Научная статья на тему 'Государственная субэтническая политика в регионах страны'

Государственная субэтническая политика в регионах страны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субэтнос / субэтническая политика / государство / местное самоуправление / гражданское общество / региональная политика / subethnos / subethnic politics / state / local government / civil society / regional politics.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Э. М. Бапакова

В данной статье проведён анализ процесса ведения субэтнической политики в Кыргызстане. Рассмотрены пути дальнейшего эффективного ведения политики среди этносов и субэтносов на региональном уровне. Предложены механизмы для эффектного ведения работ по проблемам субэтносов на местах. Актуальность исследования данной тематики заключается в том, что при конфронтации субэтносы могут стать угрозой безопасности и целостности страны с одной стороны, и при оптимизации и гармонизации, будут способствовать мобилизации механизмов для решения политических и социально-экономических задач на местном уровне, и тем самым консолидации нации и укреплению государственности с другой стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUB-ETHNIC POLICY IN THE REGIONS OF THE COUNTRY

This article analyzes the process of conducting sub-ethnic policies in Kyrgyzstan. Ways of further effective policymaking among ethnic groups and sub-ethnic groups at the regional level are considered. Mechanisms for effective work on the problems of sub-ethnic groups in the field are proposed. The relevance of the study of this topic lies in the fact that in a confrontation, sub-ethnic groups can become a threat to the security and integrity of the country on the one hand, and if optimized and harmonized, they will help mobilize mechanisms for solving political and socio-economic problems at the local level, and thereby consolidate the nation and strengthening statehood on the other hand

Текст научной работы на тему «Государственная субэтническая политика в регионах страны»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СУБЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ СТРАНЫ Э.М. Бапакова, аспирант

ИФПиСГН Национальной академии наук Кыргызской Республики (Киргизия, г. Бишкек)

D0r.10.244U/2500-1000-2019-11616

Аннотация. В данной статье проведён анализ процесса ведения субэтнической политики в Кыргызстане. Рассмотрены пути дальнейшего эффективного ведения политики среди этносов и субэтносов на региональном уровне. Предложены механизмы для эффектного ведения работ по проблемам субэтносов на местах. Актуальность исследования данной тематики заключается в том, что при конфронтации субэтносы могут стать угрозой безопасности и целостности страны с одной стороны, и при оптимизации и гармонизации, будут способствовать мобилизации механизмов для решения политических и социально-экономических задач на местном уровне, и тем самым консолидации нации и укреплению государственности с другой стороны.

Ключевые слова: субэтнос, субэтническая политика, государство, местное самоуправление, гражданское общество, региональная политика.

Кыргызская Республика является молодым независимым государством, для которого важны вопросы гражданского единства и укрепления государственности. Консолидация усилий всех граждан является потенциалом для развития страны в качестве демократического, суверенного государства. На территории Кыргызской Республики проживают десятки этнических групп, со своей историей, языком, культурными особенностями. Признание ценности многообразия требует удовлетворения этнокультурных потребностей кыргызов и других субэтнических сообществ, их взаимодействия и консолидации в интересах развития страны [1, с. 25-36].

Вопросы субэтнических, родовых, земляческих, региональных, межконфессиональных отношений легко политизируются, особенно в условиях социально-экономического расслоения общества, могут использоваться для манипуляции общественным сознанием. В этих случаях возникают риски дезинтеграции общества, что препятствует гармоничному развитию страны и угрожает национальной безопасности.

Процесс национально-государственного строительства в Кыргызской Республике предполагает разрешение противоречия между политическим и субэтническим структурированием общества через опти-

мальное взаимодействие этнической и новой гражданской национальной идентичности.

Случаи субэтнических конфликтов на местном уровне, проявления ксенофобии, бытового деления и действий вне правовых рамок приводят к отчуждению между гражданами страны, росту недоверия к органам государственного управления, деформации ценностных ориентиров, увеличению оттока населения из страны [2, с. 94].

