Научная статья на тему 'Методические вопросы инфраструктурного обеспечения особых экономических зон туристско-рекреационного типа'

Методические вопросы инфраструктурного обеспечения особых экономических зон туристско-рекреационного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфраструктурная обеспеченность / особые экономические зоны / государственно-частное партнерство / "байкальская гавань" / республика бурятия / "baikalskaya gavan'" / infrastructural securing / special economic zone / private-public partnership / republic of buryatia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубаева Татьяна Юрьевна

Рассматриваются методические вопросы формирования и развития инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства. Анализируются основные показатели инфраструктурной обеспеченности особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. Приводятся источники финансирования создания объектов инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бубаева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some methodical questions of creation and development of the infrastructure of tourist-recreational type economic zones on the base of private-public partnership are considered. Basic indices of infrastructural securing of the tourist-recreational type economic zone «Baikalskaya gavan"» in the Republic of Buryatia are analyzed. The sources of financing that are used to create subjects of the infrastructure are given.

Текст научной работы на тему «Методические вопросы инфраструктурного обеспечения особых экономических зон туристско-рекреационного типа»

УДК 338.48 (571.54) Т.Ю. БУБАЕВА

ББК У 496 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

Рассматриваются методические вопросы формирования и развития инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства. Анализируются показатели инфраструктурной обеспеченности особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. Приводятся источники финансирования создания объектов инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктурная обеспеченность, особые экономические зоны, государственно-частное партнерство, «Байкальская гавань», Республика Бурятия.

T.YU. BUBAEVA

post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]

METHODICAL QUESTIONS OF THE SPECIFIC ECONOMIC ZONES OF TOURIST-RECREATIONAL TYPE INFRASTRUCTURAL SECURING

Some methodical questions of creation and development of the infrastructure of tourist-recreational type economic zones on the base of private-public partnership are considered. Basic indices of infrastructural securing of the tourist-recreational type economic zone «Baikalskaya gavan'» in the Republic of Buryatia are analyzed. The sources of financing that are used to create subjects of the infrastructure are given.

Keywords: infrastructural securing, special economic zone, private-public partnership, «Baikalskaya gavan'», Republic of Buryatia.

Формированием в России института особых экономических зон определяется необходимость совершенствования инфраструктурного обеспечения сферы инновационного предпринимательства, использования наилучших результатов практики организации и функционирования элементов инфраструктуры. На создание условий и стимулов для развития инфраструктуры направлены усилия Президента и Правительства Российской Федерации, научных и общественных организаций [2-4]. Все это требует смены структурных приоритетов и повышения роли инновационных процессов в инфраструктурном обеспечении устойчивого экономического роста региона и страны в

целом. Возникает необходимость глубокого анализа всех аспектов инфраструктурного обеспечения и поиска финансовых ресурсов для развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). Данными обстоятельствами объясняется актуальность использования различных форм государственно-частного партнерства при решении проблем, с которыми сталкивается большинство территорий.

В развитии и функционировании особых экономических зон туристско-рекреаци-онного типа кроется значительный резерв роста экономики. Анализ ОЭЗ ТРТ в качестве важного объекта исследования позволил выделить проблемы их инфраструктурной

© Т.Ю. Бубаева, 2009

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

обеспеченности, поскольку имеющиеся данные свидетельствуют о неразвитости инфраструктурной составляющей регионов [1].

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» создана на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия в непосредственной близости от оз. Байкал — природного объекта, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и располагается на пяти участках общей площадью 3 658,12 га. Основная цель создания ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» — формирование центра международного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного продукта, а также использование возможности «открыть» для российских и иностранных туристов уникальный природный объект — оз. Байкал. Реализация проекта по созданию и функционированию особой экономической зоны невозможна без решения методических вопросов организации государственно-частного партнерства. Правительство России совместно с региональной властью планируют инвестировать бюджетные средства, но их недостаточно для формирования необходимой для развития ОЭЗ ТРТ инфраструктуры.

Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) в теории рынка обозначает комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к данному исследованию инфраструктура — это опора, основа-

ние для создания ОЭЗ ТРТ, представляющее совокупность взаимосвязанных элементов: финансовой, информационной, интеллектуальной, инженерной, социальной, коммерческой составляющих. Нами предлагается схема, характеризующая роль инфраструктуры и государственно-частного партнерства в создании ОЭЗ ТРТ (рис.).

