Научная статья на тему 'Обучающее компьютерное тестирование в преподавании физической культуры современного вуза'

Обучающее компьютерное тестирование в преподавании физической культуры современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PHYSICAL TRAINING / СТАНДАРТ ФГОС / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / THE GEF STANDARD / COMPETENCES / TEACHING PRACTICE AND METHODOLOGY / MONITORING SOFTWARE KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белецкий Сергей Валентинович, Антонова Ирина Николаевна, Кондратьев Павел Александрович

В статье рассмотрены современные тенденции решения проблемы образованности студентов в области физической культуры. По мнению авторов, назрела необходимость активного внедрения программно-методического обеспечения студентов дидактическими материалами нового типа. Обоснована целесообразность формирования системы контроля знаний с использованием электронных учебных пособий и важность усовершенствования существующего инструментария оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белецкий Сергей Валентинович, Антонова Ирина Николаевна, Кондратьев Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational software in teaching physical culture of the modern university

The article considers modern trends in resolution the problem of low knowledge in terms of physical culture. The authors claim there is a crucial need for active courseware incorporation providing students with educational materials of a new type. They establish the point in formation of the knowledge monitoring system by means of digital textbooks and the importance of improving existing assessment tools.

Текст научной работы на тему «Обучающее компьютерное тестирование в преподавании физической культуры современного вуза»

Педагогика

УДК 378

Обучающее компьютерное тестирование в преподавании физической культуры современного вуза

Аннотация

В статье рассмотрены современные тенденции решения проблемы образованности студентов в области физической культуры. По мнению авторов, назрела необходимость активного внедрения программно-методического обеспечения студентов дидактическими материалами нового типа. Обоснована целесообразность формирования системы контроля знаний с использованием электронных учебных пособий и важность усовершенствования существующего инструментария оценки.

I Ключевые слова: стандарт ФГОС, компетенции, физическое воспитание, методическая практика, программное обеспечение, контроль знаний.

S.V. Beletskiy, I.N. Antonova, P.A. Kondrat'ev

Educational software in teaching physical culture of the modern university

Abstract

The article considers modern trends in resolution the problem of low knowledge in terms of physical culture. The authors claim there is a crucial need for active courseware incorporation providing students with educational materials of a new type. They establish the point in formation of the knowledge monitoring system by means of digital textbooks and the importance of improving existing assessment tools.

I Keywords: the GEF standard, competences, physical training, teaching practice and methodology, monitoring software knowledge.

Ученые, специалисты различных направлений говорят о врожденном стремлении индивида к движению, а также о существенном значении двигательной активности, физической культуры в образе жизни человека. По мысли российского исследователя В.А. Баранова физическая культура способствует не только воспитанию физических качеств и формированию жизненно необходимых навыков, но и выступает фактором повышения уровня личной и общественной безопасности через укрепление социально и культурно направленных потребностей, и интересов людей [1, с. 9]. И далее утверждает В.А. Баранов, физическая культура есть потенциал гуманизации общества, выступающий как

достижение сбалансированности природного и социального начал в человеке на основе полноты развития всех способностей индивида, исходя из его творчески активной природы, и направленной на просвещение общества в плане достижения активного долголетия [2, с. 14].

Несмотря на то, что двигательная активность является основной составляющей физической культуры, авторы статьи придерживаются мнения, что ее образовательная основа должна представлять собой главное содержание учебного предмета. Поддерживая идею, по созданию образовательного пространства, в котором все максимально приспособлено для усвоения теоретических основ физической культуры и практики

Pedagogy

движения, необходимо учитывать, что значительную роль играет самообразование молодого человека. Этому способствует фактически повсеместное проникновение компьютерных технологий. Весомый педагогический потенциал современных технических средств (компьютеров) обусловил возможность их

использования при формировании у студентов компетенций в области физической культуры [3, с. 122]. В целом, это предопределило создание комплекта электронных учебных пособий по физической культуре, размещенных на Allsoit.ru в рубрике «Образование и наука» (рис. 1).

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

И Л ЛIIГ гл 1ГI

и ! I» л а ■■•и

III

ПЯТЬ УРОВНЕЙ СЛОЖНОСТИ, С КОММЕНТАРИЯМИ К ПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТАМ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1 курс бакалавров базовый уровень

Рис. 1. Титульные экраны электронных пособий для студентов и преподавателей

КОМПЬЮТЕРНЫЙ

на mm -Ai

3 семестр бакалавров основной уровень

Данный вид интерактивного учебного комплекта предназначен для самостоятельного освоения студентами теоретического и методико -практического разделов учебной программы, а также эффективного контроля знаний по основам физической культуры. Заметим, что работа с электронным самоучителем и практикумом ориентирована, прежде всего, на применение домашних компьютеров. По утверждению разработчика программного обеспечения Белецкого С.В., «пять уровней сложности позволяют самостоятельно выбирать скорость и последовательность изучения материала, обеспечивая переходы «от простого к сложному» [4, с. 17].