Ведение равного доступа к власти и ресурсам реализуется на основе активного взаимодействия местных кенешей, местных государственных администраций и гражданского общества. Государство поддерживает и развивает различные формы партнерства власти и гражданского общества на местном уровне через создание консультативных и совещательных органов, в которые могут входить представители разных субэтнических групп местных сообществ. При этом на местном и региональном уровнях недостаточный потенциал сотрудников государственных органов власти и МСУ, нехватка навыков и знаний в области управления субэтническими отношениями и предотвращения конфликтов приводят к несвоевременному реагированию на возникающие вызовы.

Постоянный мониторинг, анализ и оценка ситуации местного развития с учетом субэтнического фактора должны стать функциональной обязанностью сотрудников органов местного самоуправления. Для этого необходима реализация программ по повышению осведомленности, уровня знаний и развитию навыков сотрудников органов МСУ и местных активистов в сфере управления субэтническим многообразием.

Программы, направленные на укрепление доверия и консолидацию общества, важны не только для территорий, где проживают представители различных субэтнических групп, но и для тех регионов, где большинство населения составляют представители одной национальности. В регионах с выраженным преобладанием одной этнической группы необходимо вести усиленную работу по продвижению идеи Кыргызстана как единой Родины для всех этнических групп, формированию общегражданской идентичности и толерантности, особенно среди молодежи [3, с. 120].

Особое внимание при проведении работы, направленной на повышение осведомленности, укрепление доверия и предотвращение конфликтов, необходимо обратить при работе с населением приграничных территорий.

На центральном уровне политика управления многообразием подразумевает правовые гарантии для интеграции, недискриминации, социального и политического участия всех субэтнических групп. Но поскольку взаимодействие различных групп в основном происходит повседневно на местном уровне, местные власти тоже должны разрабатывать практические методы работы с учетом многообразия во всех соответствующих областях их деятельности. У них есть широкие возможности для эффективной коммуникации со всеми гражданами, проживающими в местных территориях [4, С. 387].

Устойчивость субэтнического государства обеспечивается общностью политической системы. Признавая права субэтнических групп, имеющих общее происхождение, внутренне связанных отношениями культурной и исторической идентичности,

государство поддерживает развитие политического сообщества, акцентируя роль гражданских общественных и политических связей. Интеграция и единство субкультурного населения обеспечивается государством через создание и внедрение в общественную жизнь общегосударственных символов, общих ценностей, чувства общегражданской лояльности и общей Родины.

Государство поддерживает и стимулирует стремление субэтнических групп, представителей разных регионов и местных сообществ воспринимать страну как политическую ценность, способствуя консолидации общества, развитию патриотизма и высокой степени взаимопонимания. Развитие политического сообщества находит выражение в стремлении к сохранению государственности, присущим гражданским самосознанием, осознании себя единой нацией.

Органы местной власти могут способствовать участию всех субэтнических групп в жизни общества или, напротив, -усиливать изоляцию меньшинств посредством предвзятой политики и практики. Изоляция и дезинтеграция общества во много раз увеличивает риск возникновения конфликтов.

Вопросы интеграции сообщества, переосмысления общей гражданской принадлежности и общего блага налагают особую ответственность на местное самоуправление. Интеграция через эффективное управление должна решаться целостно, включая все области: экономическая активность, занятость, обеспечение жильем, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Более того, ключевым направлением работы местной власти является стратегическое планирование и обеспечение политики совместной жизни (а не просто параллельного существования) различных общин. Задача заключается в «строительстве мостов» как между общинами, так и между гражданами [5, с. 230].

Как показывает мировой опыт, включение всех социальных групп, проживающих на территории, в процессы самоуправления, требует применения целого комплек-

са целенаправленных управленческих действий и социальных технологий, которые называются «политикой включения». В настоящий момент компетентность сотрудников местных администраций и местных активистов не позволяет в полной мере реализовать политику включения в большинстве муниципалитетов республики. Как показывают круглые столы и фокус группы, проведенные во всех областях республики, сложившееся положение дел вызывает серьезную тревогу, как у самих органов местного самоуправления, так и большинства граждан. В результате, можно зафиксировать следующие проблемы, связанные с социальным исключением, которые на местах воспринимаются наиболее остро.

