РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА
УДК 37.014.53
Д.г. Алпацкий ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА: ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются изменения, произошедшие за последнее время, которые затрагивают сферу высшего образования, таких как демографическая ситуация, непрерывное образование, вступление в ВТО и т.д. В результате дается прогноз развития высшего технического образования в России.
Ключевые слова: государственная политика, высшее образование, высшее техническое образование, прогноз развития высшего образования.
Dmitry Aipa^y THE STATE EDUCATIONAL POLICY: THE FORECAST
OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION DEVELOPMENT
Abstract. The article discusses the changes that have occurred recently that affect the world of higher education, such as demographic situation, continuing education, accession to WTO etc. As a result the forecast of higher technical education development in Russia is given.
Keywords: Public policy, higher education, higher technical education, the forecast of higher education development.
Принципы государственной политики в сфере образования определены в части 1 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые провозглашают «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе» [3], а также «недопущение ограничения или устранения конкуренции в сфере образования» [3].
На сегодняшний день высшее образование относится к сфере услуг, в Федеральном законе постоянно встречается формулировка «услуги в сфере образования». А это означает, что после подписания 21 июля 2012 года Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» высшее образование относится к сфере, которая регулируется Всемирной торговой организацией.
В приложении к протоколу от 16 декабря 2011 года дан перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам, где:
• ограничения доступа на рынок услуг в области высшего образования при трансграничной поставке отсутствуют, при потреблении за рубежом отсутствуют, по различным видам коммерческого присутствия обязательства не принимаются;
• ограничения национального режима услуг в области высшего образования: при трансграничной поставке отсутствуют, за исключением обязательств в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки, включая доступ к финансовым и иным материальным ресурсам государства; при потреблении за рубежом отсутствуют, за исключением тех же условий; по различным видам коммерческого присутствия обязательства не принимаются [1].
Следует обратить внимание на то, что документы о присоединения к ВТО не имеют официального перевода, что сильно затрудняет анализ.
Открытие сферы образовательных услуг Российской Федерации для иностранных высших учебных заведений сильно повысит конкуренцию в данной сфере. Если учитывать «заграничный» приоритет предпочтения и отсутствие в первое время адекватной информации об иностранном вузе, то не трудно предположить данное обстоятельство затронет не только рядовые российские вузы, но и ведущие.
В среднесрочном периоде будет наблюдаться снижение количества студентов, которое
© Алпацкий Д.Г., 2014
связано с демографической ситуацией. Так на 1 января 2012 года в возрастной группе 20-24 года начитывалось 11599 тыс. чел., 15-19 лет - 7631 тыс. чел., 10-14 лет - 6567 тыс. чел. [15]. То есть группа 15-19 лет меньше 20-24 на 34%, и следует ожидатьсильного снижения количества студентов очной формы обучения, которое «де факто» уже началось на первых курсах обучения.
Смягчение отсутствия абитуриентов для вузов может произойти за счет непрерывного образования, для которого в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» система образования должна создавать условия «посредством реализации основных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» [3].
Непрерывное образование является действительной необходимостью современного технического образования, так как знания, которые необходимы для работы на современном производстве, требуют интенсивного обновления и пополнения, а в некоторых случаях повторения и переосмысления. Отсутствие или неработоспособность системы образования и повышения квалификации инженерно-технических работников является лимитирующим процессом в переходе в новый технологический уклад, описываемый Глазьевым С.Ю. Со сменой технологического уклада может произойти изменение как лидирующих отраслей, корпораций и производств, так и стран, регионов [11].
Следует обратить внимание на то, что, помимо способствованию экономического роста, обучение в течение всей жизни имеет и негативные стороны.
Во-первых, у студента складывается иллюзия того, что отсутствие знаний можно без особых проблем наверстать в будущем, когда пойдет работать, и точно будет знать, какие навыки и знания ему необходимы. При этом происходит потеря творческого времени.
