РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Е. Н. БУШУЕВА
В данной статье рассмотрены основные возможности использования государственночастного партнерства в предпринимательской деятельности. Раскрыты основные формы государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, предпринимательство, государство.
Современные экономические условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научнотехнического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т. д. Современный этап развития России характеризуется формированием инновационного общества, т. е. построением экономики, основанной на генерации, распространении и использовании знаний.
За годы реформирования были определены приоритетные направления социально-экономической политики государства на ближайшие десятилетия, в соответствии с которыми основное внимание уделяется сферам, определяющим качество жизни граждан, такие как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, жилищное стро-ительство. Иными словами, развитие страны на современном этапе направлено на сглаживание накопившихся диспропорций в социальной сфере.
Развитие социальной сферы российской экономики требует не просто инвестиций, необходимых для ее поддержания, но коренной модернизации всей системы хозяйственных отношений в данной сфере при сохранении жесткого контроля со стороны государства, необходимость которого обусловлена высокими требованиями к качеству оказания образовательных услуг, услуг здравоохранения и прочих социальных услуг. При этом, одной из эффективных форм интеграции частного и государственного капитала выступает государственночастное партнерство (ГЧП), позволяющее реализовать имеющийся потенциал частной структуры с более высокой социальной эффективностью при
условии гарантий и обязательств, взятых на себя государством.
Некоторые авторы рассматривают ГЧП как:
- ресурсный компонент (объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественных услуг);
- стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг [1].
Участниками ГЧП являются: государство, муниципалитет, предпринимательские структуры, банки и институты развития.
Соответственно основной целью создания ГЧП является финансирование капиталоемких или малоприбыльных отраслей экономики. В результате государство реализует свои интересы в области роста объемов и улучшения качества предоставляемых услуг инфраструктурных и социально ориентированных отраслей населению и экономическим агентам. В свою очередь, предпринимательские структуры стремятся максимизировать прибыль. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.
Инвестиционными целями ГЧП со стороны государства выступают:
- максимальная отдача на вложенные средства;
- повышение эффективности управления инфраструктурой;
- «тратить для того, чтобы экономить в
будущем»;
- концентрация инвестиций в ключевых для населения проектах в сфере общественного сектора;
- передача рисков в частный сектор;
- привлечение частных инвестиций для осуществления приоритетных проектов инфраструктуры и социальной сферы;
- стимулирование развития инноваций посредством конкуренции;
- введение объектов в эксплуатацию в срок [4].
На сегодняшний день существует несколько
форм ГЧП, применяемых в России:
1. Контракты - это административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности.
2. Аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга имеет своей особенностью передачу частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату.
3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение.
4. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все же отлична от нее. Различия заключаются, прежде всего, в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером. Соглашения о разделе продукции применяются главным образом в сфере поисков, разведки и добычи минерального сырья и проведения других, связанных с этим работ.
5. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон [2].
На сегодняшний день в нашей стране накопился огромный потенциал государственночастного партнерства в ряде капиталоемких отраслей экономики, в региональном и местном хозяйстве, а также в сфере малого и среднего бизнеса. Накопленный мировой опыт механизмов государственно-частного партнерства вполне может быть использован при решении ряда важных задач современной экономической политики.
В России формирование института государственно-частного партнерства относят к 2004 г. Отечественный опыт реализации государственночастного партнерства преимущественно связан с инфраструктурными проектами, тогда как за рубежом типичными сферами реализации государственно-частного партнерства являются транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, телекоммуникации, экологические проекты, финансовая сфера, социальная сфера.
В современных российских условиях государство начало разрабатывать эффективные схемы взаимодействия государственного и частного капиталов, пытаясь адаптировать многообразный опыт Запада к российским особенностям и реалиям.
В свою очередь, наиболее оправданным государственное участие в ГЧП является:
- в сфере государственных полномочий, по которым государство несет расходные обязательства;
- в сферах, где государство несет ответственность за организацию функционирования объектов инфраструктуры (и зачастую является их собственником), но не несет расходных обязательств (коммунальная, транспортная инфраструктура и т. п.);
- в сферах, которые не относятся непосредственно к ведению публичных органов власти, но которые являются приоритетным и с точки зрения социально-экономического развития страны.
Имеющийся к настоящему времени опыт, наличие форм и методов ГЧП позволяют передавать часть правомочий собственника частному сектору при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности.
Как показывает общемировая практика, стимулирование властью государственного частного партнерства, по крайней мере на начальных стадиях его развития, - первичное базовое условие распространения этой формы взаимодействия государства и бизнеса, в том числе в социальной сфере.
Целесообразность использования механизмов государственного частного партнерства в социальной сфере РФ обусловливается высокими потребностями во внебюджетных средствах и использовании эффективных методов управления для повышения обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.
Таким образом, сегодня возникла острая необходимость развития ГЧП в социальной сфере, что обусловлено:
- стратегией государства на средне- и долгосрочную перспективу, в которых приоритетную
роль играют отрасли и виды деятельности социальной сферы, сотрудничество органов власти и предпринимательства;
- недостаточностью государственного финансирования социальной сферы. Бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования, в том числе национальных проектов, не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, что обусловливает необходимость привлечения ресурсов предпринимательских структур;
- необходимостью внедрения современных методов управления;
- негативными последствиями от приватизации объектов социальной сферы. В данной ситуации ГЧП, с одной стороны, позволяет привлечь ресурсы субъектов предпринимательской деятельности, с другой - сохранить контроль и надзор государства за оказанием социально значимых услуг в объеме, необходимом населению, структурой и качеством, что позволит отчасти решить данную проблему;
- защитой интересов предпринимателей, участвующих в ГЧП;
- прогнозированием сотрудничества государства и предпринимательской структуры на срок действия соглашения, в том числе на долгосрочную перспективу. Создание крупных компаний федерального, регионального уровня, стабильное развитие финансовой и банковской системы дают возможность привлечения в проекты дополнительных финансовых средств на различные горизонты планирования.
