Information about the author
Nikitiuk L.G., candidate of economical sciences, associate professor of chair of economic theory and finance, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 330.322
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РИСКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
© С.М. Петелин
Особые экономические зоны - яркий пример государственно-частного партнерства. В то же время они являются одним из инструментов региональной политики, который позволяет максимально эффективно использовать региональные преимущества в ускорении экономического роста, а также способствовать социально-экономическому развитию региона. Для административных субъектов Южной Сибири, таких как Республика Бурятия, Иркутская область, Алтайский край, Республика Алтай, особые экономические зоны являются одним из важных направлений экономики. Автором сформулированы основные преимущества и риски при реализации проектов особых экономических зон на принципах государственно-частного партнерства на территории Южной Сибири.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; особая экономическая зона; анализ; возможности; риск.
STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP: ANALYSES OF POSSIBILITIES AND RISKS DURING REALISATION OF PROJECTS OF PARTICULAR ECONOMIC AREAS
© S.M. Petelin
Particular economic areas are a vivid example of state and private partnership. At the same time they present one of the instruments of regional politics which allows to use regional advantages in the increase of economic growth most effectively, and it can also help in the social and economic development of the region. For administrative subjects of South Siberia, such as: Republic of Buriatia, Irkutsk region, Altai krai, republic of Altai, particular economic areas present one of the most important economic directions. The author formulated the main advantages and risks during the realization of projects of particular economic areas based on the principles of state and private partnership at the territory of South Siberia.
Key words: state and private partnership; particular economic area; analyses; possibilities; risk.
Одной из эффективных форм государственно-частного партнерства (ГЧП) в России является создание особых экономических зон. Именно с этим инструментом в нашей стране связывают инновационные, стратегические пути развития экономики, а также решение социально-экономических проблем ее отдельных регионов. Результаты анализа научных трудов российских и зарубежных специалистов в данной области, а также нормативно-правовых актов Российской Федерации позволили сделать вывод о том, что государственно-частное партнерство представляет собой совокупность форм взаимодействия
государства и бизнеса, реализуемое в различных формах. Ключевой целью ГЧП является решение общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях на взаимовыгодных условиях.
В связи с этим основной идеей создания особых экономических зон в стране является формирование точек роста на специально выделенных территориях за счет привлечения инвестиций на льготных условиях. Согласно одному из общепринятых определений особая экономическая зона (ОЭЗ) - часть территории страны с особыми юридическими, экономическими, правовыми и административными статусом и режимом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей [6]. Данные условия обеспечивают расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и новых технологий, создание современных производств, работающих преимущественно на экспорт.
Статус особой экономической зоны в Российской Федерации присваивается по результатам федерального конкурса, на котором рассматриваются заявки регионов [5]. Одним из таких регионов является Южная Сибирь. На 1 января 2016 г. на данной территории действуют 4 особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ): «Байкальская Гавань» (Республика Бурятия), «Ворота Байкала» (Иркутская область), «Долина Алтая» (Республика Алтай), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) (табл. 1) [6].
Таблица 1
Особые экономические зоны Южной Сибири
Особая экономическая зона Тип ОЭЗ Место расположения Дата создания Механизм реализации
«Байкальская гавань» Туристско-рекреационный Республика Бурятия 2007 г. Государственно-частное партнерство
«Ворота Байкала» Иркутская область
«Долина Алтая» Республика Алтай
«Бирюзовая Катунь» Алтайский край
Как видно из табл. 1, все особые экономические зоны Южной Сибири созданы на принципах государственно-частного партнерства. Стоит отметить, что основные цели создания таких зон на данной территории определялись с учетом интересов участников ГЧП [2]. Для государства и муниципальных образований основными целями являются: улучшение социально-экономического развития; создание новых рабочих мест; расширение и развитие инфраструктуры; привлечение прямых инвестиций, передовых технологий; рост налоговых поступлений и т.д. Для частного сектора это освоение новых рынков сбыта, приближение производства к потребителю, минимизация затрат в связи с различными льготами, доступ к инфраструктуре, использование более дешевой рабочей силы и т.д. В качестве примера, иллюстрирующего выгоды частного бизнеса, можно перечислить льготы и преференции резидентов ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» [6]:
• Снижение налога на прибыль организаций на 4 % в течение 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ, законом Республики Бурятия от 26.11.2002 № 145-Ш.
