приглашение к дискуссии
[Четыре сценария будущего развития высшего образования*
ORGANISATION //, FOR ECONOMIC CO-OPERATION 11 AND DEVELOPMENT ^^^CD
Ключевые слова: ОЭСР, высшее образование, сценарий, будущее университетов Key words: OECD, higher education, scenario, universities futures
Представляем Вашему вниманию перевод четырех сценариев будущего развития высшего образования, разработанные Центром исследований и инноваций в образовании ОЭСР как часть проекта, посвященного будущему высшего образования в странах-членах ОЭСР. Проект «Будущее университетов» направлен на содействие органам государственной власти и другим участникам, ответственным за политику в сфере высшего образования, в выработке стратегических решений по модернизации сферы высшего образования в странах-членах, а также в странах-партнерах ОЭСР.
Текст «Четырех сценариев будущего развития высшего образования» впервые был опубликован на английском языке под названием «Four Future Scenarios for Higher Education» © 2008 OECD Все права защищены
© 2009 Государственный университет - Высшая школа экономики для российского издания. Публикуется с разрешения ОЭСР, Париж. Государственный университет - Высшая школа экономики несет ответственность за качество перевода на русский язык и его соответствие оригиналу
То, каким будет будущее, зависит от принимаемых сегодня решений, со временем способных серьезно ограничить возможности стратегического планирования и развития той или иной сферы. Поэтому важным для текущих и будущих решений, принимаемых в сфере высшего образования, является учет критериев долгосрочного развития, определение факторов, способных повлиять на ее развитие в будущем.
В данной статье представлены четыре сценария будущего развития систем высшего образования, разработанные Секретариатом ОЭСР как часть проекта, посвященного будущему высшего образования в странах-членах ОЭСР. Проект «Будущее университетов» направлен на содействие органам государственной власти и другим участникам, ответственным за политику в сфере высшего образования, в выработке стратегических решений по модернизации сферы высшего образования в странах-членах, а также в странах-партнерах ОЭСР.
Разработанные сценарии не предсказывают будущее. В большей степени их можно
отнести к методам «последовательного и логически обоснованного описания альтернатив наступления будущего, отражающих различные проекции прошлого, настоящего и будущего развития и выступающих основой дальнейших действий», или к инструментам размышлений о будущем, одна часть результатов которых будет реализована в рамках продуманных политических стратегий, а другая может оказаться под воздействием факторов, находящихся вне сферы принятия политических решений.
Сценарии, используя возможности структурированного воображения, могут послужить источником для творческих размышлений о повседневных явлениях на основе целостного, но не изолированного подхода. Сценарии помогают вырваться из рутины повседневности и ответить на следующие вопросы:
• куда и в каком направлении мы движемся?
• почему именно в этом направлении нам следует двигаться?
• какими способами мы сможем достичь желаемого?
* Перевод с английского О.В. Перфильевой, под ред. Т.А. Мешковой.
[Сценарий 1. Высшее образование как открытое сетевое взаимодействие
В рамках данного сценария система высшего образования высокоинтернационализирована и подразумевает интенсивное сетевое взаимодействие между институтами высшего образования, учеными и исследователями, студентами и другими стейкхолдерами, такими, как промышленные предприятия. Модель открытого сетевого взаимодействия в большей степени основывается на сотрудничестве и участии, нежели на конкуренции между основными стейкхолдерами.
Усилившееся взаимодействие вузов и постепенная гармонизация систем высшего образования разных стран позволяют студентам выбирать программы обучения из глобальной сети поставщиков услуг высшего образования, а также структурировать индивидуальные учебные планы, в том числе обучаясь по программам поствысшего образования. За исключением некоторых ограничений, установленных международными соглашениями для академических профессий, студенты в высокой степени автономны. Они часто проходят обучение за рубежом и прослушивают уникальные курсы по программам электронного обучения, которые возможно пройти, находясь в любой точке земного шара посредством сети Интернет.
Развитие и внедрение новых технологий привели к изменениям в подходах к преподаванию и организации образовательного процесса, особенно для программ бакалавриата, в направлении стандартизации курсов, часто реализуемых он-лайн, а также дифференциации целевого использования аудиторного времени за счет увеличения числа малых тематических семинаров и интерактивных дискуссий, более интенсивной индивидуальной работы со студентами.
