Научная статья на тему 'Использование метода компаративистики и герменевтики в исследовании межэтнических конфликтов'

Использование метода компаративистики и герменевтики в исследовании межэтнических конфликтов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / ГЕОПОЛИТИКА / ЭТНОС / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / МЕТОД ГЕРМЕНЕВТИКИ И КОМПАРАТИВИСТИКИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ПОЛИЭТНОС / ИСЛАМ / KYRGYZSTAN / GEOPOLITICS / ETHNOS / INTERETHNIC CONFLICT / METHOD OF HERMENEUTICS AND COMPARATIVISTICS / NATIONAL MINORITY / RELIGIOUS VALUES / ETHNIC GROUPS / POLYETHNOS / ISLAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калиев Азамат Сайитович

Осуществлен анализ межэтнических конфликтов как проблемного явления в геополитическом пространстве. Предложено использование метода компаративистики и герменевтики в исследовании данного типа конфликтов. Установлено, что с помощью названного метода можно определить, как под воздействием миграции и других факторов количество одних этнических групп уменьшается, а других увеличивается. Отмечено, что этнические группы стараются сохранить свои исторический опыт, культуру, традиции и обычаи. Выделены факты, подтверждающие их требования о национально-территориальной самостоятельности. Выявлено, что подобные действия обычно сопровождаются конфликтными явлениями и нередко приводят к человеческим жертвам, материальным убыткам, а также вызывают недоверие людей по отношению к друг другу. Указаны основы исследования этноса, причины, способствующие межэтническим столкновениям в Кыргызстане. Обоснована необходимость использования метода компаративистики и герменевтики, заключающаяся в том, что он может способствовать решению и предупреждению межэтнических конфликтов среди сообщества. Проанализирован первый исторический эволюционный этап герменевтики. Принимая во внимание тот факт, что герменевтика является искусством интерпретации таких понятий, как воля богов, пути и их чаяния, сделан вывод, что при решении проблем межэтнических столкновений, произошедших на территории Кыргызстана, учтены традиционные и религиозные методы, а также исламские религиозные ценности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE METHOD OF COMPARATIVE STUDIES AND HERMENEUTICS IN THE STUDY OF ETHNIC CONFLICTS

An analysis of interethnic conflicts as a problem phenomenon in geopolitical space was carried out. The use of the method of comparativistics and hermeneutics in the study of interethnic conflicts is suggested. It is established that with the help of this method it is possible to determine how the number of certain ethnic groups is reduced under the influence of migration and other factors, while others are increasing. It is noted that ethnic groups try to preserve their historical experience, culture, traditions and customs. The facts confirming their demands for national-territorial autonomy are highlighted. It was revealed that such actions are usually accompanied by conflict phenomena and often lead to human casualties, material losses, and also cause people to distrust each other. The bases of the ethnos study, the reasons for interethnic clashes in Kyrgyzstan are indicated. The necessity of using the method of comparativistics and hermeneutics is grounded in the fact that it can contribute to the solution and prevention of interethnic conflicts among the community. The first historical evolutionary stage of hermeneutics is analyzed. Taking into account the fact that hermeneutics is the art of interpreting concepts such as the will of the gods, ways and their aspirations, it is concluded that when solving the problems of interethnic clashes that occurred in Kyrgyzstan, traditional and religious methods, as well as Islamic religious values

Текст научной работы на тему «Использование метода компаративистики и герменевтики в исследовании межэтнических конфликтов»

УДК 37.01 Я. 11

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-11-43-50

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОМПАРАТИВИСТИКИ И ГЕРМЕНЕВТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

