Раздел 4 Информационная концепция образования и культуры
УДК 351.751
Е.И. Борисова
Государственная цензура информации, предоставляемой молодежи в библиотеках: проблемы ФЗ №-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
В статье описываются правовые проблемы действия Федерального Закона №436, связанные с практическими аспектами деятельности публичных библиотек в России.
Ключевые слова: публичные библиотеки, государственная цензура и юные читатели, информационный обмен, информационные угрозы здоровью и развитию детей, информационная защита, библиотечное законодательство.
E.I. Borisovа
State censorship on the information available for the youth at libraries: problems of the Federal Law No. 436 «On Protection of Children from Information Harmful to Their Health and Development»
This article describes legislative problems with the new Federal Law No. 436 related to the practical work aspects of public libraries in Russia.
Keywords: public libraries, state censorship against young readers, information materials exchange, information harmful to the health and development of the children, information protection, library legislation.
1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее ФЗ-№ 436), принятый 29 декабря 2010 года. «Детьми» в соответствии с его нормами считаются граждане, достигшие 14-летнего возраста и имеющие по российскому законодательству паспорт, что не согласуется со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, которая относит 14-летних граждан к категории «молодежь». Несмотря на выявленное противоречие, библиотечное обслуживание молодежной читательской аудитории, в частности выдача из библиотечных фондов информационной продукции (журналов, газет, книг и т.д.) попадает под действие ново-
го закона и должна осуществляться в соответствии возрастными ограничениями. Вместе с тем, вопросы организации библиотечного обслуживания населения России, в том числе и детского, регулируется нормами ФЗ -№ 78 «О библиотечном деле», п.1, ст.12 и п.1, ст.13 которого соответственно предоставляют общедоступным библиотека право «самостоятельно определять содержание и конкретные формы работы, а также запрещают государственную и иную цензуру, ограничивающую пользователей библиотек на свободный доступ к информации. Очевидно, что нормы нового ФЗ-№ 436 установили государственную цензуру информации, предоставляемой в библиотеках, а ее выдача детям по формальному возрастному знаку, к чему обязывает ФЗ-№436 - это прямое вмешательство в профессиональную библиотечную деятельность.
Библиотечное обслуживание детей и молодежи (как, впрочем, и взрослого населения) осуществляется на основе дифференцированного подхода, который обоснован научными исследованиями в области теории чтения. Кроме того, в библиотеках, обслуживающих детей и юношество, наработаны уникальные методики общения библиотекаря с этой категорией пользователей, которые ФЗ-№ 436 игнорирует и сводит к формальной выдаче информационной продукции в соответствии со знаком. Государственная цензура чтения детей в библиотеках, вводимая ФЗ-№436, дискредитирует роль библиотекаря как руководителя детского чтения, а на практике и педагога, и психолога, и наставника молодежи, вступая в противоречие с законодательством о библиотечном деле.
При внедрении норм ФЗ-№ 436 в практику работы общедоступные библиотеки России столкнулись с непреодолимыми проблемами, возникающими при исполнении его норм. Причинами тупиковой ситуации стали не только терминологическая размытость и противоречивость норм ФЗ-№ 436, но и более серьезные просчеты, допущенные при его разработке, а именно: экономическая необоснованность и профессиональная некомпетентность разработчиков законопроекта.
Дело в том, что в понятие «информационная продукция», оборот которой регулирует новый закон, включены практически все виды документов, которыми комплектуются библиотеки России - книжная (печатная) продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, базы данных, продукция средств массовой информации. Несмотря на то, что по согласно п.2, ст.23 ФЗ-№ 436 размещение знака на печатной продукции, выпущенной в оборот до дня его вступления в силу, не требуется, маркировать придется все экземпляры документов библиотечного фонда, чтобы организовать их выдачу в соответствии с возрастом. Совокупный фонд общедоступных библиотек России насчитывает только книг
2 млрд., а еще и огромные массивы аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, базы данных, продукцию средств массовой информации, которые должны иметь возрастную маркировку независимо от
срока поступления в фонды. Исполнение норм Закона библиотеками, во-первых, потребует от государства миллиардных затрат, во-вторых, нарушит права граждан на доступ к информации, ведь библиотеки вынуждены будут временно прекратить выдачу информационной продукции, не прошедшей классификацию.