Модуляризация образовательного процесса одновременно явилась причиной и следствием широкого использования английского языка как общепринятого для сферы образования. Преподавание большинства курсов обязательно осуществляется на английском языке даже в неанглоязычных странах. Наиболее передовые институты профессионального образования и подготовки, создавая схожие международные сети взаимодействия, по характеру предоставления образовательных услуг в большей степени становятся похожими на вузы.
Международное сотрудничество в сфере научных исследований усиливается через
тесное взаимодействие как внутри институтов высшего образования, так и между ними. Оно становится возможным благодаря расширению доступа к результатам научных исследований и большей открытости научного знания. Неравномерное распределение финансовых ресурсов обусловливает сохранение заметной дифференциации между институтами высшего образования, в результате чего некоторые институты или исследовательские подразделения вузов привлекают большее финансирование, располагают гораздо более комфортными условиями для работы и обладают более высоким престижем по сравнению с другими вузами.
В то же время развитие сетевого взаимодействия на основе новейших технологий позволяет вузам, в том числе и из развивающихся стран, не ориентированным на исследовательские разработки, широко использовать результаты научных достижений и исследований, получать преимущества от развития научного знания. Ученые и студенты вузов, не располагающих необходимыми ресурсами для реализации научных исследований, получают доступ к исследовательским инструментам, прежде используемым лишь хорошо оснащенными вузами. Данные научных исследований доступны в режиме реального времени в сети Интернет; новые массивы данных могут быть доступны для вторичного анализа и использования учеными и студентами; общедоступными также являются инструменты моделирования, компьютеризации и визуализации данных и результатов научных исследований.
Ключевые факторы изменений
Сценарий «Высшее образование как открытое сетевое взаимодействие» может быть реализован на основе развития добровольного внутристранового и межстранового сотрудничества, а также внутри- и межвузовоского взаимодействия, обеспечивающих последовательную гармонизацию различных систем высшего образования. Усиливающееся взаимодействие со временем создает основу для более доверительных отношений между институтами высшего образования и ведет к упрощению процедур признания образовательных услуг, предлагаемых зарубежными партнерами.
Становлению и развитию международных сетей взаимодействия способствуют более низкая стоимость коммуникационных услуг и услуг перевозки, интенсивно развивающиеся информационно-коммуникационные техноло-
гии, а также широкое признание концепции открытого знания (open knowledge), согласно которой следует допускать большую открытость результатов научных исследований в силу того, что научные разработки и деятельность ученых поддерживаются преимущественно на средства налогоплательщиков.
Соответствующие преобразования
• Реализация Болонского процесса обеспечила гармонизацию отдельных направлений образования процесса в странах Европы, оказав заметное влияние на схожие изменения по модернизации образовательной сферы в других регионах мира.
• За последние десятилетия широкое развитие получили международные исследовательские партнерства и консорциумы, а также практика обучения за рубежом (например, частичная - проведение за рубежом отдельных периодов).
• Новые возможности для развития сферы образования и научных исследований открылись вследствие быстрых темпов компьютеризации и дешевых средств коммуникации благодаря развитию сети Интернет.
• Получает распространение культура открытости и доступности информации и знания в целом, усложняющая привычные отношения интеллектуальной собственности.
Вопросы
• Окажется ли данная модель развития высшего образования экономически устойчивой в условиях становления экономики, основанной на знании?
• Какими факторами может объясняться дифференциация (причем в большей степени, чем конвергенция) элементов данной системы?
• Каким образом можно гарантировать то, что цели создаваемых сетей взаимодействия гораздо шире, нежели элементарное удовлетворение потребностей их членов, а сами сети не воспроизводят на глобальном уровне существующие национальные иерархии?
• При каких геостратегических условиях возможно эффективное использование данной модели?
[Сценарий 2. Высшее образование на службе интересов и потребностей региональных и местных сообществ
В рамках данного сценария вузы в своей деятельности ориентированы (или пересматривают свою миссию) на потребности регионов и местных сообществ, глубоко интегрированы в их жизнь, содействуют их экономическому развитию и удовлетворению потребностей через обучение (преподавание) и реализацию научных исследований.