Атмосфера усилившейся субэтнической напряженности во многих сообществах становится препятствием для проявления социального участия людей в решении местных проблем, даже для тех, которые раньше принимали активное участие в жизни местного сообщества. Это приводит к систематическому отказу от участия в социальной жизни, которая представителями большинства воспринимается как «добровольный» и интерпретируется как избегание социальной ответственности со стороны целых субэтнических сообществ. Со своей стороны, представители других этнических групп, чувствуют «исключен-ность» и воспринимают ситуацию как отсутствие доступа к власти и ресурсам.

Чувство дискомфорт» присутствует и среди привилегированного сообщества, а не только у представителей других субэтнических групп. Проблемы социального исключения характерны не только для су-бэтничных, но и для моноэтничных территорий. Проблемы межродового деления и конкуренции во многом воспроизводят динамику межгрупповых отношений в су-бэтничиских сообществах. Кроме того, снижение доступа к изучению русского языка и низкий уровень преподавания иностранных языков создает у многих граждан особенно в отдаленных районах ощущение отрезанности от «настоящей жизни», а также невнимания и «заброшенности» государством, которое «не интере-

суется своими собственными гражданами». Это ощущение исключенности усиливается на фоне недостаточного доступа к информации, включая газеты, радио, телевидение и интернет.

Для того чтобы решить данные проблемы в первую очередь необходимо: повышать квалификацию сотрудников органов местного самоуправления и государственных администраций районного уровня в сфере управления субэтническими отношениями и управления конфликтами на местном уровне; усилить потенциал местных активистов и представителей гражданского сектора, включая этнические общественные объединения;

развивать новые институциональные формы партнерства власти и гражданского общества на местном уровне (этнические советы, местные омбудсмены, команды медиаторов и т.д.); внести необходимые изменения в НПА (например, в Закон о местном самоуправлении, в модельный устав местного сообщества, разработать Закон о медиации и т.д.) с целью узаконить различные формы управления межэтническими отношениями на местном уровне; поощрять развитие социального предпринимательства и групп взаимопомощи, в которых сотрудничают лица из разных этнических сообществ, развитие общественных организаций и групп по интересам, поддержка части местных инициатив, направленных на расширение межэтнического взаимодействия на конкурсной основе на базе государственных стимулирующих грантов.

Участие и членство в социальных и общинных институциях способствует позитивным отношениям между общинами. Взаимодействие членов различных этнических групп - это основа для обмена информацией друг о друге и получения непосредственного опыта, тем самым разрушая взаимную предвзятость и стереотипы. Одним из главных условий для реализации основ социальной консолидации выступает необходимость формирование общегражданской идентичности «Кыргызста-нец», искоренение деления на моноэтнические изолированные регионы и предотвращение различных форм социально-

экономической дискриминации в областях нальной сегрегации по субэтническому занятости, образования, социального обес- признаку. печения, а также преодоления профессио-

Библиографический список

1. Омуралиев Н.А., Кокарева Е.С. Аналитический отчет по результатам соц. Исследования по выявлению актуальных проблем в сфере межэтнических отношений. Второй Курултай народа Кыргызстана - Б., 1998.

2. Основные итоги первой национальной переписи населения Кыргызской Республики 1999 года. - Б., 2000.

3. Первый Курултай народа Кыргызстана. - Б., 1996.

4. Поппер Карл. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992.

5. Программа «Этническое развитие» // Круглый стол «Роль политических партий в процессах этнического развития». - Б.: Фонд «Сорос-Кыргызстан», 2017.

6. Развитие межэтнических отношений в новых независимых государствах Центральной Азии: учебное пособие // под ред. проф. А.Б. Элебаевой. - Б., 1995.

STATE SUB-ETHNIC POLICY IN THE REGIONS OF THE COUNTRY E.M. Bapakova, Postgraduate

IFPiSGN National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article analyzes the process of conducting sub-ethnic policies in Kyrgyzstan. Ways of further effective policymaking among ethnic groups and sub-ethnic groups at the regional level are considered. Mechanisms for effective work on the problems of sub-ethnic groups in the field are proposed. The relevance of the study of this topic lies in the fact that in a confrontation, sub-ethnic groups can become a threat to the security and integrity of the country on the one hand, and if optimized and harmonized, they will help mobilize mechanisms for solving political and socio-economic problems at the local level, and thereby consolidate the nation and strengthening statehood on the other hand.

Keywords: subethnos, subethnic politics, state, local government, civil society, regional politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.