САВЕЛЬЕВ Игорь Игоревич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры публично-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, доцент Владимирского государственного университета
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, e-mail: [email protected]
НИКИШИНА Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент» Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Стратегическое развитие малого предпринимательства региона, e-mail: [email protected] СЕЛЕЗНЕВ Павел Сергеевич, доктор политических наук, доцент департамента политологии, заместитель директора по персоналу ректората Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация. Цель исследования. В условиях нестабильной рыночной экономики взаимодействие государства и частных предпринимателей оказывается востребованным и приобретает актуальность и перспективы коммерциализации каждый день. Структура и модели государственно-частного партнерства очень разнообразны. Однако существует перечень характеристик, позволяющих выделить данный институт в самостоятельную категорию. Но, по сути, государственно-частное партнерство создается как формализованная кооперация коммерческих и государственных структур. Целью данной статьи является анализ инвестиционной деятельности в рамках государственно-частного партнерства.
Дизайн/методология/, подходы к исследованию. Уточнение понятийного аппарата, проведение анализа становления и развития государственно-частного партнерства, анализ эффективности управления государственно-частным партнерством.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования инвестиционной деятельности в рамках государственно-частного партнерства даны практические рекомендации по организации управления государственно-частным партнерством.
Практическое применение результатов. Разработаны практические рекомендации по организации управления государственно-частным партнерством.
Социальное значение. Актуальность развития государственно-частного партнерства обусловлена формированием базовых моделей финансирования, методов управления, отношений, связанных с собственностью. Основным моментом, приобретающим принципиальную важность, является комплекс вопросов относительно перераспределения полномочий.
В статье рассмотрены актуальные вопросы инвестиционной деятельности в рамках государственно-частного партнерства.
Оригинальность и значимость. Выделены особенности государственно-частного партнерства, определены показатели его эффективности.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, законодательная база государственно-частного партнерства, эффективность.
УДК - 347 ББК - 67.404
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
SAVELIYEV Igor Igorevich,
Candidate of Sciences(Economics), Associate Professor of Public Law Disciplines Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia;
associate Professor, Vladimir state University named after the Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs
NIKISHINA Elena Sergeevna, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, associate Professor of the Department of Management, Vladimir state University named after the Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs Strategic development of small entrepreneurship in the region SELEZNEV Pavel Sergeevich, Doctor of Sciences (Politics), Associate Professor of the Department of Political Sciences, Deputy HR Head, Financial University under the Government of the Russian Federation
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A FORM OF INVESTMENT COOPERATION
Abstract. The purpose of the study. In the conditions of unstable market economy, the interaction between the state and private entrepreneurs is in demand and gets its relevance and prospects of commercialization of every day. Structure and models of public-private partnership is very diverse. However, there is a list of characteristics to distinguish the institution in a separate category. But in fact public-private partnership is created as a formalized cooperation of state and commercial structures. The purpose of this article is to analyze the investment activity in the framework of public-private partnerships.
Design/methodology/ approaches to research. Clarification of the conceptual apparatus, the analysis of the formation and development of public-private partnership, analysis of the efficiency of state-private partnership.
The results of the study. In the study of investment activity in the framework of public private partnership practical recommendations for the management of public-private partnership.
The practical application of the results. Developed practical recommendations for management public-private partnership.
Social value. The relevance of the development of public-private partnerships due to the formation of the basic financing models, management methods, relations connected with the property. The main point, acquiring fundamental importance is the complex of questions concerning redistribution of powers.
The article considers topical issues of investment activity in the framework of public-private partnerships.
Originality and significance. The features of public-private partnerships and identified the indicators of its efficiency.
Key words: public-private partnership, the legal framework of public-private partnership, efficiency.
В современных условиях рыночной экономики и системного кризиса взаимоотношения государства и частного предпринимательства являются одним из важнейших элементов стабильности развития страны. От государства и его желания взаимодействовать с частным сектором экономики в кризисных условиях во многом зависит эффективность раз-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018
вития и реализации государственно-частного партнерства (ГЧП).