В настоящее время управление сферой высшего образования, так же как и ее финансирование, осуществляет преимущественно государство. Статус и престиж профессии ученого высоко оцениваются со стороны общества и государства; отношение к ученым формируется как к профессионалам, контролирующим образовательный и исследовательский процессы. Небольшое число «элитных» вузов и исследовательских подразделений вузов интегрированы в международные профессиональные сети (несмотря на наличие некоторых барьеров для интернационализации высшего образования) и сохраняют высокие позиции в национальных рейтингах ведущих высших учебных заведений. Рядовые вузы, тем не менее, ориентированы в своей деятельности (как при подготовке профессиональных кадров, так и при реализации научных исследований) на потребности местного сообщества и региона.
На фоне ограниченных международных связей и исследовательских амбиций вузов проблема финансирования высшего образования не является доминирующей. Органы местного управления и бизнес-структуры сохраняют устойчивый интерес к обеспечению финансовой поддержки местным и региональным вузам; дополнительный доход в бюджет вузов приносят обучающие программы, относящиеся к сфере развлечений и отдыха (recreational courses). Университеты и политехники (polytechnics) занимают более или менее одинаковое положение в системе высшего образования, в то время как исследовательская составляющая университетов сокращается. Оба типа институтов высшего образования служат интересам местного сообщества через налаженное взаимодействие с промышленными предприятиями с целью создания непрерывного обучения и профессиональной подготовки, соответствующих потребностям региона или города. Широкое
распространение получают образовательные программы для людей старшего возраста, носящие в основном занимательный характер или имеющие отношение к сфере развлечений или отдыха. Вопреки предположениям институты высшего образования продолжают существовать в регионах, характеризующихся интенсивными процессами старения и сокращения населения.
Исследовательская составляющая университетов до некоторой степени сокращается (несмотря на то, что научно-исследовательским разработкам удалось восстановить утраченный статус в государственном секторе). Научные исследования в «стратегических» областях, прежде всего в физике и инженерных науках, перенесены в государственный сектор; международные исследовательские проекты сотрудничества продолжают реализовываться, но во взаимодействии с меньшим числом «дружественных» стран. Исследования, реализуемые на базе университетов, в большей степени затрагивают сферы гуманитарных и социальных наук, значимых для сохранения национальной культуры. Ученые продолжают осуществлять научно-исследовательские разработки, однако первоочередной задачей является преподавание, исследовательская же деятельность расценивается как «побочное» занятие (by-product).
Ключевые факторы изменений
Сценарий «Высшее образование на службе интересов и потребностей региональных и местных сообществ» может быть реализован как результат негативной реакции на процессы глобализации. В рамках данного сценария правительство возлагает особую миссию на институты высшего образования. К интернационализации высшего образования со стороны населения по разным причинам складывается скептическое отношение, во многом из-за усиления террористической угрозы и военных действий, увеличения миграционных потоков, фрустрации в связи с расширением практик аутсорсинга, а также ощущения угрозы национальной идентичности в условиях усиления глобализационных процессов и иностранного влияния. Правительства по геостратегическим причинам разрабатывают амбициозные научно-исследовательские оборонные и военные программы, ряду научных разработок в естественнонаучных областях, в области наук о жизни и инженерных наук присваивается статус секретности.
Соответствующие преобразования
• Для большинства стран-членов ОЭСР в число остро обсуждаемых входят вопросы миграции, не всегда разделяемые большинством населения этих стран.
• Усиление в мире антиглобализацион-ных настроений, имеющих веские культурные и экономические обоснования, приводит к актуализации проблем геополитической безопасности и геостратегического развития.
• Большое внимание в политическом дискурсе занимают вопросы о роли высшего образования в региональном и национальном развитии; растет значимость институтов высшего образования в усилении социальной сплоченности на национальном уровне.
Вопросы
• Приведет ли данная схема будущего развития высшего образования к усилению неравенства и дифференциации регионов на внутристрановом уровне, при которых только богатые регионы смогут позволить себе высокоресурсные университеты?
• Каким образом подобное разобщение и выключенность вузов из международных сетей взаимодействия повлияют на развитие научных исследований в будущем?
