- магистр техники и технологии [3].
Таким образом, под государственной политикой в сфере высшего технического образования в Российской Федерации следует понимать деятельность органов государственной власти направленную на регулирование высших учебных заведений приоритетные направления подготовки, которых являются инженеры для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства, а так же разработка федеральных образовательных стандартов и образовательных программ для квалификации бакалавр техники и технологии, инженер, магистр техники и технологии с привлечением институтов гражданского общества.
Литература
1. Федеральный закон №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 // Правовая система «Консультант».
2. Международная стандартная классификация образования (МСКО 1997). ШЕБСО-ШЗ, 2006.
3. «ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» / Утвержден Постановлением Госстандарта России №276-ст от 30.09.2003.
4. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. - М.: РОССПЭН, 2006. - 384 с.
5. Драго Р. Административная наука: пер. с французского. - М.: Прогресс, 1982. - 245с.
6. Категории политической науки. - М.: МГИМО (Университет) МИД РФ, РОССПЭН, 2002. - 656 с.
7. Лобанов В.В. Основы государственной политики. Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2009. - 200 с.
8. Нестерчук О.А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации: Дис. ... док. полит. наук. - М., 2009.
9. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 399 с.
10. Харичкин И.К. О понятии «политическое управление». - М.: ГУУ, 2012.
А.Д. Асеев
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы продовольственной безопасности России. Исследуется система угроз и опасностей в различных сферах жизнеобеспечения российского общества в системе национальной безопасности РФ.
Ключевые слова. Безопасность, национальная безопасность, продовольственная безопасность, продовольственная обеспеченность, угрозы.
В современных условиях продовольственная безопасность является основной социально-экономического развития, важным элементом экономической и национальной безопасности государства. Необходимо отметить, что только в системе обеспечения продовольственной безопасности создаются условия и формируются механизмы противодействия экономическим угрозам, развития воспроизводственных
© Асеев А.Д., 2013
процессов в сельском хозяйстве как базы производства и повышения уровня самообеспечения регионов России продуктами питания. Это обусловлено тем, что в настоящее время продовольственная безопасность приобрела глобальный характер.
Исходя из сложившейся в российской агропродовольственной сфере кризисной ситуации со всеми присущими признаками угроз продовольственной безопасности, усиления зависимости России от импорта продовольствия, государственными органами России и международными организациями ведется работа по обеспечению продовольственной безопасности. Однако, как показала практика, в АПК России, составляющего базу производства продовольствия, отсутствует достаточно обоснованное методическое и аналитическое обеспечение деятельности государственных органов в области агропродовольственной политики, особенно в отношении продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России.
Имеется значительное количество работ по различным направлениям обеспечения экономической и продовольственной безопасности. В основном эти исследования не рассматривают вопросы развития воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве во взаимосвязи с обеспечением продовольственной безопасности как составной части экономической безопасности, создания методической базы управления и контроля деятельности по производству продовольственных товаров.
В настоящее время понятие «безопасность» получило обширное распространение и при рассмотрении геополитических ситуаций, и развития процессов отдельно взятой страны, а также применительно к оценке состояния человека в мировом сообществе. Проблема защиты от множества угроз населения планеты и отдельной личности выходит на первостепенное место в комплексе приоритетов человечества, оставляя позади вечные заботы о повышении производительности труда и изобретении новых технологий.
Термин «безопасность» в словаре В. Даля звучит как «отсутствие опасности, сохранность, надежность». В конкретном случае здесь видится смысловой дуализм, который является отражением противоречивости определения с точки зрения диалектики. Во-первых, безопасным называют состояние любого носителя, которое не включает в себя угрозы, и наиболее вероятного причинения вреда его окружению. С другой стороны, носителем безопасности является объект, надежно защищенный от вредных на него воздействий. Значит, термин «безопасность» приобретает двоякий смысл: внешний, который определяет воздействие объекта на среду, и внутренний, показывающий свойства сопротивления объекта по отношению к действиям окружающий его среды.
На государственном уровне безопасность приобретает вид стратегии. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее Стратегия) - система мер по обеспечению в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации [2].
Состояние отечественной экономики, незавершённость системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала,
стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения социальных конфликтов.
Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие активной и реалистичной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупным производством, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний [5, с.27].
