О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
А. М. БЛУДОВ
Статья посвящена обоснованию роли государственно-частного партнерства (ГЧП) не только как перспективного направления развития бизнеса в современной России, но и как инструмента развития социальной сферы в целом, необходимого условия обеспечения высокого уровня оказания социальных услуг населению.
Ключевые слова: предпринимательство, социальная сфера, государственно-частное партнерство.
При формировании социально-экономической политики и стратегии государства в качестве ключевых целей и задач российской экономики выделено обеспечение высокого уровня и качества жизни российских граждан, в том числе и за счет развития таких социально значимых сфер жизни, как образование, здравоохранение и жилищное строительство. Однако спектр проблем, накопившихся в социальной сфере России за период радикального реформирования экономики, достаточно широк и требует вложений не просто в модернизацию социальных объектов, но и зачастую их полного восстановления, что приводит к ежегодному росту финансовых обязательств государства в части развития социальной сферы, которых, однако, не достаточно для решения всего спектра социальных проблем.
Решению данной проблемы может и должно способствовать привлечение частных капиталов в реализацию проектов в социальной сфере, причем именно в социальной сфере одной из наиболее эффективных форм интеграции частного и государственного капитала может служить государственно-частное партнерство.
Однако, как отмечает председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства П. Л. Селезнев, для социальной сферы существуют ряд общих проблем, препятствующих эффективному распространению механизма госудаственно-частного партнерства в данной сфере. Во-первых, это дефицит ресурсов, необходимых для модернизации объектов социального назначения. Во-вторых, нехватка квалифицированных управленческих кадров на различных уровнях социальной сферы. При этом не следует
забывать, что для России ГЧП - это новая форма взаимодействия, которая медленно приживается на практике особенно в социальной сфере. В данном контексте возникает острая необходимость в стимулировании запуска пилотных проектов с привлечением внебюджетных источников финансирования социальной сферы. В первую очередь, это модернизация имеющихся объектов социальной сферы, строительство новых объектов, отвечающих современных требованиям, а также передача управления имущественным комплексом [5].
Тем не менее, несмотря на трудности, именно социальная сфера является одной из наиболее перспективных отраслей для развития государственно-частного партнерства в России, поскольку большинство проектов в данной сфере носит локальных характер, наиболее приемлемый для реализации ГЧП, кроме того, именно механизм ГЧП упрощает процедуру контроля за выполнением социальной цели и тем самым дает возможность предпринимательским структурам осуществлять свою деятельность; низкая инвестиционная привлекательность объектов социальной сферы обусловливает необходимость предоставления дополнительных гарантий и льгот со стороны государства в процессе формирования и функционирования объекта ГЧП, для привлечения предпринимательских структур в данную сферу (например, государство несет ответственность за осуществление возложенных на него социальных функций, в свою очередь, бизнес является определенным источником развития и приращения общественного благосостояния. Такое взаимодействие частного и государственного капиталов носит название государственно-частное партнерство, под
которым следует понимать сотрудничество государственного и частного секторов с целью реализации проектов в области инфраструктуры, внедрения инноваций и оказания общественных
услуг [3]).
Традиционно государственно-частное партнерство рассматривается как:
- ресурсный компонент (объединение имеющихся материальных и нематериальных ресурсов общества и предпринимательских структур на долговременной и взаимовыгодной основе с целью создания общественных благ (благоустройство территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (образование, здравоохранение, социальная защита и т.д.);
- стратегический альянс между государством и предпринимательскими структурами для реализации запланированных проектов, имеющих социальную значимость, таких как: развитие промышленности и сферы НИОКР, оказание общественных услуг [2].
Именно государственно-частное партнерство, с одной стороны, позволяет использовать имеющийся потенциал частной структуры с целью достижения высокой социальной эффективности (удовлетворение потребностей во внебюджетных средствах, реализация эффективных методов управления, повышение уровня обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства в сочетании с повышением их качества), а с другой - дает возможность государству обеспечивать гражданам те социальные гарантии и обязательства, которые предопределены Конституцией РФ.