В Институте права, экономики и управления информацией (ИПЭиУ) на практических занятиях «Физическая культура» в рамках нового стандарта (3+) параллельно с воспитанием основных двигательных качеств и навыков студентам предоставляется возможность методической практики для их личностного развития. Безусловно, умения формируются на основе знаний, что подчеркивает неразрывность теории и практики. Обучаемые с первого курса под руководством преподавателя

выполняют вариативные методические задания, направленные на раскрытие их творческих возможностей. Так, на протяжении всего обучения проводится системная практика в виде участия в роли стажеров-помощников преподавателя; осуществляется осмысливание и методическое обеспечение фактически каждого общеразвивающего упражнения с использованием средств фитнес технологий (Т.Н. Шутова, Т.Е. Симина, М.Ю. Точигин, А.Г. Буров, 2015) [7, с. 143]. Фитнес технологии подбираются с учетом физической подготовленности, медицинской группы здоровья, целевых установок и других факторов.

Студенты разрабатывают карты комплексов упражнений, составляют краткие конспекты проведения подготовительной части занятия (атлетическая гимнастика, гантельная гимнастика, стретчинг, общеразвивающие упражнения), которые они реализуют на сокурсниках, готовят домашние реферативные работы, согласно перечня заданий для специальной медицинской группы. При этом следует отметить, что число студентов со специальной медицинской группой на сегодняшний день составляет

Interactive science | 1 • 2016

53

Педагогика

30-40%, поэтому необходимо совершенствовать физическое воспитание в условиях снижения состояния здоровья студентов (О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова, 2016) [6, с. 519].

Принимая во внимание, что объемный учебный материал дисциплины и весьма слабая теоретическая и методическая подготовленность первокурсников не позволяют тратить значительную часть учебного времени практических занятий на применение традиционных средств текущего контроля знаний студентов (опрос, защита реферата и пр.). На наш взгляд, одним из вариантов решения этой проблемы может быть использование компьютерных «Экзаменаторов по теории физической культуры», когда часть функций преподавателя временно передается специально разработанному программному обеспечению.

Цель исследования: определить целесообразность применения на практических занятиях по предмету «Физическая культура» вариативных электронных опросников для осуществления текущего контроля теоретических знаний студентов и последующей коррекции учебного процесса. Гипотеза: мы предположили, что применение компьютерных «экзаменаторов», базу данных которых составляют текстовые контрольные материалы из основ теории предмета «Физическая культура», позволит получать срочную текущую информацию о теоретической подготовленности студентов при минимальной затрате учебного времени и создаст статистический массив

дальнейшим исследованиям. Методы исследования: программированный контроль знаний студентов с использованием выборочного определения ответа, из четырех предложенных вариантов, а также корреляционный анализ результатов. Для текущей оценки значимых знаний студентов в ходе учебного процесса были разработаны и применены текстовые контрольные материалы с усложнением от семестра к семестру («База данных» или Основы из теории ФК) с выборочным (альтернативным) принципом определения ответа, позволяющие затрачивать не более 20 минут на аттестацию учебной группы, в условиях оборудованного компьютерного класса. Билеты содержат по двадцать вопросов и четыре версии ответов на каждый, одна из которых - верная.

Выводы.

1. Применение компьютерных тестов позволило с минимальной затратой учебного времени получить срочные данные о качестве освоения студентами отдельных тем рабочей программы дисциплины и определить возможные варианты корректировки ее содержания.

2. Интегрированная в учебный процесс система информационной компьютерной поддержки оказывает существенное влияние на формирование компетентностей и позволяют осуществить: сообщение знаний, контроль (самоконтроль) за ходом их усвоения; хранение информации; статистическую обработку результатов мониторинга [5, с. 328].

Литература

1. Баранов В.А. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества: Автореферат на соиск. уч. ст. доктора философских наук; Российский государственный торгово-экономический университет. - М., 2011. - С. 9.

2. Баранов В.А. Физическая культура как институт качества жизни в условиях российской социальной реальности: Монография; Российский государственный торгово-экономический университет. - М., 2009. -С. 14.

3. Белецкий С.В. Государственная регистрация базы данных электронного учебного пособия по физической культуре // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2014. -№10 (89). - С. 108-121.

4. Белецкий С.В. Влияние информационных технологий на формирование компетенций по теоретическим основам физической культуры // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. -2015. - №4 (82). - С. 14-22.

5. Белецкий С.В. Информационная компьютерная поддержка в формировании компетентности здоровьесбережения у студентов бакалавриата // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -2015. - №3 (5). - С. 326-328.

6. Мамонова О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы IV Международ. науч.-практ. заоч. интернет-конф. - 2016. - С. 519-526.

7. Шутова Т.Н. Фитнес технологии в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Материалы международ. науч.-практ. конф. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 143-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.