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.
Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.
Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:
• экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;
• активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.
Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
В системе опасностей и угроз национальной безопасности РФ особое место занимают опасности и угрозы способные нанести ущерб продовольственной безопасности страны.
Следует уточнить понятие «продовольственная безопасность». Иностранный термин - «food security», переводится неоднозначно и как продовольственная обеспеченность, и как продовольственная безопасность. Второй вариант перевода наиболее точно показывает смысл термина. Термин «продовольственная небезопасность» появился в национальных документах на русском языке из-за неудачного перевода классического понятия, который оптимальнее определять как «продовольственная необеспеченность», учитывая, что этот термин выводит нас на показатели нехватки продовольствия.
Термин «продовольственная безопасность» более широкий, чем подразумевает термин «продовольственная обеспеченность». Ввиду того, что обеспеченность характеризует только наличие продуктов питания у людей, а безопасность включает еще и возможности по воспроизводству продовольствия.
В самом распространенном виде, как определяет ООН, которая курирует вопросы сельского хозяйства и обеспечение продовольствием - «Food and Agricultural Organization», продовольственная безопасность воспринимается как состояние общества, в результате которого все люди имеют постоянно доступ к питательному и безопасному продовольствию для поддержания своей активной здоровой жизни. А из этого следует, что термин «продовольственная безопасность» входит в общепринятое понятие «безопасность».
Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются, в том числе, в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной
продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:
• своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
• устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
• достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
• обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Продовольственная независимость Российской Федерации - устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.
Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [1].
Критерий продовольственной безопасности - количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности [4].
Рациональные нормы потребления пищевых продуктов - рациион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.
Экономическая доступность продовольствия - возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения.
Физическая доступность продовольствия - уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.
Исходя из требований продовольственной независимости, основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское, рыбное хозяйство и пищевая промышленность.
Укрепление и развитие сотрудничества с международными и региональными организациями, налаживание механизмов межгосударственных диалогов и развитие
отношений с ведущими государствами всех регионов мира по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны.
Вступление во Всемирную торговую организацию на условиях, отвечающих национальным интересам Российской Федерации, также будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны [6, с.44]. Вместе с тем, реалии могут оказаться таковыми, что отечественное производство продовольственной продукции не выдержит конкуренции на рынке, что требует от руководства страны первоочередных мер по поддержке и развитию отечественного производителя.
Таким образом, политика обеспечения продовольственной безопасности занимает важнейшее место в системе национальной безопасности России.
Литература
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / утверждена Указом Президента Российской Федерации №120 от 30.01.2010.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / утверждена Указом Президента Российской Федерации №537 от 12.05.2009.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации №376-р «План мероприятий по реализации положений доктрины продовольственной безопасности Москвы» от 17.03.2010.
4. Закон города Москвы №39 «О продовольственной безопасности города Москвы» от 12.07.2006.
5. Асеев А.Д. Национальные интересы России: теоретическое содержание и этапы реализации // Вестник МГУУ. - М., 2007. - №1.
6. Силаева Л.П. и др. Обеспечение продовольственной безопасности России при вступлении в ВТО // АПК: экономика, управление. - №12. - 2004.
И.А. Бронников
СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-
АУДИТОРИИ
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностям российской интернет-аудитории. Раскрываются объективные и субъективные факторы политической активности интернет-пользователей. Показано, что государство не способно справиться с возрастающими запросами и требованиями граждан без реализации принципов сетевой демократии.
Ключевые слова. Интернет-аудитория, политическая активность, сетевые отношения, сетевая демократия, электронное гражданское общество.
Интернет меняет привычное мироустройство, ускоряет коммуникационные процессы, в особенности в сфере политики. Современные политические реалии открыто показывают возрастание роли интернет-коммуникаций, в особенности децентрализованных и неинституционализированных форм взаимодействия акторов. Именно таков лейтмотив сетевых коммуникаций в начале XXI века.
В этой связи, проблематика исследования особенностей российской интернет-аудитории приобретает теоретическую и практическую значимость.
В настоящее время любое известие имеет своё отражение в Интернете. В виртуальной среде и развиваются события коренного значения. Опыт и практика
© Бронников И.А., 2013