Ежегодно в Москве проводится крупнейшее деловое мероприятие в сфере привлечения инвестиций в инфраструктуру — Российская неделя государственно-частного партнерства. По данным Центра развития ГЧП, общий объем частных инвестиций в инфраструктуру в проектах ГЧП
о
ю
15
20
Рисунок 1. Отношения частных инвестиций в проектах ГЧП к номинальному ВВП [1]
в России в отношении к номинальному ВВП не превышает 1%. В развитых и развивающихся странах данный показатель находится на уровне 7-9% (рис. 1). Средний общероссийский показатель по уровню развития ГЧП по итогам 2015 г. составил 24,4%, что на 4,8 процентных пункта ниже норматива, установленного в Распоряжении Правительства России № 570-р.
На данном этапе развития экономики протекают существенные институциональные перемены в отраслях, ранее принадлежавших государству и находившихся под его управлением. К данным секторам экономики можно отнести электроэнергетику, автодорожный и железнодорожный сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, магистральный трубопроводный транспорт, порты и аэропорты. На современном этапе развития экономики органы государственной власти нередко передают во временное
долго- и среднесрочное пользование частному предпринимательству объекты этих секторов, при этом имея право только на регулирование и контроль их использования. Это обусловлено, прежде всего, недостаточностью объема финансовых средств в государственном бюджете.
В странах с развитой экономикой огромное распространение получила концепция государственно-частного партнерства (ГЧП, Public-PrivatePartnership -РРР), которая представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности [4].
В 2016 г. объем привлеченных частных инвестиций составил 1336,14 млрд. руб., что составляет более 65% от общего количества инвестиционных обязательств. По сравнению с 2015 г. произошло значительное увеличение - 408,1 млрд. руб. (рис. 2, 3).
Рисунок 2. Распределение количества проектов ГЧП по объему инвестиций млрд. руб. [1]
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
В широком смысле под государственно-частным партнерством понимают совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, то есть систему отношений государства и бизнеса в договорной форме, которая используется в качестве инструмента экономического и социального развития и планирования (рис. 4) [2].
Государственно-частное партнерство -это взаимоотношения, возникающие между публичными и частными партнерами по бизнесу. Это партнерство оформляется документально, по средствам заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, целью которого является приток частных инвестиций в сектор экономики, который положительно повлияет на решение общественно-полезных и социально-значимых проблем. Основные отличия го-
Рисунок 3. Распределение количества проектов
ГЧП по сферам инфраструктуры, % [1]
сударственно-частного партнерства представлены на рис. 3. Принцип добровольности подразумевает самостоятельность частного инвестора в решении участвовать ему в реализации этого либо другого проекта или нет. Любой инвестор может получить право быть участником проекта и стать партнером органов государственной власти.
Под открытостью сотрудничества партнеров понимают информацию о деятельности, ходе работы и достигнутых результатах в открытом доступе. (рис. 4). Главным способом организации открытости сотрудничества партнеров становятся публичные уведомления и доведение необходимых сведений напрямую до заинтересованных лиц.
Одним из главных критериев при мотивировании инвестора принять решение о работе в проекте является количествен-
Рисунок 3. Основные отличия государственно-частного партнерства
Рисунок 4. Требования к открытости взаимоотношений партнеров
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
экономических зон, что способствует отказу от экспорта природных ресурсов и сырьевого развития экономики страны и развитию секторов с высокой степенью инно-вационности, высокотехнологичностью отраслей промышленности, способностью конкурентоспособности продукции в мире.
