Научная статья на тему 'Государственная регистрация базы данных электронного учебного пособия по физической культуре'

Государственная регистрация базы данных электронного учебного пособия по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / COMPUTER TESTING / СВИДЕТЕЛЬСТВО РОСПАТЕНТА / THE CERTIFICATE OF ROSPATENT / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белецкий Сергей Валентинович

В статье представлены основные результаты разработки программного обеспечения с высокой интерактивностью по основам теории физической культуры. Компьютеру на время передаются отдельные функции педагога-репетитора, который способен указать на ошибку и объяснить правильный ответ. Учебный материал в соответствии с принципом доступности разделен на уровни, соответствующие периоду обучения. Оригинальная систематизация информационного содержания обеспечивает выбор уровня сложности. Комментарии к правильным ответам способствуют запоминанию сути вопросов. Электронное пособие может быть использовано для самостоятельных тренингов в качестве обучающей, развивающей и тестирующей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белецкий Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the main results of software development with high interactivity on Physical culture bases. The computer temporarily assumes separate functions of the teacher-tutor who is capable to show a mistake and an explanation of the correct answer. The principle of availability is realized in separation of study material into phases, depending on the education period. Original system of information contents provides differentiated approach by means a complexity level choice. Comments to the correct answers help to remember an essence of study questions. The software can be used for self-preparation as training, development and control.

Текст научной работы на тему «Государственная регистрация базы данных электронного учебного пособия по физической культуре»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ БАЗЫ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Белецкий Сергей Валентинович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: bel595@mail.ru

В статье представлены основные результаты разработки программного обеспечения с высокой интерактивностью по основам теории физической культуры. Компьютеру на время передаются отдельные функции педагога-репетитора, который способен указать на ошибку и объяснить правильный ответ. Учебный материал в соответствии с принципом доступности разделен на уровни, соответствующие периоду обучения. Оригинальная систематизация информационного содержания обеспечивает выбор уровня сложности. Комментарии к правильным ответам способствуют запоминанию сути вопросов. Электронное пособие может быть использовано для самостоятельных тренингов в качестве обучающей, развивающей и тестирующей программы.

Ключевые слова: инновационные педагогические технологии, компьютерное тестирование, свидетельство Роспатента, дифференцированный подход.

STATE REGISTRATION THE DATABASE OF SOFTWARE IN THE SUBJECT PHYSICAL CULTURE

Beletskiy, Sergey V.

PhD, Assistant Professor of the Department for Physical Training of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: bel595@mail.ru

The article represents the main results of software development with high interactivity on Physical culture bases. The computer temporarily assumes separate functions of the teacher-tutor who is capable to show a mistake and an explanation of the correct answer. The principle of availability is realized in separation of study material into phases, depending on the education period. Original system of information contents provides differentiated approach by means a complexity level choice. Comments to the correct answers help to remember an essence of study questions. The software can be used for self-preparation as training, development and control.

Keywords: innovative pedagogical technologies, computer testing, the certificate of Rospatent, the differentiated approach.

Трудно представить образовательный процесс без использования аудиовизуальных средств обучения, в частности, без использования компьютеров. Помочь в решении этого глобального вопроса, по мнению автора статьи, может разработка программного обеспечения с высокой интерактивностью. Весомый педагогический потенциал современных технических средств (компьютеров) обусловил возможность их использования при формировании у студентов компетенций в области физической культуры, и преподаватель обязан научиться эффективно их применять. Следует признать, что информированность о новых методах обучения и владение инновационными технологиями открывает новые горизонты развития педагогической деятельности.

Под базой данных в соответствии со статьей 1260 части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Автором базы данных признается физическое или юридическое лицо, в результате творческой деятельности которого она создана. Необходимо отметить, что патент на программное обеспечение - предмет многих споров и дискуссий. Патентование программного обеспечения в одних странах возможно, а в других - нет. В Российской Федерации компьютерные программы входят в перечень объектов авторского права. Авторское право на базу данных охраняет лишь структуру базы, творческий подбор данных, составляющих ее содержание, но не сами данные, которые, если сами по себе не являются объектом авторского права, при отсутствии охраны содержания базы могут использоваться любыми лицами.

