Научная статья на тему 'Проблемы формирования информационной среды детской библиотеки'

Проблемы формирования информационной среды детской библиотеки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
675
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования информационной среды детской библиотеки»

Н. Н. Новак

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Современный человек с детства погружен в информационную среду, он живет среди телевидения, видео, книг, журналов, компьютерных игр и т. п. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей (чтение соответствующей литературы). Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха, и после ухода на пенсию человек часто становится еще более активным потребителем информации (телесериалы, книги, газеты). Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.

По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, социальных технологий стремительно сокращаются, и в будущем будут составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Человек должен уметь использовать все информационные ресурсы, которые накопило общество. «Под информационными ресурсами понимают имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для сохранения и использования» [6].

Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время, как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим - финансовым, сырьевым, материально-техническим.

Информационные ресурсы формируют информационную среду общества. Информационная среда или сфера - это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности [7].

Самым незащищенным в мире тотальной информатизации является ребенок. Ведь то, в какой информационной среде он растет, влияет на всю его дальнейшую жизнь, формируя личность. А какой она будет, зависит только от нас.

Информационная природа детской библиотеки предполагает создание информационной модели окружающего ребенка мира в процессе формирования и удовлетворения информационных потребностей. Детская библиотека предстает как информационно-коммуникативный институт инкультурационной деятельности. Она является средством развития других систем инкультурации - образовательно-воспитательной, научной, художественной, опосредованной через информационное пространство детской библиотеки.

Инкультурация ребенка осуществляется институциональными механизмами культурной трансмиссии вертикальной (семья), горизонтальной (детская субкультура), опосредованной [1]. Последний институциональный уровень трансмиссии претерпел количественные и качественные изменения с появлением в обществе детской библиотеки. Это отмечал еще на начальном этапе появления детских библиотек в обществе В. А. Зеленко, выделяя детскую библиотеку как составляющую единой наряду с семьей, школой системы организации чтения ребенка [2].

Детская библиотека сегодня является важнейшей частью информационной среды ребенка, предоставляя различные виды информационных ресурсов.

Процесс информатизации (буквально создания информационной среды) детской библиотеки осуществляется последовательно, включает:

- создание материально-технической базы, определение необходимого количества автоматизированных мест для работы сотрудников и пользователей; приобретение лицензионных программных продуктов, обеспечивающих информатизацию всех основных библиотечных процессов, формирование локальной сети, подключение к сети Интернет;

- модернизацию всех основных библиотечных процессов: комплектование и обработка, справочно-библиографический аппарат, обслуживание читателей, управление библиотекой (библиотечной системой);

- последовательную реализацию заложенных компьютеризацией технологических возможностей, формирование и наращивание информационных электронных ресурсов, в том числе через участие в корпоративных проектах;

- внедрение удаленного доступа к информационным электронным ресурсам, создание Web-сайта библиотеки для размещения информации о ресурсах и услугах библиотеки, в том числе создание виртуальной справочной службы.

Информатизация детской библиотеки осуществляется на базе автоматизированной информационно-библиотечной систем (АИБС), основными критериями надежности которой являются авторитетность, опыт использования в регионе или в конкретной местности, эксплуатационная поддержка со стороны производителя, комплексность предлагаемых решений (компьютеризация всех основных библиотечных процессов).

Запуск системы включает приобретение и монтаж оборудования, сетей, приобретение лицензионного программного обеспечения, организацию структурного подразделения с выделением штатной единицы - сектора автоматизации, обучение персонала, систему сопровождения (информационного и технического).

Уровень обеспечения библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от -финансовых возможностей библиотеки, но от стоящих перед библиотекой задач в области информатизации и от востребованности информационных ресурсов пользователями.

Организация электронных читальных залов в библиотеке предусматривает приобретение персональных компьютеров, сервера, коммутационного оборудования, объединения их в ЛВС, приобретения лицензионного программного обеспечения для учета и контроля работы пользователей за компьютером [8].

Центральная детская библиотека как научно-методический центр сети детских библиотек (региональная, межпоселенческая) оборудуется для осуществления комплектования муниципальных детских библиотек региона или района документами и информацией; ведения сводных каталогов в рамках корпоративного взаимодействия библиотек, расширения пользовательских мест для информационного обслуживания. Так, при установке компьютера на конкретное рабочее место определяется операционная система, обеспечивающая его работу, в зависимости от следующих составляющих: тип компьютера (процессор, объем оперативной памяти, объем дискового пространства и т. д.), характер производственных задач, которые он должен помогать решать, определенные технические требования прикладных программ (например, для обработки изображений или для работы с текстовыми документами).

Создаваемая технологическая среда должна обеспечивать обучение сотрудников и пользователей новым технологиям, формирование библиотекой собственных электронных ресурсов, свободный доступ к ним и к ресурсам Интернет.

Все поставляемое программное обеспечение должно сопровождаться лицензиями на его использование. Оборудование и программное сопровождение информационных систем в библиотеках должны обновляться не реже одного раза в пять лет в соответствии с требованиями информационных и телекоммуникационных технологий.