USING THE METHOD OF COMPARATIVE STUDIES AND HERMENEUTICS

IN THE STUDY OF ETHNIC CONFLICTS

Осуществлен анализ межэтнических конфликтов как проблемного явления it геополитическом пространстве. 11редложено использование метода компаративистики и герменевтики в исследовании данного типа конфликтов. Установлено, что с помощью названного метода можно определить, как под воздействием миграции и других факторов количество одних этнических групп уменьшается, я других — увеличивается. Отмечено, что этнические группы стараются сохранить свои исторический опыт, культуру, традиции и обычаи. Выделены факты, подтверждающие их требования о национально-территориальной самостоятельности. Выявлено, что подобные действии обычно сопровождаются конфликтными явлениями и нередко приводят г; человеческим жертвам, материальным убыткам, а также вызывают недоверие людей по отношению к друг другу. Указаны основы исследования этноса, причины, способствующие межэтническим столкновениям it Кыргызстане. Обоснована необходимость использования метода компаративистики и герменевтики, заключающаяся в том, что он может способствовать решению и и|>едупреждению межэтнических конфликтов среди сообщества, 11 роанализирован первый исторический эволюционный этап герменевтики. Принимая во внимание тот факт, что герменевтика является искусством интерпретации таких понятий, как воля богов, пути и их чаяния, сделан вывод, что при решении проблем межэтнических столкновений, произошедших на территории Кыргызстана, учтены традиционные и религиозные методы, а также исламские религиозные ценности

Ключевые слова: Кыргызстан; геополитика; этнос; межэтнический конфликт; метод герменевтики и компаративистики: национальное меньшинство; религиозные ценности; этнические группы; полиэтнос; ислам

Ли analysis of interethnic conflicts as a problem phenomenon in geopolitical space was carried out. The use of the method of comparativistics and hermeneutics in the study of interethnic conflicts is suggested. II is established tlial with the help of this method it is possible to determine how the number of certain ethnic groups is reduced under the influence of migration and other factors, while others are increasing. It is rioted thai ethnic groups try to preserve their historical exj)erience, culture, traditions and customs. The facts confirming their demands lor national-territorial autonomy are highlighted. It was revealed thai such actions are usually accompanied by conflict phenomena and often lead to human casualties, material losses, and also cause people to distrust each other. The bases of the ethnos study, the reasons for interethnic clashes in Kyrgyzstan are indicated. The necessity of using the method of comparativistics and hermeneutics is grounded in the fact that it can contribute to the solution and prevention of interethnic conflicts among the community. The first historical evolutionary stage of hermeneutics is analyzed. Taking into account the fact that hermeneutics is the art of interpreting concepts such as the will of the gods, ways and their aspirations, it is concluded that when solving the problems of interethnic clashes that occurred in Kyrgyzstan, traditional and religious methods, as well as Islamic religious values

Key words: Kyrgyzstan; geopolitics; ethnos; interedinie conflict: method of hermeneutics and comparativistics; national minority; religious values; ethnic groups; polyrthnos; islam

А. C. /шли ее, Жалал-Абадский государственный университет,

г. Бишкек

Д. Kaliev, Zhalal-Abad Slate University, Bishkek

43

©,-t. С. Кадиев, 2017

ведение. В новом геополитическом пространстве кыргызскому обществу необходимо четко определить свое общественно-политическое направление, позитивно решить национально-этнические проблемы, выбрать перспективные модели развития. I) XX—XXI ив. в мировом сообществе происходят глобальные социально-политические изменения, соответственно, Кыргызстан не должен оставаться в стороне от этого явления. Распад союзной peci lyñjinKii, существовавшей в течей не долгих лет как единая сила, привел к тому, что каждая страна, входившая в ее состав, приобрела не только независимость, по и стала причиной возникновения межнациональных конфликтов, например, различных межэтнических раздоров в бывших республиках СССР. С обретением суверенитета перед этими странами, в т. ч. и перед Кыргызстаном, возникла большая задача — решение сложного вопроса в области урегулирования национальных или межэтнических отношений, стабильности, национальной безопасности. Урегулирование данных явлений показывает целостность, независимость, социально-экономическую, политическую, культурную стабильность государства [2—10].

В современное время па территории Кыргызстана часто происходят межэтнические столкновения. Следовательно, для Кыргызстана, как и для других многонациональных государств, изучение межэтнических и межконфессиональных факторов приобретает особое научно-теоретическое, политическое и практическое значение. Исследование социально-политической природы н структурных особенностей национального н конфессионального характера, выявление их некоторых специфических и общих черт н моментов могут в значительной степени способствовать более четкому определению политического механизма носителей данных феноменов [15].