Размещение автором данной статьи в интернете первого в СНГ компьютерного репетитора-теста по теории физической культуры привело к затруднительному выбору между двумя решениями - регистрировать разработанное учебное пособие (без служебного задания) в Федеральной службе по интеллектуальной собственности или остановиться на достигнутом. В соответствии со статьей 13 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» правообладатель непосредственно или через своего представителя в течение срока действия авторского права может по своему желанию зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) путем подачи депонируемой заявки в установленном порядке. На основании заявки на регистрацию проверяется наличие необходимых документов и материалов, их соответствие предусмотренным законом требованиям. При положительном результате проверки

указанный федеральный орган вносит базу данных соответственно в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированной базе данных в официальном бюллетене этого органа. Эта публикация играет роль оперативной рекламы, поскольку содержит информацию, представленную правообладателем. Такой подход при регистрации программ ЭВМ и баз данных применяется и в Российской Федерации, и во многих других странах.

Как отмечено ранее, авторское право возникает в силу создания программы для ЭВМ или базы данных и не требует регистрации или соблюдения каких-либо других формальностей. Поэтому регистрация, предусмотренная Законом «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», носит факультативный характер и является сугубо добровольной. Однако официальная регистрация имеет ряд преимуществ и позволяет выделить ряд положений, которые переводят ее из желательной категории в практически необходимую категорию:

1. Регистрация является способом документирования отношений, возникающих в процессе создания, использования и ввода в хозяйственный оборот объектов авторского права.

2. Материалы заявки на регистрацию рассматриваются судом в качестве первоначальных доказательств в спорах по вопросам авторства, имущественных прав, способам ввода в хозяйственный оборот объектов авторского права.

3. Свидетельства об официальной регистрации являются официальными документами, подтверждающими правомочия конкретного лица при заключении договоров на передачу прав на объект авторского права.

4. В процессе подготовки материалов заявки автор и правообладатель (правопреемник) имеют возможность открытого и цивилизованного обсуждения вопросов, связанных с передачей прав, авторским вознаграждением и т. д.

Таким образом, регистрация содействует защите прав при возникновении конфликтных ситуаций, позволяет решать некоторые практические задачи, возникающие в процессе введения компьютерных произведений в качестве доказательной базы при рассмотрении споров об авторском праве в судах1.

Сам факт повсеместного проникновения компьютерных технологий предопределил и создание первого компьютерного «тестировщика»

1 Асфандиаров Б. М., Силенко П. Н., Ралько В. В. Особенности правовой охраны компьютерных произведений (программ для ЭВМ и баз данных) как объектов авторского права (часть 1) // В мире права. - 2001. - № 3.

по физической культуре. Общеизвестно, что двигательная активность является основной составляющей физической культуры, где приоритет отдается либо спортивно-тренировочной, либо рекреационно-оздоро-вительной направленности, при этом ее образовательная основа, как правило, вообще выпадает из поля зрения, несмотря на то, что именно она должна представлять собой главное содержание учебного предмета. Поддерживая идею по созданию образовательного пространства, в котором все максимально приспособлено для усвоения теоретических основ физической культуры и практики движения, компьютерный «Репетитор-тест по теории физической культуры» был разработан с целью мотивирования студенческой молодежи к здоровьесберегающему поведению.

Оригинальность компьютерного «Репетитора...» воплощена в авторской систематизации содержания (базы данных) этого учебного издания. Дидактическая направленность трех блоков заданий (базового, основного, итогового) способствует освоению учебного материала от простого к сложному. Такая организация информационного наполнения обеспечивает дифференцированный подход к обучаемым в зависимости от уровня их теоретической подготовки и приводит к ускоренному усвоению материала. Электронное пособие включает перечень экзаменационных вопросов с развернутыми ответами на них, а также дополнительные вопросы, которые могут возникнуть у экзаменатора в процессе проведения устной аттестации. Высокая степень интерактивности программы освобождает студентов от громоздких записей, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть больше вопросов и решить больше билетов.

