РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА
Д.Г. Алпацкий
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы, существующие в современной политической науке к понятию «государственная политика» и «государственная политика в сфере образования». Выделяется из системы высшего образования техническое. Дается определение понятию «государственная политика в сфере высшего технического образования».
Ключевые слова. Высшее образование, государственная политика, высшее техническое образование.
Изучение сущности категории «государственная политика» имеет важное значение для политической науки. Это связано не только с постоянной возрастающим влиянием политики на общественную жизнь, но и с тем, что она остается решающим фактором управления жизненно важными процессами государства. Для выполнения основных функций государство создает соответствующую систему органов и учреждений власти, осуществляющих разработку и реализацию государственной политики, что отражает и управленческую составляющую.
Современные российские политологи по-разному смотрят на определение понятия «государственная политика». Так, например, Лобанов В.В. отмечает, что «государственная политика - совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти с привлечением институтов гражданского общества»[7, с.5]. В данном случае государственная политика рассматривается, как деятельность органов государственной власти, причем, единственно возможная.
Несомненно, емкое определение приводит Сморгунов Л.В., где под государственной политикой понимает «политический процесс управленческого влияния главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий, как при разработке, так и при осуществлении стратегии и тактики регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер»[4, с.67]. В данном случае государственная политика представляется как политический процесс в государственном управлении с акцентом на президента, правительство и другие органы исполнительной власти.
Интересный подход представляет Драго Р., который на высших административных должностях полностью отождествляет управление и политику [5, с.42], что приводит к отождествлению государственной политики и государственного управления на высших этажах государственной власти.
В книге, написанной под руководством Мельвиль А.Ю. категория «государственная политика» рассматривается в разделе государственное управление, отмечается, что порядок формирования субъектов государственной политики предполагает четыре подхода, которые охватывают почти все виды политического
© Алпацкий Д.Г., 2013
управления. А один из вариантов понимания государственного управления предлагается, как «совокупность субпроцессов, связанных с разработкой государственной стратегии и ведением повседневной публичной политики» [6, с.341-342].
Рассматривая государственное управление, Харичкин И.К. показывает направление воздействия: государство ^ гражданское общество ^ гражданин, отмечая, что при слабом гражданском обществе субъект политической власти только политическая элита, а управление только государственное [10, с.103].
По мнению Лобанова В.В., которое целесообразно поддержать, государственная политика это сложная система, включающая несколько элементов:
- определение целей и приоритетов развития общества на краткосрочный и долгосрочный период;
- планирование политической стратегии и разработка оперативных планов и целевых программ;
- анализ и оценка альтернативных программ и политики в соответствии с выгодами и издержками;
- обсуждение и проведение консультаций с различными политическими и социальными группами;
- выбор и принятие государственных решений, разработка правовых и нормативных актов;
- реализация государственной политики и ее совершенствование;
- мониторинг и оценка результатов и последствий выполнения политики [7, с.5-6].
Следует отметить, что это не просто сумма этапов или элементов, которые в реальной жизни могут либо отсутствовать, либо иметь различное значение, а целостная их совокупность, взаимодействие которых дает новое качество. В связи с этим, в научной литературе основное внимание уделяется аспектам государственной политики в соответствии с объектом исследовании, таким как: процесс разработки политики, содержание политики в определенной сфере, результаты и последствия политики и т.д. Исходя из этого, государственная образовательная политика в широком смысле является частью государственной политики, которая ограничена содержанием политики в сфере образования.
Под государственной политикой в области высшего образования Пикулькин А.В. справедливо понимает «направляющую и регулирующую деятельность государства в сфере образования, осуществляемую им для достижения конкретных стратегических целей и решения задач как глобального, так и общегосударственного значения» [9, с.115]. Автор выделяет достижение глобального и общегосударственного значения, что является важным на сегодняшний день в связи со стандартизацией образования.
