Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности России'

Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1557
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЕЗЕРВЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / FOOD SAFETY / AGRICULTURE / FOOD RESERVES / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агарков Андрей Викторович

В статье рассмотрена важная народнохозяйственная проблема обеспечения продовольственной безопасности России. Предложена система показателей мониторинга продовольственной безопасности, дан анализ элементов её внутренней структуры, мер, принятых правительством для повышения эффективности функционирования национального сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The important national-economic problem of food safety provision in Russia is considered in the article. The system of food safety monitoring indices is suggested, the analysis of its inner structure elements, measures taken by the government to increase the effectiveness of the national agriculture functioning is given.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности России»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИИ

А. В. Агарков

FOOD SAFETY IN SYSTEM OF RUSSIA ECONOMIC SECURITY

Agarkov A. V.

The important national-economic problem of food safety provision in Russia is considered in the article. The system of food safety monitoring indices is suggested, the analysis of its inner structure elements, measures taken by the government to increase the effectiveness of the national agriculture functioning is given.

Key words: food safety, agriculture, food reserves, public administration.

В статье рассмотрена важная народнохозяйственная проблема обеспечения продовольственной безопасности России. Предложена система показателей мониторинга продовольственной безопасности, дан анализ элементов её внутренней структуры, мер, принятых правительством для повышения эффективности функционирования национального сельского хозяйства.

Нлючевые слова: продовольственная безопасность, сельское хозяйство, продовольственные резервыI, государственное управление.

УДК 338.2

Уровень экономической безопасности государства, самообеспеченности и защищенности от внешней зависимости обеспечивают размеры его национальных ресурсов (труд, земля, основной капитал, научно-технический и инвестиционный потенциал). Поэтому политикой государства является рациональное распределение и использование ресурсов во всех отраслях и сферах экономики, тем самым обеспечивая экономическую безопасность.

Одним из критериальных показателей уровня экономической безопасности является продовольственная безопасность, рассматриваемая в науке как с точки зрения производства сельскохозяйственной продукции, так и с точки зрения обеспечения населения продуктами питания.

Обеспечение продовольственной безопасности является актуальной проблемой для нашего государства, усугубляемой неготовностью отечественного АПК к вступлению страны в ВТО. Проблемам продовольственной безопасности посвящены множество публикаций, ряд диссертационных исследований (4, 5, 6). Состоялось и правовое оформление проблемы на федеральном уровне - Президент РФ подписал Указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (1).

В указе президента четко определена стратегическая цель продовольственной безопасности - обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Условиями такого достижения являются прежде всего

стабильность внутреннего производства наличие необходимых резервов и запасов.

Поэтому основные задачи обеспечения продовольственной безопасности следующие:

• во-первых, своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности;

• во-вторых, формирование стратегических запасов пищевых продуктов;

• в-третьих, устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

• в-четвертых, достижение и поддержание физической и экономической доступности населения в безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, в соответствии с рациональным нормам потребления;

• в-пятых, обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Продовольственная независимость страны, как записано в доктрине, -«...устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов». А продовольственная безопасность государства - «. состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни» (1).

Показателями продовольственной безопасности являются количественные или качественные характеристики состояния продовольственной безопасности, позволяющие оценить степень ее достижения на основе принятых критериев. Критериями же продовольственной безопасности является количественное или качественное пороговое зна-

чение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности.

Для оценки состояния продовольственной безопасности доктриной установлена целая система показателей. К числу наиболее приоритетных мы относим:

а) в сфере потребления: располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения; обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек; потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения; объемы адресной помощи населению; суточная калорийность питания человека; количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки; индекс потребительских цен на пищевые продукты;

б) в сфере производства и национальной конкурентоспособности: объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции; продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов; объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания.

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определен удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов: зерна -не менее 95 процентов; сахара - не менее 80 процентов; растительного масла - не менее 80 процентов; мяса и мясопродуктов - не менее 85 процентов; молока и молокопро-дуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 процентов; картофеля - не менее 95 процентов и др.

По словам 3. Биктимировой (6), традиционно продовольственная безопасность рассматривается как аспект национальной безопасности с точки зрения сельского хозяйства. Признается методологическим не-

достатком ущемление интересов человека при таком подходе. Также говорится о том, что изменение социальных, политических, экономических условий в стране, растущее воздействие глобализации являются возможными причинами появления новых угроз и перемены в их соотношении, что осложняет проблему обеспечения продовольственной безопасности, делает ее более трудноразрешимой.

