Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в создании инфраструктурных объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа'

Государственно-частное партнерство в создании инфраструктурных объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / БАЙКАЛЬСКАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / "БАЙКАЛЬСКАЯ ГАВАНЬ" / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / "BAIKALSKAYA GAVAN" / THE BAIKAL NATURE TERRITORY / SPECIAL ECONOMIC ZONE / PUBLICPRIVATE PARTNERSHIP / INFRASTRUCTURE / THE REPUBLIC OF BURYATIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубаева Татьяна Юрьевна

Рассмотрены вопросы создания инфраструктурных объектов в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства. Представлены формы государственного участия и поддержки государственно-частного партнерства в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. Определены объемы и этапы бюджетного финансирования строительства объектов инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бубаева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN CREATION OF INFRASTRUCTURE ELEMENTS FOR SPECIAL ECONOMIC ZONE OF TOURISTIC LEISURE TYPE

The article deals with problems of creation of infrastructure elements in a special economic zone of touristic leisure type (SEZ TLT) based on publicprivate partnership (PPP). The author describes forms of government participation and support in PPP in SEZ TLT «Baikalskaya gavan» in the Republic of Buryatia, and determines the volume and stages of budget financing of construction works for creating the infrastructure.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в создании инфраструктурных объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа»

О

(N

УДК 338.48(571.54) Т.Ю. Бубаева

ББК У496

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОЗДАНИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

Рассмотрены вопросы создания инфраструктурных объектов в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства. Представлены формы государственного участия и поддержки государственно-частного партнерства в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. Определены объемы и этапы бюджетного финансирования строительства объектов инфраструктуры.

Ключевые слова: особая экономическая зона, Байкальская природная территория, государственно-частное партнерство, инфраструктура, «Байкальская гавань», Республика Бурятия.

T.Yu. Bubayeva

ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN CREATION OF INFRASTRUCTURE ELEMENTS FOR SPECIAL ECONOMIC ZONE OF TOURISTIC LEISURE TYPE

ssi

2sl

KS г

“Is1

НА

Ой"

^ 1

ü

«Л*

S ff I

8SI

ИН 25 о ChO!

£m§|

E40 | See

К

H

H

о

H

PQ

CO

H

The article deals with problems of creation of infrastructure elements in a special economic zone of touristic leisure type (SEZ TLT) based on public-private partnership (PPP). The author describes forms of government participation and support in PPP in SEZ TLT «Baikalskaya gavan» in the Republic of Buryatia, and determines the volume and stages of budget financing of construction works for creating the infrastructure.

Keywords: the Baikal nature territory, special economic zone, public-private partnership, infrastructure, «Baikalskaya gavan», the Republic of Buryatia.

Республика Бурятия расположена на юге Восточной Сибири, занимает пограничное положение с Монголией и имеет довольно большие размеры территории (площадь Республики Бурятия — 351,6 тыс. км2). На 1 января 2010 г. численность населения Республики Бурятия составила 959,9 тыс. чел. Средняя плотность населения не превышает 2,7 чел. на 1 км2.

Почти вся территория Республики Бурятия входит в Байкальскую природную территорию, занимая 42,6% центральной экологической зоны (37,73 тыс. км2) и 74,7% буферной экологической зоны (163,755 тыс. км2), что определяет необходимость использования там специальных режимов хозяйствования. Так как большая часть Республики Бурятия входит в Байкальскую природную территорию, регламентация хозяйственной деятельности предопределила строительство в Республике Бурятия более совершенных очистных сооружений, внедрение систем оборотного водоснабжения, реконструкцию и модернизацию промышленного производства, разработку и внедрение экологически безопасных технологий, более высокие требования к размещению и функционированию производительных сил в регионе. В силу этого именно

© Т.Ю. Бубаева, 2011

на хозяйственный комплекс Республики Бурятия ложится наибольшая ответственность, связанная с сохранением уникальной экологической системы озера Байкал.

Байкальская туристско-рекреационная зона связана с байкальской ^ рекреационной зоной в Иркутской области и базируется на уникальном

5^ | природном объекте мирового значения — озере Байкал (самый большой

по размерам участок мирового природного наследия ЮНЕСКО). Именно на территории Республики Бурятия расположены его основные площади и, как следствие, определен особый режим природопользования. Озеро Байкал и прилегающие к нему экологические системы формируют значительный туристический и рекреационный потенциал Республики Бурятия, реализации которого способствуют создаваемые особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. На восточном берегу озера будут развиваться транспортная и энергетическая инфраструктуры.

На современном этапе развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) существенно повышается роль инфраструктуры как фактора, определяющего ее развитие. Возросший интерес к проблемам исследуемого объекта объясняется объективными причинами. Инфраструктура занимает существенное место в структуре всего воспроизводственного процесса в результате использования значительной части капитальных вложений и трудовых ресурсов, способствует дальнейшему углублению общественного и международного разделения труда, усилению интеграционных процессов в мировом хозяйстве, что повышает нагрузку на базовые отрасли экономики. Инфраструктура призвана обеспечивать функционирование ОЭЗ ТРТ, создавать необходимые условия для развития перспективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в рамках государственно-частного партнерства.

