3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО» В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Харитонова Оюна Бурьяловна, аспирант кафедры антикризисного управления социально-экономическими системами факультета МИГСУ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: Статья раскрывает содержание понятия «государственно-частное партнерства» в сфере туризма в реалиях России. Спорность данного понятия определяется тем, что до сих пор нет единого общепринятого понятия. В различной литературе первоочередность упоминания государства или частного бизнеса в данном термине меняется. Автор проводит анализ причин использования понятий «государственно - частное партнерство» или «частно-государственное партнерство»
Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, туризм, ОЭЗ туристско-рекреационного типа, зона экономического благоприятствования, региональное развитие, инвестиции
CONTENT OF THE TERM «PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP» IN REGIONAL TOURISM SPHERE
Kharitonova Oyuna Buryalovna, Post-graduate student of crisis management, socio-economic systems chair Faculty IIPSM Russian academy of national economy and public service under the President of Russian Federation
Abstract: The article reveals the concept of «public-private partnership» in the field of tourism in the realities of Russia. Divisiveness of the concept by the fact that there is still no consensus on a single concept. In various literature references priority of the State or the private sector in this term varies. The author analyzes the reasons for the use of the terms «public - private partnership» or «public-private partnership».
Keywords: Public-private partnership, tourism, special economic zones (SEZ), regional development, favorable economic zone, investments
В экономической литературе понятие сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом зачастую определяются как «государственночастное партнерство», в других источниках встречается этот вид сотрудничества как «частногосударственное партнерство».
Многие специалисты разделяют понятия государственно-частное и частно-государственное партнерство, считая, что речь ведется о двух совершенно разных процессах. В первую очередь обычно указывается та сторона, от которой исходит инициатива в создании конкретного проекта и чьи риски в данном проекте оцениваются как более высокие. Во многих российских научных изданиях, различия между понятиями не делают, употребляя как термин «частно-государственное партнерство», так и «государственно-частное партнерство».
Поэтому, в российских реалиях, равноправны обе модели частно-государственного или государственночастного партнерства.
В настоящее время на сайте министерства экономики РФ размещен проект законопроекта «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1.
В данном законопроекте эта форма взаимодействия определена как государственно-частное партнерство, выдвигая государственный или общественный интерес на первое место.
Под государственно-частным партнерством в субъ-
1 Проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве», электронный ресурс:
http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20130307_06
ектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в целях настоящего Федерального закона понимается сотрудничество между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, с одной стороны, и частными партнерами, с другой стороны, направленное на реализацию создания условий привлечения в экономику субъектов Российской Федерации и муниципальных образований частных инвестиций на основе государственно-частного партнерства и устанавливает основные правовые и организационные условия его осуществления.
Таким образом, согласно данного определения частный бизнес в данном сотрудничестве рассматривается в большей степени как инструмент, способствующий достижению цели - привлечению инвестиций в экономику для ее развития, а не как полноправный партнер.
В соответствии с соглашением органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления принимают на себя одно или более из следующих обязательств:
- предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, во владение и пользование;
- предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (исключительные и (или) неисключительные права), необходимые для исполнения соглашения;
- принять в собственность объект соглашения от частного партнера;
- предоставить частному партнеру средства бюджетов субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования в целях оплаты товаров, работ, услуг или иной осуществляемой частным партнером деятельности в соответствии с условиями соглашения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления также вправе принимать на себя иные обязательства, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением.
В соответствии с соглашением частный партнер принимает на себя обязательства по финансированию (полностью или частично) и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения, а также одно или более из следующих обязательств: проектирование; строительство; реконструкция; модернизация; выполнение работ (оказание услуг) с использованием объекта соглашения2.
Частный партнер вправе передать право собственности на объект соглашения публичному партнеру в сроки, в порядке и на условиях, определенных соглашением. Частный партнер также вправе принимать на себя иные обязательства, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением о государственночастном партнерстве.
7 марта 2013 г. подготовленный Минэкономразвития России данный проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве» одобрен Правительством Российской Федерации и в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу.