Новые социально-экономические условия, вызвавшие необходимость реформирования системы образования и деятельности библиотек обострили ряд противоречий:

• глобализация всех сфер жизни человека (наука, образование, культура, производство и т. д.), вызванная процессами информатизации, приводит к противоречию между социально-экономическими условиями жизни индивида (в т. ч. уровнем образовательных возможностей) и его потребностью в повышении интеллектуального и культурного уровня;

• возрастание роли информации и знаний, реализуемых образованием, влияет на социальные процессы в обществе. Понятия «образование» и «культура» становятся взаимодополняемыми, однако координация деятельности систем образования и культуры не обеспечена. На сегодняшний день возможности библиотек в стимулировании процесса саморазвития личности в рамках образовательных систем используются не достаточно;

• уровень развития информационной макросреды, влияющей на ребенка, во многом обусловлен процессами информатизации. Социальные институты, формирующие включение человека в информационную, образовательную, культурную среду существенно отстают в уровне информатизации. Это вызывает проблемы в формировании инициативной, самостоятельной, информационно компетентной личности, способной свободно определяться в социокультурном пространстве.

Одной из актуальнейших проблем формирования информационных ресурсов детских библиотек является введение маркировки возрастных ограничений в детских библиотеках согласно ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [9].

С 2012 года по инициативе Госдумы вся медиапродукция в обязательном порядке маркируется от «0+» до «18».

На книжных стеллажах появились значки "0+", "12+", "16+" и "18+", при этом, устанавливать, для какой возрастной аудитории подходит то или иное произведение, приходится самим работникам библиотек. Нужно отметить, что данное нововведение не коснулось книг, внесенных в список школьной литературы.

Если книжная продукция запрещена для детей, соответствующий знак информационной продукции («18+») обязательно располагается в левом нижнем углу первой стороны обложки издания (на стикере или этикетке).

Сведения, полученные в результате классификации изданий по возрастным категориям детей, отражаются специалистами отделов комплектования и обработки при создании машиночитаемой библиографической записи и при создании печатной карточки в АБИС «ИРБИС» в поле 900 (Коды: тип, вид, характер документа) в подполе «Возрастное ограничение». В записи в поле 900 сведения приводятся в той форме, которая приведена в документе.

При наличии в информационной продукции развернутой (более подробной, расширенной и т. п.) информации о знаке информационной продукции, указанной в выпускных данных и на обложке/переплете, ее можно отразить в примечании (поле 300).

Примеры:

В выпускных данных: 12+;

На задней сторонке переплёта: 12+. Знак информационной продукции согласно Федеральному закону от 29.12.2010 г. № 436-Ф3.

Знак информационной продукции и его словесное разъяснение в электронном каталоге размещается в правом верхнем углу над библиографической записью на документ.

Надо иметь в виду, что не только организация комплектования общедоступных библиотек потребует введения в соответствии с рассматриваемым нами Законом изменений. Необходимо также применять «технические и программно-аппаратные средства защиты детей от указанной информации».

То есть, во-первых, в местах доступа детей к Интернету должны быть установлены фильтры, а во-вторых, должны быть введены некие правила доступа детей в библиотеке к определенным видам материалов (включая лишь те, что были выпущены после 1 сентября 2012 г.).

При заключении договоров с провайдерами Интернет услуг должен быть внесен обязательный пункт об ответственности провайдеров за наличие фильтров для защиты пользователей библиотек от 14 до 18 лет от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ.

В читальном зале должно быть обеспечено разграничение предоставления доступа к компьютерам с учетом возраста пользователей.

В отделах обслуживания, читальных залах, в местах выдачи документов устанавливаются таблички с предупреждением о том, что выдача документов пользователям и доступ к Интернет-ресурсам осуществляется с соблюдением норм Федерального закона № 436-ФЗ.

Детские библиотеки могут предлагать своим читателям методички «Как вести себя в сети», «Информационная безопасность детей», специальные сайты для детей.

Весь фонд открытого доступа должен быть сгруппирован на стеллажах в соответствии с возрастом читателей. Стеллажи обязательно должны иметь маркировку знаком информационной продукции в соответствии с размещенной на них литературой (0+, 6+,12+,16+). Стеллажи с классической литературой (русской и зарубежной) не маркируются.

Фонд для категории пользователей (18+) следует размещать в зоне, недоступной для детей.

При изготовлении афиш или иных объявлений о мероприятиях, проводимых в библиотеке, а также буклетов, закладок, флаеров следует предусматривать нанесение знака информационной продукции в соответствии с положениями Федерального закона № 436-ФЗ.

Следует отметить, что в целом на библиотеки распространяются все "возрастные" ограничения и запрещения, которые налагает Закон на организации, производящие и распространяющие информационную продукцию для детей. Таким образом, закон устанавливает:

- ограничения на оборот информационной продукции;

- правовые режимы оборота информационной продукции среди детей (информация с ограниченным доступом, информация, запрещенная для детей);

- возрастную классификацию информационной продукции;

- ответственность для распространителей и изготовителей информационной продукции, виновных в нарушении закона.