• Какие последствия от подобной переориентации могут наступить для стран с наивысшим показателем интернационализации высшего образования, особенно в условиях демографического спада?
[Сценарий 3. Высшее образование как новая форма общественно-государственной ответственности
В рамках данного сценария высшее образование, так же как это происходит и сегодня, финансируется преимущественно из государственного бюджета, тем не менее большое внимание уделяется инструментам «новой формы общественно-государственного управления», включая использование рыночных механизмов и механизмов финансового стимулирования.
При данном сценарии институты высшего образования автономны (или же находятся
в частной собственности, что законодательно разрешено). Значительная доля бюджета вузов все еще зависит от государственной поддержки. Тем не менее вузам доступны преимущества, связанные с расширением иностранного рынка образовательных услуг, децентрализацией контроля над объемами взимаемой платы за обучение, патентованием результатов научных исследований и расширением финансовых связей с промышленными предприятиями в целях диверсификации источников финансирования.
Границы между государственными и частными вузами размыты в связи с расширением частных источников финансирования университетов прежде всего за счет взимания платы за обучение и увеличения финансовой поддержки со стороны бизнес-структур и частных фондов. Студенты и их семьи обеспечивают оплату значительной доли стоимости обучения во многом благодаря расширению возможностей полной или частичной оплаты обучения с помощью специально разработанных кредитных схем в зависимости от уровня доходов домохозяйств (income-contingent loans).
Институты высшего образования подотчетны государству, а также другим финансирующим структурам. Большее внимание уделяется студентам разных категорий и возраста, имеющим широкий набор образовательных потребностей. Качество преподавания и возможности трудоустройства по завершении обучения наравне с такими ключевыми факторами конкурентоспособности вузов, как репутация в сфере научно-исследовательских разработок и уровень платы за обучение, все чаще принимаются во внимание студентами и их родителями при выборе места обучения.
Ярко выражено разделение функций между (или внутри) институтами высшего образования. Большинство вузов специализируются на различных аспектах преподавания и исследовательской деятельности. Это разделение, однако, необязательно ведет к отказу от параллельной реализации как преподавательской, так и исследовательской функций всеми институтами высшего образования. Многие вузы продолжают самостоятельно финансировать некоторые исследовательские направления.
Тем не менее основная часть финансовых средств, идущих на научные исследования, поступает из внешних источников, направлена на развитие и поддержку отдельных исследовательских проектов и присуждается на основании конкурсной оценки независимых экспертов. Результатом такой политики финансирования
является высокий уровень конкуренции между небольшим числом вузов на национальном уровне. Лишь незначительная часть средств выделяется на реализацию международных исследовательских проектов, за исключением стран Евросоюза, где растущая доля научных исследований финансируется специально созданным Европейским советом по научным исследованиям (European Research Council).
Ключевые факторы изменений
Смещение акцентов в рамках сценария «Высшее образование как новая форма общественно-государственной ответственности» в сторону усиления государственного управления системой высшего образования может опираться на необходимость перераспределения бюджетной нагрузки, вызванной общественными процессами старения населения. Успех стратегии усиления государственного управления в некоторых странах обеспечил широкое распространение данной доктрины, согласно которой институты высшего образования функционируют на расстоянии «вытянутой руки» от национальных правительств, используя при этом смешанные модели финансирования, формирующиеся из государственных и частных источников.
Соответствующие преобразования
• Распределение ответственности за финансирование системы высшего образования между различными стейкхол-дерами - вопрос, стоящий на повестке дня большинства стран ОЭСР, при этом некоторым из них в целях расширения источников финансирования вузов уже удалось ввести или увеличить плату за обучение.
• Со стороны национальных правительств институтам высшего образования была предоставлена большая автономия, в некоторых случаях вузы на законных основаниях были переданы в частную собственность (однако в вопросах финансирования они сохраняют зависимость от государства).
• Со стороны государства поощряются предпринимательские практики вузов.
• Финансирование научных исследований чаще осуществляется на основе конкурсного отбора в виде поддержки отдельных исследовательских проектов, нежели в виде целевого финансирова-
ния вузов или исследовательских институтов.
