Научная статья на тему 'Влияние на политическую жизнь в Кыргызстане субэтнических отношений'

Влияние на политическую жизнь в Кыргызстане субэтнических отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
cубэтнос / политика / социальная группа / этнос / государство / subethnos / politics / social group / ethnos / state

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Э. М. Бапакова

В данной статье сделан анализ о роли субэтнических отношений политической жизни в Кыргызстане. Раскрыты актуальные проблемы субэтнических отношений в стране. Основной акцент в статье делается на понятие субэтнических отношений, под которым понимается как толерантность-терпимость к межгрупповым различиям, способность принять партнера по взаимодействию таким, каков он есть, с присущими ему этнополитическими особенностями. В итоге проделанного анализа сделан вывод, что отношения между этносами и субэтносами играют большую роль в Кыргызской политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE ON POLITICAL LIFE IN KYRGYZSTAN OF SUB-ETHNIC RELATIONS

This article analyzes the role of sub-ethnic relations of political life in Kyrgyzstan. Relevant issues of sub-ethnic relations in the country are disclosed. The main emphasis in the article is on the concept of sub-ethnic relations, which is understood as tolerance-tolerance for intergroup differences, the ability to accept an interaction partner as he is, with his inherent ethnopolitical characteristics. As a result of the analysis, it was concluded that relations between ethnic groups and sub-ethnic groups play a large role in Kyrgyz politics.

Текст научной работы на тему «Влияние на политическую жизнь в Кыргызстане субэтнических отношений»

ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ В КЫРГЫЗСТАНЕ СУБЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Э.М. Бапакова, аспирант

ИФПиСГН Национальной академии наук Кыргызской Республики (Киргизия, г. Бишкек)

001:10.24411/2500-1000-2019-11615

Аннотация. В данной статье сделан анализ о роли субэтнических отношений политической жизни в Кыргызстане. Раскрыты актуальные проблемы субэтнических отношений в стране. Основной акцент в статье делается на понятие субэтнических отношений, под которым понимается как толерантность-терпимость к межгрупповым различиям, способность принять партнера по взаимодействию таким, каков он есть, с присущими ему этнополитическими особенностями. В итоге проделанного анализа сделан вывод, что отношения между этносами и субэтносами играют большую роль в Кыргызской политике.

Ключевые слова: субэтнос, политика, социальная группа, этнос, государство.

Субэтнические отношения в нашей следует определить как взаимодействие, взаимосвязь и противоречия интересов и взглядов субэтносов, структурированных родоплеменной или региональной элитой в различные группировки, объединения, организации и союзы для достижения тех или иных политических целей. По аналогии социальными отношениями, субэтнические отношения следует рассматривать «как взаимоотношения между субэтническими и во всех сферах политической жизнедеятельности.

В политологической науке под субэтническими отношениями понимаются разнообразные контакты между субэтносами, «ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определённых качеств и свойств» [1]. Можно рассмотреть следующие разновидности этнических отношений.

Во-первых, это воздействие, которое заключается в преимущественно одностороннем, однонаправленном влиянии одной общности на другую, когда один из этносов активен, доминирует, а другой -инертный, пассивный в контексте этого воздействия конкретные проявления выступают в форме принуждения или манипулирования.

Во-вторых, это противодействие, проявляющееся в форме препятствия действию вплоть до активного противостояния, противоречия, блокирования усилий какого-либо этноса. В-третьих, это содействие, заключающееся во взаимопомощи, взаимоподдержки двух или нескольких этносов, в достижении единства в деятельности и целях, сотрудничества [2, с. 184].

Субэтнические отношения также могут реализовываться как диалог, аккультурация или как негативная конвергенция. В первом случае, осуществляется взаимообмен между субэтносами, который самото-ждественен. Второй вариант отношений подразумевает неравенство субэтносов, и вместо диалога один из субэтносов адаптирует и ассимилирует другой - то есть процесс приобретает односторонний характер, происходит экспансия либо подражание и заимствование. При негативной конвергенции каждый из субэтносов усваивает качества другого, которые в содержательном плане играют разрушительную роль [2, с. 288].