Частного партнера в первую очередь интересует вероятность получения новейших технологии, принципиально нового оборудования, выхода на новые сегменты рынка. Возможность получения этого зависит от технологической модернизации секторов экономики в рамках проведения определенного проекта. Таким образом, частный партнер получает желаемое со своей стороны, а публичный партнер получает конкурентные преимущества в мире со своей стороны. Это и обусловило частое применение способа софинансиро-вания. Частный и публичный партнеры производят прогнозные расчеты результатов реализации проекта, определяют, сколько и какие ресурсы необходимы на проект и какой экономический и социальный эффект в результате получится. Результат четко прописывается в контракте и в плане проекта, это делается для повышения стимула работы в реализации проекта частных партнеров [3].
В процессе эволюции государственно-частного партнерства возможно возникно-
Рисунок 5. Формы государственно-частного партнерства
вение новых принципов, которым способствуют цели и интересы партнеров. Понятие «государственно-частное партнерство», таким образом, можно сформулировать так: институционально организованный союз государства и бизнеса, целью которого является реализация национальных, международных, масштабных и общественно значимых проектов. Данный союз создается на срок реализации проекта и является временным.
Концессия - это одна из наиболее развитых и перспективных форм государственно-частного партнерства. Ее отличительной особенностью является долгосрочный характер, что позволяет сторонам-партнерам реализовывать стратегическое планирование своей деятельности (рис. 5). Частный партнер в данном случае владеет высокой долей самостоятельности в принятии решений, имеющих административно-хозяйственный и управленческий характер. При этом у публичного партнера остается достаточно сил для давления на инвестора в случае нарушения им условий концессии и при защите интересов общественности. Это обусловлено тем, что публичный партнер передает концессионеру лишь право владеть и использовать объекты своей собственности, однако право распоряжаться ею оставляет за собой.
В России впервые в законодательстве понятие государственно-частного партнерство появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». К настоящему времени подобные законы приняты в 69 субъектах РФ, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов, регламентируют сферу государственно-частного партнерства Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». К государственно-частному партнерству относится и Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых эконо-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018
мических зонах в Российской Федерации». Все эти нормативно-правовые акты покрывают не все возможные формы государственно-частного партнерства.
Принятие федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (Проект № 238827-6. Дата внесения в ГД РФ -13.03.2013) сделает более понятными взаимоотношения государственных компаний и частных партнеров при реализации крупных инфраструктурных проектов.
Этот федеральный закон является базой для формулирования правовых условий при привлечении инвестиционных ресурсов в экономику Российской Федерации на основе государственно-частного партнерства.
После принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве по решению Правительства РФ или высшего органа исполнительной власти субъекта на стороне публичного партнера сможет выступать предприятие с государственным акционерным участием выше 51%, госкомпании, госкорпорации и государственные унитарные предприятия (ГУПы). Одновременно с этим в качестве частного партнера в проектах государственно-частного партнерства сможет выступать компания или предприятие с государственным акционерным участием ниже 51%. Такая модель подразумевает значительное вливание инвестиций.
Законодательная база государственно-частного партнерства - это база законов, в которой зафиксированы правила взаимоотношений государственных и частных партнеров.
В России государственно-частное партнерство реализует проекты и без тщательно разработанной законодательной базы: на начало 2015 г. в России было сформировано и реализовано около 595 проектов [6].
В России развитие государственно-частного партнерства тормозит недостаток разработанного законодательства и алгоритмов долгосрочного инвестирования. Российские предприниматели боятся ре-ализовывать долгосрочные проекты, однако взаимоотношения в государственно-частном партнерстве длятся около 10 —
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
50 лет. Это и обусловливает то, что многие крупные проекты государственно-частного партнерства начинают воплощаться в жизнь после вмешательства высшего руководства страны.
Для формирования и развития рынка государственно-частного партнерства в России создан Центр развития государственно-частного партнерства, который является создателем первого института государственно-частного партнерства. Центр развития выпускает электронный журнал «Государственно-частное партнерство в России», где публикуется информация практического и теоретического характера о деятельности публичных и частных партнеров. Центр занимается разработкой механизмов в законодательной и др. деятельности в формировании и совершенствовании государственно-частного партнерства в России. Единой информационной системой государственно-частного партнерства в Российской Федерации является официальный ресурс по государственно-частному партнерству, который сформирован в области информационных взаимоотношений между Некоммерческим партнерством «Центром развития государственно-частного партнерства» и Министерством экономического развития Российской Федерации.