В 2010 г. Центр развития государственночастного партнерства совместно и Министерство регионального развития РФ разработали новую модель координации регионального развития, цель которой заключается в поддержке регионов в структурировании и определении приоритетных инфраструктурных проектов и привлечении внебюджетного финансирования для их реализации.
На сегодняшний день Центр производит сопровождение по 29 объектам ГЧП с общим объемом финансирования более 150 млрд руб. Проекты охватывают различные сферы инфраструктуры, среди них:
- транспортная инфраструктура;
- промышленная инфраструктура;
- инфраструктура переработки твердых бытовых отходов;
- инфраструктура объектов социальной сферы и туризма;
- жилищно-коммунальная инфраструктура и энергосбережение [6].
Осуществляемые проекты реализуются в 12 субъектах РФ, в таких округах, как Центральном, Северо-Западном, Уральском и Сибирском.
Таким образом, зачастую социальные проекты ГЧП реализуются в образовательной отрасли. На сегодняшний день механизмы ГЧП наиболее часто применяются для строительства, реконструкции и эксплуатации школ и детских садов, при этом практически не существует проектов ГЧП в высшем образовании.
Следует отметить, что наиболее масштабный проект ГЧП в образовании реализуется в Ханты-Мансийском автономном округе. Целевая программа «Новая школа Югры на 2010-2013 гг. и до 2015 г.» была запущена постановлением правительства округа №160-п от 8 июля 2010 г. в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Программа предусматривает создание условий для государственно-частного партнерства в целях обеспечения доступности услуг в области дошкольного образования, а также поддержку деятельности организаций малого и среднего бизнеса в области дошкольного образования и реализацию учреждениями образования мер по повышению энергетической эффективности [5]. Так в рамках названной программы к 2012 г. планируется реконструировать и ввести в эксплуатацию 168 объектов (детские сады, школы, учреждения среднего профессионального образования). В соответствии с данной программой планируется строительство общежитий и комбинатов школьного питания.
Кроме того, пилотные проекты на основе ГЧП в социальной сфере реализуются в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, Вологодской области, Старом Осколе и других городах.
Количество проектов в сфере образования на основе механизмов ГЧП увеличивается с каждым годом. Так, в стадии планирования и подготовки технической документации находятся образовательные проекты Архангельской, Калининградской и Кировской областей, Республики Татарстан, Хабаровского края, Самары и ряда других регионов и муниципальных образований. Повсеместное использование механизмов государственно-частного партнерства в образовании будет способствовать социально-экономическому развитию России.
Помимо образования, важные изменения в развитии государственно-частных партнерств в России произошли в области культуры.
В нашей стране в недалеком прошлом началась реализация такого проекта в Санкт-Петербурге. Власти и бизнес взяли на себя роль партнеров в решении остро стоящих культурных проблем, кото-
рые давно уже требовали решения. Например, в Санкт-Петербурге сложилось благоприятное для инвесторов законодательство. Закон Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга для строительства и реконструкции» делает возможным реализацию в Санкт-Петербурге инвестиционных проектов по принципу государственно-частного партнерства. Нормативная база позволяет правительству города предоставлять объекты недвижимости для реализации стратегических инвестиционных проектов и снижать суммы денежных средств, перечисляемых в бюджет по инвестиционным условиям. Вне зависимости от того, станет ли в ближайшее время реальностью приватизация памятников, инвесторы получат весьма широкие возможности использования объектов культурного наследия на принципах ГЧП на основе закона о концессионных соглашениях, который уже вступил в силу [3].
Кроме того, в сегодняшней России необходимо использовать государственно-частные партнерства в сфере жилищно-коммунальных хозяйств как в сфере, наиболее значимой с точки зрения остроты социальных проблем.
Развитие механизмов государственного частного партнерства в социальной сфере необходимо расширить за счет:
- заключения договоров на реализацию совместных проектов в социальной сфере, а также участия в конкурсах на получение российских и международных грантов;
- создания центров передовых исследований, совместных испытательных центров, деятельность которых направлена на развитие социальной сферы;
- активизации взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов исследований и разработок, а также передачи технологий в социальную сферу.
Таким образом, с целью дальнейшего развития ГЧП в социальной сфере необходимо создать такие условия, при которых частные инвестиции находили бы кратчайший путь к рынку социальных услуг и без дополнительных усилий могли вливаться в проекты по развитию социальной инфраструктуры. Именно здоровая конкуренция в социальной сфере может сыграть свою уникальную роль в процессе повышения качества услуг для населения.
Литература
1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005.
2. Каданя А. Я. Партнерство государственного и частного капиталов: мат-лы научн. конф. студ., аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., 2005.
3. Каданя А. Я. Партнерство между государственными и частными структурами // Экономические науки. № 7. 2007.
4. Приоритетные национальные проекты и государственно-частное партнерство: мат-лы конф., М., 2006.
5. Сорокин А. Бизнес пришел в детские сады // Российская Бизнес-газета. URL: http://pppcenter.ru
6. URL: http://pppcenter.ru/ru/activities/projects
* * *
DEVELOPMENT OF BUSINESS ACTIVITY IN RUSSIA: POSSIBILITIES OF USE OF THE STATE - PRIVATE PARTNERSHIP TOOL
Ye. N. Bushuyeva
In this article the main possibilities of state-private partnership use in business activity are considered. The main forms of state - private partnership are opened.
Key words: state - private partnership, business, the state.