Методы и методология исследования. Одним из основных аспектов исторического развития современности является распространение межэтнических конфликтов. Развитие уровня коммуникации, мо-

бильности населения, средств массовой информации не только коренным образом изменяет жизнь н быт народа, но и способствует росту стремления к самостоятельности, независимости, а иногда — появлению противоречивых тенденций в обществе. В настоящее время насчитывается около 2000 этносов, более 100 из которых проживает на территории Кыргызстана [1 ].

В Кыргызстане, который является полиэтническим регионом, возникновение частых межэтнических конфликтов является закономерным явлением. Для разрешения и предотвращения данных проблемных явлений следует разработать специальные научные методы н способы их осуществления. Одним из них является метод компаративистики. Учитывая мнения исследователей и опираясь на метод компаративистики, можно сделать вывод о том, что некоторые ученые под понятием этноса понимают определенную часть — «обломок» этноса, отделившуюся но тем или иным причинам от основной массы и проживающую отдельно в составе другой территориальной общности.

Исследователи выделяют следующие факторы, характерные для этнических групп:

I ) общность представителей одной нации, у которых не существует собственного государства, в силу чего они лишены самостоятельности:

2) этнические группы, которые, несмотря на далекое расположение друг от друга, сохранили этнические признаки их целостности и общности;

3) группа людей, покинувшая ког-да-либо свое этноисторическое отечество в силу определенных социально-экономических явлений, составляющая этнокультурные этнические меньшинства в разных странах и регионах мира;

4) сообщества людей, отделенные от своего этноса из-за миграции, департации, проблем на границе, оказавшиеся и проживающие в данное время в других регионах. В научных изысканиях такие сообщества называются национальными или этнонаци-ональнымп группами или национальными или этническими меньшинствами fil —15].

В настоящее время в мире существует более 100 млн этнических групп. Сравнение мнений ученых о значительном влиянии проблем, связанных с ними, на социаль-но-политическую ситуацию и международные отношения некоторых государств осуществляется методом компаративистики [91.

С помощью названного метода можно определить, что под воздействием миграции и других факторов количество одних этнических групп уменьшается, других — увеличивается. Этнические группы стараются сохранить свой исторический опыт, культуру, традиции н обычаи. Встречаются факты, подтверждающие их требования о национальнотерриториальной самостоятельности. Такие действия обычно сопровождаются конфликтными явлениями и нередко приводят к человеческим жертвам, материальным убыткам, вызывают недоверие людей по отношению друг другу. Согласно официальным данным, I! 1960—2010 гг. на территории Кыргызстана, особенно в его южном регионе, зарегистрированы трагические события, которые имеют названные характерные черты. Основные предпосылки конфликта — экономические, социально-политические, региональные и межэтнические отношения [ 15—17].

Результаты исследования и их обсуждение. Межэтнические конфликты возникают либо вследствие противоречивых мнений отдельных представителей власти или разных социальных групп, находящихся внутри этносов, либо в связи с конфраптацией двух и более этнических групп. Межэтнические конфликты являются одним из проблемных вопросов народов мира. Кыргызстан, являющийся одним из полиэтнических государств, должен упорядочить национальную политику страны и направить ее на позитивное и качественное урегулирование межнациональных отношений. Кроме того, национальная политика страны обязывает представителей титульной нации соблюдать территориальное, экономическое, политическое, социальное, культурное равноправие, национальные ценности нолиэтносов, проживающих в том же регионе.