На протяжении многих лет до появления компьютерных тестов автору приходилось конструировать проверочные задания на бумажном бланке. За этот период заметно изменился способ представления учебной информации и, конечно, появились новые формы самого тестирования как неотъемлемой части учебного процесса. Это в целом побудило к работе над корректировкой и переработкой содержания тестов. Но реальный прорыв по внедрению этой инновации в учебный процесс преподавания физической культуры нескольких вузов стал возможным после исполнения технического задания по созданию оригинальной программной оболочки самого «Репетитора.». Основной функцией стала высокая «неповторяемость» ранее решенных вопросов при очередном обращении к тесту, а также при переходе на более высокие уровни сложности тестирования. Здесь следует помнить, что при составлении формулировок авторского вклада в соответствии со статьей 1228 ГК РФ «не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в соз-

дание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ».

В компьютерном «Репетиторе...» содержатся задания, для решения которых методом выбора правильных ответов или их вариантов студенту предлагается проанализировать соотношение частей целого, причинно-следственные связи между различными понятиями и определениями, выявить суть процессов и явлений, их сходство и различия. Такая интеллектуальная деятельность студента должна способствовать более глубокому анализу физиологических процессов, обеспечивающих двигательную активность, пониманию методики воспитания физических качеств, применению здоровьесберегающих технологий. Для ответа на предлагаемые вопросы компьютерного «Репетитора.» студент должен не только смотреть комментарии к ответам, но и читать материал учебника, конспекты лекций, а возможно, и дополнительную литературу.

В данном компьютерном варианте учебного издания основными критериями оценивания теоретических знаний являются: 1) общее количество правильных ответов по предлагаемым темам (параграфам); 2) дифференциация балльной стоимости правильных ответов на вопросы по наиболее трудным разделам («Медико-биологические основы физической культуры», «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности»). Кроме этого, допуск на более высокий уровень сложности разрешен только после достижения 95-процентного набора правильных ответов. За счет этих параметров обеспечивается усвоение сначала простой учебной информации, а также постепенное усложнение теоретических заданий.

Разработке компьютерного «Репетитора.» предшествовал анализ содержания программы для старшеклассников (подраздел «Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля»), который позволил выделить четыре основных раздела в теоретической части дисциплины: 1) «Социокультурные основы физической культуры» - в нем даются основные понятия, исторические сведения, основные положения физической культуры, имеющие социальное значение; 2) «Психолого-педагогические основы физической культуры» - раздел содержит представления о влиянии физических упражнений на психику человека, педагогические положения, в первую очередь касающиеся развития физических качеств, освоения двигательных умений, самостоятельных занятий, организации самоконтроля; 3) «Медико-биологические основы физиче-

ской культуры» - в разделе содержатся материалы о телосложении человека, значении упражнений для организма, формировании здорового образа и стиля жизни, профилактике вредных привычек; 4) «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности» - этот раздел посвящен материалу о технике, тактике, правилах соревнований в базовых видах спорта, традиционно практикуемых в образовательных учебных заведениях РФ (баскетбол, волейбол, футбол, лыжный спорт, плавание, гимнастика). Эти материалы были включены в основное содержание (базу данных) электронного учебного пособия.

В рекомендациях к форме представления депонируемых материалов при подаче заявки для регистрации базы данных требуется представлять идентифицирующие материалы, являющиеся информационным содержанием базы данных, раскрывающие оригинальность подбора и систематизации совокупности включенных в нее самостоятельных материалов, а также формы представления и организации совокупности включенных в нее самостоятельных материалов (фрагментарно). Особо подчеркивается, что не следует включать материалы, относящиеся к программе для ЭВМ, являющейся системой управления базой данных (СУБД) - это объект самостоятельной охраны, который может быть зарегистрирован самостоятельно. Во всех документах заявки название базы данных должно быть одинаковым, с точностью до указания и расстановки знаков препинания1.

Таким образом, в целях идентификации регистрируемой базы структура и информационное наполнение (объективная форма представления совокупности содержащихся в базе данных самостоятельных материалов) первого опубликованного интерактивного «Репетитора-теста по теории физической культуры» представлена перечнем тридцати тем из теоретического раздела. Тематика вопросов соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по программе физической культуры, т. е. уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной дисциплине «Физическая культура». Степень усвоения основного содержания тем раскрывается оригинальным авторским подбором вопросов, из которых составлены билеты. Эксклюзивный подбор вопросов, а также развернутые комментарии к правильным ответам лежат в основе организации совокупности данных (самостоятельных материалов), систематизированных автором таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ, а затем представлены изображениями

1 Положение об официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности «Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем» (утв. Приказом Роспатента от 31 декабря 2013 г. № 164).