Традиционными задачами, которые ставит перед собой государство при создании государственно-частного партнерства, служит нахождение источников финансирования капиталоемких или малоприбыльных отраслей экономики. В результате государство реализует свои интересы в области роста объемов и улучшения качества предоставляемых услуг инфраструктурных и социально ориентированных отраслей населению и экономическим агентам. В свою очередь, предпринимательские структуры стремятся максимизировать прибыль. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом [1].
Более того, именно механизм ГЧП позволяет государству осуществлять свои непосредственные функции, связанные с контролем и регулированием предпринимательской деятельности в соци-
альной сфере с целью соблюдения общественных интересов.
В целом же государственно-частному партнерству присущи специфические черты, отличающие его от других форм взаимоотношений государства и предпринимательских структур:
- строго определенные сроки действия договоров о партнерстве. Зачастую эти сроки могут достигать 10-15 лет и более, а в случае концессионных соглашений и 50 лет. Как правило, проекты ГЧП создаются для реализации конкретного проекта (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры), который должен быть завершен к установленному сроку;
- финансирование проектов осуществляется за счет предпринимательских структур, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников;
- наличие конкурентной среды, подразумевающее борьбу за контракт или концессию между несколькими потенциальными предпринимателями;
- распределение ответственности между партнерами соглашения: государство несет ответственность за постановку цели проекта, с точки зрения реализации общественных интересов, определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет контроль за реализацией проекта. В свою очередь, в соответствии с соглашением на партнера возлагается ответственность за оперативную деятельность на разных стадиях проекта;
- разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон [4].
В современной России зарождение государственно-частного партнерства приходится на 2004 г., причем его развитие было преимущественно направлено на реализацию инфраструктурных проектов. В настоящее же время государство начало разрабатывать эффективные схемы взаимодействия государственного и частного капиталов, пытаясь адаптировать многообразный опыт Запада к российским особенностям и реалиям и распространить механизм ГЧП на другие перспективные сферы социально-экономической жизни общества.
Так традиционно, наиболее перспективными и оправданными видами деятельности, в которых целесообразно построение механизма ГЧП, выступают те сферы:
- где государство несет расходные обязательства в соответствии со своими обязательствами и полномочиями;
- которые являются приоритетным для социально-экономического развития страны, но не относятся к непосредственному ведению органов государственной власти;
- где государство не несет расходных обязательств (коммунальная, транспортная инфраструктура и т. п.), но обязано обеспечивать эффективную организацию функционирования объектов инфраструктуры.
Как показывает мировой опыт, необходимым условием развития и распространения государственно-частного партнерства является активная поддержка государством данного механизма взаимодействия государства и бизнеса, в том числе в социальной сфере.
Однако в России крайне ограничены сферы использования ГЧП. На сегодняшний день ГЧП преимущественно реализуется в транспортной, инфраструктурной области. При этом социальная сфера России нуждается в финансовых ресурсах, применении современных методов управления, а также внедрении передовых технологий оказания услуг. Имеющиеся на сегодняшний день бюджетные и внебюджетные средства не позволяют должным образом удовлетворять имеющиеся потребности, в связи с чем возникает острая необходимость привлечения инвестиций и имеющихся компетенций предпринимательских структур [5].
Тем не менее, государством уже принимаются активные действия, направленные на обеспечение повсеместного распространения ГЧП в современной России. Так в 2010 г. Центр развития
Итак, наиболее часто социальные проекты в рамках ГЧП реализуются именно в сфере образования, причем чаще всего они встречаются при строи-
государственно-частного партнерства совместно с Министерством регионального развития РФ сформировали новую модель координации регионального развития, цель которой заключается в поддержке регионов в структурировании и определении приоритетных инфраструктурных проектов и привлечении внебюджетного финансирования для их реализации.
