Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования стратегии продовольственной безопасности регионов'

Концептуальные основы формирования стратегии продовольственной безопасности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черешнев Владимир Валерьевич, Тиунова Юлия Юрьевна, Подкаминская Светлана Геннадьевна

В статье на основе анализа понятия «продовольственная безопасность», изучения вопросов обеспечение продовольственной безопасности зарубежных стран представлены концептуальные основы формирования стратегии продовольственной безопасности регионаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article on the basis of the concept analysis "food safety", studying of questions maintenance of food safety of foreign countries are presented conceptual bases of formation of strategy of food safety of region.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования стратегии продовольственной безопасности регионов»

-►

Региональная и отраслевая экономика

Черешнев В.В., Тиунова Ю.Ю., Подкаминская С.Г.

концептуальные основы формирования стратегии продовольственной безопасности регионов

Решение проблемы продовольственной безопасности, состоящее в стабильном продовольственном обеспечении населения, а также поддержании объемов сельскохозяйственного производства, гарантирующих продовольственную независимость, - одно из важнейших направлений реализации концепции экономического развития любого государства.

В России за последние 17 лет агропромышленное производство упало на 40-50 %. Столь резкий спад сельскохозяйственного производства не наблюдался в России с 1946 года. Производство стратегически важных мясо- и молокопро-дуктов сократилось до 50 кг/чел (в свое время в РСФСР - 75 кг/чел, а научно обоснованные нормы потребления - порядка 90 кг/чел). Доля импорта в потреблении мяса и мясопродуктов достигла в 2005 г. отметки 50 % (специалисты ЦЭМИ РАН дают допустимое «пороговое» значение указанного показателя не более 30-35 %) [2, 10]. Уровень потребления населением России базовых продуктов питания, кроме картофеля, упал в пределах от 30 % до 60 %, причем наибольшее падение потребления россиян пришлось на самые ценные продукты, содержащие белок, жиры и витамины. Из-за рубежа завозится низкокачественная и генетически модифицированная продукция. Её употребление уже приводят к отравлениям и потере здоровья населения.

Анализ текущей ситуации на внутреннем продовольственном рынке свидетельствует, что Россия зависит от импорта продовольствия. Так, доля зарубежной продукции среди мясных продуктов составляет 40 %, молочных - 25 %. Доля импорта в продовольственном обеспечении России составляет 40 %, или 22 миллиарда долларов в денежном выражении. Именно эта зависимость от импорта, возможно, и привела к росту цен на продовольствие на внутреннем рынке страны.

В настоящее время обсуждается необходимость принятия федерального закона «О продовольственной безопасности в РФ».

В этой связи назревшая необходимость решения проблемы продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности требует системного анализа и поиска оптимальных путей выхода из сложившейся ситуации. При этом поставленная проблема должна непосредственно решаться на уровне регионов в рамках разработки региональных концепций продовольственной безопасности.

Обеспечение продовольственной безопасности СССР. В 20-30-е годы XX века понятие национальной безопасности страны (продовольственная безопасность рассматривалась в качестве ее составляющей) характеризовалась как взаимосвязь экономического процветания, политической стабильности и обороноспособности государства [9]. Причем последнее имело приоритетное значение. Обсуждение проблемы продовольственной безопасности осуществлялось уже в послевоенное время, когда приняли положения «Всеобщей декларации прав человека» (1948). Однако, термин «продовольственная безопасность» появился только после продовольственного кризиса 1973 года и был закреплен во «Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания» (1974).

В начале 70-х годов, когда продовольственная безопасность была выделана в отдельную категорию, исследования в этой области были направлены на устранение голода в развивающихся странах и перераспределение мировых запасов продовольствия в сторону беднейших стран, то есть на первом месте стояла мировая продовольственная безопасность. Основная проблема заключалась в росте народонаселения, опережающем производство продовольствия в мире, т. е. решение проблемы продовольственной безопасности осуществлялось на глобальном уровне, когда достижение мировой продовольственной безопасности означало ее обеспечение и на национальном уровне. Основной международной организацией, ведущей разработки в данном направлении, является ФАО (FAO -Food and Agricultural Organization). В рамках этой организации проводятся периодические саммиты

4-

Региональная и отраслевая экономика

о динамике продовольственных ресурсов в мире, делаются прогнозы относительно стабильности мирового рынка зерна. С этого времени создается ряд международных организаций (в настоящее время их насчитывается 35).