Метод компаративистики заключается в сравнении нескольких культур с целью выявления в них не только некоторых общих универсальных принципов и установок. но и различий, свидетельствующих о самобытности рассматриваемых традиций. Следует отметить, что сопоставление культу)), rio мнению некоторых ученых, является вторым этапом компаративистской методологии. Сравнению предшествует понимание сравниваемого материала, причем понимание адекватное, «правильное». В сравнении используется несколько составляющих — когда одна из сравниваемых традиций знакома исследователю, второй сравниваемый элемент ему неизвестен. Соответственно, непосредственному соотнесению предшествует понимание каждой из сравниваемых культур. Однако как можно понять совершенно чужую культуру? Для реализации данной цели компаративист должен применить герменевтический метод, подразумевающий «вживление» себя в другую культуру. Постановка себя на место другого представителя той или иной традиции является одним из основных методов герменевтики и подразумевает упразднение себя, элиминацию субъективного, принадлежащего к другой культуре.

Итак, в компаративистском подходе используется два важнейших инструмента:

1) понимание на основе герменевтического метода;

2) сравнение на основе понимания.

Ком i ni рати вистски й анализ той ил и

иной традиции может помочь в поиске вариантов решения различных вопросов, причем даже тех из них, которые мы могли и не задавать, ввиду особенностей культурной среды, в которой мы воспитывались.

Тем не менее, изложенное свидетельствует, что компаративистика имеет огромное значение не только в межкультурной коммуникации, но и в развитии фн:ю«>»|н-кого знания. При сопоставлении применение данного знания в контексте чуждых мыслителю культур может сформировать ясное представление об общей значимости знаний.

Для ведения правильной национальной, этнической политики необходима по-

мощь научных достижений, а также применение научного анализа в области разных отраслей науки. Когда межэтнические конфликт!.] являются объектом научного анализа в плане политики, политология занимает важное место но выявлению причин и следствий, участников межэтнических столкновений, путей их решения, политической оценки и анализа результатов политических оценок.

При изучении межэтнических конфликтов в научной сфере широко используется ряд методов, среди которых метод историцизма, социологический, этномето-дический, кул ьтурове дческий, философский, аксиологический, системно-структурный и компаративный. Тем не менее, в настоящее время в научном знании герменевтический метод изучения материала 11сследован ия 11 риобретает особую знач и -моет к.

Герменевтика в переводе с греческою языка означает интерпретацию, обсуждение и объяснение. В целом, в философии и других гуманитарных дисциплинах герменевтика выступает наукой, направленной на толкование и понимание значения социального бытия. I! узком смысле слова герменевтика применяется для интерпретации текстов, например, в филологии, юриспруденции, теологии, истории и других науках, а также является ключом правил, используемых для раскрытия тайн. В политологии герменевтику можно применять в социологических опросах и уточнениях, проведенных с целью изучения политических проблем, т. к. в философском смысле понятие герменевтики используется как понятие, означающее бесконечное, неиссякаемое искусство процесса мышления. В некоторых источниках герменевтика трактуется как «бесконечный круг» (например, если целое состоит из частей, то части образуют целое, переходя от количества к качеству, а затем обратно переходит к количеству, передает заново число, переходя от простого к сложному, затем от последнего образуется простое и т. д.) [13].

Если остановиться на «герменевтическом круге», то только исследователь, став-

ший очевидцем этнических конфликтов, может засвидетельствовать такие события и в целом освоить научные мнения по этому вопросу. Следовательно, он способен осуществить глубокий научный анализ. Тем самым он оказывается в целой части герменевтического круга, в то время как исследователь, освоивший лишь определенную часть данной проблемы, составляет часть целого.

Проанализировав первый исторический эволюционный этап герменевтики и принимая во внимание тот факт, что она является искусством интерпретеции таких понятий, как воля богов, пути н пх чаяния, следует отметить, что при решении проблем межэтнических столкновений, произошедших на территории Кыргызстана, учитывались не только традиционные и религиозные методы, но и исламские религиозные I ¡он ности.

В античном мире эволюция герменевтики предполагала прогнозирование божественных свойств. В эпоху Средневековья она называлась «экзегетикой» и служила научным источником раскрытия путей интерпретации тайн священных письменных текстов. С помощью данного метода решался ряд проблемных вопросов. Начиная с эпохи Возрождения, герменевтика направилась и другое русло, которое состояло в раскрытии содержания путем реконструкции или филологическим методом.