Управление созданием, эксплуатацией и развитием инфраструктурного комплекса ОЭЗ ТРТ — это взаимосвязанный процесс, требующий разработки специального механизма подготовки и реализации комплексных программ, которого нет в настоящее время. Разработка такого механизма предлагает стратегический альянс всех заинтересованных в данных программах бизнес-структур, ученых, общественности, инвесторов, органов управления федерального, регионального и местного уровней. Критерием эффективности программ станет рост уровня инфраструктурной обеспеченности создаваемых зон.

В настоящее время уровень инфраструктурной обеспеченности в Республике Бурятия очень низкий. Об этом свидетельствуют данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики, приведенные в таблице.

Финансирование мероприятий по созданию инфраструктуры ОЭЗ ТРТ осуществляется за счет средств:

- федерального бюджета (76,4%);

- бюджета Республики Бурятия (23,0%);

- бюджета муниципального образования «Прибайкальский район» (0,6%).

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа

Инфраструктура ОЭЗ ТРТ

Финансовая Информационная Интеллектуальная Инженерная Социальная -- Коммерческая ---

Финансовая сфера

Сфера информационного обеспечения

Наука, образование, подготовка кадров

Отрасли народного хозяйства

Здравоохранение, культура, спорт

Торговля, общественное питание

Бюджетное финансирование, государственно-частные и частные инвестиции

Место инфраструктуры и государственно-частного партнерства в формировании и развитии ОЭЗ ТРТ

Известия ИГЭА. 2010. № 1 (69)

Развитие инженерной инфраструктуры ОЭЗ ТРТ Республики Бурятия в 2008—2009 гг.

Показатель Год

2008 2009 (прогноз)

Доля региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных автомобильных дорог, % 66,3 65,13

Доля муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных автомобильных дорог, % 73,5 72,3

Реконструкция автодорог, км 0 31

Строительство мостов, шт./пог. м 1/249,6 2/82,35

Строительство линий электропередач, км 41 211

Реконструкция аэропорта г. Улан-Удэ (увеличение площади бетонных покрытий), м2 — 68 818

Строительство пожарного депо, млн р. - 12,0

Строительство водозаборных сооружений, млн р. - 42,5

Строительство внутриплощадочных сетей, млн р. - 38,0

Строительство мусороперегрузочной станции, млн р. - 20,7

Строительство причальных сооружений на р. Турке, млн р. 26,0 91,6

Берегоукрепительные работы на р. Турке, млн р. 32,8 158,0

Дноуглубительные работы на р. Турке, млн р. 12,0 55,5

Частные капиталовложения в объеме 38 млрд р. должны быть направлены на развитие туристской и информационно-коммуникационной инфраструктуры, на реконструкцию и строительство аэропорта. Для этого у частных инвесторов необходимо создать очень высокую мотивацию. Пока вложено 2 млн дол., что явно недостаточно.

Неотъемлемым условием нормального функционирования ОЭЗ ТРТ служит конструктивное взаимодействие государственного (федеральный, региональный и местный уровни власти) и частного (бизнес) секторов. Последствия мирового финансово-экономического кризиса отрицательно сказались на вложении средств в строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ в связи с сокращением поступлений в бюджеты разных

уровней, превышением расходных статей над доходными из-за инфляции. Даже поднимались вопросы о приостановке финансирования, снижении его размеров, т.е. о невыполнении государством обязанностей перед резидентами зоны. Бизнес-структуры рискуют потерять средства, вложенные в создание информационно-коммуникационной инфраструктуры (проект «"Миры" на Байкале»), в подготовку проектно-сметной документации по строительству объектов туристско-рекреационного комплекса.

Разработка проектов на основе государственно-частного партнерства должна осуществляться на условиях установления доверительных и партнерских отношений между государством и представителями частного бизнеса.

Список использованной литературы

1. Деружинская М.П. Адаптивный инструментарий оценки экономико-институциональной инфраструктуры муниципального образования // Экономические и институциональные исследования: альманах науч. тр. Ростов н/д, 2008. Вып. 1.

2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.

3. О создании Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23 нояб. 2005 г. № 694.

4. Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М., 2006.

Bibliography (transliterated)

1. Deruzhinskaya M.P. Adaptivnyi instrumentariy otsenki ekonomiko-institutsional'noy infrastruktury munitsipal'nogo obrazovaniya / / Ekonomicheskie i institutsional'nye issledovaniya: al'manakh nauch. tr. Rostov n/D, 2008. Vyp. 1.

2. Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon RF ot 22 iyulya 2005 g. № 116-FZ.

3. O sozdanii Investitsionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 noyab. 2005 g. № 694.

4. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossiiskoy Federatsii. M., 2006.

Известия ИГЭА. 2010. № 1 (69)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.