Оптимумы достижений в науке, технике, искусстве смещаются в сторону более позднего времени, захватывая диапазон от 30 до 60 лет, в некоторых случаях и позже. Более высокий показатель интеллектуальных функций обнаруживается в 25-35 лет, в период 22-25 лет часто проявляется психомоторный пик. То есть к этому возрасту должны быть базовые знания, и сформировано мировоззрение, в этом случае творчество будет наиболее продуктивным.
При переходе к многоуровневой модели обучения общее количество часов не уменьшилось, чего нельзя сказать об аудиторных занятиях. Особенностью технических наук состоит в том, что их крайне сложно изучать самостоятельно! А в некоторых случаях это совершенно невозможно! Необходимо развивать особый тип мышления - технический.
Во-вторых, незнание производства, а так же его влияния на окружающую среду инженером может привести к экологическим авариям и катастрофам. Если учесть слабость экологических общественных и политических организаций, которые слабо представлены во властных структурах, то в результате получим ухудшение и так неблагоприятной экологической ситуации [16].
В-третьих, при обучении на второй и третьей ступенях высшего образования появится необходимость заполнения пробелов фундаментального образования, что потребует большого количества времени на учебный отпуск. Так, согласно статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации, при заочной и очно-заочной форме обучения работодатель предоставляет дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации от 40 до 50 календарных дней, для итоговой государственной аттестации до четырех месяцев [2].
В статье 177 Трудового кодекса определено, что «гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляется при получении образования впервые» [2] повторно пройти обучение на определенном уровне можно по направлению работодателя. В связи с изменениями в системе образования встал вопрос о предоставлении учебного отпуска для прохождения обучения по программам бакалавриата, раннее получив диплом специалиста. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации опубликовало письмо: «работникам, имеющим диплом специалиста и получающим образование по уровню бакалавриата, данные гарантии и компенсации могут быть предоставлены в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным между работником и работодателем в письменной форме. Кроме того,
предоставление таких гарантий может быть предусмотрено в локальном нормативном акте работодателя» [9].
То есть, при получении высшего образования, как первого, так и второго в случае совмещения получения образования с работой студент постоянно вступает в противоречие с работодателем, который вынужден искать замену работнику на длительный период. В свою очередь ученику необходимо будет выбирать либо оставаться на работе, либо продолжать обучение и подрабатывать, обычно в этом случае возможна лишь почасовая и неквалифицированная работа. Что будет способствовать развитию инфантилизма, так как ответственность за совершенные ошибки в учебных расчетных работах значительно ниже, чем в реальной жизни.
Вышеописанная проблема не возникает при обучении на программах дополнительного профессионального образования, которые предусмотрены Президентской программой повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы. Повышение качества кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики предусматривается программой на условиях государственно-частного партнерства. Особое значение для технических вузов имеет стимулирование взаимодействия российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики [4].
Таким образом, непрерывное техническое образование - объективная необходимость при построении конкурентоспособной экономики, эффективность которого будет намного выше, если оно будет базироваться на предыдущей сильной общепрофессиональной подготовке в рамках первого высшего образования и дальнейшее повышение квалификации или переподготовку, последующее высшее образования, в виде высших курсов. В противном случае при обучении студент будет вынужден тратить огромные усилия для заполнения пробелов, что еще хуже совершенно не понимать преподавателя. В целом данный процесс не обратим, так как он экономически целесообразен, отсеивая тех, кому нет необходимости обладать определенными компетенциями. А так же данная организация учебной деятельности перекладывает затраты на обучение с первой ступени на последующие, которые оплачиваются преимущественно самим студентом или работодателем. В соответствии с программой развития образования к 2015 году следует ожидать долю занятых в экономике, прошедших обучение по программам непрерывного образования равным 45,3% [6].
