Научная статья на тему 'Государственная собственность и проблемы управления ею в современных рыночных условиях'

Государственная собственность и проблемы управления ею в современных рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная собственность и проблемы управления ею в современных рыночных условиях»

С. ПУСТОВИТОВСКИЙ, аспирант Всероссийской государственной налоговой академии

Минфина РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Государственная форма собственности - одна из многих современных форм собственности, существующих в системе развитого рынка, зародившаяся в момент возникновения государства и, независимо от масштабов, всегда становившаяся опорой государственной власти. Развитие производительных сил и усложнившаяся система экономических отношений со временем начинает затруднять управление государственной собственностью и приводит к необходимости разъединения прав собственности и прав управления!.

Государственная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных по всей территории страны и за ее пределами, отличающихся большим организационным и правовым многообразием. В рамках классификации федеральной собственности, принятой в настоящее время, выделяются насколько видов собственности: недвижимое имущество; государственные унитарные предприятия; пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности. Разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описания задач, целей и методов управления ими.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой установилась связь между государством в лице правительства и предприятиями: государство поручает менеджеру (директор,

начальник, управляющий) управлять своим имуществом, производством, ресурсами. Этот тип так называемой менеджериальной экономики существует в настоящее время в ряде развивающихся стран, а также в России. В то же время в США в условиях информационного общества начался переход от указанного типа экономики к экономике предпринимательской. Огромная масса современных средних и мелких предпринимателей, соединяющих в своем лице собственника, предпринимателя и часто производителя, остро нуждается в постоянно обновляющемся притоке научно-технической, маркетинговой,

1 См.: Бабленкова И.И. Роль государственного регулирования в экономике. - М., 2002; Бобков Л.В. Некоторые проблемы государственного регулирования экономики России.//Материалы межвузовской научно-практической конференции

«Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и

перспективы». - М.: ВГНА Минфина России, 2006. С.15-16; Ярашева А.В.

Совершенствование системы управления государственным сектором экономики региона как условие его устойчивого развития// Проблемы преобразования регулирования региональных социально-экономических систем/ под ред. чл.-корр. РАН В.В. Окрепилова. (Вып. 38). - СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 2007.

финансовой, правовой, политической и иной информации. В этих условиях спрос на информацию, на экономику знаний возрастает многократно. В ответ на это возникает новый объект государственной собственности - знания, информация, интеллектуальная собственность.

В России собственность на информацию, высокие технологии и интеллектуальная собственность пока еще нуждаются в совершенствовании соответствующей законодательной базы. Необходимо отметить, что в нашей стране условия для реализации права собственности на информацию, высокие технологии и интеллектуальные наработки осложняются тем, что в российском обществе еще по инерции продолжает действовать старая система ценностей, в которой практически нет места признанию необходимости проведения в жизнь политики информатизации на общегосударственной уровне. Между тем именно государство должно учитывать, что в сфере предпринимательства, как среднего, так и мелкого, постепенно начинает формироваться особая информационная политика, ориентирующаяся на удовлетворение информационных потребностей коммерческих частных предприятий. Среди проблемных моментов здесь можно назвать защиту информационных коммерческих тайн, авторского права и права интеллектуальной собственности, формирование собственных баз данных и знаний для коммерческого и внутреннего пользования, создание локальных сетей межрегиональных

коммуникационных систем, доступа к современным государственным базам и банкам данных.

Как известно, общим законом эффективно действующего рынка является не монополия частной собственности, а многообразие форм собственности при соблюдении принципа свободы выбора у собственников ресурсов, производителей и потребителей. Необходимым стимулом развития рынка служит личная заинтересованность производителя в росте выпуска продукции, его своевременной реализации, в инновациях и т.д.

Следовательно, каждый участник рынка стремится максимизировать свою выгоду.