В концепции человеческого развития ПРООН (Программа развития ООН) продовольственная безопасность рассматривается как один из аспектов безопасности человека и связана с вопросами его здоровья. Человеческая безопасность в целом здесь рассматривается как «возможность использовать право выбора в условиях свободы и безопасности, а также полная уверенность в том, что эти возможности сохранятся и завтра» (6, с. 78). Основные положения упомянутой выше концепции были изложены в отчете ПРООН по человеческому развитию за 1994 г. Под продовольственной составляющей безопасности человека здесь подразумевается доступность основных продуктов питания. Это предполагает наличие необходимого количества продуктов питания и свободного к ним доступа, достаточную покупательную способность населения.

Продовольственная безопасность в широком смысле этого слова означает уровень доступности продуктов питания для основной части населения страны с целью поддержания необходимого и достаточного образа жизни. Понятно, что такое общее определение не может стать экономическим инструментом, оно требует некоторой конкретики: чем измеряется доступность продуктов питания, что такое необходимый и достаточный образ жизни и сколько процентов составляет основная часть населения страны.

В мировой практике сельское хозяйство - не самый, мягко говоря, прибыльный сектор экономики. Однако, чтобы не попасть в зависимость от других стран, необходимо государственное участие в регулировании процесса продовольственной безопасности. Тем более что Россия - страна с богатыми аграрными традициями. Поэтому

основным инструментом, регулирующим систему продовольственной безопасности на макроуровне, должны быть государственные инвестиции в основной капитал сельского хозяйства.

На сегодняшний день почти все социальные функции государства не выполняются в определенных законом размерах, не говоря уж о том, что среди стран с развитой рыночной экономикой по этим показателям Россия находится на последнем месте. Ряд направлений социальной политики, таких как выплата пособий на детей, пенсии, финансирование программ занятости и многие другие, в течение последних лет остаются на критически низком уровне. Растет уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения, такие же тенденции наблюдаются в других отраслях социальной сферы. В связи с этим реформирование социальной политики стало первостепенной задачей, решение которой нельзя дальше откладывать даже на ближайшее время.

То, что продовольственная безопасность является одной из наиболее серьезных проблем экономического обеспечения национальной безопасности, наглядно продемонстрировал кризис 1998 г. Вопросы продовольственной безопасности занимают важное место в концепциях национальной безопасности большинства экономически развитых стран. В передовых странах уже давно приняты соответствующие законы, разработаны программы и государственные стратегии.

Поскольку обеспечение населения продовольствием - это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности, то продовольственная безопасность является доминирующим объектом анализа ученых-экономистов. Необходимо решить теоретическую задачу определения основных пунктов стратегии обеспечения продовольственной безопасности - через внутренние или внешние механизмы либо при соблюдении разумного баланса и того и другого.

Доступность и обеспеченность населения продовольствием имеют важное практическое значение для развития всей экономики государства и его отнесения к числу экономически развитых стран мира. Исследования различных ученых показали, что от уровня продовольственного обеспечения, степени обновления знаний работников, обеспечивающих ее надлежащее состояние, зависит социально-экономическая обстановка в стране, степень социальной защищенности всех слоев населения, динамика демографических процессов и здоровье нации, степень развития личности, равномерное сбалансированное развитие страны, паритет и уровень цен, условия труда и многое другое.

В настоящее время среди большинства зарубежных экспертов, занимающихся проблемами национальной продовольственной безопасности, преобладает точка зрения, что конкретное государство должно стремиться обеспечить уровень потребления продовольствия в стране в 70-80 % за счет производства основных жизненно важных продуктов питания на базе собственного национального агропромышленного комплекса. Россия потенциально может обеспечить такой уровень производства.

В нашей стране существуют два основных варианта развития ситуации: утрата нами продовольственной независимости и, как следствие, пополнение группы стран, хронически зависимых от продовольственной поддержки других стран, либо поворот в сторону целенаправленной государственной политики по развитию и поддержке отечественного АПК, поворот, в котором государство обязано вмешаться хотя бы как власть, если не как производитель и собственник средств производства по аналогии с опытом США, стран Западной Европы и Японии. Никакая рыночная стихия не сможет создать условия для полноценного функционирования сельского хозяйства, особенно в наше время в нашей стране, когда так высока степень износа основных фондов в этой, не самой эффективной отрасли экономики.

Обеспечение продовольственной безопасности - гарантия суверенитета страны, условие стабильности и эффективной жиз-

недеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что обеспечение питанием представляет собой одну из особенно важных сторон жизни государства и личности, следовательно, понятие экономической безопасности страны будет пустым словом без оценки ее продовольственной независимости, ее прочности при возможных внешних и внутренних воздействиях и угрозах. Поэтому обеспечение продовольственной безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Разумеется, продовольственная безопасность должна быть непременно включена в систему экономической безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как поддержание социального мира в обществе, защита от терроризма, предотвращение экологических бедствий, защита от внешних вторжений. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при продовольственной импортозависимо-сти, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами, одной из причин которых является недостаточная обеспеченность продуктами питания.

