Научная статья на тему 'Мониторинг сформированности знаний студентов в области физической культ уры с использованием компьютерного тестирования'

Мониторинг сформированности знаний студентов в области физической культ уры с использованием компьютерного тестирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / GENERAL PHYSICAL EDUCATION / PROGRAM TOOLS / AUTHOR'S SYSTEMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белецкий С.В., Добрынин С.В., Якушев В.А.

В статье рассматриваются вопросы автоматизации педагогического контроля с помощью тестов на электронных носителях. Предлагаемый вариант апробирован на кафедре физического воспитания Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). В работе представлен положительный опыт применения авторской компьютерной системы диагностики знаний по теоретическим основам физической культуры; дана характеристика степени усвоения учебного материала при аттестации большого числа обучаемых; затрагиваются способы устранения пробелов в знаниях у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белецкий С.В., Добрынин С.В., Якушев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING STUDENT’S KNOWLEDGE IN PHYSICAL EDUCATION USING COMPUTER TESTING

The article sums up the results of progress assessment via computer tests. The proposed option was tested at the Department of Physical Education, Moscow State Linguistic University. The suggested computer method showed positive results in monitoring students’ knowledge in physical education. The descriptionof knowledge acquisition level is based on a large number of testees. The article also suggests ways of eliminating gaps in knowledge revealed by computer tests.

Текст научной работы на тему «Мониторинг сформированности знаний студентов в области физической культ уры с использованием компьютерного тестирования»

УДК 796.011

С. В. Белецкий, С. В. Добрынин, В. А. Якушев

Белецкий С. В., кандидат педагогических наук, доцент; доцент каф. физического воспитания ФГБОУ ВО МГЛУ; e-maiL: beL595@maiL.ru

Добрынин С. В., старший преподаватель каф. физического воспитания ФГБОУ ВО МГЛУ; e-maiL: sergdo48@maiL.ru

Якушев В.А., доцент каф. физического воспитания ФГБОУ ВО МГЛУ; e-maiL: turnen@yandex.ru

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы автоматизации педагогического контроля с помощью тестов на электронных носителях. Предлагаемый вариант апробирован на кафедре физического воспитания Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). В работе представлен положительный опыт применения авторской компьютерной системы диагностики знаний по теоретическим основам физической культуры; дана характеристика степени усвоения учебного материала при аттестации большого числа обучаемых; затрагиваются способы устранения пробелов в знаниях у студентов.

Ключевые слова: общее физкультурное образование; программный инструментарий.

S. V. Beletsky, S. V. Dobrinin, V. A. Ykushev

Beletsky S. V., PhD (Pedagogy), Associate Professor

of the Department physicaL education, MSLU;

e-maiL: beL595@maiL.ru

Dobrinin S. V., Senior Teacher of the Department

physicaL education, MSLU; e-maiL: sergdo48@maiL.ru

Ykushev V. A, Associate Professor

of the Department physicaL education,

MSLU; e-maiL: turnen@yandex.ru

MONITORING STUDENT'S KNOWLEDGE IN PHYSICAL EDUCATION USING COMPUTER TESTING

The articLe sums up the resuLts of progress assessment via computer tests. The proposed option was tested at the Department of PhysicaL Education, Moscow State Linguistic University. The suggested computer method showed positive resuLts in monitoring students' knowLedge in physicaL education. The description

of knowledge acquisition Level is based on a Large number of testees. The article also suggests ways of eliminating gaps in knowledge revealed by computer tests.

Key words: general physical education; program tools; author's systematization.

Необходимость применения программированного теоретического обучения актуализируется в связи с модернизацией образования, повышением требований к здоровому образу жизни молодого поколения, к качеству компетенций выпускников вузов в области физической культуры. Помочь в решении этого глобального вопроса может разработка и внедрение в физкультурное образование программного обеспечения с высокой интерактивностью. Так, С. Ю. Витько и другие исследователи этого вопроса утверждают, что интерактивные формы и методы обучения являются обязательным компонентом учебного процесса при реализации ФГОС ВО, так как они относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, самостоятельному осмыслению учебного материала [Витько, Столяр 2017, с. 16]. Анализ специальной литературы показал, что решение проблемы теоретической образованности студентов в области физической культуры в последние годы проводилось в рамках двух направлений: совершенствование программно-методического обеспечения студентов дидактическими материалами нового типа и повышение эффективности педагогической деятельности путем разработки «компьютерных тестировщиков» знаний у обучаемых. В целом это определило создание комплекта программного инструментария для преподавателей, контролирующих знания по физической культуре в вузах (см. рис. 1).

Рис. 1. Интерфейсы тестирующих программ по теоретическим основам физической культуры на Allsoft.ru

Комплект электронных пособий был опубликован в 2013 г. (автор-составитель С. В. Белецкий), основной дидактической особенностью

которого, является авторская систематизация теоретического материала [Белецкий 2016, с. 321]. В каждый билет во время тестирования программой включается по двадцать вопросов из теоретических основ физической культуры. Двумя основными критериями оценивания знаний являются: 1) общее количество правильных ответов по предлагаемым темам (параграфам); 2) дифференциация «балльной стоимости» правильных ответов на вопросы.

Для обучающихся были разработаны мультимедийные программы, обеспечивающие эффективную теоретическую подготовку к компьютерным тестированиям по физической культуре от первого до шестого семестра обучения в вузе. Разработанные учебные программные продукты размещены на Allsoft.ru в рубрике «Образование и наука» (см. рис. 2).