К настоящему времени институт собственности под влиянием политики разгосударствления и приватизации, как в развитых, так и в развивающихся странах претерпел огромные изменения. Глобальный опыт выявил существование двух видов приватизации - приватизацию на макроуровне (приватизация экономики) и приватизацию на микроуровне (приватизация собственно государственных

предприятий)2.

Таким образом, государство - собственник может являться серьезным агентом на рынке. При этом основанный на государственной собственности хозяйственный сектор не должен быть монополистом. Участниками рынка должны стать представители других форм собственности, что должно быть обеспечено всей правовой системой государства, реализующего курс на создание рыночной экономики.

2 Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность. - М.: Наука, 2006.

Однако монопольный характер государственной собственности невольно выступает как ее особенность, что создает большие сложности в процессе превращения государственных предприятий в рыночных агентов. Динамика сложившихся в регионах нашей страны правомочий собственности зависит от меняющихся свойств региональных активов (земля, имущественные комплексы, природные, финансовые, человеческие ресурсы); от увязанной с ними структуры местной экономики; от региональной власти и меняющихся соотношений сил федерального центра, регионов, муниципалитетов; от соответствующих изменений в экономико-географическом положении региона.

Понятия «госсектор» и «государственная собственность»

(«государственное имущество») не равнозначны. Так, управление госсектором предполагает наличие не только отношений собственности, возникающих по поводу владения, использования и распоряжения имуществом государственных унитарных предприятий, но и отношений собственности по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом.

Для более глубокого осмысления перехода на новый уровень модернизации и инновационного развития производительных сил, а также в целях выработки определенных критериев, позволяющих судить об эффективности новой структуры собственности в России и перспективах ее дальнейшей практической реализации, адаптации отечественной экономики в мировую, необходимо выявить эффективность форм разгосударствления собственности. Результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие и безопасность.

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования во всех странах с рыночной экономикой. Государство пользуется правом собственности для прямого и косвенного воздействия на экономику страны3.

Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать окончательное уточнение структуры и состава федеральной собственности, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью на разных уровнях. Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность: федеральный (макроуровень), уровень субъектов федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень), муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень).

3 Бабленкова И.И. Государственное регулирование экономики.// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и перспективы». - М.: ВГНА Минфина России, 2006. С. 10-13.

Управление собственностью - как текущее управление федеральной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в стране, направлено на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках реструктуризационной политики государства в отношении собственности.

Государство управляет рынком собственности с помощью управляющих воздействий: экономическими (налоговая политика, финансовая; инвестиционно-кредитная политика, тарифная, промышленная, социально-экономическая) и административными методами (законодательное, нормативное правовое обеспечение и др.). В связи с этим главная задача государства как регулирующего органа рынка собственности - с помощью управляющих сигналов эффективно им управлять и поддерживать его в устойчивом, стабильном, предсказуемом состоянии. Это приведет к росту доходов всех субъектов рынка, в том числе и бюджета Российской Федерации4.

Особое внимание необходимо уделять вопросам управления акциями, закрепленными в федеральной собственности. В настоящее время в собственности Российской Федерации находится более 5 тыс. пакетов акций акционерных обществ и иных предприятий со смешанными формами собственности, представляющие базовые отрасли народного хозяйства (топливно-энергетический комплекс, транспорт, военно-промышленный комплекс). В структуре современной российской экономики акционерная собственность является доминирующей формой собственности. Она оказывает определяющее воздействие на конкурентоспособность российских корпораций, составляющих ядро национальной экономики. Значительная часть государственной акционерной собственности, представленная принадлежащими государству пакетами акций, является частью акционерного капитала крупных промышленных корпораций, имеющих ключевое значение для обеспечения устойчивого развития национальной экономики. Финансовое состояние крупных корпораций в форме АО с государственным капиталом во многом определяет базовые экономические показатели. Однако в таких АО нередко отсутствует эффективная система управления

государственной собственностью, и, как показывает практика,

государство не всегда стоит на защите своих интересов. В то же время, данная организационно-правовая форма позволяет разрешать

противоречия между административными и экономическими методами управления и обеспечивать эффективную взаимосвязь между управлением государственной собственностью и управлением государственным предпринимательством в интересах развития российской экономики и общества5.