На сегодняшний день Центр производит сопровождение по 29 объектам ГЧП с общим объемом финансирования более 150 млрд руб. Проекты охватывают различные виды инфраструктурной сферы, среди которых:
- реконструкция транспортной сферы;
- модернизация промышленности;
- переработки твердых бытовых отходов;
- модернизация и строительство объектов социальной сферы;
- жилищно-коммунальная инфраструктура и энергосбережение [6].
Осуществляемые проекты реализуются в 12 субъектах РФ, в таких округах, как Центральный, Северо-Западный, Уральский и Сибирский.
В соответствии с данными Центра развития государственно-частного партнерства на 2011 г. можно выделить ряд типичных проектов, реализуемых в настоящее время в рамках государственно-частного партнерства в социальной сфере (табл. 1).
тельстве, реконструкции и эксплуатации школ и детских садов, но практически не распространены в сфере высшего профессионального образования.
Таблица 1
Примеры реализации проектов ГЧП социальной сферы в России [6]
Субъект Федерации Название проекта Краткое описание проекта
Московская область Строительство обще-образовательной школы в г. Щелково Строительство здания школы в рамках заключения концессионного соглашения. Софинансирование 50 % от стоимости объекта из бюджета субъекта РФ в качестве субсидии местному бюджету. Выплаты осуществляются в рассрочку. Затраты инвестора окупаются в том числе за счет коммерческой эксплуатации построенного объекта
Нижегородская область Строительство физкультурнооздоровительного комплекса Строительство осуществляется в рамках концессионного соглашения. Инвестиционная модель предполагает коммерческое использование построенного объекта
г. Санкт-Петербург Строительство пяти общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга Строительство в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенное в рамках закона г. Санкт-Петербурга «Об участии в государственночастных партнерствах»
Астраханская область Реконструкция МУЗ г. Астрахани «Клинический родильный дом» под объект «Перинатальный центр» Инвестиционный контракт с рассрочкой платежа
В качестве перспективных направлений развития механизмов государственного частного партнерства в социальной сфере и их более широкого распространения можно выделить: реализацию совместных проектов в социальной сфере на основе участия в конкурсах на получение российских и международных грантов; активизации взаимодействия с бизнес-структурами, реализации процессов коммерциализации результатов исследований и научных разработок, а также ускорение процесса передачи технологий в социальную сферу; формирования инновационных центров.
Таким образом, развитие механизма государственно-частного партнерства может выступать и как условие привлечения частных бизнес- структур в социальную сферу, поскольку позволит обеспечить ее привлекательность (за счет снижения рисков предпринимательской деятельности), и как способ решения социальных проблем (за счет привлечения частных средств в социальную сферу, снижения части социальной нагрузки с региональных и муниципальных властей, повышения качества оказываемых услуг).
Литература
1. Бушуева Е. Н. Государственно-частное партнерство в социальной сфере как перспективное направление развития предпринимательской деятельно-
сти // Сборник научных трудов кафедры управления персоналом и маркетинга. Тамбов, 2011.
2. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005.
3. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / под ред. А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтера. М., 2009.
4. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М., 2006. С. 40.
5. Шмелева Е. Бюджет отдохнет. Для модернизации объектов социальной сферы необходимы частные инвестиции и компетенции // Российская Бизнес-газета. 2011. № 811. 23 авг.
6. иКЬ: www.pppcenter.ru
* * *
ABOUT NECESSITY OF DEVELOPMENT OF BUSINESS FOR THE SOCIAL SPHERE ON THE BASIS OF THE MECHANISM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP
A. M. Bludov
Article is devoted to justification of the state-private partnership role, not only as perspective direction of development of business in modern Russia, but also as instrument of the social sphere development as a whole, a necessary condition of providing high level of rendering of social services to the population.
Key words: business, social sphere, state-private partnership.