Рис. 2. Интерфейсы электронных учебных пособий для студентов

Рис. 3. Пользовательский интерфейс приложения для преподавателя по статистике и архивации результатов ответов в тестируемых группах

Данный вид интерактивного учебного комплекта предназначен для эффективного освоения студентами теоретического раздела учебной программы, а также самоконтроля знаний по основам физической культуры. Заметим, что работа с электронным самоучителем и практикумом ориентирована прежде всего на самостоятельные занятия. Подбор вопросов, а также «развернутые» комментарии к правильным ответам лежат в основе организации совокупности данных (самостоятельных материалов), систематизированных автором таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера, а затем представлены изображениями на экране монитора с целью запечатлеть в памяти суть правильных ответов [Белецкий 2014, с. 126]. Необходимо подчеркнуть, что использование новых педагогических технологий позволяет преподавателю физической культуры в своей работе «идти в ногу со временем», вызвать у обучаемых более осознанное отношение к своему здоровью и повысить мотивацию для занятий физической культурой.

На теоретическом зачете студенту предлагается проанализировать соотношение частей целого, причинно-следственные связи между различными понятиями и определениями, выявить суть процессов и явлений, их сходство и различия. Такая интеллектуальная деятельность студента должна способствовать более глубокому анализу физиологических процессов, обеспечивающих двигательную активность, пониманию методики воспитания физических качеств, применению здоровьесберегающих технологий. По утверждению С. В. Лобанова, в МГЛУ на кафедре физического воспитания разработана и апробирована балльно-рейтинговая система оценки успеваемости бакалавров по дисциплине «Физическая культура». Студенты, временно освобожденные от практических занятий по физкультуре по состоянию здоровья и находящиеся в подготовительной группе без сдачи контрольных нормативов, выполняют тест по теории физической культуры [Лобанов, Бирюков 2017, с. 32].

В основу исследований использования инновационных педагогических технологий легли статистические данные, полученные в результате внедрения компьютерных тестирований в учебный процесс предмета «Физическая культура» нескольких вузов. По мнению Т. Н. Шутовой, внедряемые фитнес и компьютерные технологии в образовательный процесс студентов оправдали себя [Шутова 2016,

с. 101]. Мониторинг уровня образованности бакалавров МГЛУ третьего курса обучения в итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура» потребовал подробного анализа допущенных ошибок студентами шести учебных групп (каждая до 15 человек, всего 90 человек), пришедших на дифференцированный зачет. Отметим, что перечень тем и параграфов учебника для подготовки к компьютерному тестированию были даны заранее. Таким образом детальный разбор результатов компьютерного тестирования позволил определить «пробелы» по некоторым областям предметных знаний у студентов. Здесь основным статистическим показателем стал процент допущенных ошибок в ответах по конкретным темам. В результате статистической обработки 83 индивидуальных протоколов ответов компьютерной аттестации студентов по теории физической культуры средний балл составил 71,8 (100 балльной системы), что на 1,8 балла превысило заявленную верхнюю границу оценки «хорошо».

Использование информационных технологий преподавателем физической культуры в своей работе позволяет добиться от студентов повышения интереса к предмету, более осознанного отношения к своему здоровью, а также повышения мотивации для занятий физической культурой. По мнению И. Н. Антоновой, наиболее эффективными средствами, способствующими повышению заинтересованности в занятии, для современной молодежи являются компьютерные технологии, помогающие выработке умения к поисковой деятельности и повышению интеллектуальных возможностей студентов [Антонова 2016]. Программы на электронных носителях предоставляют возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки индивидуализировать процесс обучения, активно участвовать в процессе образования, а не быть пассивным наблюдателем.

Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, по его результатам можно судить об эффективности обучения. А. П. Цырков пишет, что самым востребованным качеством программного обеспечения является его адаптированность к массовым тестированиям поточным методом [Цырков, Агеев 2017, с. 170].

Компьютеру на время передаются отдельные функции педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать комментарий к правильному ответу. Отмечено, что высокая интерактивность электронного пособия освобождает от громоздких записей, позволяя

пользователю сосредоточиться на предмете, рассмотреть большее число вопросов и отработать больше билетов.

Высоко оценена также архивация результатов на электронном носителе, которая избавляет преподавателя преимущественно практической дисциплины от рукописных ведомостей (см. рис. 3).

Таким образом, интегрированная в учебный процесс система использования компьютерных «Экзаменаторов по теории физической культуры» позволяет преподавателю располагать сведениями о подготовке студентов по теоретической части дисциплины «Физическая культура». Выявленный пробел в знаниях студентов по определенным темам, который фиксирует программный инструментарий, в условиях рейтинговой системы мотивирует обучаемых вернуться к повторению учебного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова И. Н., Витько С. Ю. Внедрение компьютерных технологий в процесс физического воспитания студентов. Инновационные образовательные технологии в современном университете. М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. С. 52-60. Белецкий С. В. Государственная регистрация базы данных электронного учебного пособия по физической культуре // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТУ). М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2014. №10 (89). С. 121-130. Белецкий С. В. Дидактические возможности компьютерного репетитора по теоретическим основам физической культуры // В Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сборник материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 ноября 2016 г.). С. 321-322. Витько С. Ю., Столяр К. Э., Стадник Е. Г. и др. Информационные организационно-дидактические технологии в системе физического воспитания студентов экономического университета // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 16-18. Лобанов С. В., Бирюков А. А. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов вузов по дисциплине «Физическая культура» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. Вып. 1 (770). С. 31-38.

Шутова Т. Н. Фитнес и компьютерные технологии в оптимизации физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 101.

Цырков А. П., Агеев В. В., Белецкий С. В. Помехоустойчивость компьютерных экзаменаторов по теории физической культуры в условиях поточного метода // Мир образования - образование в мире. М. : Московский психолого-социальный университет, 2017. № 2 (66). С. 168-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.