При этом интересно мнение и Нестерчука О. А., который приходит к выводу, что «образовательная политика и политика в области образования рассматриваются, прежде всего, как деятельность главного их субъекта - государства, как имеющие зависимость своих целей и задач развития образования от социально-политических и экономических условий, потребностей личности, общества» [8, с.52].
Подготовка кадров высокой квалификации реализуется через систему высшего профессионального образования, которая является частью национальной системы образования. В международной стандартной классификации образования (МСКО 1997) разработанной ЮНЕСКО исходной единицей является программа образования, которая определяется исходя из содержания. Программы разделяются на ступени, которые связаны со степенью сложности содержания программы. Высшее образование соответствует пятой ступени (не ведущая непосредственно к продвинутой научной квалификации) и шестой ступени (ведущая к продвинутой научной квалификации).
Раздел I. Государственное управление и политика
МСКО помимо «вертикальной» классификации, ступени образования, предусматривает «горизонтальную» классификацию разделяя на расширенные группы и области образования. Техническое образование относится к пятой группе «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли», куда входят следующие области:
- инженерия и инженерное дело;
- производственные и обрабатывающие отрасли;
- архитектура и строительство [2].
То есть, в соответствии с МСКО высшее техническое образование есть совокупность программ образования, находящихся не ниже пятого уровня и относящихся к группе «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли».
В Российской Федерации в соответствии со статьей 5 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» «структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:
федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования;
научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;
общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений)» [1].
В соответствии с данным документом к вопросу выделения высшего технического образования из системы высшего образования можно подойти с нескольких сторон.
Во-первых, это совокупность имеющих лицензии высших учебных заведений приоритетные направления подготовки, которых являются инженеры для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства.
Во-вторых, это совокупность федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования разработанных по техническим направлениям в соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО).
На основании ОКСО уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных задач определяется квалификацией, которая для высшего образования подразумевает следующие уровни:
- бакалавр;
- дипломированный специалист;
- магистр.
Высшее техническое образование в ОКСО имеет, в не зависимости от специальности, ниже представленные квалификации:
- бакалавр техники и технологии;
- инженер;
- магистр техники и технологии [3].
Таким образом, под государственной политикой в сфере высшего технического образования в Российской Федерации следует понимать деятельность органов государственной власти направленную на регулирование высших учебных заведений приоритетные направления подготовки, которых являются инженеры для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства, а так же разработка федеральных образовательных стандартов и образовательных программ для квалификации бакалавр техники и технологии, инженер, магистр техники и технологии с привлечением институтов гражданского общества.
Литература
1. Федеральный закон №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 // Правовая система «Консультант».
2. Международная стандартная классификация образования (МСКО 1997). ШЕБСО-ШЗ, 2006.
3. «ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» / Утвержден Постановлением Госстандарта России №276-ст от 30.09.2003.
4. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. - М.: РОССПЭН, 2006. - 384 с.
5. Драго Р. Административная наука: пер. с французского. - М.: Прогресс, 1982. - 245с.
6. Категории политической науки. - М.: МГИМО (Университет) МИД РФ, РОССПЭН, 2002. - 656 с.
7. Лобанов В.В. Основы государственной политики. Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2009. - 200 с.
8. Нестерчук О.А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации: Дис. ... док. полит. наук. - М., 2009.
9. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 399 с.
10. Харичкин И.К. О понятии «политическое управление». - М.: ГУУ, 2012.
А. Д. Асеев
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы продовольственной безопасности России. Исследуется система угроз и опасностей в различных сферах жизнеобеспечения российского общества в системе национальной безопасности РФ.
Ключевые слова. Безопасность, национальная безопасность, продовольственная безопасность, продовольственная обеспеченность, угрозы.
В современных условиях продовольственная безопасность является основной социально-экономического развития, важным элементом экономической и национальной безопасности государства. Необходимо отметить, что только в системе обеспечения продовольственной безопасности создаются условия и формируются механизмы противодействия экономическим угрозам, развития воспроизводственных
© Асеев А.Д., 2013