Общеизвестно, что хозяйствование того или иного образа жизнедеятельности способствует сплочённости, консолидации людей в коллективы, общины, роды, племена, союзы племён, народности и наконец нации. Трудности выживания в экстремальных условиях жизни, защита от вражеских нашествий, коллективная фор-

ма хозяйствования, как наиболее результативная и необходимая для земледельцев, скотоводов и охотников, рыболовов ещё в древности выработали глубокие стереотипы коллективного поведения, родопле-менного коллективизма и солидарности. Впоследствии эволюционного развития этнических общностей, в целом на макроуровне, шло по восходящей тенденции, но на микроуровне можно было наблюдать стагнационные и деградационные изменения и явления.

Конструктивные субэтнические отношения формировали родоплеменные союзы и конфедерации и ранние государственные образования. В процессе оседания бывших номадов, возникновение феодальных структур в составе образующихся государств вокруг городов и посёлков, формируются локальные, территориальные этнические общности. Таким образом, объективно и субъективно возникают эт-норегиональные общности, как части более крупного этнического образования. В процессе этнической эволюции используются подражание и стереотипизация, принуждение посредством внедрения и пропаганды традиционных ценностей, и сознательный свободный выбор.

Часть из этих механизмов, такие как подражание и сознательный выбор, действуют стихийно и спонтанно, а часть, подобный принуждению, в основном используется знатью. Но чаще всего, все три механизма действуют одновременно [3, с. 32].

Взаимодействие субэтносов, родопле-менных, этнотерриториальных общностей может происходить политическим и трансформационным путём. То есть изменяются отдельные компоненты субэтноса, когда не происходит ломка субэтнической целостности, и она остаётся в прежнем виде. А во втором варианте субэтнос структурно видоизменяется через этническое дробление или объединение.

Но чаще всего в этническом развитии наблюдаются этно-эволюционные процессы. Поначалу актором этнических изменений выступают синхронные связи, выполняющие функцию горизонтального распространения перемен среди субэтносов.

Но, в основном, главную роль играют политические связи, так как лишь относительная устойчивость и преемственность важна для этнического развития. По мнению многих отечественных учёных взгляд, в дореволюционный период у кыргызов сформировалось два крупных субэтноса; джетисуйский (северный) и ферганский (южный).

Коммунистическая партия и Советская власть проводила очень гибкую этнона-циональную политику, максимально учитывала особенности номадов, считалась с традицией племенного гегемонизма кыргызского населения. Новая элита группировалась на основе родоплеменных и эт-норегиональных принципов. Руководящие кланы сохраняли привычные субэтнические отношения, но им выстраивалась система противовесов, поэтому строго следили чтобы баланс представительства различных субэтнических групп родоплемен-ного и этнорегионального роисхождения ни в коей мере не нарушался во избежание субэтнического конфликта в традиционном обществе.

В теневом режиме решались кадровые вопросы: представитель какого этнического, регионального или родоплеменного клана должен возглавлять тот или иной высший орган власти.

Общественно-политические перемены, начавшиеся в Кыргызстане, по сравнению с другими республиками имели свои особенности. Межэтнические и субэтнические противоречия стали проявлять в области общественно-политических движе-

ний,политики и демократических реформ. То есть, в Кыргызстане, политическая борьба получила кыргызскую специфику, базирующуюся не только на этнонацио-нальном ренессансе, но и обострении меж-субэтнических отношений, особенно на элитном уровне.