Однако, в конце 70-х годов, после потрясших мировое сообщество продовольственных кризисов, приоритетное значение приобрела политика национальной продовольственной безопасности [8]. На усиление роли обеспечения продовольственной безопасности страны в начале 80-х годов повлияла практика применения Соединенными Штатами Америки «продовольственного оружия» против СССР. Этот период знаменует смещение военных ориентиров в сторону экономических факторов при проведении государственной политики в большинстве стран мира. Также в это время происходит выделение продовольственной безопасности на уровне личности, при котором доступ к продовольствию связан с уровнем денежного дохода населения (Декларация Беллан-джио, 1985). Этапы формирования целей и задач продовольственной безопасности в мировом сообществе наиболее полно отражены в работе Ю.С. Хромова [9].

Плановая экономика Советского Союза подразумевала достаточное и полное обеспечение страны продовольствием с помощью аппарата централизованного распределения продуктов питания, а жесткий контроль над внешнеэкономической деятельностью должен был обеспечить баланс экспорта и импорта продовольствия. Внешняя торговля СССР осуществлялась, в основном, с участниками Совета экономической взаимопомощи (включающего социалистические страны). Сильные экономические и политические позиции СССР по отношению к ним исключали экономическое давление со стороны этих государств. В тот период, специального исследования проблемы продовольственной безопасности, включающего анализ самообеспечения страны основными продуктами питания, устранения голода и недоедания, а также исключения возможности возникновения продовольственной зависимости от зарубежных поставок не было. Преимущественное развитие тяжелой промышленности и военного комплекса в советской экономике негативно сказалось при переходе страны к рыночной экономике. Распад хозяйственных связей между республиками СССР, между регионами, часть которых специализировались на производстве определенных видах продовольствия, а также либерализация экономики и цен, открытие границ с последующим снижением

таможенных пошлин в ходе реформ в 80-х годах привели к острому ухудшению продовольственной ситуации в России.

Проблема продовольственной безопасности в России впервые стала обсуждаться в начале 90-х годов (первое упоминание о продовольственной безопасности было сделано в «Программе возрождения деревни», 1990) [1]. В период проведения реформ возникла реальная угроза продовольственной безопасности страны. Разрушенные торговые связи привели не только к снижению производства и потребления продовольствия внутри России, но и к сильной импортной зависимости от поставок из других стран и постоянному росту внешнеторгового долга. Фактически импорт включал не только готовые продовольственные товары, но также полуфабрикаты и сырье, необходимые для производства, а это еще больше усугубило положение. Данная ситуация в целом характерна и в настоящее время: импорт является товаром, спрос на который будет существовать всегда, причем в условиях дефицита он будет конкурентен даже при низком качестве. Общество может отказаться от многих благ цивилизации, но не от потребления продовольствия. Необходимость решения продовольственной проблемы носит социально важный характер, недостаток же продовольствия может вызвать в стране кризис, что, несомненно, скажется на общих показателях развития экономики. Государство служит основой социальной стабильности и в тоже время стабильность обеспечивает существование государства.

Обеспечение продовольственной безопасности США и европейских стран. В развитых государствах (США, Австралия, страны Западной Европы) обеспечение продовольственной безопасности стало приоритетной политикой. Более чем в 70 странах приняты законы о государственном регулировании сельского хозяйства (Конгресс США принял такой закон еще в 1985 году). Особое внимание обращается на проблему обеспечения безопасности питания человека.

В США агропромышленный комплекс обеспечивает полную продовольственную самообеспеченность страны и ее ведущую роль, как экспортера на мировых рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Производя в избытке практически все виды продуктов питания, страна в значительных объемах, до 25 % всей производимой аграрной продукции, вывозит в другие страны. Удельный вес продовольствия в структуре экспорта составляет 20 %, а в объеме мирового экспорта достигает

13 %. На долю США приходится 35 % мирового рынка пшеницы, 70 % - кукурузы и сои, 25 % -хлопка, 20 % - риса. Однако в развитых странах аграрный сектор функционирует не только на принципах рыночной саморегуляции, хотя, значение непосредственного дотирования сельского хозяйства уменьшается. Так, в США в структуре расходной части бюджета министерства сельского хозяйства за 20 лет с 1970 г. по 1990 г. удельный вес прямых субсидий фермерским хозяйствам сократился с 45 до 15 %. Одновременно с 15 до 47 % возросла доля расходов на продовольственную помощь нуждающимся слоям населения.