Законодательная база в настоящее время находится в стадии разработки. Тем не менее, в нескольких муниципальных образованиях соответствующие законопроекты приняты и реально работают, где-то в большей степени успешно, где-то в меньшей.
Термин государственно-частное партнерство стал в России синонимом волшебной палочки, решающей все проблемы социально-экономического развития во всех сферах общества и экономики, стоит только ей взмахнуть, то есть создать минимальные необходимые условия. Государство инициировало принятие законодательных актов в поддержку деятельности частного бизнеса. В отраслях, которые принято считать государственными на всех уровнях создан ряд институтов развития и экономического стимулирования развития малого и крупного бизнеса. Тем не менее, положение экономического института государственно-частного партнерства (ГЧП) неоднозначно, его развитие находится на начальной стадии, но он крайне актуален в текущей ситуации и для этого есть ряд причин, которые являются следствием его особенностей3.
В настоящее время единого определения государственно-частного партнерства (ГЧП) не существует. В некоторых случаях ведутся обсуждения о необходимости более удачного наименования этого экономического института - например, общественно-частное партнерство или частно-государственное партнерство. Чаще всего институт ГЧП представляет собой привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к общественному сектору на условиях разделения рисков и компенсации части затрат сторонами. В связи с тем, что в России общественным сектором управляет единолично государство, партнерство в этом направлении стоит определять не иначе чем государственно-
2 Проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве», электронный ресурс:
http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20130307_06
3 А.В. Баженов, ГЧП пути совершенствования законодательной
базы под общей редакцией А.А. Зверева
частное партнерство.
В этом смысле ГЧП заменяет прямое бюджетное финансирование капитальных вложений. Государство использует свой самый ценный ресурс в этом сотрудничестве - способность обеспечить стабильность и устойчивость для развития бизнеса, создавая «экономическую подушку безопасности». Это в первую очередь определяет заинтересованность инвестора и возвратность его частных капиталовложений.
Данное понимание ГЧП отличается от принятых в России ранее моделей государственно-частного взаимодействия. Если раньше в этом качестве рассматривалось элементарное сотрудничество бизнеса и государства, основанное на взаимном интересе сторон, а также социальная ответственность бизнеса, и благотворительность, и субсидии частному бизнесу и приватизация в том числе. Такой подход к ГЧП существует и сейчас, но с изменением рынка и мировой экономической конъюнктуры, необходима формулировка нового явления, где ГЧП выступает в качестве антикризисного механизма, в котором четко прописаны обязательства, риски и выгоды сторон. Это понимание необходимо четко отделить от ГЧП, основанного на разделении рисков. Для частного бизнеса, это является главным мотивационным фактором вовлечения в проекты государственного масштаба.
В источнике «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации» под авторством А. Алпатова, А. Пушкина, Р. Джапаридзе указывается тот факт, что зарубежные законодатели, подчеркивая приоритетность направления частного бизнеса, внесли понятие частно-государственного партнерства, чтобы подчеркнуть приоритет именно бизнеса над государством в этом союзе. По мнению авторов книги, в России, учитывая менталитет, особенности национального рынка, главенствующую роль занимает государственная власть и по этой причине, больше соответствует существующим реалиям словосочетание государственно-частное партнерство, которое определяет ведущую роль государства. В зарубежных же странах в некоторых случаях можно говорить о частногосударственном партнерстве4.
За рубежом частно-государственное партнерство представляется эффективным механизмом экономического развития. Прежде всего, потому, что бизнес там является более развитым, технологически совершенным, а уровень доверия бизнеса к государству и государства к бизнесу гораздо выше, чем в нашей стране.
Американский социолог Фрэнсис Фукуяма считает, что доверие является ключевым параметром экономического процветания государства. Доверие, по Фукуяме, - ключевая характеристика развитого человеческого общества, проявляющаяся как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальном (доверие к общественным институтам и государству в целом). Именно доверие определяет прогресс; успех «самореализации» конкретного общества зависит не от рыночных принципов и не от приверженности традициям, но от «одного, распространившегося повсюду элемента культуры - уровня доверия, существующего в обществе».