Закон был принят с целью «защиты детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности».

Поэтому Закон вводит запрет на следующую информацию:

1) побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающую противоправное поведение;

6) содержащую нецензурную брань;

7) содержащую информацию порнографического характера.

Согласно Закону, вся информационная продукция должна подлежать классификации с последующей ее маркировкой. Предлагается использовать следующие знаки классификации:

1) применительно к изданиям для детей:

- не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс» (0+);

- достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» (6+) и/или текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

- достигших возраста двенадцати лет, - в виде числа «12» и знака «плюс» (12+) и/или текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

- достигших возраста шестнадцати лет, - в виде числа «16» и знака «плюс» (16+) и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

2) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде числа «18» и знака «плюс» (18+) и/или текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

В области сферы действия Закона сложилась следующая ситуация.

В отношении маркировки фондов, приобретённых до 1 сентября 2012 г., уже даны разъяснения Министерства связи и массовых коммуникаций России: эти издания маркировке не подлежат, даже если их выдают детям.

Книги, выпущенные позже 1 сентября 2012 года, обязаны промаркировать издатели или распространители, привлекая к этому экспертов.

Федеральный закон № 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является нормативно-правовым документом формирования информационной среды библиотек, обслуживающих детей, подростков и юношество. Его внедрение требует определенных компетенций от специалистов информационно-библиотечной сферы, ведь Закон базируется на категориях добра и зла, требует от библиотечных специалистов, педагогов, административных работников сферы культуры глубоких знаний философии, филологии, педагогики, психологии.

Литература

1. Голубева, Н. Л. Окно в вечно живой мир детства [Текст / Н. Л. Голубева // Библ. дело.

- 2011. - № 2. - С. 8-10.

2. Голубева, Н. Л. Детская библиотека: современные проблемы развития. [Текст]: науч.-метод. пособие / Н. Л. Голубева. - Москва: Литера, 2009. - 160 с.

3. Зеленко, В. А. Детские библиотеки [Текст] / В. А. Зеленко; под ред. Г. Г. Тувима. -Петроград: Издание И. П. Карабасникова, 1917. - 254 с.

4. Зеленко, В. А. Руководство детским чтением [Текст] / В. А. Зеленко. Пг.; М., 1915.

- 74 с.

5. Концепция библиотечного обслуживания детей в России. Особенности и принципы библиотечного обслуживания детей Анализ проблемной ситуации [Электронный ресурс]/ 2015.

- Режим доступа: http://www. library. ru/1/kb/books/village_lib/prilozhenie_06. php

6. Сотникова, Е. Информационная культура личности - актуальная проблема российского общества [Электронный ресурс]/Е. Сотникова. - Электрон. дан. - Архангельск. обл., 2013.

- Режим доступа: http://www. culture29. ru/upload/medialibrary/a20/a20379b9eb567fd57c5be76d9b 6c67c1. pdf

7. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" [Электронный ресурс]/ 2015. - Режим доступа:

http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_169775/

8. Шрайберг, Я. Л. Роль библиотек в обеспечении доступа к информации и знаниям в информационном веке [Текст] / Я. Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 1. - С. 7-44.

Д. А. Баширов

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЮНОШЕСТВА: БИБЛИОТЕЧНЫЙ АСПЕКТ

Неотъемлемой составляющей правовой культуры личности является электоральная культура. Избирательный процесс - важнейшая форма демократии, которая непосредственно связывает население государства (его граждан) через выборы с государственной властью - её конкретными органами и должностными лицами. Это правовой и организационный институт, отражающий демократизм государства и вовлеченность граждан в процессы государственного управления и местного самоуправления. В нем во время подготовки и проведения выборов происходит прямое и непосредственное взаимодействие между избирателями и претендентами (кандидатами) на замещение государственных и муниципальных должностей либо на «подтверждение» пребывания на них, которое в юридическом аспекте обеспечивается деятельностью избирательных комиссий.

Поэтому для государства и общества, для надлежащего функционирования политических и правовых институтов весьма актуально, каков уровень и качество избирательной культуры, как она формируется и проявляет себя на разных его этапах и к каким приводит политическим результатам, которые, в конечном счете, выражаются в уровне государственного управления общественными отношениями [1].

Электоральная культура характеризует развитость, актуальность и эффективность избирательного процесса. Право избирать и быть избранным является неотделимой составной частью демократического общества. Участие в выборах - показатель гражданской зрелости и самостоятельности политической позиции. Поэтому, принимая тем самым на себя высокую ответственность за формирование власти, каждый избиратель во многом определяет свое будущее и будущее своих близких [2].

Повышение избирательной культуры и воспитание происходит при помощи восприятия информации извне. Информирование избирателей заключается в разъяснение избирательного законодательства, особенности его применения на конкретных выборах, информация о кандидатах. Важная роль в формировании электоральной культуры отводится библиотекам, которые обладают информационным массивом и оперативно предоставляют пользователям правовую и политическую информацию.

Под формированием избирательной культуры понимается воспитание у граждан, обладающих активным избирательным правом, совокупности внутренних установок, ценностных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.