Научная статья на тему 'Политика предупреждения межнациональных конфликтов в Кыргызстане: некоторые тренды'

Политика предупреждения межнациональных конфликтов в Кыргызстане: некоторые тренды Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
642
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Атабеков Кайрат Кулбакович, Асанов Курсан Сатарович

Целью статьи является описание некоторых теоретических и практических аспектов государственной политики предупреждения межнациональных конфликтов в Кыргызстане, обоснование научно обоснованных и практически значимых рекомендаций, направленных на повышение эффективности соответствующих мер превенции. Методологию исследования составляют основные положения материалистической диалектики: частно-научные методы сравнительного правоведения, исторического, системного анализа; статистические и социологические методы исследования и др. Материалы исследования также могут быть использованы в учебном процессе по курсу криминологии. Обозначены направления повышения эффективности мер предупреждения межнациональных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Атабеков Кайрат Кулбакович, Асанов Курсан Сатарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC CONFLICTS PREVENTION POLICY IN KYRGYZSTAN: SOME TRENDS

The aim of the article is to describe some theoretical and practical aspects of state policy of ethnic conflicts prevention in Kyrgyzstan, justification of scientifically and practically significant recommendations aimed at improving the efficiency of prevention measures. The methodology of the study contains provisions of materialist dialectics: scientific methods of comparative law, historical, system analysis; statistical and sociological research methods, and others. The research materials can also be used in the educational process at the teaching of criminology. Marked ways to improve the effectiveness of ethnic conflicts prevention measures.

Текст научной работы на тему «Политика предупреждения межнациональных конфликтов в Кыргызстане: некоторые тренды»

Атабеков К. К., Асанов К. С.

ПОЛИТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ: НЕКОТОРЫЕ ТРЕНДЫ

17. ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

17.1. ПОЛИТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ: НЕКОТОРЫЕ ТРЕНДЫ

Атабеков Кайрат Кулбакович, канд. юрид. наук, заведующий кафедрой специальных юридических дисциплин юридического факультета

Место работы: Чуйский университет им. С. Мамбеткалиева

k.atabekov@yandex.ru

Асанов Курсан Сатарович, соискатель ученой степени кандидата юридических наук

Место учебы: Институт философии и права Национальной академии наук, Кыргызская Республика

Аннотация: Целью статьи является описание некоторых теоретических и практических аспектов государственной политики предупреждения межнациональных конфликтов в Кыргызстане, обоснование научно обоснованных и практически значимых рекомендаций, направленных на повышение эффективности соответствующих мер превенции. Методологию исследования составляют основные положения материалистической диалектики: частно-научные методы сравнительного правоведения, исторического, системного анализа; статистические и социологические методы исследования и др. Материалы исследования также могут быть использованы в учебном процессе по курсу криминологии. Обозначены направления повышения эффективности мер предупреждения межнациональных конфликтов.

Ключевые слова: межнациональный конфликт, криминологическая политика, криминологические меры предупреждения.

ETHNIC CONFLICTS PREVENTION POLICY IN KYRGYZSTAN:

SOME TRENDS

Atabekov Kairat K., PhD

Place of employment: Chuy University named after S. Mambetalieva

k.atabekov@yandex.ru

Asanov Kursan S., applicant

Study place: The Institute of philosophy and law National Academy of Sciences, Kyrgyz Republic

Abstract: The aim of the article is to describe some theoretical and practical aspects of state policy of ethnic conflicts prevention in Kyrgyzstan, justification of scientifically and practically significant recommendations aimed at improving the efficiency of prevention measures. The methodology of the study contains provisions of materialist dialectics: scientific methods of comparative law, historical, system analysis; statistical and sociological research methods, and others. The research materials can also be used in the educational process at the teaching of criminology. Marked ways to improve the effectiveness of ethnic conflicts prevention measures.

Keywords: ethnic conflict, prevention policy, criminological prevention measures.

Этнополитические конфликты в Кыргызстане, имея ввиду в первую очередь т.н. Ошские события 1990 г. и межнациональный конфликт на юге республики 2010 г., по всей видимости, уже становятся печальным трендом, несущим в себе множество опасностей. Отдельные политологи не без серьезных оснований утверждают, что при допущении повторения этнополи-тических конфликтов, возможны децентрализация власти (потеря власти, прежде всего, над южными районами); нарушение целостности страны; экономический коллапс; гражданская война; угрозы международного терроризма [1, с. 4].

