МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 002:34
Ю.А. Елисеева
Д. ф. н., доцент Институт национальной культуры Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Г. Саранск, Российская Федерация
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 436-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ
ПСИХОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье рассматривается проблема возрастных ограничений в библиотечно-информационном обслуживании, введенных Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ, и обосновывается значимость психолого-культурологического подхода к определению возрастных категорий пользователей детских и юношеских библиотек.
Ключевые слова
Психология культуры, возраст, возрастная категория, ребенок, информационная безопасность
детей, читательский возраст.
После вступления в силу (с 1 сентября 2012 г.) Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» библиотечное сообщество столкнулось с рядом неочевидно решаемых проблем [1]. Они возникают прежде всего в сфере обработки документов фонда (возрастная маркировка) и библиотечно-информационного обслуживания (выдача документов с учетом возраста пользователя). Однако очевидно, что за этими организационно-техническими проблемами стоят более глубокие, в частности культурно-психологические. Не вдаваясь в обсуждение качества разработки упомянутого закона, отметим, что отсутствие в нем дефиниций таких базовых понятий, как «ребенок», «дети», «возрастная категория», наводит на определенные размышления.
На наш взгляд, устранить эту лакуну можно, если обратиться к понятию возраста с позиций современного научного знания, продуцируемого такими науками, как генетика, физиология, антропология, социология, демография, история, этнография, психология (возрастная, или психология развития, психосемантика, психология общения), педагогика и др.
При всех различиях в дисциплинарной «оптике» можно выделить общее в понимании сущности возраста.
1. Возраст имеет статус динамической категории, что обусловлено его тесной связью с проблемой развития человека. Это особенно заметно на примере психологических дефиниций возраста: хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе; категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития; переменная темпоральная величина, служащая временной характеристикой жизненного пути человека от рождения до смерти.
2. Возраст дифференцируется в зависимости от аспекта его исследования. В настоящее время используется следующая классификация возрастов:
• абсолютный (хронологический, календарный, паспортный) возраст, датируемый в единицах измерения времени, и условный возраст, определяемый методом возрастной периодизации для структурирования онтогенеза человеческой жизни. Под абсолютным возрастом понимают время, прошедшее с рождения человека, которое измеряется в годах, годах и месяцах, месяцах или днях, в зависимости от житейских / научных традиций описания и изучения различных этапов онтогенеза. Условный возраст базируется на выделении качественно отличающихся друг от друга ступеней (стадий), то есть структурировании времени его жизни. В отечественной научной традиции обычно выделяются следующие условные возрасты: младенчество (от рождения до одного года), раннее детство (1-3 года),
178
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-11/12 лет), отрочество (11/12-15/17 лет), юность (15/17-19/21 лет), молодость (19/21-25/30 лет), зрелость (25/30-55/60 лет), старость (55/60 лет и выше) [2]. Возрастная периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержательное значение;
• биологический (физиологический), психический, социальный, культурный возрасты, выступающие как условные показатели уровня биологической, психической, социальной, культурной реализации индивида. Так, психический возраст обусловливается уровнем психического развития индивида относительно нормативных показателей. Социальный и культурный возрасты - это наборы нормативноролевых характеристик, обусловленных социальной организацией и культурной спецификой среды развития индивида [3, с. 16];
• так называемые возрасты развития (умственный, анатомический, зубной и т. п.). Под возрастом развития принято понимать оценку уровня развития, выраженную в терминах возрастных норм. В свою очередь, возрастная норма — это средний возраст, в котором ожидается достижение индивидом конкретных результатов.
3. Чаще всего человеческий возраст фигурирует как объективный признак (параметр) субъекта, который можно утилитарно использовать. В данном случае его можно сравнить с модульной сеткой, которая используется в процессах конструирования. Субъекта удобно отнести к определенной ячейке этой сетки или прослеживать его движение по ячейкам. Так, ребенок в возрасте 6-7 лет должен уметь выполнять определенные когнитивные операции, обеспечивающие его обучение в рамках такого социокультурного института, как школа. Здесь хронологический возраст «задает» возраст развития, и эта связка используется в целях своевременной социализации ребенка.
Однако, несмотря на несомненную теоретико-практическую полезность выделенных характеристик, во многих социогуманитарных науках, особенно психолого-педагогического профиля, до сих пор широко распространена точка зрения на возраст только как на натуральный феномен. К сожалению, именно такая трактовка доминирует в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Возрастные категории, потребляющие информационную продукцию, определены в нем без обоснования, через следующие временные границы:
- дети, не достигшие возраста шести лет;
- дети, достигшие возраста шести лет;
- дети, достигшие возраста двенадцати лет;
- дети, достигшие возраста шестнадцати лет;
- взрослые (старше восемнадцати лет).
Таким образом, первая возрастная категория объединяет такие разные периоды, как младенчество, раннее детство и дошкольный возраст (с точки зрения социогуманитарных наук, изучающих возраст, это слишком большой темпоральный «шаг»). Вторая возрастная категория привязана к младшему школьному возрасту. Третья охватывает отрочество, а четвертая возрастная категория связана с ранней юностью.
Анализируя статьи 7-10 Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», можно сделать вывод, что «водораздел» между возрастными категориями проходит по социальным рискам, присущим тому или иному возрасту. Например, если у среднестатистического шестилетнего ребенка из благополучной семьи после ознакомления с несоответствующей информационной продукцией вряд ли появится желание употреблять наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принимать участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, то для двенадцатилетнего это вполне реально.
Таким образом, имплицитно в законе воплощена конструктивная мысль, что детство (в расширительном смысле) - это особый этап взросления, который при неправильном информационном сопровождении может исказить результаты последующих этапов. Однако благая идея обеспечения информационной безопасности детей на уровне библиотечно-информационных организаций оказалась недостаточно проработанной методически. На наш взгляд, главная проблема - возможное, но неучтенное
179
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070 несоответствие между биологическим возрастом ребенка и его читательским возрастом. Как быть библиотекарю, если его читатель давно «перерос» формальные границы своей возрастной категории и хочет развиваться интенсивнее? Как правильно взаимодействовать с родителями, перед которыми тоже возникает много вопросов относительно обеспечения информационной безопасности собственных детей? Как привлекать экспертов и самостоятельно экспертировать поступающую печатную продукцию, осуществлять ее перемаркировку в случае необходимости, если соответствующих методик и трудовременных ресурсов крайне мало?
Чтобы ответить на это и другие вопросы, необходимо встать на путь интеграции библиотековедческого, психологического, педагогического, культурологического знания, провозглашенный еще Н. А. Рубакиным. Простановка знака информационной продукции на печатных изданиях, вышедших после 1 сентября 2012 г., пока не решает социокультурные проблемы, сколько умножает их, и нужно быть готовыми к длительным и концептуально напряженным дискуссиям, нацеленным на построение теории читательского возраста.
Список использованной литературы:
1. См. обсуждение ФЗ № 436 в следующих публикациях: Бахтурина Т. А. Знак информационной продукции : проблемы исполнения ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Научные и технические библиотеки. - 2013. - № 9. - С. 36-41 ; Борисова Е. И. Организация работы библиотеки в условиях Закона № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» : о внедрении норм закона в практику работы библиотеки // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2013. - № 4. - С. 23-30 ; Конакова А. Закон принят. Что дальше? // Современная библиотека. - 2012. - № 7. - С. 29-31 и др.
2. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реан. -СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 416 с.
3. Бочаров В. В. Антропология возраста. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. - 196 с.
© Ю.А. Елисеева, 2015
180