инвестиций, приватизацию.

Рассмотрим подробнее наиболее востребованные в России формы ГЧП:

1. Акционирование. Подразумевает управление предприятием, находящимся в государственной или муниципальной собственности, как частным предприятием с использованием тех же механизмов стимулирования персонала и руководства, которые применяются в частном секторе. Примером такого предприятия может служить акционерное общество, в котором государству принадлежит контрольный пакет и которое публикует отчет о прибылях и убытках, баланс предприятия и отчет о движении денежных средств, что позволяет получать четкое представление о финансовом положении предприятия и обнаруживать случаи неэффективного использования капитала (счета обычных государственных предприятий не так прозрачны, из-за чего сложнее выявлять случаи неэффективного использования средств или должным образом стимулировать руководителей).

2. «.Результативный контракт» (performance contract). Это договор на предо-

ставление услуг, контракт на управление, контракт на эксплуатацию и техническое обслуживание (O&M): виды соглашений, в которых частная компания предоставляет услуги государственному предприятию/кон-цеденту (например, услуги по управлению, более эффективной организации выставления счетов, сбору платы, маркетингу), при этом оплата услуг зависит от достижения определенных соглашением результатов.

3. Франчайзинг, кооперативы, соглашения о совместной деятельности. Подразумевают использование знаний и репутации опытной компании-оператора местной компанией с ее персоналом и ресурсами.

4. BOT (Build-Operate-Transfer — «стро-ительство-эксплуатация-передача»), BOOT (Build-Own-Operate-Transfer — «строительст-во-владение-эксплуатация-передача»), DBFO (Design-Build-Finance-Operate — «про-ектирование-строительство-финансирова-ние-эксплуатация»), DCMF (Design-Construct-Management-Finance — «проектирование-строительство-управление-финансирова-ние»), IPP (Independent Power Producer — «независимые энергетические компании»), BOO (Build-Own-Operate — «строительст-во-владение-эксплуатация»). Схожие формы соглашений, в рамках которых проектная компания осуществляет строительство (или ремонт/реконструкцию), эксплуатацию объекта, а также предоставляет услуги публичному предприятию или поставщику услуг (например, региональному государственному органу здравоохранения), или конечному потребителю. В качестве примера можно привести выработку электроэнергии, очистку воды, автомобильную дорогу, больницу и другие проекты. Созданный объект инфраструктуры может быть передан или не передан государству по истечении определенного времени, указанного в контракте (на что иногда указывает аббревиатура «Т» — передача («Transfer»).

5. Договор аренды, аффермаж, концессия. Обычно такие договоры предусматривают оказание услуг проектной компанией непосредственно потребителям и отличаются друг от друга отношениями по поводу объекта соглашения: осуществляет ли компания инвестиции в новые активы (так, в случае аф-фермажа такая ответственность со стороны проектной компании не предусматривается),

а также тем, имеет ли проектная компания права собственности на вновь созданные активы. Так, обычно в концессионном соглашении право собственности на новые активы принадлежит проектной компании.

Среди наиболее серьезных предприятий, с которыми инициатором конкретных проектов ГЧП в России приходится сталкиваться на различных этапах их реализации, отмечаются, в частности, следующие:

- отсутствие у России внятной стратегии инновационного развития (идет постоянная смена концепций развития инновационного бизнеса в России: если ранее Минобрнауки и Мининформсвязи пропагандировали концепцию «выращивания частного бизнеса» на основе технопарков и бизнес-инкубаторов, то сегодня — чрезмерное увлечение финансовыми институтами развития);

- отсутствие централизованного государственного органа, который выступал бы в качестве координатора и диспетчера проектов ГЧП, реализуемых на федеральном и региональном уровне;

- неэффективность действующей системы государственного заказа на один бюджетный год;

- отсутствие необходимых полномочий по ведению хозяйственной деятельности у государственных ведомств, выступающих в качестве одной из сторон партнерских отношений с частным бизнесом;

- несовершенство российского законодательства [4].

Для эффективного применения конкретных форм и схем реализации ГЧП необходимо выполнить, как минимум, следующие условия:

1. Обеспечить постановку правильного (адекватного) управления процессом планирования, установления и реализации конкретных форм, схем и разновидностей ГЧП в целом и управления информацией, связанной с этими вопросами, в особенности.

2. Учитывать социальную составляющую. На примере опыта Канады, Великобритании, Франции и других стран становится очевидно, что вопросы государственно-частного партнерства могут привести к значительным социальным осложнениям и существенному недовольству избирателей политикой органов публичной власти. Любой проект осуществления ГЧП надо очень правильно социально объяснять и обосновывать.

3. Все процедуры установления и реализации любого конкретного проекта на условиях государственно-частного партнерства должны быть максимально прозрачными. Только так можно добиться доверия населения и инвесторов, без которого реализация эффективного государственно-частного партнерства просто невозможна.

4. Важно для создания государственно-частного партнерства наличие полной, исчерпывающей и однозначной законодательной и иной нормативной правовой базы. Если имеются законодательные пробелы или правовые коллизии в регулировании взаимодействия государственных структур и частных инвесторов в конкретной сфере по поводу конкретных предметов и объектов отношений, существенно значимых для осуществления государственно-частного партнерства, то риски могут стать трудно измеримыми и запредельными для экономических условий проекта, вследствие чего вряд ли возможно

будет обеспечить необходимую инвестиционную привлекательность проекта и требуемую социально-экономическую эффективность его реализации.

Разнообразные формы партнерства обеспечат эффективные решения в области реформирования естественных монополий, в расширении практики соглашений о разделе продукции, помогут быстрее решить проблемы улучшения производственной и социальной инфраструктуры [3].

Россия обладает огромным потенциалом государственно-частного партнерства в ряде капиталоемких отраслей экономики, в региональном и местном хозяйстве, в сфере мелкого и среднего бизнеса. Разнообразие мировых концептуальных подходов, форм, методов и конкретных механизмов государственно-частного партнерства могут быть использованы при решении ряда важных задач современной экономической политики России.

Список использованной литературы

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М, 2005.

2. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М., 2006.

3. Кеслер А.Я. Экономические основы государственно-частного партнерства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007.

4. Саванкова Н.Е. Развитие государственно-частного партнерства в новых членах Европейского союза — странах Восточной и Центральной Европы // Экономические науки. 2008. № 45 (август). С. 14—22.

Refeгenses

1. Varnavskii У^. Ра^е^уо gosudarstva і chastnogo sektora: ^гту, ргоеИу, шкк М, 2005.

2. Gosudarstvo і biznes: institutsional'nye aspekty. М., 2006.

3. К^ієг А^а. Ekonomicheskie osnovy gosudarstvenno-chastnogo ра^е^уа: ау^е^ dis. ... каг^. еко^ наик. М., 2007.

4. Savankova ^Е. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo ра^е^уа V поуу^ ^^аМ Evropeiskogo soyuza — stranakh Vostochnoi і Tsentral'noi Еугару // Ekonomicheskie наиИ. 2008. № 45 (avgust). S. 14—22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.