В разработанной Министерством экономического развития и торговли РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития ; РФ» одним из принципов отношений государственных и бизнес-струк-

тур декларируется «развитие государственно-частного партнерства, ой § направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных

^ ^ | рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распростра-

^ | нения новых технологий, развития транспортной и энергетической ин-

1 фраструктуры».

в ^ | Содержание данного партнерства состоит в следующем:

§к§ - частный инвестор берет на себя обязательство построить, оснас-

| тить и ввести в эксплуатацию объект за цену, указанную в контракте,

иоэ а также эффективно эксплуатировать объект, или производить на нем

к®3 определенный продукт, или обеспечивать предоставление определенных

услуг в объеме и на условиях, также определенных в контракте;

- государство берет на себя обязательство в течение указанного в 23 контракте срока закупать продукты (услуги), произведенные на объек-

те, построенном и эксплуатируемом частным инвестором, либо обеспечивать условия, при которых продажа производимых продуктов (услуг) позволит осуществить возврат инвестиций и получение прибыли, либо 1^ иным образом минимизировать риски невозврата инвестиций и / или не-

получения прибыли [1]. со Главную роль инициатора и гаранта в системе государственно-час-

Нтного партнерства (ГЧП) играет государство. Формы государственного участия и поддержки ГЧП представлены на рисунке.

н

о

О

Формы государственного участия и поддержки государственно-частного партнерства в ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»

Строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»

«К1

Яз =

Н£ї

«Зі

НА

ОЙ"

^ 1

І

^ Л £

ь Е « ^ і

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Объект Мощность Срок ввода в эксплуатацию Объем бюджетных инвестиций, млн р.

Административно-деловой центр 18 270 м2 2 кв. 2010 г. 822,2

ПЭБ ОАО «ОЭЗ» 3 906 4 кв. 2009 г. 94,9

Закрытая автостоянка 40 мест 4 кв. 2009 г. 15,6

Внутриплощадочные сети водопровода, ливневой и бытовой канализаций 33,6 км 4 кв. 2010 г. 142,1

Водозаборные сооружения Две станции по 50 тыс. м3 в сутки 4 кв. 2010 г. 282,5

Очистные сооружения Одна станция по 1 000 тыс. м3 в сутки 4 кв. 2010 г. 245

ПС 110/10 кВ, трансформаторные станции 10/04 кВ и распределительные пункты (12 шт.) внутриплощадочных информационно-коммуникационных сетей и сетей информационно-вычислительной связи 2х10 МВА 4 кв. 2009 г. 396

Улично-дорожная сеть с наружным освещением и автостоянками 8,5 км, 300 мест 4 кв. 2010 г. 264,4

Инженерная подготовка площадки, вертикальная планировка, благоустройство и озеленение территории 100 га 4 кв. 2010 г. 208,2

Причальные сооружения, берегоукрепительные сооружения, разводной мост 2 950 м 4 кв. 2010 г. 1 005,9

Ограждения территории с КПП и наружным освещением 11,8 км, 7 КПП 4 кв. 2008 г. 30,5

Пожарное депо 2 а/м 4 кв. 2009 г. 14

Мусороперегрузочная станция 20 тыс. т в год 4 кв. 2010 г. 59

Всего бюджетных инвестиций 2008-2010 гг. 3 580,3

Составлена автором по данным проектно-сметной документации двух участков первой очереди освоения на территории ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%

О

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HS5

n3i

Ен^ i

ой-

°i<s ^ 1

5s s

^ Л £ ё§|

« F I

8s!

"Jo

ü§*

р-1©*

£м§ц

МО f £И4

нее

«

н

н

о

н

PQ

со

н

Свыше 3 580 млн р. бюджетных инвестиций планируется освоить при строительстве инфраструктурных объектов участков первой очереди освоения «Турка» и «Пески» на территории ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» (табл.). По трем участкам второй очереди освоения и одному перспективному участку разрабатывается проектно-сметная документация строительства объектов инфраструктуры. Но проблема привлечения инвестиций полностью не решена, так как учитываются вложения только в саму ОЭЗ ТРТ. Фактически же средств потребуется значительно больше, чем предусмотрено проектом, поскольку в республике необходимо строительство новых дорог, ведущих к проектируемой зоне, ремонт существующих магистралей, создание современного аэропорта, решение вопроса о газо- и электроснабжении и др. Также острой остается проблема поиска частных инвесторов, имеющих значительный капитал и заинтересованных в его вложении в создание и функционирование ОЭЗ ТРТ.

Список использованной литературы

1. Ястребов О.А. Концессионные формы партнерства между государством и частным бизнесом и перспективы их использования в России / О.А. Ястребов // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2. — С. 171-174.

Referenses

1. Yastrebov O.A. Kontsessionnye formy partnerstva mezhdu gosudarstvom i chastnym biznesom i perspektivy ikh ispol’zovaniya v Rossii / O.A. Yastrebov // Problemy sovremennoi ekonomiki. — 2009. — № 2. — S. 171-174.

Информация об авторе

Бубаева Татьяна Юрьевна — аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: bubaevatatyana@mail.ru.

Author

Bubayeva Tatyana Yurievna — post-graduate student, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: bubaevatatyana@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.