• Налог на имущество - 0 % на 5 лет.
• Транспортный налог - 0 % на 5 лет.
• Налог на землю - 0 % первые 5 лет.
• Снятие ограничений по переносу убытков на следующий налоговый период.
• Режим свободной таможенной зоны.
• Льготные условия аренды.
• Величина арендной платы (без учета понижающих коэффициентов) составляет 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
• Возможность выкупа земельного участка.
Как видно из вышеперечисленного, резиденты особой экономической зоны турист-ско-рекреационного типа «Байкальская Гавань» имеют существенные льготы и преференции по налогообложению, а также величине арендной платы с возможностью выкупа земельного участка.
Ключевые предпосылки и факторы, влияющие на создание особых экономических зон на территории Южной Сибири на принципах государственно-частного партнерства, представлены на рис. 1 [3].
Рис. 1. Ключевые предпосылки и факторы, влияющие на создание особых экономических зон на территории Южной Сибири на принципах ГЧП
Из данной схемы видно, что ключевыми предпосылками при создании особых экономических зон на территории Южной Сибири являются: финансовые нужды региона, во многом состоящие из дефицита бюджета; неразвитая и изношенная инфраструктура; необходимость повышения эффективности сферы региональных услуг; растущий спрос и ожидания сферы услуг общественного сектора; необходимость создания региональной конкурентоспособности; уникальность природной экосистемы (оз. Байкал и др.); а также низкий уровень социально-экономического развития региона. Вместе с тем ключевыми факторами создания особых экономических зон на принципах ГЧП являются: политический, правовой, общественный, производственный и финансовый.
Процесс создания инфраструктурных объектов особых экономических зон на территории Южной Сибири включает в себя 7 основных этапов, основанных на взаимодействии органов государственной власти и частного бизнеса (рис. 2). При этом процесс реализации проекта курируется специальным региональным органом по развитию проектов ГЧП и филиалом ОАО «Особые экономические зоны».
Этапы реализации проектов особых экономических зон на принципах государственно-частного партнерства на территории Южной Сибири
ЭТАПЫ: Государственный сектор Частный сектор
1 ЭТАП Выбор объекта инфраструктуры для строительства
2 ЭТАП Проведение конкурсных торгов среди инвесторов
3 ЭТАП 1. Распределение рисков. 2. Распределение ортветственности. 3. Выбор схемы взаимодействия. 4. Учет специфики отрасли. 5. Определение источников финансирования.
4 ЭТАП Создание проекта, проверка его параметров
5 ЭТАП Подписание договора
6 ЭТАП Учет возможностей и потенциалов, преодоление препятствий, реализация проекта
7 ЭТАП Проверка эффективности, анализ допущенных ошибок для будущих ГЧП-проектов
Рис. 2. Этапы реализации проектов особых экономических зон на принципах ГЧП
на территории Южной Сибири
Схема строительства инфраструктурных объектов ОЭЗ достаточна проста. На первом этапе выбирается объект инфраструктуры для строительства, на втором проводятся конкурсные торги среди инвесторов. Третий этап включает в себя процесс распределения рисков и ответственности между участниками, выбирается схема взаимодействия, учитывается специфика отрасли, определяются источники финансирования. На четвертом создается проект, происходит проверка его параметров. Пятый этап включает в себя подписание договора между участниками. Реализация проектов происходит на шестом этапе. На заключительном происходит проверка эффективности, проводится анализ допущенных ошибок для будущих проектов.