Известный философ О. Л. Тогусаков отметил, что основателем метода реконструкции является германский мудрец Ф. Шлейермахер. Согласно Ф. Шлейерма-херу, цель специалиста-герменевта состоит в глубоком «вживании» во внутренний мир автора. Согласно технике такого способа, герменевт выполняет следующие функции:

1) фиксирует содержание и грамматические особенности текста;

2) стремится к эмпатии, т. е. глубоко «вживается» во внутренние субъективные составляющие автора и выводит наружу его творческое мышление. Философ В. Диль-тей, поддерживая использование традиционного подхода историцизма 15 исследовательских изысканиях, требовал применение

метода, разработанного Ф. Шлейермахе-ром, в исторической реконструкции ситуации возникновения текста, т. к., по его мнению, именно таким способом выяснились бы жизненные события того времени, и котором появился текст. Кроме того, В. Дильтей считал, что для того чтобы превратить науку интерпретации и обычную науку, отличие от природы обычного тол-кования, необходимо обратиться к наукам о духе. Взяв описательную психологию в качестве базиса герменевтики, он открыл сущность истории как приоритетной науки. Если до В. Дильтея герменевтика рассматривалась только в качестве вспомогательной науки и технического инструмента интерпретации текста, то после выводов ученого она доросла до уровня философии. Таким образом, В. Дильтей смог расширить возможности гуманитарных исследований, считая проблему понимания основой гуманитарного знания вообще.

Согласно М. Хайде Iте ру, понимание у человека начинается спонтанно, кроме того, оно должно быть характеристикой бытия, без которого мысли могут утонуть I! болоте неопределенности и безродности. Подобное понимание открывает доступ к следующим интерпретациям, а также расширяет возможности раскрытия мнений.

Понимание герменевтики как диалога традиций, открытия новых мнений (Г. Риккерт), традиционного понятия (X. Гадамер, Ю. Хабермас) часто встречается в философии XX в. Например, X. Гадамер, приступая к объяснению М. Хайдепера, говорил о том, что бытие производит самоанализ через конкретных людей и событий: «Это — языки н господа гуманитарные традиции» [13. С. 105 ].

Изучая мнения названных авторов, мы согласны с тем, что метод герменевтики может быть использован в исследовании проблем межэтнических конфликтов. Что касается герменевтического направления, составляющего стержень настоящей статьи, то и качестве герменевтов, дающих достоверную информацию о межэтнических конфликтах, следует считать только тех из них, которые принимали непосредственное

участие в данных конфликтах н являлись свидетелями и очевидцами столкновения. Только они могут дать точные сведения об этих событиях. В качестве герменевтического метода можно назвать все способы, посредством которых информаторы доводят до сведения информацию о межнациональных столкновениях, выдвинутые для обсуждения мнения ученых, научные идеи исследователей по проблеме.

Задача герменевта и герменевтического направления заключается в понимании механизмов своего опыта и реализации вековых идей, наряду с которыми можно отметить «доказательство данного дела посредством работы с текстом, с помощью сегодняшних достижений науки объяснить сущность текста по-новому»-.

Ранее многонациональность воспринималась по-иному, например, п СССР. В современное время содержание данного понятия в определенном смысле изменилось. Многие ученые рассматривают герменевтику и герменевтический метод с разных аспектов.

Г. Риккерт, рассматривая герменевтику через аспекты семантики, рефлекса и экзистенциональной философии, останавливается на следующих доказательствах. Семантика, перевернув все наружное содержание вовнутрь, с помощью методов психоанализа, структурализма и аналитических методов философии, экзегетики (раскрытия содержания священных книг) открывает новый смысл и иные мнения. Рефлексия выводит внутренние тайны человека наружу и, тем самым, позволяет проводить самоочистку. Экзистеицнопальный план обсуждения различных образов способствует созданию из частей целого, подчинению одному содержанию,

[[о мнению Г. Риккерта, герменевтика — неотъемлемая часть философии. В Кыргызстане герменевтическое учение является новым направлением в философии, поэтому ученые различных отраслей, среди которых философия, филология, история, политология, только приступают к его изучению. Соответственно, в перспективе они могут осуществить ряд открытий в области

данного вопроса. Таким образом, в XX в. герменевтика стала одним из главных принципов среди философских подходов к жизни, и можно лишь согласиться с мнением тех ученых, которые полагают, что в новом веке она открывает доступ к широким философским направлениям 113 |.