на экране монитора с целью запечатлеть в памяти суть правильных ответов. Далее содержащиеся в базе данных материалы специальной структуры, представляются билетами, сформированными из тридцати тем:

Тема 1. Меры безопасности при организации и проведении занятий.

Тема 2. Показатели развития и основные критерии функциональных возможностей организма.

Тема 3. Правила соревнований из популярных видов спорта.

Тема 4. Зарядка как условие укрепления здоровья.

Тема 5. Работа мышц, обеспечивающих движения человека.

Тема 6. Самоконтроль и корректировка двигательного режима.

Тема 7. Нагрузка тренингов с оздоровительной направленностью.

Тема 8. Осанка и действенные средства предупреждения ее нарушений.

Тема 9. Влияние тренировок на организм.

Тема 10. Физические качества и основные средства их воспитания.

Тема 11. Здоровье и слагаемые здорового образа жизни.

Тема 12. Определения из образовательной области физического воспитания.

Тема 13. Терминология физической культуры.

Тема 14. Средства воспитания общей выносливости.

Тема 15. Закаливание организма и его индивидуальные особенности.

Тема 16. Утомление и восстановление в спортивной тренировке.

Тема 17. Интенсивность нагрузки на практических занятиях.

Тема 18. История античных Олимпийских игр.

Тема 19. Олимпийские игры Нового времени.

Тема 20. Развитие организма, формирование двигательных навыков.

Тема 21. Обеспечение двигательных функций организма.

Тема 22. Диспансеризация и гипокинезия.

Тема 23. Основы массажа и восстановление работоспособности.

Тема 24. Предупреждение травматизма на практических занятиях.

Тема 25. Влияние тренингов на развитие функций организма.

Тема 26. Основные мышечные группы организма человека.

Тема 27. Основы спорта и воздействие соревнований на спортсмена.

Тема 28. Упражнения оздоровительной направленности.

Тема 29. Управление современным олимпизмом.

Тема 30. Россия и олимпийское движение.

Принцип доступности реализуется за счет разделения учебного материала на этапы в зависимости от периода обучения: для базового блока билет формируется из вопросов с 1-й по 20-ю тему; для основного - с 7-й по 26-ю тему; для итогового - с 11-й по 30-ю тему. Равноценность билетов обеспечивается выборкой вопросов только по определенным темам, соответствующим установленному уровню обучения (степени усвоения материала). Компьютерный «Репетитор.» является логическим дополнением к электронному учебнику по курсу «Физическая культура для бакалавров» и содержит варианты творческих заданий, направленных на более полное усвоение основных понятий и определений, а также на развитие практических навыков по важнейшим и доступным в ходе учебного процесса аспектам.

Самотестирование подобно собеседованию с преподавателем, когда информационное наполнение компьютерной программы играет роль наставника, предоставляя неограниченное количество билетов (обновляющиеся комбинации вопросов), охватывающих широкий спектр знаний не только основ физической культуры, но и смежных предметов (биологии, анатомии и др.).

Это электронное учебное пособие предназначается тем, кто интересуется актуальными тенденциями в области инновационной педагогики, кто хочет добиться новых образовательных результатов, кто готов развивать методы преподавания с учетом достижений информационных и коммуникационных технологий.

Принцип допуска на более высокий уровень после безошибочного решения более простого уровня, используемый в компьютерном «Репетиторе...» инициирует познавательную деятельность. Сама многократность обращения пользователя к решению билетов электронного пособия приводит к повышению образовательных компетенций в области физической культуры. Главное преимущество этого пособия - возможность интерактивного взаимодействия «Репетитора.» и студентов. Также способствует запоминанию учебного материала расширенный комментарий, который дается в итоговом просмотре результатов тестирования к каждому лаконичному правильному ответу. Тестовые задания могут различаться по формам и видам, по содержанию и структуре, но главное, чтобы студент приобрел такие специальные знания, которые он сумеет применить в обыденной жизни и других видах деятельности. Предлагаемые методические рекомендации по использованию компьютерного «Репетитора.» в учебном процессе призваны помочь преподавателям организовать самостоятельную работу студентов, показать ее разнообразные виды и формы, повысить мотивацию студентов к самостоятельной деятельности и повлиять на ее эффективность.