По распространенности доверия в современных ие-
4 «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации» / А.Алпатов, А.В. Пушкин, Р.М. Джапаридзе.-М.: Альпина Пабли-шерз, 2010.-196 с.
рархических структурах Фукуяма выстраивает классификацию человеческих обществ: к группе с высоким уровнем доверия он относит «избранные», «основанные на доверии» либеральные демократии (США, Германия, Япония), тогда как традиционалистские страны (Китай, Мексика), европейские «легковесы» (Франция, Италия), равно как и страны Восточной Европы и бывшего СССР он причисляет к обществам с низким уровнем доверия.
Экономический прогресс, с точки зрения Фукуямы, есть своего рода «награда» обществу за внутреннюю гармонию, отсутствие которой препятствует хозяйственному процветанию. Обрести же эту гармонию возможно лишь в процессе общественной эволюции, не допускающей «перепрыгивания» через отдельные ее этапы («из феодализма в коммунизм»). Применительно к странам бывшего СССР это, как ни печально означает, что нам предстоит долгий путь, от которого не избавят ни разумные законы, ни рыночная база, ни активное развитие частного предпринимательства: на постсоветском пространстве должна сложиться новая система ценностей - только тогда возможно будет говорить о создании в России и ее «товарищах по прошлому» современного общества5.
Формулировка «частно-государственное партнерство» в российских реалиях все же существует, но ее содержание по большому счету ничем не отличается от содержания понятия «государственно-частное партнерство».
В документах Агентства технологий развития частногосударственного партнерства эта сфера взаимодействия бизнеса и государства формулируется как частно-государственное партнёрство (ЧГП) или совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия бизнеса и государства для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
В широком смысле к основным формам ЧГП в сфере экономики и государственного управления Агентство технологий развития частно-государственного партнерства относит:
- любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
- государственные контракты;
- арендные отношения;
- финансовую аренду (лизинг);
- государственно-частные предприятия;
- соглашения о разделе продукции (СРП);
- концессионные соглашения.
Наиболее актуальны для России сегодня 3 направления партнерства государства и бизнеса: особые экономические зоны, концессионные соглашения, Инвестиционный фонд РФ.
Рассмотрим содержание исследуемого понятия для развития такого государственного сектора экономики, как туризм. Государственно-частное партнерство в данной сфере считается наиболее эффективным, так как в нашей стране ответственность за развитие инфраструктуры транспорта, городского хозяйства, социальной сферы, и туризма в целом несут органы государственного и муниципального управления. Развитие объектов, составляющих инфраструктуру туризма, всегда сопряжено с высокими затратами - авиаперевозки, железнодорожный транспорт, гостиницы, горнолыжные курорты, турбазы, дома отдыха, лечебницы,
5 Фукуяма Ф.Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ЛОТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 730.
культурные объекты, экологические заповедники. Во всяком случае, размеры финансирования выходят за пределы возможностей региональных и городских бюджетов, но имеют большое социально-
экономическое значение для региона.
Развитие инфраструктуры напрямую обеспечивает экономический рост региона и по этой причине, жизненно необходимо для региональных властей. В развитии туризма партнерство государства и бизнеса можно называть государственно-частным в связи с большей заинтересованностью властей в развитие региональной сферы туризма. Для бизнеса способ заработать не имеет значения, важны условия сотрудничества.
В рамках проекта «Особые экономические зоны» ту-ристско- рекреационного типа, работающего в Республике Бурятия, частному бизнесу предложено строительство объектов в месте с уже полностью подготовленными коммуникациями для обеспечения жизнедеятельности - обеспечение водой, светом, льготные условия налогообложения, и гарантированный государственный заказ.
Напомним, согласно ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 30.11.2011 особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны6.
В настоящее время привлечение инвесторов в Республику Бурятия - трудоемкий процесс. Сказывается удаленность региона от экономических и политических центров, неразвитость инфраструктуры, низкая плотность населения наряду с большими пространствами. Основные проблемы - ограниченная транспортная доступность ОЭЗ, недостаточно высокое качество транспортной инфраструктуры.
ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» расположена на берегу озера Байкал - в этом месте максимально представлены природные богатства региона - целительные минеральные источники, горы, пейзажи и уникальное сочетание ландшафтов. В перспективе ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» может станет центром международного туризма на востоке России.
Восемь зон экономического благоприятствования органично дополнят ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», включив в туристское освоение самые привлекательные рекреационные местности и живописные территории Республики Бурятия. Каждая такая зона имеет свой потенциал и инвестиционную привлекательность: термальные лечебные источники, этнокультурные центры, аквапарк. В целом создается некий туристский каркас, позволяющий показать нашу Бурятию во всей ее красе. Резидентами для региональных зон являются преимущественно местные компании, уровень вложений которых сопоставим, и выделить из них якорного резидента представляется затруднительным. Все компании имеют опыт ведения бизнеса, большинство в туристской сфере.
Создание и развитие ЗЭБ ведется с 2009 года. На текущий момент создано восемь зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа (ЗЭБ ТРТ) и четыре зоны экономического благоприят-
6 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 30.11.2011
ствования промышленно-производственного типа
(ЗЭБ ППТ). В целом продвижение ЗЭБ ТРТ можно считать успешным: появляются инвесторы, начато создание инфраструктуры, что в совокупности с развитием федеральной ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» должно придать мощный импульс развитию туризма в Республике Бурятия и позволит вывести республику в лидеры по развитию туристической сферы в России.
На стыке этих проблем и рождается ГЧП. Если нет собственности для развития бизнеса без участия государства, то должны быть компенсаторные механизмы. Можно рассмотреть два варианта развития - управление активом и, с учетом суверенитета государства и его верховенства, получение неких гарантий возврата. Это условие должно быть гарантировано всей мощью государства. Нельзя говорить о ГЧП только как о способе решения государственных проблем.
Где же именно имеет место ГЧП, где - инвестиции в государственную собственность, а где - приватизационные процессы. Рассматривается в этой связи и другой вопрос, связанный с интересом частного бизнеса. При партнерстве в социальных проектах, прибыльность низкая даже при наличии гарантированных заказов от органов государственной власти. Каким образом можно привлечь инвестиции и что предложить бизнесу взамен.
Для предпринимателей партнерство с властью означает снижение долгосрочных рисков ведения бизнеса, определенные налоговые льготы, престижность в совместной реализации с государственными органами проекта. В зависимости от форм и механизмов реализации сотрудничества между государством и частным сектором, определяется сущность данного понятия. В случае, когда большую выгоду от сотрудничества обретает бизнес - а именно, получение коммерческой выгоды с минимальным влиянием на публичный сектор или социально-экономическое развитие региона -партнерство называется частно-государственным. В случае когда, получение прибыли не является единственной целью, а окрашивается проблемами регионального социально-экономического развития, социальной ответственности бизнеса и идет речь о разделении рисков государства и частного партнера, данный тип взаимодействия мы можем определить как государственно-частное партнерство. В реалиях нашей страны, когда уровень доверия пока еще не высок, пока частный бизнес не имеет свободы действий, мы можем говорить о зарождении такого понятия как «государственно-частное партнерство».
Для успешной реализации проектов ГЧП необходимо соблюдение некоторых условий, например, наличие эффективной административной структуры, достаточно развитого частного сектора и привлекательного инвестиционного климата, что является самым сложно реализуемым условием в России.
При условиях, когда сотрудничество с бизнесом дает глобальный социально-экономический эффект и большую выгоду для государства или региона, а именно -развитие социальной инфраструктуры, создание большого количества рабочих мест, реализация проектов особых экономических зон туристско-рекреационного типа, что стимулирует в целом экономическое развитие создается почва для развития государственно-частного партнерства. Таким образом, создание ОЭЗ туристкорекреационного типа в Бурятии является примером государственно-частного партнерства. Социальный
эффект от реализации данного проекта может конкурировать с эффектом экономическим в связи с тем, что достижение прибыльности на объектах ОЭЗ будет осложнено сложностями строительства инфраструктуры, которую, впрочем, обязуется отстроить и отладить государство. Кроме того, важную роль играют сложные климатические условия, и в связи с этим сезон здесь длится 3-4 месяца.