Вопросы
• Существует ли некая точка перелома, после преодоления которой реальные рынки смогут потеснить квазирынки образовательных услуг, а государство частично или полностью утратит контроль над системой?
• Какова предельная концентрация научного потенциала, которую следует поощрять в ограниченном числе вузов?
• Является ли данная модель оптимальной для повышения восприимчивости систем высшего образования к условиям диверсификации индивидуальных, социальных и экономических потребностей (с точки зрения исследовательского потенциала, предоставления базового образования, возможностей для обучения в течение всей жизни, элитного образования и образования для студентов со специальными потребностями и т.д.)?
[Сценарий 4. Высшее образование как корпорация
В рамках данного сценария институты высшего образования вовлечены в глобальную конкуренцию за предоставление образовательных и исследовательских услуг на коммерческой основе.
Преподавание и исследовательская деятельность вузов в высокой степени разобщены во многом из-за включения образовательных и исследовательских услуг в перечень обязательств Генерального соглашения о торговле услугами ГАТС ВТО. Институты высшего образования ориентированы на предоставление услуг, составляющих предмет их коммерческой деятельности и основной источник доходов - преподавание или исследовательские разработки. Исследовательские университеты в результате испытывают определенные сложности в предоставлении качественных образовательных услуг (если они вообще реализуют данный вид услуг), тогда как большинство профессиональных и классических (general) вузов практически полностью ориентированы на преподавание.
Большинство сегментов рынка образовательных услуг формируются соответствующим спросом и регулируются правилами органи-
зации и ведения бизнеса (такими, как восприимчивость к потребительскому спросу, ориентированность на эффективность управления и администрирования институтов высшего образования и пр.), в то время как наиболее престижные вузы продолжают формировать предложение и регулируют свою деятельность на основании внешней экспертизы. Правительства продолжают поддерживать и субсидировать исследовательскую и преподавательскую деятельность вузов в областях, представляющих наименьший коммерческий интерес, таких, как археология и исследование древнейших языков, например санскрита. Тем не менее согласно принципам свободной торговли государственное финансирование не нарушает процесса торговли в коммерческом секторе исследований и преподавания. Значительную долю глобального рынка образовательных услуг составляют услуги профессионального образования.
Университеты вовлечены в жесткую конкурентную борьбу за привлечение студентов. Многие университеты открывают новые институты или филиалы за рубежом, реализуют франчайзинг образовательных программ и т.д. Отдельные институты и даже целые системы высшего образования специализируются в соответствии со своими конкурентными преимуществами. Возникает и развивается международное разделение труда в сфере высшего образования, в результате которого одни страны достигают престижа в сфере предоставления качественных программ преддипломного обучения (undergraduate programmes), а другие - преуспевают в программах послевузовского профессионального образования и реализации научных исследований.
Некогда «развивающиеся страны» наращивают конкурентный потенциал в отобранных/ специфических областях научных исследований (высокие технологии - в Индии, агрономия -в Китае и т.д.), обычной практикой становятся аутсорсинговые исследования. Крупными экспортерами образовательных услуг в страны развивающегося мира выступают Индия и Сингапур.
Внутри исследовательского сектора идет борьба за всемирно известных, выдающихся ученых. Основные исследовательские проекты по-прежнему финансируются государством, однако на основе открытых и справедливых конкурсных процедур, согласно которым все исследовательские центры по всему миру могут подавать заявки и принимать участие в конкурсе на получение финансирования. Происходит
быстрое усиление специализации исследовательского сектора. Важным источником информации о сравнительных преимуществах различных образовательных услуг служат международные системы рейтингов.
И наконец, общепринятым языком научных исследований и программ послевузовского профессионального образования является английский язык, в то время как для программ профессионального образования и подготовки продолжают использоваться национальные языки. Деятельность большинства трансграничных институтов высшего образования и реализация международных (трансграничных) образовательных программ практически полностью обеспечиваются за счет человеческих ресурсов принимающей стороны.