Слабая профессиональная подготовка представителей государства, особенно в части знания действующего законодательства, в ряде случаев приводит к неквалифицированным действиям представителей государства в

4 Там же.

5 Ваславская И. Государственный акционерный капитал в системе отношений собственности. //Вестник института экономики РАН. - 2007. - № 3. С. 14.

органах управления акционерных обществ. Нарушение представителями государства полученных инструкций, касающихся порядка их голосования в органах управления акционерных обществ, может приводить к уменьшению доли государства в уставных капиталах ряда акционерных обществ.

Закрепляя акции в федеральной собственности, Правительство Российской Федерации преследует, прежде всего, стратегические цели, которые могут даже вступать в противоречие с коммерческими интересами акционерного общества. Поэтому получение дивидендов по закрепленным акциям не является основной целью управления ими. Тем не менее, государство обязано осуществлять эффективную дивидендную политику.

Наличие государственных пакетов акций в компаниях требует решения проблемы более эффективного участия государства в корпоративном управлении. Это обстоятельство, в свою очередь, оказывает негативное влияние на возможности выполнения инвестиционной цели управления государственной акционерной собственностью, в экономическом потенциале которой заложена функция стимулирования развития производства. Государственные пакеты акций могут быть использованы в качестве обеспечения инвестиций или кредитования для реализации целевых проектов6.

Формирование реальных схем управления федеральной собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства.

В России же государство, являясь одним из самых крупных акционеров, активным и равноправным субъектом рыночных отношений, не имеет сегодня четкой научно-обоснованной концепции управления своей акционерной собственностью и процессом ее воспроизводства. Отсутствует и система организационной инфраструктуры управления государственной собственностью, включающая соответствующие взаимосвязанные подсистемы управления госсобственностью на федеральном, региональном и местном уровнях. Это привело к тому, что сегодня практически отсутствуют организационные государственные структуры федерального уровня, которые имели бы действенные рычаги управления государственной собственностью. Неоправданно низкий уровень эффективности использования государственной акционерной собственности оказывает существенное влияние на развитие базовых отраслей промышленности, фондового рынка России и пополнение доходной части бюджета7.

Одна из главных особенностей управления федеральной собственностью заключается в том, что эта собственность отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих воздействий собственника на объекты

6 Ваславская И. Государственный акционерный капитал в системе отношений собственности. //Вестник института экономики РАН. - 2007. - № 3. С.18. См. также: Острина И.А., Маташнева Н.А. Повышение инвестиционной привлекательности государственных пакетов акций// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и перспективы». - М.: ВГНА Минфина России, 2006. С.131-134.

7 Ваславская И. Государственный акционерный капитал в системе отношений собственности. //Вестник института экономики РАН. - 2007. - № 3. С.18.

собственности. Поэтому при управлении федеральной собственностью наиболее типичным решением является передача отдельных объектов конкретным юридическим или физическим лицам, что позволяет локализовать управляющие воздействия на них.

Функция управления федеральной собственностью имеет несколько аспектов. С одной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть функции управления экономикой определяется как нормативная. С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная. Реализация нормативной функции управления достигается формированием институциональных объектов, к числу которых относятся органы федерального управления (в т.ч. функциональные министерства), организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной власти и т. д.

Одна из главных задач управления госсобственностью - обеспечить формирование предпосылок научно-технического прогресса в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным фирмам. Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное развитие для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур8.

Таким образом, задачи управления федеральной собственностью должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей развития национального хозяйства, в качестве которых могут выступать: рост национального богатства, повышение благосостояния населения, увеличение занятости, снижение темпов инфляции, оптимизация платежного баланса.

8 Полтерович В.М. Современное состояние теории экономических реформ. //Экономическая наука современной России. - 2008. - № 1(40). С. 7-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.