Не каждое соприкосновение государства и частного сектора следует считать государственно-частным партнерством. Выступление государства в качестве стороны контракта, договора или соглашения недостаточно для отнесения подобной формы сотрудничества к ГЧП, пусть даже в общественно-значимой сфере, не на разовой краткосрочной, а на постоянной долговременной основе. Необходимо соблюсти такие важные признаки ГЧП, как объединение взносов, разделение рисков, распределение получаемых выгод между партнерами. Желательно также, чтобы государство при этом воспользовалось своим правом предоставить партнеру такие условия или права, какими никакой иной коммерческий партнер не обладает в принципе.
Возможно, для того, чтобы отличать от ГЧП такие формы взаимодействия государственного и частного сектора, при которых отсутствует принципиальные отличия от традиционных отношений между коммерческими структурами, имеет смысл ввести для них некий особый термин, к примеру, государственночастное сотрудничество (ГЧС).
Под государственно-частным партнерством можно понимать одну из форм сотрудничества государства и частного бизнеса на основе взаимного перехлеста прав и обязанностей партнеров, при которой бизнес помогает государству выполнить обязанности перед народом, а государство в ответ предоставляет особые, свойственные только ему, преференции. Вклады и выгоды от такого сотрудничества, а также сопутствующие риски распределяются между сторонами в заранее согласованных и документально зафиксированных пропорциях7.
Еще одной основой ГЧП выступает теория общественного сектора экономики. В каждой стране существует разветвленная система общественного сектора, в рамках которой функционируют государственночастные партнерства. Масштабы этого сектора в той или иной стране периодически меняются, что определяется приоритетами экономической политики, фазой хозяйственного развития, внешнеэкономическими условиями и другими факторами. Роль государства может ослабляться в одних и усиливаться в других направлениях. В контексте теории общественного сектора государственно-частное партнерство призвано решать задачи экономического развития, совершенствования производственной инфраструктуры, ликвидации и смягчения провалов рынка. В теоретическом смысле государственно-частное партнерство выгодно всем -государству, бизнесу, обществу .
7 Лохтина Л.К.1, Батуев Э.Д.2 Понятие и сущность государственно - частного партнерства //«Реформы финансирования здравоохранения: Опыт стран с переходной экономикой» /Под ред. Ки1г1п и., ОаэЫп О., иакаЬ М. - Европейское региональное бюро ВОЗ /Европейская Обсерватория по системам и политике здравоохранения, 2011.
8 В. Варнавский Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 9, с. 41-50.
Таким образом, в России в большинстве исследований экономических механизмов взаимодействия государства и частного капитала для развития туризма, речь ведется о существующей системе «государственно-частного партнерства» в связи с тем, что государственный или публичный интерес в партнерстве стоит на первом месте, а бизнес стоит на позиции «невесты на выданье». Если бизнес рассмотрит в проекте необходимые для него условия, потенциал для получения прибыли, и риски в его понимании будут оправданы, то он включится в проект. В настоящее время данная форма партнерства открывает все новые стороны - пробелы в законодательной базе, опасность не соблюдения сторонами всех условий из-за независящих от сторон обстоятельств, низкий уровень доверия сторон друг к другу, не стабильность на рынке.
Список литературы:
1. Баженов А.В. Использование механизмов государственно-частного партнерства как катализатора антикризисного потенциала развития инфраструктуры /Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / Сборник статей под общей редакцией Зверева А.А. М. 2009
2. Баженова В. С. Становление и развитие института частно-государственного партнерства в России / В. С. Баженова, С. Д. Балданова ; Федерал. агентство по образованию, ГОУ ВПО Вост.-Сиб. гос. технолог. ун-т. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2008. - 136 с.
3. Блог В. И. Якунина http://v-
yakunin.livejournal.com/63915.html
4. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. С. 28, 36
5. Варнавский В. Г. Указ. соч.; Государство и бизнес: институциональные аспекты;
6. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 9, с. 41-50.
7. Государственно-частное предпринимательство в зарубежных странах или как реализовать ГЧП в России под редакцией И.Н. Сосна, М.:Финансы, экономика, безопасность, - 2009.-130с.