Бюджетные средства на возрастную маркировку запланированы не были, что следует из Финансово-экономического обоснования и официального Отзыва № 2.12-17/202 от 18 марта 2009 года на проект ФЗ№-155209-5 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», подписанного заместителем Председателя Правительства РФ С. Ивановым, в котором подчеркнуто, что «в соответствии с прилагаемым к законопроекту финансово-экономическим обоснованием принятие законопроекта не потребует дополнительного расходования бюджетных средств». К сожалению, на этапе разработки ФЗ-№ 436 не были привлечены библиотечные специалисты, поэтому в дополнительных требованиях к обороту информационной продукции, изложенных в п.3, ст.16 ФЗ-№436 не учтены особенности распространенных в России моделей библиотечного обслуживания населения, когда в структуру общедоступной библиотеки включены взрослые и детские абонементы. Чтобы соблюсти требование Закона и удалить нежелательную для распространения среди детей информационную продукцию на расстояние в 100 метров, необходимы не менее разорительные государственные затраты для перевода детских отделов в помещения других зданий.
Фактическая невыполнимость ФЗ-№ 436 в части, касающейся деятельности библиотек, требует разработки предложений по корректировке его норм и незамедлительного внесения следующих изменений:
1. изъять из понятия «оборот информационной продукции» (п.12, ст.2) одной из составляющей, а именно: выдачи из фондов общедоступных библиотек;
2. ограничить понятие «распространение информационной продукции» в ст.16, пп. 2-3 двумя формами - продажей и раздачей, в связи с чем необходимо сформулировать п.п.2-3 в следующей редакции:
п.2 информационная продукция... допускается к распространению (посредством продажи/раздачи) в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.
п.3 Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению (посредством продажи/раздачи) в предназначенных для детей ... организациях культуры.на расстоянии не менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Российская библиотечная ассоциация развернула масштабную работу по защите интересов библиотечного сообщества России и читателей российских библиотек, обратившись в Минкультуры России, Роскомнадзор и Минсвязь, которые обладают соответствующими полномочиями по
осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, за разъяснениями по применению норм ФЗ-№ 436 в общедоступных библиотеках, а также направила предложения по совершенствованию ФЗ-№ 436 в Государственную Думу ФС РФ.
Пока вопрос находится на рассмотрении, общедоступным библиотекам России, осуществляющим обслуживание граждан до 18-летнего возраста при реализации норм ФЗ-№36 и принятых нормативных подзаконных документов, следует принять во внимание следующие практические рекомендации:
- при заключении договоров с поставщиками печатной продукции о комплектовании библиотеки включать специальный пункт об ответственности поставщика за размещение знака информационной продукции, а в случае его несоблюдения - предусмотреть требование к поставщику возместить убытки, понесенные в результате нарушения (согласно «Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции» (утв. Минкомсвязи России 22.01.2013 № АВ-П17-531);
- размещать знак информационной продукции, указанный в сопроводительных документах или в документации, получаемой библиотекой вместе с экземпляром документа, при создании машиночитаемой библиографической записи (в формате Ки8МАЯС - поле 333) и написании печатной карточки;
- наносить знак информационной продукции при подготовке афиш или иных объявлений о массовых мероприятиях, проводимых библиотекой, в соответствии со ст.6-10 ФЗ-№436;
- размещать на основном меню сайта библиотеки знак возрастной классификации в соответствии со ст.11, п.4 и ст.12. п.4 ФЗ-№436, если сайт библиотеки зарегистрирован в качестве средства массовой информации;
- обеспечить принятие административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, при предоставлении доступа пользователей библиотеки к Интернет-ресурсам в соответствии со ст.14 ФЗ-№436.