Таким образом, информационное наполнение интерактивного «Репетитора по теории физической культуры» (объективная форма представления совокупности содержащихся в базе данных самостоятельных материалов):

- индивидуализирует подход к обучаемым в зависимости от уровня их теоретической подготовленности и приводит к ускоренному усвоению учебного материала;

- освобождает от громоздких записей лекций, позволяя сосредоточиться на сути предмета и рассмотреть большее количество вопросов, а также решить больше билетов;

- предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах подготовки к итоговой аттестации (экзамену, зачету);

- исполняет роль репетитора, предоставляя большое количество комментариев и разъяснений;

- может использоваться для экспресс-диагностики компетенций по теоретическому разделу программы предмета.

Список литературы

1. Асфандиаров Б. М., Силенко П. Н., Ралько В. В. Особенности правовой охраны компьютерных произведений (программ для ЭВМ и баз данных) как объектов авторского права (часть 1) // В мире права. -2001. - № 3.

2. Белецкий С. В. Визуализация информации по видам спорта с использованием компьютерных технологий // Сборник научных трудов. - Вып. 8 / Российская академия естественных наук, Международный фонд «Знамя Победы». - Москва; Смоленск : Смядынь, 2012. - С. 234240.

3. Белецкий С. В. Интерактивные учебные материалы как средство оптимизации теоретических знаний студентов в области физической культуры // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов : материалы межвузовской научно-практической конференции, 4 апреля 2013 г. Москва / под ред. А. В. Карасева, В. А. Собины. - М. : ИНЭП, 2013. - С. 25-28.

4. Белецкий С. В. Специфические возможности компьютерного практикума по теории физической культуры для бакалавров // Сборник научных трудов. - Вып. 10 / Российская академия естественных наук, Международный фонд «Знамя Победы». - Москва; Смоленск : Смя-дынь, 2014. - С. 313-317.

References

1. Asfandiarov B. M., Silenko P. N., Ral'ko V. V. Osobennosti pravovoy okhrany komp'yuternykh proizvedeniy (programm dlya EVM i baz dannykh) kak ob#ektov avtorskogo prava (chast' 1) [Features of Legal Protection of Computer Works (Computer Programs and Databases) as Objects of Copyright (Part 1)], V mire prava [In a World of Law], 2001, No. 3. (In Russ.).

2. Beletskiy S. V. Vizualizatsiya informatsii po vidam sporta s ispol'zovaniem komp'yuternykh tekhnologiy [Visualization of Information on Sports with Use of Computer Technologies], Sbornik nauchnykh trudov [Collection of Scientific Works], Vol. 8, Rossiyskaya akademiya estestvennykh nauk, Mezhdunarodnyy fond «Znamya Pobedy», Moskva, Smolensk, Smyadyn', 2012, pp. 234-240. (In Russ.).

3. Beletskiy S. V. Interaktivnye uchebnye materialy kak sredstvo optimizatsii teoreticheskikh znaniy studentov v oblasti fizicheskoy kul'tury [Interactive Training Materials as Means of Optimization of Theoretical Knowledge of Students in the Field of Physical Culture], Zdorovyy obraz zhizni i fizicheskoe vospitanie studentov i slushateley vuzov : materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 4 aprelya 2013 g. Moskva [Healthy Lifestyle and Physical Training of Students and Listeners of Higher Education Institutions: Materials of Interuniversity Scientific and Practical Conference, on April 4, 2013. Moscow], ed. by A. V. Karasev, V. A. Sobina, Moscow, INEP, 2013, pp. 25-28. (In Russ.).

4. Beletskiy S. V. Spetsificheskie vozmozhnosti komp'yuternogo praktikuma po teorii fizicheskoy kul'tury dlya bakalavrov [Specific Opportunities of a Computer Workshop on the Theory of Physical Culture for Bachelors], Sbornik nauchnykh trudov [Collection of Scientific Works], Vol. 10, Rossiyskaya akademiya estestvennykh nauk, Mezhdunarodnyy fond «Znamya Pobedy», Moskva, Smolensk, Smyadyn', 2014, pp. 313-317. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.