Информационная система создана с целью снабжения партнеров на рынке актуальной и правдивой информацией о развитии механизмов государственно-частного партнерства и о проектах, которые реализуются на основе государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации.
Задачами информационной системы являются:
- группировка и анализ выполнения проектов, нормативной базы, основных направлений развития государственно-частного партнерства, необходимых для информирования партнеров на рынке;
- «банк документации», представляющий собой единую базу документов и проектных решений;
- резюме потенциала инвестиционных ресурсов и стратегии развития в рамках инфраструктуры субъектов РФ;
- инструментарий для рассмотрения и необходимой адаптации реализуемых схем работающих проектов государственно-частного партнерства, помогающий в деятельности публичного и частного партнеров.
Таким образом, можно сделать вывод, что Информационная система — это официальный портал государственно-частного партнерства при Министерстве экономического развития РФ, где находится единая база данных «Инфраструктурные проекты России», комплект нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, объявленные и планируемые конкурсы на разработку и исполнение проектов государственно-частного партнерства, новостная информация в рамках государственно-частного партнерства, зарубежная практика деятельности государственно-частного партнерства, архив реализованных проектов государственно-частного партнерства.
Для субъектов Российской Федерации основными критериями потенциала государственно-частного партнерства может служит показатель сформированности институциональной среды в рамках государственно-частного партнерства. Для того чтобы его оценить, рекомендуется использовать перечень из десяти показателей (существование регионального закона о государственно-частного партнерстве, существование плана-прогноза развития государственно-частного партнерства, формирование органов власти и институтов развития, ответственных за развитие государственно-частного партнерства и др.), а также экспертный коэффициент оценки возможности практического использования регионального закона о государственно-частного партнерстве.
Развитие государственно-частного партнерства характеризуется следующими показателями:
существует большой задел по исполнению проектов государственно-частного партнерства на территории субъекта РФ;
институциональная среда довольно хорошо сформирована для реализации проектов государственно-частного партнерства;
высокий потенциал инвестиционных ресурсов региона. Прогнозируемая сметная стоимость проекта государственно-частного партнерства насчитывает более 1 трлн. руб. Оцениваемая сумма инвестиционных вложений со стороны частного партнера - 913 млрд. руб.;
2014 г. можно считать стадией апробации и формирования институционального развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. Для дальнейшего развития требуется разработка система стимулов и нормативных актов, закрепляющих их со стороны органов власти. К результатам деятельности государственно-частного партнерства в России можно отнести реализацию двух крупных проектов - развитие аэропорта «Пулково» и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино. Проводится разработка проектов государственно-частного партнерства в рамках коммунального хозяйства (водо-и теплоснабжение, электросбережение и т.п.), транспортной инфраструктуры и в социальной области (строительство детских садов, школ, больниц и др.). По схеме государственно-частного партнерства было построено метро «Мякинино», претворяется в жизнь проект «Скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург», производится реконструкция других федеральных трасс, расходящихся от столицы.
В 2017 г. в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2 446 инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП.
Эффективное использование ГЧП в российской экономике приведет к существенному развитию эффективно функционирующей инфраструктуры, что, в свою очередь, вызовет повышение деловой активности хозяйствующих субъектов страны (табл. 1).
Таблица 1.
Эффективность использования государственно-частного партнерства.
Показатель Характеристика
Экономика Интенсивное развитие инфраструктуры.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
Ускорение темпов обновления ОПФ.
Повышение качества, использования и управления за счет инновационных решений и компетенций частных партнеров.
Более открытый доступ к частным инвестициям.
Улучшение качества производимой продукции и оказываемых услуг.
Уменьшение бюджетных затрат и возможность перераспределения ресурсов.