Продовольственная безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика системы экономической безопасности, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, а также устойчивую и последовательную реализацию национальных государственных интересов.

Сама продовольственная безопасность имеет свою внутреннюю структуру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента:

1. Наличие и доступность ресурсов, необходимых для поддержания продовольственной безопасности. Продовольственная независимость не может носить абсолютного характера в большинстве стран в силу

д

г А. В. Агарков

Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности России

того, что она зависит главным образом от природно-климатических условий. Учитывая ограниченность ресурсов, важно достигнуть такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле. Здесь можно отметить, что в нашей стране природно-климатические условия позволяют выйти на уровень полной самообеспеченности продовольствием.

2. Создание надежных условий и гарантий для производителей сельскохозяйственной продукции (смягчение налогового бремени, доступность кредитования, возможность сбыта); сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с монополиями, диктующими цены на рынке, борьба с криминалом и др.).

3. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, соответственное повышение профессионального уровня работников, необходимые для обеспечения устойчивости и самосохранения продовольственной независимости.

От эффективности решения проблемы продовольственной безопасности и уровня знаний специалистов зависит не только социальная, но и политическая, межнациональная стабильность в обществе. Ухудшение продовольственного обеспечения населения способно деформировать процесс политических и экономических преобразований.

Надежную продовольственную безопасность создали все экономически развитые страны, такие как США, страны Западной Европы - Германия, Франция, Англия, Нидерланды, Италия, Швеция и др. Даже такие страны, как Япония и Китай, имеющие весьма ограниченные земельные ресурсы в расчете на душу населения, направляя большие средства на поддержку собственного сельского хозяйства, фактически полностью обеспечивают свою продовольственную независимость.

Вопросы развития сельского хозяйства и продовольственного положения в мире заняли в последние 15-20 лет одно из приоритетных по своему значению для междуна-

родного сообщества мест. Об этом свидетельствует их постоянное обсуждение на таких высокоавторитетных форумах, как ежегодные совещания руководителей «семерки» промышленно развитых стран, встречи министров стран ОЭСР, ВТО, ЕС.

Проблема обеспечения продовольственной безопасности одновременно сталкивается с вопросами агропродовольственного сектора и макроэкономическими проблемами, связанными с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей, фактическим и желаемым потреблением продуктов питания и т. д.

В международной статистике продовольственную безопасность часто измеряют уровнем калорийности суточного рациона питания населения. Понятно, что данный параметр, как и все среднестатистические показатели, имеет недостатки. Каждой нации свойственны свои пристрастия в потреблении продуктов питания, продиктованные национальными и религиозными традициями, природно-климатическими особенностями страны. Например, в Японии только в первой половине XX в. начали производить и потреблять говядину, в странах Юго-Восточной Азии традиционно базовым продуктом питания является рис и т. п.

Для более глубокого понимания и анализа степени продовольственной безопасности страны существенное значение имеет дифференциация населения по уровню душевого дохода. При явном неравенстве в распределении доходов возможна сильная дифференциация различных групп населения и по калорийности питания, когда средние национальные цифры будут находиться в допустимых пределах, но определенный слой населения не будет получать достаточного количества продуктов питания как по калорийности, так и по общему объему в абсолютных показателях.

Вообще говоря, принятые меры по повышению эффективности национального сельского хозяйства не могут окончательно решить проблемы доступности продовольствия для всего населения страны. Очевидно, что страны с низким уровнем экономи-

ческого развития, сталкивающиеся с проблемами голода, имеют принципиально иную структуру национальной экономики: в ней абсолютно преобладает аграрный сектор. Поэтому для таких стран рост сельско-

хозяйственного производства означает и улучшение макроэкономической динамики, и повышение доходов населения, и соответственно улучшение качества питания нации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30 января 2010 г. № 120.

2. Биктимирова З. Качество жизни: продовольственная безопасность // Экономист. 2004. № 2.

3. Кузин В. О принятии доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации //Власть. 2010. № 3. С. 45-52.

4. Чуркин Г., Руднев В. Восстановим ли продовольственную безопасность России? // Диалог. 2000. № 4. С. 22-27.

5. Шмелев Г. И. Продовольственная безопасность России: пути достижения // Пробл. прогнозирования. 1999. № 1. С. 27-40.

6. Экономическая и национальная безопасность : учебник / под ред. Д-ра экон. наук, проф. Л. П. Гончаренко. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 543 с.

Об авторе

Агарков Андрей Викторович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», аспирант. Сфера научных интересов - экономическая безопасность; математические и инструментальные методы экономики. agarkov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.