Межнациональный конфликт всегда сопровождается массовыми нарушениями правопорядка и включают самые разнообразные преступления. Под преступностью на почве межнационального конфликта мы понимаем совокупность преступных посягательств, обладающих повышенной общественной опасностью, направленных против прав, свобод и законных интересов граждан, а также интересов общества и государства, со-

вершаемых с использованием условий межнационального конфликта. К преступлениям, совершенным на почве межнационального конфликта, первую очередь относятся: возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды; организованная деятельность, направленная на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды; организация массовых беспорядков; захват заложников; сепаратистская деятельность, широкий круг преступлений против жизни и здоровья, собственности и другие, сопутствующие межнациональному конфликту, преступления.

На основе анализа масштабных межнациональных конфликтов на юге республики в 1990 и 2010 гг. различными исследователями установлено, что хотя преступления, совершаемые на почве межнациональных конфликтов, составляют незначительный удельный вес в общей массе преступности, однако динамика изменения их количественных показателей в сравнительном разрезе (1990 и 2010 гг.) имеет тенденцию к

Социально-политические науки

4'2016

увеличению их общей доли. При этом показатели соответствующей преступности межнационального конфликта 2010 г., превышающие показатели 1990 г., могут быть оценены как результат слабой организации противодействия преступлениям, совершаемым на почве межнациональных конфликтов. Напомним, что по результатам массовых беспорядков на почве межнациональных конфликтов, произошедших в июне 1990 г. в Ошской области, было возбуждено 1909 уголовных дел, что составляет 9,5% от общего количества возбужденных уголовных дел на тот период. Всего по результатам массовых беспорядков, совершенных на почве межнациональных конфликтов в 2010 г. в г. Ош, Ошской и Джа-лал-Абадской областях, было возбуждено около 6000 тыс. уголовных дел, по результатам расследования которых судами были вынесены обвинительные приговоры в отношении 423 чел. [2, с.24]

В качественном отношении преступность на почве межнациональных конфликтов претерпевает изменения в сторону усложнения способов совершения незаконных действий, появления новых форм криминальной активности. События 2010 г. также показали негативную тенденцию вовлечения населения в межнациональный конфликт политическими деятелями и с использование политических лозунгов, направленных на дестабилизацию обстановки и провокацию сепаратистских настроений. Как указывает Национальная комиссия расследованию июньских событий, в частности, такие провокационные акции устраивал некто К. Батыров, лидер партии «Родина», подавляющее большинство членов которой составляли этнические узбеки. Выступления К. Батырова с политическими требованиями неоднократно транслировались по телеканалам «Ош-ТВ» и «Мезон-ТВ», что вызвало широкое общественное недовольство со стороны кыргызов. Батыров подыгрывал узбекскому электорату, затрагивая вопрос о статусе языка. Кроме того, Батыров в своих призывах противопоставил узбекский народ кыр-гызам. Он утверждал, что «этого часа узбеки ждали 20 лет», имея в виду события 1990 г. Ему активно помогали в этом экс-депутаты Жогорку Кенеша И. Абдрасу-лов, Ж. Салахитдинов и президент общества женщин г. Ош К. Абдуллаева.[3, с.34]

В организации преступлений на почве межнационального конфликта на юге республики в 2010 г. также активно участвовали и некоторые представители правозащитного общества. В последние годы приобрел большой общественный резонанс обращение осужденного кыргызстанца, этнического узбека А. Аскарова в международный комитет ООН по правам человека. Вина А. Аскарова и его трех соисполнителей, провоцировавших межнациональный конфликт, совершивших в ходе него ряд тяжких и особо тяжких преступлений, включая зверское убийство сотрудника милиции, была убедительно доказана в ходе следствия и подтверждена всеми тремя судебными инстанциями Кыргызской Республики. Следует отметить, что во время последнего межэтнического конфликта на юге Кыргызстана участились публикации статей в Интернет пространстве о якобы беспричинном истреблении узбекского этноса, которые не соответствовали реалиям произошедших событий по межэтническому признаку в городе Ош. Все эти публикации вызывали у читателей неоднозначную реакцию и являлись существенным препятствием в процессе урегулирования ситуации.

Таким образом, реваншистские попытки отдельных политических сил еще больше усилили сепаратист-

ские и регионалистские настроения в государстве, вызвали многочисленные стихийные митинги и акции протеста противоборствующих сторон за власть. Тогда Кыргызстан пережил пик силовой фазы противостояния противоборствующих сторон за власть. Неправомерные действия и высказывания тогдашнего лидера узбекской диаспоры К. Батырова, бывшего депутата ЖК КР, как на митингах, так и по местному телевидению послужили катализатором трагических межнациональных столкновений на юге республики, сопровождавшихся грабежами, массовыми убийствами, поджогами, полной деморализацией местных властных структур, доминированием криминала, приведшими к многочисленным человеческим жертвам, а также к значительному экономическому и политическому ущербу стране. При этом серьезное дестабилизирующее влияние на общественно-политическую ситуацию в республике и межнациональные отношения после апрельских событий 2010 г. оказал ряд внешних и внутренних факторов. [4, с.178]

Извне на эти сферы гражданской жизни в значительной степени повлияли: проблемы во внешнеэкономических и политических взаимоотношениях со стратегическими партнерами республики; преобладание внешних информационных источников в информационном пространстве страны; неэффективность противодействия информационной экспансии СМИ иностранных государств; международные террористические, религиозно-экстремистские и сепаратистские организации и наркотрафик.