В большинстве стран, развитых в агропромышленном отношении, увеличиваются расходы на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области аграрных проблем, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, информационное обеспечение, охрану окружающей среды, контроль качества продовольствия и т. д. Так, в Канаде, несмотря на высокую доходность, например, зернового производства, осуществляются прямые выплаты из государственного бюджета фермерам:

- на проведение сезонных работ целевым назначением для конкретных фермерских хозяйств с учетом урожайности, величины посевных площадей, уровня цен, складывающихся внутреннем и мировом продовольственном рынке;

- на формирование денежного фонда для стабилизации производства зерна, из которого производятся выплаты фермерам в случаях, когда доходность производимой продукции оказывается ниже среднегодового уровня за последние пять лет;

- на компенсацию части издержек фермеров, связанных с хранением и транспортировкой зерна;

- на страхование будущего урожая от неблагоприятных климатических условий, стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств [5].

В развитых в агропромышленном отношении странах сельское хозяйство остается объектом государственной поддержки и регулирования, о чем свидетельствует значение эквивалента субсидий производителю (producer subsidy equivalent), который используется как общепринятый в Организации стран экономического развития (ОСЭР) показатель интегральной оценки уровня государственного регулирования аграрной сферы. Напомним, что он представляет собой отношение разности между внутренней ценой данного вида продовольственной продукции с учетом субсидий

и налогов и мировой цены к цене данного вида продовольствия на мировом рынке.

Значение этого показателя в середине 90-х годов в США и Канаде составляло 50 %, Австралии - 45-55 %, что свидетельствует о значительном уровне государственного регулирования аграрного сектора, несмотря на высокую степень либерализации экономики этих стран [5].

Другой концепции продовольственной обеспеченности придерживаются страны Западной Европы. Их экономическая политика в аграрной сфере предусматривает прямое субсидирование сельских товаропроизводителей в сочетании с защитой внутреннего продовольственного рынка через квотирование импорта продуктов питания, таможенных пошлин с целью обеспечения уровня самообеспеченности основными видами продовольствия. Так, в странах Европейского Союза эквивалент субсидий производителям в среднем в 1,5 раза выше, чем в США и Канаде [5]. По программе Европейского Союза «Единая сельскохозяйственная политика», сельхозпроизводителям, составляющим 2 % населения Европы, выделен 51 млрд. долларов.

Безусловно, такой подход требует значительных финансовых расходов из государственного бюджета. Однако это отвечает интересам национальной безопасности и социальной стабильности в этих странах, где удельный вес сельского населения значительно выше, чем, например, в США.

Несмотря на принципиальные отличия рассмотренных подходов, необходимый и достаточный уровень продовольственной обеспеченности стран достигается как за счет собственного производства основных продуктов питания, так и за счет наличия средств для их импорта в необходимых объемах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.

Продовольственная безопасность и связанные с ней понятия как экономические категории. В наиболее общем виде, согласно определению Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (FAÜ - Food and Agricultural Organization) под продовольственной безопасностью понимается «состояние, при котором все люди всегда имеют доступ к безопасному и питательному продовольствию для поддержания активной здоровой жизни».

Основу национальной идеологии обеспечения продовольственной безопасности в настоящее вре-

Механизм обеспечения продовольственной безопасности страны во многом определяется состоянием продовольственной безопасности в регионах. Отметим, что в настоящее время отдельными субъектами РФ формируются региональные концепции и стратегии продовольственной безопасности, например, Концепция закона города Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы», одобренная постановлением Правительства Москвы от 10.01.2006 № 2-ПП; Концепция продовольственной безопасности населения Свердловской области (2004 г.); Концепция продовольственной политики и безопасности Санкт-Петербурга (2004 г.) и др.

Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» был принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 1997 года, однако возвращен Президентом РФ в Государственную Думу без рассмотрения.

Выбор стратегии продовольственного обеспечения осуществляется с учетом специфики регионов, исходя из их социально-экономического положения, природно-климатических и экономических возможностей. Единых критериев продовольственной безопасности не существует. Полный анализ всей совокупности показателей состояния продовольственной безопасности в стране (регионе) и выбор наиболее оптимальных, а также разработка на их основе новых является первостепенной задачей при выработке стратегии продовольственного обеспечения.

Основополагающими принципами обеспечения продовольственной безопасности являются:

- физическая доступность продуктов питания - бесперебойное поступление продуктов

питания в места их потребления в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения;

- экономическая доступность продуктов питания - возможность приобретения населением продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами при существующей структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот;

- безопасность питания - качество сырья и продуктов питания должно соответствовать установленным требованиям и гарантировать безопасное потребление [3].

К этим трем принципам необходимо добавить принцип продовольственной самообеспеченности страны, принцип межрегиональной продовольственной кооперации, принцип продовольственной поддержки регионов с неблагоприятными для развития сельского хозяйства климатогеографи-ческими условиями.