Ключевые факторы изменений
Наступление сценария «Высшее образование как корпорация» возможно при некоторых формах либерализации в сфере торговли образовательными услугами. Получив первоначальный импульс среди небольшого числа стран-первопроходцев, в настоящее время торговля услугами в сфере высшего образования является широко распространенной, постоянно развивающейся мировой практикой. Увеличилось число стран, решивших открыть рынки образовательных услуг в сфере высшего образования, присоединившихся к ВТО и подписавших Генеральное соглашение по торговле услугами либо двусторонние соглашения о свободной торговле.
Развитие международного рынка услуг высшего образования и научных исследований, таким образом, происходит на коммерческой основе. Изменения подобного рода поддерживаются низкой себестоимостью коммуникационных услуг и технических средств передачи данных, а также увеличивающейся миграцией населения в мире в целом. Большое значение имеет увеличение частных средств в общей доле финансирования и обеспечения сферы высшего образования, что способствует росту признания услуг в сфере высшего образования как мало чем отличающихся от других видов услуг на международном рынке. Стейкхолдеры, заинтересованные в развитии сектора услуг высшего образования, приходят к выводу о нерациональности сохранения ограничений в данном секторе национальных рынков и необходимости включения услуг высшего образования в процесс международной торговли и конкуренции, как это произошло
в других до не давнего времени государственных секторах.
Соответствующие преобразования
• Образовательные услуги и услуги в сфере научных исследований включены в переговорные позиции стран в рамках соглашений ГАТС ВТО.
• Такие страны, как Австралия, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Великобритания, перешли или же осуществляют переход национальных систем высшего образования на экспорт услуг в сфере высшего образования и научных исследований. Трансграничные услуги образования составляют заметную долю в национальных экономиках стран. Так, только доходы от мобильности студентов в общих доходах от экспорта услуг составляют около 40 млрд долл. США.
• Происходящая в последние десятилетия коммерциализация услуг в сфере высшего образования приводит к значительному росту показателей мобильности образовательных программ и вузов в целом, число стран, вводящих полную стоимость оплаты услуг высшего образования для студентов, постоянно увеличивается.
• За последние десятилетия возросла конкуренция вузов за привлечение иностранных студентов.
• За последние десятилетия увеличилось финансирование научных исследований из частных источников, так же как выросло число частных исследовательских проектов.
Вопросы
• Насколько различные образовательные системы обладают равными конкурентными возможностями для эффективного участия в глобальном рынке услуг высшего образования и научных исследований?
• Сумеют ли страны сохранить образовательный и научный потенциал на национальном уровне?
• Что произойдет с коммерчески неприбыльными областями человеческого знания?
• Окажется ли возможным сохранение национальной культуры и национальных языков?
[Вопросы для дискуссии
• Какой сценарий, с вашей точки зрения, является наиболее желательным для будущего развития высшего образования и какой из них наиболее вероятен?
• Какие шаги необходимо предпринять для наступления наиболее желательного сценария?
• Каковы «за» и «против» каждого из сценариев с точки зрения качества, доступности, равенства и инновацион-ности?
• Каковы возможные основания для дифференциации систем высшего образования в рамках каждого из сценариев (например, по характеру собственности вузов - государственные/частные; по сферам деятельности - исследование/ преподавание, по типам студентов, по областям знания и т.д.)?
Каковы объемы финансирования образовательных систем при наступлении каждого из сценариев и каким образом возможно распределение финансовой ответственности между различными стейкхолдерами?
Каким образом при различных сценариях будет осуществляться контроль за деятельностью образовательных систем со стороны всех участников образовательного процесса (государство, ученые и преподаватели, студенты, бизнес-структуры и др.)?
Что войдет в сферу ответственности институтов высшего образования? Будут ли они ответственны за формирование спроса, удовлетворение различных образовательных потребностей и интересов населения, за использование различных способов поощрения и стимулирования?
Оригинал текста «Четырех сценариев развития высшего образования» был издан под названием «Four Future Scénarios for Higher Education», © 2008
Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), Paris.
Перевод публикуется с разрешения ОЭСР и не является официальным переводом, выполненным ОЭСР. www.oecd.org/publishing/translations - переводы основных изданий ОЭСР www.oecdbookshop.org - электронный книжный магазин ОЭСР www.sourceoecd.org - электронная библиотека ОЭСР
www.oecd.org/oecddirect - система электронного оповещения об изданиях ОЭСР