С учетом уроков трагических событий 1990 и 2010 гг., повлекших за собой значительные человеческие и экономические потери, нанесшие существенный ущерб общему состоянию межнациональных отношений, в настоящее время в Кыргызстане разработана специальная превентивная политика на государственном уровне.

Так, в Кыргызстане формируется новая система управления межэтническими отношениями на центральном и местном уровнях. В целях формирования общегражданской идентичности и обеспечения национального единства путем консолидации всех этнических сообществ при сохранении культурного наследия и воспитании толерантности принята Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР (далее - Концепция). [5, с.1]

Достижение поставленных целей Концепции предполагает разработку и реализацию комплекса мер, направленных на укрепление государственности и законности, совершенствование работы органов государственной власти, местного самоуправления, поддержку инициатив гражданского общества, которые будут способствовать решению установленных задач и постконфликтному миростроительству. Для реализации Концепции издано распоряжение Правительства от 30 октября 2013 года за №430-р, в котором был принят План первоочередных мероприятий по реализации Концепции на период 2013-2017 годы.

Приоритетными задачами в ходе реализации указанной Концепции являются: создание системы раннего предупреждения и реагирования межэтнических межэтнических конфликтов, обеспечение национального единства через совершенствование межэтнических отношений, сохранение культурного наследия и этнического многообразия страны, воспитание гражданского патриотизма, толерантности и уважения к различиям через образование, информационную по-

Атабеков К. К., Асанов К. С.

ПОЛИТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ: НЕКОТОРЫЕ ТРЕНДЫ

литику, расширение политического, социального и экономического участия.

Государственная политика в социально-культурной сфере должна учитывать интересы всех национальностей проживающих в стране. При этом развитие кыргызской культуры и языка должно рассматриваться в качестве государствообразующей составляющей. Вместе с тем, следует учитывать духовные ценности всех народов и этнических групп Кыргызстана.

Опыт пресечения межнационального конфликта в июне-июле 2010 г. на юге республики показал, что в этом направлении следует развивать возможности так называемой «народной дипломатии» в урегулировании межнациональных конфликтов, использовать в профилактике исторически непрерывный процесс общения, взаимного познания народов, взаимовлияния и взаимообогащения культур.

Эффективность предупредительной деятельности в сфере межнациональных конфликтов находится в прямой зависимости от уровня взаимодействия широкого круга ее субъектов (специализированных и неспециализированных, государственных и негосударственных субъектов предупреждения преступлений). В этом деле целесообразно использовать потенциал не только государственных органов и органов местного самоуправления, но и общественных органов (например, судов аксакалов) и религиозных организаций. В содержание такого взаимодействия входит взаимный обмен криминологической и иной информацией, совместное планирование предупредительных мероприятий, проведение совещаний, деловых встреч для согласования усилий по предупреждению преступлений,

совершаемых на почве межнациональных конфликтов, взаимное консультирование по этим вопросам, совместная практическая деятельность с оказанием помощи друг другу.

Среди мер профилактики этнополитических конфликтов и преступлений, совершаемых на этой почве, криминологические и уголовно-правовые меры не являются самыми эффективными, скорее они представляются вынужденными и крайними мерами. Вместе с тем, от их своевременности и эффективности во многом зависит установление правопорядка, мира и стабильности, в целом укрепление государственности.

Список литературы:

1. Ташиева М.З. Этнополитические конфликты в Кыргызской Республике. Автореф. канд. полит. наук. - М., 2013. 28 с.

2. Асанов К.С. Предупреждение преступлений, совершаемых на почве межнациональных конфликтов. - Бишкек, 2016. 201 с.

3. Отчет международной независимой комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 г. -Б., 2011. 129 с.

4. Какешов Б.Д., Осмоналиев К.М. Основные детерминанты массовых беспорядков на основе межнациональных конфликтов 10 июня 2010 года на юге Кыргызской Республики и некоторые направления их предотвращения // Материалы международной научно-практической конференции «Юридическое образование в Кыргызстане: история, современное состояние и перспективы». Вестник КНУ, спец. выпуск. Бишкек, 2013. 231 с.

5. Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР. Утверждена Указом Президента КР №74 от 10 апреля 2013 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.