Успешный мировой опыт показывает, что эффективность проектов особых экономических зон, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства, зависит во многом от учета интересов государства, частного бизнеса и общества. В связи с этим потенциальные выгоды и возможности при создании особых экономических зон на территории Южной Сибири необходимо рассматривать с учетом этих участников (рис. 3).
Для государственных региональных органов власти потенциальными выгодами являются: рост объемов и улучшение качества предоставляемых услуг в инфраструктурных и социально ориентированных отраслях; повышение эффективности государственного управления; решение финансовых проблем; развитие местных рынков капитала, товаров и услуг; привлечение негосударственного финансирования для инвестиций в объекты соци-
ально-общественной значимости; возможность привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики [1].
Выгоды и возможности участников проектов ГЧП при создании особых экономических зон на территории Южной Сибири
Государство
1. Рост объемов и улучшение качества предоставляемых услуг в инфраструктурных и социально ориентированных отраслях.
2. Повышение эффективности государственного управления
3. Решение финансовых проблем.
4. Развитие местных рынков капитал а., товаров и услуг
5. Привлечение негосударственного финансирования для инвестиций в объекты социально-общественной значимости.
6. Разделение рисков между участниками ГЧП-проекгов-
Частный бизнес
1. Стабильность и увеличение прибыли.
2. Устойчивость в получении доходов.
3. Выход на мировые рынки капиталов.
4. Активизация привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
5. Предоставление налоговых льгот.
6. Получение дополнительных возможностей для развития бизнеса.
Общество
1. Рост качества жизни населения благодаря получению продукции и услуг высокого качества.
2. Увеличение количества рабочих мест, рост занятости населения.
3. Повышение качества предоставляемых социальных услуг.
4. Повышение инвестиционной привлекательности административной территории.
Рис. 3. Выгоды и возможности участников проектов ГЧП при создании особых экономических зон на территории Южной Сибири
Выгоды и возможности для частного сектора представлены стабильностью и увеличением прибыли, устойчивостью в получении доходов, возможным выходом на мировые рынки капиталов, предоставлением налоговых льгот, получением дополнительных возможностей для развития бизнеса [7].
Выгоды и возможности для общества выражены в росте качества жизни населения, благодаря получению продукции и услуг высокого качества [1], увеличении количества рабочих мест, росте занятости населения, повышении качества предоставляемых социальных услуг, повышении инвестиционной привлекательности административных территорий региона.
Некоторые основные показатели, характеризующие потенциальные выгоды для участников государственно-частного партнерства, представлены в табл. 2.
Стоит отметить, что инициатором создания особых экономических зон на территории Южной Сибири являются органы государственной власти. Поэтому задача сформировать выгодные условия для партнеров остается за инициаторами партнерства.
При этом, естественно, требуется заранее, еще на этапе предложений сформулировать баланс интересов партнеров.
Показатели, отражающие деятельность ОЭЗ Южной Сибири (2015 г.)
Таблица 2
Наименование ОЭЗ ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань»
1. Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ (данные на 1.01.2015 г.) (выгода для органов, государственной власти и общества) 45 14 30 13
2. Численность трудоспособного населения муниципального образования, на территории которого расположена ОЭЗ (по состоянию на 1.01.2015г.) 14 283 22 829 64 327 14 981
3. Отношение кол-ва рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, к численности трудоспособного населения муниципальных образований на территории расположения ОЭЗ, % 0,32 0,06 0,05 0,09
4. Объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов за 2014 г., млн руб. (выгода дня органов государственной, власти и частного бизнеса) 11 0 6 0
5. Объем валового регионального продукта субъекта РФ за 2014 г., млн руб. 439 171 34 741 839 700 190 643
6. Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ за 2014 г., млн руб. (выгода для органов государственной власти) 1,79 1,01 1,9 0,54
7. Объем налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней РФ налогоплательщиками, зарегистрированными в субъекте РФ, на территории которого создана ОЭЗ, за 2014 г., млн руб. (выгода для органов государственной власти) 60 786 5 276 187 571 21 894
8. Отношение объема налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней РФ, к объему налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней РФ налогоплательщиками, зарегистрированными в субъекте РФ, на территории которого создана ОЭЗ, % 0,003 0,02 0 0
9. Отношение объема выручки от продажи товаров, работ, услуг и т.д. к объему валового регионального продукта субъекта РФ, на территории которого создана ОЭЗ, % 0,002 0 0 0
Однако помимо потенциальной выгоды для участников ГЧП есть также и потенциальные риски, которые зачастую являются обратной стороной потенциальной выгоды. Ключевые риски представлены на рис. 4.