В современное время исследование межэтнических конфликтов в многонациональных странах становится одним из актуальных вопросов политологии. В связи с этим можно выделить следующие моменты:

1) необходимость научного анализа причин межнациональных конфликтов между кыргызской национальностью, считающейся титульной нацией страны, и узбекской, так называемым национальным меньшинством, на основе метода компаративизма с позиции политики. Названные полиэтносы отличаются друг от друга языком, религиозными, культурными особенностями, менталитетом, традициями и обычаями, но в то же время не вызывает сомнения, что испокон веков они жили бок о бок друг с другом, I! одинаковых жизненных условиях, имея равные права и обязанности. Несмотря на это, из-за несовпадений интересов, потребностей, допускаются массовые беспорядки, разделение людей но национальным принадлежностям, трагические столкновения со смертельным исходом. Вместо того чтобы получить урок от столкновений, произошедших в других странах и регионах (в Сибири, Поволжье, Карабахе, Кавказе, Украине, Таджикистане, а также Ошские события в начале !Ю-х гг. XX в.), мы заново подвергаемся тем же самым явлениям, что и является глобальной ошибкой. Следовательно, научный анализ н политическая оценка данного явления считаются необходимостью и велением настоящего времени;

2) необходимость выявления Организационно-управленческих, социально-психологических, личностных, политико-экономических, социальных причин и объективных факторов возникновения межэтнических конфликтов, приведших к трагическим последствиям. Исследования н разработка научных методов с таким на-

правлением проводились до сегодняшнего дня, что могут подтвердить некоторые исторические факты. В частности, межэтнические конфликты созревают в течение длительного периода, значит, случайная вспышка такого явления нереальна. Причины их возникновения разнообразны и зависят (гг конкретной ситуации. Здесь мы можем отметить следующие факторы их возникновения, представленные уровнями: уровень национального сознания; уровень адекватного понижения; уровень повышения национального самосознания. Последние два уровня приводят к этноцентристским действиям. Второй из названных — наличие массовой «критической» проблемы — оказывает давление па национальное бытие со всех сторон. Третий уровень — это появление третьих политических сил, целью которых является использование двух названных факторов в борьбе за власть;

,'{) значение глубоких научных методов в научно-теоретических, практи ко-прикладных н социологических исследованиях по вопросам правильной реализации национальной политики государства, регулирования конфликтов. В данном исследовании осуществляется политическое наблюдение за возникновением конфликтных ситуаций и способами урегулирования па практике, используемыми во всем мире, а также собирается богатый свод материалов:

4) политологический аспект изучения межэтнических конфликтов, произошедших в 1963—2010 гг., и определение роли коллектива па местах в их разрешении вносят большой вклад в ликвидацию их последствий, получение урока от произошедших событий, проведение в национально-этническом аспекте позитивных реформ, дальнейшее мирное полиэтническое развитие государства;

5) прогнозирование тенденций межэтнического развития, реализация принципов национально-этнической толерантности, определение роли личности в обществе, проведение правильной кадровой политики в Кыргызстане составляют основное содержание настоящего исследования и определяют актуальность выбранной нами темы.

Как известно, на юге Кыргызстана трагические события повторяются через каждые лет. li связи с этим они стали объектом исследования многих научных сфер: философии, истории, социологии, конфликтологии, политологии, психологии и др. Много внимания уделяется комплексному исследованию межэтнических конфликтов в политическом направлении. Национальные особенности и универсальность общечеловеческих отношений в этносфере можно установить только путем многоаспектного исследования. Являясь основой всех наук, фило-софско-методологическое исследование не оставляет без внимания исследование межэтнических столкновений в философском плане. Межэтнические раздоры являются наболевшей проблемой не только в Кыргызстане, но и во всем мире, поэтому ií исследовании данной проблемы приняли участие многие ученые со всего мира. Их научные работы содержат концептуальные положения, оригинальные идеи, гипотезы, которые до настоящего времени не потеряли актуальности и значимости. ¡Í тому же они имеют теоретике- методологическое значение для политологического исследования проблем межэтн ического конфл и к та.