Государство Уменьшение затрат на социально значимую инфраструктуру.
Снижение рисков, в том числе финансовых, за счет передачи их части частному партнеру.
Открытый доступ к частным инвестициям.
Увеличение гарантий и надежности государственных инвестиций.
БизнесГарантированная рентабельность.
Защищенность инвестиций.
Самостоятельность в принятии оперативных решений.
Однако необходимо выделить те факторы, которые не дают более эффективно реализовать все возможности и использовать все формы ГЧП. Этими факторами являются:
1. Отсутствие единых, законодательно закрепленных определения и подходов к реализации государственно-частного партнерства. Результатом этого является недопонимание трактовки данного понятия и различного понимания путей взаимодействия у сторон партнеров.
2. Отсутствие возможности для частных партнеров получить право собственности на объекты соглашения о государственно-частном партнерстве. Результат этого -ограничение частного инвестора в привлечении заемного финансирования, так как законодательство запрещает передавать объект проекта в залог.
3. Отсутствие в законодательстве правового механизма выделения бюджетных денежных средств для долгосрочных комплексных проектов.
4. Отсутствие законодательных основ, которые обеспечили бы гарантии частному партнеру со стороны государственного партнера.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
Концессия по-прежнему остается основной формой реализации проектов ГЧП в России. Более 2 200 инфраструктурных проектов реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения.
Дальнейшее развитие государственно-частного партнерства в Российской Федерации обусловлено, прежде всего, экономическими и социально-политическими мотивами. На конкурентоспособность регионов влияет, главным образом, уровень развитости его инфраструктуры, что приводит к существенному снижению себестоимости деловой активности регионов в разных отраслях экономики.
В целях более эффективного использования и развития государственно-частного партнерства рекомендуется:
На территории России установить единую систему понятий и категорий в области государственно-частного партнерства.
Четко сформулировать права и обязанности органов власти правительства РФ, регионов, муниципальных образований и частного партнера при реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства.
Определить схему финансирования, эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения партнеров.
Определить права и защитить интересы частных предпринимателей и кредиторов.
Устранить препятствия и определить перспективные направления развития государственно-частного партнерства.
Список литературы:
[1] Всемирный банк, МВФ, Росстат, расчеты Центра развития ГЧП.
[2]Государственно-частное партнерство в России. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2013.
[3] Калина А.В. Анализ существующих проблем развития государственно-частного партнерства в России и разработка рекомендаций по их решению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6 // URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id = 15553 (дата обращения: 18.07.2017).
[4] Сивакова С.Ю. Государственно-частное партнерство как форма реализации инвестиционной деятельности в регионе // Интернет-
журнал «Науковедение». Том 7. 2015. № 2 // http://naukovedenie.ru/PDF/122EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/122EVN215.
[5] Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[6] Федеральный информационный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» // http://pppi.ru/.
Spisok literatury:
[1] Vsemirny'j bank, MVF, Rosstat, raschety' Centra razvitiya GChP.
[2] Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii. M.: Centr razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, 2013.
[3] Kalina A.V. Analiz sushhestvuyushhix
problem razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii i razrabotka rekomendacij po ix resheniyu // Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya. 2014. № 6 // URL: https: //science-education.ru/ru/article/view?id = 15553 (data obrashheniya: 18.07.2017).
[4] Sivakova S.Yu. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak forma realizacii investicionnoj deyatel'nosti v regione // Internet-zhurnal «Naukovedenie». Tom 7. 2015. № 2 // http:// naukovedenie.ru/PDF/122EVN215.pdf (dostup svobodny'j). Zagl. s e'krana. Yaz. rus., angl. DOI: 10.15862/122EVN215.
[5] Federal'ny'j zakon ot 13.07.2015 № 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii».
[6] Federal'ny'j informacionny'j portal «Infrastruktura i gosudarstvenno-chastnoe part-nerstvo v Rossii» // http://pppi.ru/.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018