Распределение рисков ГЧП при создании особых экономических зон на территории Южной Сибири
4?
Виды рисков
1. Ошибки проектирования.
2. Предоставление земель.
3. Получение лицензий.
4. Строительные риски.
5. Скрытые препятствия.
6. Ввод в эксплуатацию.
7. Риски эксплуатации. Общественные акции в
связи с введением или повышением платы.
9. Изменение закон од атель с те политические риски.
10. Валютные риски и риск инфляции.
о
Распределение рисков неЩ1 участниками ГЧП
Государство
1. Предоставление земель.
2. Общественные акции в связи с введением или повышением платы.
3. Изменение
з акон од атель ств а: политические риски.
Частный бизнес Государство и частный бизнес
1. Ошибки 1. Скрытые
проектирования. препятствия.
2. Получение 2. Валютные риски и
лицензии решении риск инфляции.
3. Строительные
риски.
4. Ввод в
эксплуатацию.
5.Риски эксплуатации.
Рис. 4. Распределение рисков ГЧП между участниками при создании ОЭЗ на
территории Южной Сибири
На рис. 4 видно, что существует 10 основных видов рисков, которые в обязательном порядке должны быть учтены при реализации проектов ОЭЗ на принципах государственно-частного партнерства. Автор считает, что все риски при реализации проектов ОЭЗ должны распределяться между государством и частным бизнесом. Концепция разделения рисков заключается в том, что каждым из них управляет тот участник проекта, который лучше способен это сделать, при этом существует категория рисков, которые должны быть разделены обеими сторонами.
Переход на оптимальные схемы управления хозяйственными процессами путем создания особых экономических зон, предполагающий обязательное внедрение механизмов государственно-частного партнерства [4], фактически означает совершенствование способа организации и управления развитием территории. Обязательными условиями эффективной деятельности данного процесса является учет потенциальной выгоды и возможностей для органов государственной власти, общества и частного бизнеса, а также выявление и грамотное распределение потенциальных рисков и угроз между исполнительными участниками проектов ГЧП.
Статья поступила 12.01.2016 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антонова К.А. Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития региона : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Москва, 2011. 213 с.
2. Баженова В.С. Вопросы взаимодействия государства и бизнеса в процессе регионального развития // Известия Иркутской государственной академии. 2011. № 3. С. 6862.
3. Васильев А.В., Пивоваров А.Н., Хардаев Н.Э. Государственное регулирование процессов формирования инфраструктуры особых экономических зон. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. 120 с.
4. Думнов А.П. К вопросу регулирования государственно-частного партнерства в условиях особой экономической зоны // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 2. С. 99-103.
5. Илющенко Н.А. Проблемы и перспективы особых экономических зон как формы государственно-частного партнерства // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 2. С. 88-94.
6. Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны» [Электронный ресурс]. URL: http://www.russez.ru/ (17.11.2015).
7. Чухломин Н.В. Оценка эффективности государственно-частного партнерства при создании особых экономических зон : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Новосибирск, 2011. 183 с.
REFERENCES
1.Antonova K.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia regiona. Diss. kand. ekon. nauk [State and private partnership as a factor of social and economical development of the region. Cand. of econ. sciences diss.]. Moscow, 2011. 213 p.
2.Bazhenova V.S. Voprosy vzaimodeistviia gosudarstva i biznesa v protsesse regi-onal'nogo razvitiia [Some issues of interaction of state and business in the course of regional development]. Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi akademii - Izvestiia of Irkutsk state academy, 2011, no. 3, pp. 68-62.