Стоит отметить, что в Кыргызстане в последнее время проблемам укрепления межэтнического и межконфессионального отношения, дальнейшего развития нации и народностей, углубления гражданского

самосознания уделяется повышенное внимание.

Выводы. Трансформация межэтнических отношений I! Кыргызстане приобретает новый характер. В числе самых важных проблем выделяется задача теоретического. политологического осмысления межэтнических противоречий, стимулирующих центробежные тенденции. 1 Гроведенное исследование позволило подразделить существующие противоречия и конфликты сфере межэтнических отношений наследующие две группы:

I) объективные, стимулирующие развитие нации п взаимоотношения между ними;

2 Субъективные, вызванные недоверием подходам к решению национальных проблем или деструктивным действиям.

Следует отметить, что объективные противоречия могут обостряться в значительной степени под влиянием субъектив-ных противоречий, т. е. последние иногда развиваются в рамках объективных, достигая негативного содержания и осложняя тем самым их разрешение.

Таким образом, особенно важен внимательный подход к предотвращению обострения противоречий на субъективной основе. Необходимо помнить, что полиэтнической состав населения Кыргызстана обуславливает поливариантный характер национальных духовных интересов и, следовательно, требуется поиск объективных решений данных интересов.

Список литературы_

1. Абдулатипов Р. Г. Власть и cottecn>: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. VI.: Слав, диалог, 1994. 284 с.

2. Авсентьев В. Л. Энтическне конфликты: история и типология // Социс, 1990. № 12. С. 43—50.

'Л. Акунов Л. Л., Кангелдиев Л. II., Мамбеталиева Г. С. 11олитология. Бишкек: Текник, 2015. 357 с.

4. Анцупов А. Я., IЦшгалов Д. И. Конфликтология. М.: ЭКСМО, 2009. ó 12 с.

5. Агишева А. Р. 11ути к этническому миру в Кыргызстане. Бишкек, 2012. 94 с.

0. Артыкбаен М.Т. Политология. Бишкек, 201228 е.

7. Ботоканова Г. 1 Гроблемы методологии исследования традиционых знаний // Интеграция образования. Бишкек, 2014. № I. С. 71-76.

8. Б ром лей Ю. В. Этнос и политика. М,: Изд-воУРАО, 2000. 400 с.

0. Дробижева Л. М., Кузнецов И. М. Социальные параметры межэтнической стабильности // Мир России. 2000. .№ 4. С. 149-102.

19. Дробижева Л. VI. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию: материалы Междунар. конф. VI.: ИОАРАН, 1997. 2(>7 с.

11. Тишков li. Л., Шабаев Ю. II. Утнонолитология: политические функции этничностн. М.: МГУ, 2111 1. 370 с.

12. Тишков II. Степанов В. Этнопалитичсская ситуация в России н сопредельных государствах. М., 2008. 256 с.

1Тогусакоп О. А., Жумагулов М. /li., Байбосунов К. С. Философия. Бишкек, 2007. 105 с.

14. Ногаева Ч. Д. Этничность в этносы Кыргызстана. Бишкек, 201 1. 139 с.

15. Элебаева А. Б., Джусуибекова М., Омуралиев 11. А. Ошский межнациональный конфликт: социологический анализ. Бшнкек: Илим. 1991. 187 с.

16. Olzak S. Ethnic and Nationalist Social Movements //The Blackwell Companion lo Social Movements. Oxford: Blackwell, 2004. P. (¡(¡(¡-693.

17. Roy O, The predicament of 'civil society' in Central Asia and the 'Greater Middle Easf // International Affairs. 2005. 81 (5).