Нахождение во власти при поддержке Москвы в течении четверти века северно-кыргызского мегасубэтноса, и в частности нарынской (сарыбагышской) субэтнической группы и выдвижение трайбализма и локализма на государственый уровень создало не только неравенство в основных обществах общественной жизни регионов,

но и обострило субэтнические отношения и противоречия, породившие кризисные ситуации. В итоге утвердилась практика в политической жизни Кыргызстана прокла-нового управления, используемая по крайней мере до апрельских событий 2010 года.

В транзитный период разрушение социалистических устоев экономики, политики, образа жизни, духовных ценностей способствовало реанимации некоторых черт традиционного общества, в том числе субэтнических проявлений этнорегио-нального и родоплеменного порядка.

Возрождение субэтносов активизировало субэтнические отношения и наоборот внутри этнические связи консолидировали внутри этнические образования. Ситуация усугубляется ещё тем, что Кыргызстан как и другие страны постсоветского пространства стал вовлечён в процессы глобализации, которое натолкнулась на неприятие возрождающихся субэтнических структур. Несмотря на систематическое декларирование демократических лозунгов, принципов и идей, на деле А. Акаев в целях преодоления субэтнических противоречий придавал большое значение субэтническому фактору при подборе и расстановке кадров. Однако южная элита была недовольна своим представительством в высших властных структурах, тем более в действительности важнейшую роль в политике, экономике, социально-культурной жизни играли представители северного субэтноса.

Анализ апрельских событий в Кыргызстане показал, что бакиевский режим для реализации и сохранения власти активно

использовал широко распространенные этнорегиональную и родоплеменную идентичности кыргызов, трансформируя их в этнорегионализм, трайбализм, даже пытаясь наполнить сепаратистским содержанием. Объективной основой радикализации субэтнических отношений явилось резкое падение уровня жизни, демократизация власти, люмпенизация маргиналов и сельских жителей, спровоцировавших аф-филиативные механизмы, заключающиеся в удовлетворении потребности чувствовать, ощущать, идентифицировать себя с той или иной субэтнической общностью или группой в гротескной форме [4, с. 135137].

Но, к сожалению даже после ликвидации системы семейного правления в Кыргызстане после апрельских событий субэтнический принцип как один из основных остался функционировать при подборе кадров и в партийной и в государственной структуры власти. Анализ лидеров партии, в том числе вошедших в парламент и в 2010 и 2015 годах и первых руководителей и их замистителей высших органах государственной власти, в первую очередь, Президента и его администрации, Правительства, Парламента, Верховного Суда и др. субэтнический баланс также приоритетном порядке лежит в основе кадровой политики. Часто данный подход завуалирован партийным принципом. Это ещё раз демонстрирует живучесть и актуальность субэтнических основ, ценностей, идентич-ностей, традиций кыргызского народа в традиционную эпоху, так и в условиях становления и развития Кыргызской Республики.

Библиографический список

1. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования / под ред. Е.И. Степанова. - М.: Едиториал УРСС, 1999. - 344 с.

2. Карнышев, А.Д, Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. - Улан-Уде: Изд-во Бурят. ун-та, 1997.

3. Крюков, М.В. Этнос и субэтнос // Расы и народы. - М., 1988. - Вып. 18

4. Илебаева А.К. Субэтнос и субэтнические отношения: социально-философский анализ: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: специальность 09.00.11 Социальная философия. - Бишкек, 2016.

INFLUENCE ON POLITICAL LIFE IN KYRGYZSTAN OF SUB-ETHNIC

RELATIONS

E.M. Bapakova, Postgraduate

IFPiSGN National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article analyzes the role of sub-ethnic relations of political life in Kyrgyzstan. Relevant issues of sub-ethnic relations in the country are disclosed. The main emphasis in the article is on the concept of sub-ethnic relations, which is understood as tolerance-tolerance for intergroup differences, the ability to accept an interaction partner as he is, with his inherent eth-no-political characteristics. As a result of the analysis, it was concluded that relations between ethnic groups and sub-ethnic groups play a large role in Kyrgyz politics. Keywords: subethnos, politics, social group, ethnos, state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.