Ключевым этапом разработки стратегии обеспечения продовольственной безопасности России является этап стратегического анализа конъюнктуры продовольственного рынка и агропромышленного потенциала регионов. Основу моделей исследования конъюнктуры рынка составляют типовые модели дескриптивной статистики, регрессионного, кластерного анализа и анализа соответствий. Общие методологические принципы применения моделей, разработанный многомодельный комплекс для анализа конъюнктуры продовольственного рынка регионов РФ описаны нами в работе [11]. Результаты стратегического анализа могут быть использованы для системного планирования развития продовольственного рынка и агропромышленного комплекса на мезо- и макроуровнях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безопасность России. Продовольственная безопасность. Раздел 1. М.: МГФ «Знание», 2000. 537 с.

2. Кашин В.И. Продовольственная безопасность. История и современность // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12932, 08.02.2006.

3. Корбут А.В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции, проблемы // Аналитический Вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 26 (182). С. 4-17.

4. Косинский П.Д. Роль продовольственной самообеспеченности в повышении качества жизни населения // Проблемы современной экономики.

2006. №1 (17).

5. Обеспеченность продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности // http://www.jourclub.ru/26/536.

6. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г.,31 марта 2006 г.) // Ыйр:/^^^. rospotrebnadzor.ru/docs/fedlaw/?id=422.

7. Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации». Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 1997 года.

4-

Региональная и отраслевая экономика

Возвращен в Государственную Думу без рассмотрения Президентом Российской Федерации.

8. Хромов Ю.С. Проблемы продовольственной безопасности России: международные и внутренние аспекты. М.: Российский институт стратегических исследований, 1995. 252 с.

9. Хромов Ю.С. Продовольственная безопасность страны: уроки кризиса // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999.

№ 1. С. 42-45.

10. Чагатаев И. К вопросу о продовольственной безопасности России // Бюджет. 2007 (июль). № 7.

11. Черешнев В.В. Модели конкуренции и конъюнктуры товарного рынка. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

12. Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 895 с.

Межов И.С., Бочаров С.Н.

Концепция организации промышленного производства продовольствия

Глобальная продовольственная проблема во все большей степени влияет на мировую экономику. Дефицит продовольствия, по своим последствиям, сопоставим с энергетическим кризисом. Однако для России это может стать мощным фактором интенсификации сельскохозяйственного производства на новых, концептуальных принципах. Как нам представляется, необходимо сменить парадигму «сельскохозяйственное производство» на парадигму «промышленное производство продовольствия». Начало этому уже положено в ряде субъектов, хотя осознание этой парадигмы в научной среде еще не наступило. Практика показала, что эволюционная концентрация предприятий в пределах одного экономического региона способна существенно повысить производительность сельскохозяйственного производства и, как следствие, экономический потенциал территории.

Не случайно губернатор Алтайского края в феврале 2008 года на Всероссийском сельском сходе озвучил идею о законодательном закреплении за Алтайским краем статуса особо значимой аграрной территории и создании экономической агломерации, центром которой бы выступил г. Барнаул и другие города региона [1].

Парадигма промышленной организации производства продовольствия подразумевает широкое внедрение принципов корпоративного управления, а также применение современных моделей организации бизнеса, включающих в себя: стратегическое и маркетинговое управление, технологическую дисциплину, инвестиционно-проектный подход и вертикальную интеграцию.

Причем в качестве головной компании должно рассматриваться не сельскохозяйственное пред-

приятие, а предприятие-переработчик сельскохозяйственного сырья. В рамках вертикальной интеграции, в данном случае, сельскохозяйственные предприятия будут решать задачи производства сырья для промышленной переработки. Весь комплекс задач планирования и организации производства призван решаться в рамках единого плана и единой интегрированной технологии. Общая производственная программа должна разрабатываться с учетом всех ресурсных ограничений (включая размер посевных площадей), требований самой передовой агротехники, жесткой технологической дисциплины по всей цепочке создания стоимости. Рассматриваемый подход позволит решить целый ряд существующих острых проблем, связанных с повышением производительности сельскохозяйственного производства (низкого уровня организации и управления, острейшей нехватки сельхозтехники, удобрений, персонала и т.п.), а также с улучшением социальной сферы.

В данной работе мы попытаемся охарактеризовать одно из направлений реализации этого подхода - развития кластера пищевой и перерабатывающей промышленности агропромышленного региона на основе процессов вертикальной интеграции.

Почему кластер? Дело в том, что эта форма координации наиболее органично вписывается в рыночную экономику, т.к. в ее основе лежат процессы и кооперации, и конкуренции. Также она подразумевает поддержку органов власти в случае осуществления участниками общественно значимой деятельности. Определение кластера в самых общих чертах сводится к следующей формулировке: сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.