References_

1. Abdulatipov li. G. VJast i sovesl: potitiki, lyudi i namely v labirintah smutnogo vremeni (Power and conscience: Politicians, people and peoples in labyrinths of troubled times). Moscow: Slav. I )ialogue, 1994. 284 p.

2. Avscnticv V. A. Sotsis (Sot-is), !!)!)(>, no. 12, pp. 43-50.

3. Akunov A. A., Kangeldiev A. N., Mambetalicva G. S. Politologiya (Political science). Bishkek: Technic, 2015.357 р.

4. Antsupov A. Ya., ShipilowA. I. Konfliktologiya (Conflictology). Moscow: EKSMO, 2009. 512 p.

5. Alisheva A. R. Puti k ehtnicheskomu mini v Kyrgyzstane (Paths to the ethnic world in Kyrgyzstan). Bishkek, 2012. 94 p.

6. ArtikbaevM. T. Politologiya (PoliticalScience). Bishkek, 2013. 228 p.

7. Botokanova (!. Inlegratsiya obmzovaniya {Integration of education). Bishkek, 2014, no. I, pp. 71—70,

8. Bromley Yu. V. Etnos i poUtika (Ethnosand politics). Moscow: Izd-vo I I{AO, 2000. 400 ]>.

9. DrobizhevaL. M„ Kuznetsovl, M. Mir Rossii (World of Russia), 2000, no. 4, pp. 149-102.

10. Drobizheva L, M. Ot tolerantnosti I. soglasiyu: materialy Mezhdunar. konf. (From tolerance to harmony: materials of international conference). Moscow: IEARAN, 1997. 207 p.

I I. Tishkov V. A., Shabayev Yu. I1. Etnopolitologiya: politichcskie fiinktsii etnichnosti (Ethnopolitology: political functions of ethnicity). Moscow: Moscow State University, 201 1. 376 p.

12. Tishkov V. Stepanov V. Etriopoliticheskaya situatsiya v Rossii i soprcdchiyh gosudarstuah (Ethnopolitical situation in Russia and neighboring countries). Moscow, 2008. 25(5 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Togusakov O. A., Zhumagulov M. Zh., Baibosunov K. S. Filosofiya (Philosophy), Bishkek, 2007. 11)5 p.

14. Ghotaeva CI 1, I). Etnichnost i etnosy Kyrgyzslana (Ethnicity and Ethnicities of Kyrgyzstan). Bishkek, 2011.139 p.

15. lilebaeva A. li,, Dzhusupbekova M., Omuraliev N. A. Oshskiy mezhnatsionalny konf tiki: sotsiologicheskiy analiz (Osli interethnic conflict: sociological analysis). Bishkek: Him, 1991. 187 p.

10. Olzak S. The Blackwell Companion lo Social Movements (The lilackwell Companion to Social Movements). Oxford: lilackwell, 2004, p. (¡(¡(¡-(¡93.

17. RoyO. International Affairs (International Affairs), 2005, no. 81 (5).

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Калнсв Азамат ('нпптшшч, аспирант, Жалал-Абадский государственныii университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика. Область научных интересов: компаративистика, герменевтика, межэтнические конфликты sje, kg. 2009@mail.ru

A/iiniiil Kaliev, postgraduate, Zhatal-Abad State University, Bishkek, Kyrgyz Republic. Sphere of s<aentific interests: comparative studies, herineneutics, iflteretliHic conflicts

Образец цитирования _

Калиев Л. С. Использование метода компаративистики и герменевтики в исследовании межэтнических конфликтов // Нести. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 11. С. 43—50. 1)01: 10.21209/2227-9245-2017-23-11-43-50.

Kaliev Л. I ¡sing the method of comparative studies and hormeneutics in the study ofethnic conflicts I / transbaikat Stale University Journal, 2017, vol. 23, no. 11, pp. 43-50. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-11-43-50.

Дата поступления статьи: 20.11.2017 r. Дата опубликования статьи: 30.1 1.201 7 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.