3.Vasil'ev A.V., Pivovarov A.N., Khardaev N.E. Gosudarstvennoe regulirovanieprotses-sov formirovaniia infrastruktury osobykh ekonomicheskikh zon [State regulation of formation processes in the infrastructure of particular economic zones]. Ulan-Ude, Izd-vo Buryatskogo go-suniversiteta Publ., 2010. 120 p.
4.Dumnov A.P. K voprosu regulirovaniia gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v uslovi-iakh osoboi ekonomicheskoi zony [То the problem of regulation public-private partnerships in the conditions of special economic zone]. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta -Vestnik of Buriat state university, 2010, no. 2, pp. 99-103.
5.Ilyushchenko N.A. Problemy i perspektivy osobykh ekonomicheskikh zon kak formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Problems and prospects of special economic zones as a form of public-private partnership]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Adygeia state university, 2011, no. 2, pp. 88-94.
6.Ofitsial'nyi sait OAO "Osobye ekonomicheskie zony" [JSC "Particular economic zones"]. Available at: http://www.russez.ru/ (accessed 17 November 2015).
7.Chukhlomin N.V. Otsenka effektivnosti gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri soz-danii osobykh ekonomicheskikh zon. Diss. kand. ekon. nauk [Evaluation of effectiveness of state and private partnership during the creation of particular economic zones. Cand. of econ. sciences diss.]. Novosibirsk, 2011. 183 p.
Информация об авторе
Петелин Сергей Михайлович, соискатель лаборатории «Экономика природопользования», e-mail: [email protected], Байкальский институт природопользования СО РАН, 670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 8.
Information about the author
Petelin S.M., aspirant laboratory Economics of Natural resources, e-mail: [email protected], Baikal institute of natural resources SB RAS, 8 Sakhianova St., Republic of Buriatia, Ulan-Ude, 670047, Russia.
УДК 338.2(470+571)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
© В.И. Самаруха
Показано изменение геополитических условий социально-экономического развития России в связи с гегемонистской и агрессивной политикой США. Сделан вывод, что в настоящее время в мире формируется новый геополитический ландшафт XXI века, тенденции развития которого следует учитывать Правительству России при реализации среднесрочной и долгосрочной политики экономической безопасности. Рассмотрена экономическая безопасность страны как «комплексное многоуровневое благо» - ее экономическая независимость. Указано, что Европейский союз не выполняет требования собственной Европейской стратегии экономической безопасности и в действительности находится под оккупацией США. Высказана критическая авторская позиция, состоящая в том, что Правительство пока не в полной мере учитывает изменившиеся внешние и внутренние вызовы и угрозы экономической безопасности России. Сделана попытка дать характеристику генеральной стратегии нового миропорядка, который навязывает всем странам США. Рассмотрен вопрос необходимости выработки Правительством РФ адекватной долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны и ее регионов.
Ключевые слова: Россия; США; регион; стратегия; конкуренция; транснациональные корпорации; мироустройство; экономическая безопасность; угрозы.
ECONOMIC SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION IN THE MODERN WORLD
© V.I. Samarukha
We have shown the changes of geopolitical conditions of social and economic development in Russia with the connection of hegemonial and aggressive politics of the USA. There has been made a conclusion that nowadays there is a new geopolitical landscape of XXI century in the world, the development tendency of which should be taken into account by the Government of Russia during the realization of mid-term and long-term politics of economic security. We considered economic security of the country as "complex multilevel benefit" - its economic independence. It is pointed out that European Union does not meet the demands of its own European strategy of economic security and is in fact under the occupation of the USA. Critical author's position has been claimed, and its main idea is that the Government does not yet take into full account the changed outer and inner challenges and threats of economic security of Russia. We have tried to give characteristics to the general strategy of a new world order which imposes all the countries of the USA. We have considered the question of necessity for the Government of RF to develop an adequate long-term strategy of social and economic development of the country and its regions.