Несомненно, правильным решением государственной власти стало повышение заработной платы профессорско-преподавательскому составу. Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» предполагается отталкиваться от средней заработной плате по региону и в плане предусматривается отношение
С^&тпдд Г-Т1Т1 пЕзфааиЕакт - ^Евпмьгьтальакгга ^¿.тьвв
ералннд ьврваетвьл гл;т: : шеггБВТЕГГБуюшщл рйгк;:-:й
В 2014 году равное 125%, а к 2018 году поэтапное увеличение до 200% [7].
Можно выделить следующий перечень свойств, на которых базируется авторитет преподавателя:
• профессионализм и глубокое знание своего предмета;
• умение образно и доступно излагать свои мысли;
• быстрота реакции и мышления;
• умение отстаивать и защищать свою точку зрения;
• умение пользоваться невербальными средствами;
• способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки;
• внимательность по отношению к людям, доброжелательность и терпеливость;
• строгость в сочетании со справедливостью;
• психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях;
• аккуратный внешний вид.
В Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства в 2010 году проводился опрос 30 студентов специальности «Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов» с последующей беседой. Студентам предлагалось расположить по важности следующие характеристики преподавателя:
• знание своей дисциплины;
• отзывчивость и понимание проблем студента;
• способность быть лидером;
• внешний вид.
20 студентов на первое место поставили внешний вид преподавателя, остальные 10 знание своей дисциплины. В дальнейшей беседе выяснилось, что к профессионализму преподавателей на кафедре претензии отсутствуют, чего нельзя сказать о внешнем виде, одежда, стрижка и т.д. Заработная плата доцента на данной кафедре составляла около 12000 рублей, а величина прожиточного минимума в г. Москве на тот период составляла 9825 рублей [19], что совершенно исключало возможность улучшить внешний вид.
Следующее изменение, которое коснется высшей технической школы, это удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science). В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года предполагается увеличение данного показателя к 2015 году до 2,44% [5], а «дорожной картой» образования предполагается довести этот показатель до 2,75% к 2018 году. В результате должно произойти повышение конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образования [7].
Данный показатель активно вносится во все отчетные показатели и конкурсы, так на конкурс контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета. Приказ Министерства образования и науки определяет следующие показатели:
• средний балл ЕГЭ обучающихся за счет средств бюджета в предшествующем году;
• средний балл ЕГЭ обучающихся на платной основе в предшествующем году;
• количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 научно-педагогических работников;
• количество публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science за 3 предшествующих года;
• количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых Российский индекс научного цитирования за 3 предшествующих года;
• внутренне затраты образовательного учреждения на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на одного научно-педагогического работника;
• доходы образовательного учреждения от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника;
• доходы образовательного учреждения от выполнения НИОКР из иностранных источников в расчете на одного научно-педагогического работника;
• доходы образовательного учреждения из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника;
• отношение средней заработной платы научно-педагогического работника в образовательном учреждении к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;
• общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений) в расчете на одного студента;
• процент выпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме обучения, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания [8].
Из 12 вышеперечисленных показателей 4 касаются обучения: баллы ЕГЭ (востребованность у сильных абитуриентов), площадь учебно-лабораторной зданий (возможность проведения лабораторных работ), трудоустройство (востребованность у работодателя), а 6 показателей характеризуют научную деятельность. После проведения анализа методики построения рейтинга Лагерев Р.Ю. и Зедгенизов А.В. приходят к выводу, что увеличение число публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science, а так же уровень заработной платы научно-педагогических работников на
рейтинг практически не влияют [12]. Однако введение данных показателей уже само по себе является важным фактом.
Технические вузы в данном случае в совершенно различных ситуациях. Часть, которая в советское время была ориентирована на фундаментальные исследования и на отрасль экономики, которая имеет развитие, имеет хорошую перспективу получить государственную поддержку. Так же они могут выполнять заказы корпораций, по отношению к которым они ни в коем случае не будут ведущими, а только лишь ведомыми. В противоположной стороне вузы разваливающихся отраслей народного хозяйства, студентов которых даже негде проходить практику.