8. «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации» / А.Алпатов, А.В. Пушкин, Р.М. Джапаридзе.-М.: Альпина Паблишерз, 2010.-196 с.
9. Лохтина Л.К., Батуев Э.Д. Понятие и сущность государственно - частного партнерства //«Реформы финансирования здравоохранения: Опыт стран с переходной экономикой» /Под ред. Kutzin J., Cashin C., Jakab M. - Европейское региональное бюро ВОЗ /Европейская Обсерватория по системам и политике здравоохранения, 2011
10. Проект федерального закона «О государственночастном партнерстве», электронный ресурс: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20130307_ 06
11. Республиканская целевая программа «Развитие туризма в Республике Бурятия на 2011 - 2016 года" (в ред. Постановлений Правительства РБ от 25.02.2011 N 79, от
15.06.2011 N 299)
12. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 730, [6] с.
13. Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011 - 2018 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644
14. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. N 2. С. 13
Reference list:
1. Alexander Bazhenov The use of public-private partnerships as a catalyst for anti-crisis potential infrastructure / Public-Private Partnerships: Ways to improve the legal framework / Collection of papers edited by A. Zverev M. 2009
2. VS Bazhenov Formation and development of the institution of public-private partnership in Russia / VS Bazhenov, SD Baldanova; Federal. Education Agency, State Educational Institution Vost.-Sib. State. technologist. Univ. - Ulan-Ude: Izd ESSTU, 2008. - 136 p.
3. Blog V. I. Yakunin http://v-
yakunin.livejournal.com/63915.html
4. Varnavskiy VG partnership of public and private sector: forms, projects, risks. Moscow: Nauka, 2005. Pp. 28, 36
5. Varnavskiy VG Ordinance. cit., State and Business: institutional aspects;
6. B. Varnavskiy Public-private partnership: some issues of theory and practice / / World Economy and International Relations, 2011, № 9, c. 41-50.
7. Public-private business in foreign countries, or how to implement PPP in Russia, edited by I. Pine, The finance, economy, security, - 2009.-130C
8. Public-private partnership: the implementation mechanisms "/ A.Alpatov, AV Pushkin, RM Dzhaparidze.-M.: Alpina Publishers, 2010.-196 p.
9. Lokhtina LK Batuev ED The concept and essence of public - private partnership / / "Health Financing Reform: Experience of Transition" / Ed. Kutzin J., Cashin C., Jakab M. -Regional Office for Europe / European Observatory on Health Systems and Policies, 2011
10. Republican target program "Development of tourism in the Republic of Buryatia in the 2011 - 2016 year" (in red. Government regulations RB from 25.02.2011 N 79, from
15.06.2011 N 299)
11. Fukuyama F. Trust: Social Virtues and the Creation of Prosperity: Per. from English. / Francis Fukuyama. - Moscow LLC "Publishing ACT»: ZAO NPP "Ermak", 2004. - 730, [6].
12. Federal Target Program "Development of domestic tourism in the Russian Federation" (2011 - 2018 years), approved by the Government of the Russian Federation of
02.08.2011 N 644
13. Scharinger L. A new model of the investment partnership between the state and the private sector / / The world changes. 2004. N 2. P. 13
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Харитоновой О.Б. «Содержание понятия «государственно-частное партнерство» в сфере регионального туризма»
В статье исследуется содержание понятия «государственно-частное партнерство» в сфере туризма в реалиях России. В настоящее время единого общепринятого понятия в научной литературе по однозначности термина государственночастного партнерства нет.
В различных источниках процесс взаимодействия государственных органов власти, частного бизнеса с соблюдением интересов общества упоминается как государственночастное партнерство, в других источниках встречается «частно-государственное партнерство», в третьих - «частногосударственное сотрудничество».
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему.
Научная статья О.Б. Харитоновой «Содержание понятия «государственно-частное партнерство» содержит свежий взгляд на проблемную тему. Данная статья может быть рекомендована к публикации
Доцент кафедры антикризисного управления социально-экономическими системами РАНХиГС, МИГСУ, к.ф.н.
О.Н. Капелько