Оценку научно-педагогической деятельности предлагается проводить по формальным критериям, одни из которых количество публикаций и индекс Хирша (Ь-индекс). Индекс всего лишь показатель того, сколько исследователей и лабораторий занимаются данным вопросом. Погоня за увеличением количества публикаций однозначно приведет к появлению огромного количества статей низкого качества, или к перепечатыванию старых с минимальной доработкой. В 2012 году было опубликовано 32653 статьи в научной периодике, что на 12% больше, чем в 2011 году [13]. Еще один из вариантов - появление теневого рынка публикаций, связанного, как с написанием и дальнейшей продажей статей, так и откровенными махинациями в системах проводящих анализ публикаций автора.
Рассматривать действия органов государственной власти в данной сфере понятнее, если их рассматривать с использованием формы предложенной Омельченко Н.А и Гимазовой Ю.В. «Привычно поклоняясь идеалам демократии, представители политико-управленческой российской элиты столь же привычно пытаются реализовать этот идеал авторитарными способами» [14].
Таким образом, как в долгосрочной, так в среднесрочной перспективе следует ожидать усиление конкуренции на рынке образовательных услуг. Причем технические направления подготовки и технические вузы в данной ситуации в более низкой позиции, это связано: во-первых, с низкой привлекательностью, в связи со сложностью специальностей и множеством проблем при трудоустройстве; во-вторых, с отсутствием опыта рекламных компаний для привлечения абитуриентов, что уже требуется для стабильной работы в условиях становления рынка образовательных услуг; в-третьих, большей возможности формализации оценки качества выпускаемых специалистов. Помимо усиления конкуренции будут ужесточатся требования к преподавателям. В первую очередь к научной квалификации, в частности к публикациям. Это связано с тем, что преподавателю придется конкурировать либо с преподавателями собственной кафедры за рабочее место, так как контингент уменьшается почти в два раза. В данной сложной ситуации огромное значение имеют действия руководства, если они смогут эффективно выстроить систему корпоративного управления и организовать мощную компанию по привлечению студентов, как для получения первого, так и последующих образований, а так же организовать научную работу с получением грантов, то их вузы будут работать и развиваться. В противном случае они будут уничтожены на рынке образовательных услуг. Либо Министерство образования и науки закроет «неэффективные» высшие технические учебные учреждения.
Библиографический список
1. Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 16.12.2011.
2. ФЗ №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001.
3. ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
4. Указ Президента Российской Федерации №594 «Об утверждении Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы» от 07.05.2012.
5. Указ Президента Российской Федерации №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012.
6. Постановление правительства РФ №6 «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» от 07.02.2011.
7. Распоряжение Правительства РФ №2620-р «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» от 30.12.2012.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ №1024 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на установление имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных
цифр приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, предоставленной образовательному учреждению» от 07.12.2012.
9. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ №14-1-187 «О предоставлении учебного отпуска работникам, получающим второе высшее образование» от 08.11.2013.
10. Величина прожиточного минимума в г. Москве. Информационно-правовой портал Гарант [Электр. ресурс]: http://base.garant.ru/998975/.
11. Глазьев С.Ю. Научный доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции» [Электр. ресурс]: http://www.glazev.ru/ran/313/.
12. Лагерев Р.Ю., Зедренизов А.В. Особенности оценки образовательного рейтинга российских государственных вузов // Современные технологии управления. - 2013. - №8(32). - С. 27-37.
13. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год // Совет ректоров. - 2013. - №3. - С. 3-46.
14. Омельченко Н.А., Гимазова Ю.В. О демократическом идолопоклонничестве, химерах русского политического либерализма и демократии в России // N5: Проблемы общества и политики. -2013. - №9. - С. 153-182.
15. Российский статистический ежегодник, 2012
16. Харичкин И.К. Экологическая политика и право на жизнь // Безопасность Евразии. - 2007. -№2. - С. 501-503.