АСПЕКТЫ СЕРВИСА
УДК 65.01:378.4
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ КАК
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОМ
Е.О.Чайчук1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21
Статья посвящена актуальным вопросам развития системы образовательных услуг. В ней рассмотрены показатели и критерии управления системой высшего образовании в современных социально-экономических условиях.
Ключевые слова: совершенствование, высшее образование, управление знаниями, моделирование, бизнес-процесс, показатели, критерии
THE INDICATORS AND CRITERIA OF EDUCATION MANAGEMENT AS BUSINESS
PROCESS
E.O.Chaychuk
St. -Petersburg state university of economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, street Sadovaya, 21
The article is devoted to topical issues of development of the system of educational services. The article are presented aspects of the management of education.
Keywords: improvement, higher education, knowledge management, modelling, indicators, criteria
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Систематизация управления образованием в настоящее является одним из направлений управленческой науки. На Западе уже накоплен большой практический опыт эффективного применения систематизации, планирования на основе критериев и показателей в организациях сферы услуг, в том числе в сфере образования. Во многих странах мира реализуются различные проекты в системе государственного управления образованием в ряде зарубежных стран на основе данных систем, что рассматривается как экономико-математическая институциональная система управления. Однако, применяя данный подход в России, образовательные учреждения вынуждены ориентироваться на систему критериев и показателей, применяемых Министерством образования Российской Федерации для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений высшего образования. Они условно разделены на следующие группы:
1. Образовательная деятельность.
2. Научно-исследовательская деятельность.
3. Международная деятельность.
4. Финансово-экономическая деятельность.
5. Инфраструктура.
6. Трудоустройство.
К показателям образовательной деятельности, в свою очередь, относятся:
- средний балл ЕГЭ студентов, поступающих на бюджетной основе обучения;
- средний балл ЕГЭ студентов, поступающих на коммерческой основе обучения;
- усредненный минимальный балл ЕГЭ студентов, поступающих в образовательное учреждение высшего образования;
- численность победителей олимпиад, среди поступающих на обучение в образовательное учреждение высшего образования;
- численность студентов, поступающих на основе целевого приема;
- удельный вес численности студентов, поступающих на основе целевого приема;
- удельный вес численности студентов, поступающих в магистратуру;
- численность аспирантов.
1Чайчук Евгений Олегович - аспирант кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» СПбГЭУ, тел. +79113286324, e-mail: [email protected]
Данный подход позволяет оценить ценностные ориентации абитуриентов и потенциальных работодателей, однако не дает достаточной возможности позиционирования образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, учитывая значимость государственного регулирования бюджетных мест и количество диссертационных советов, выделяемых каждому вуза ежегодно.К показателям научной деятельности, согласно требований Министерства образования и науки Российской Федерации, относятся:
- количество цитирований статей в индексируемой системе web of science;
- количество цитирований статей в индексируемой системе scopus;
- количество цитирований статей в индексируемой системе РИНЦ;
- количество статей в индексируемой системе web of science;
- количество статей в индексируемой системе scopus;
- количество статей в индексируемой системе РИНЦ;
- общий объем доходов от НИОКР;
- удельный вес доходов от НИОКР в совокупных доходах вуза;
- количество лицензионных соглашений;
- удельный вес средств, полученных от управления объектами интеллектуальной собственности в доходах вуза;
- удельный вес численности молодых ученых в общей численности НПР;
- количество научных журналов, издаваемых вузом;
- количество полученных грантов.
Данные показатели, по нашему мнению,
не отражают качество научной деятельности образовательных учреждений высшего образования и востребованность результатов их научных исследований, тем более, что количество статей и цитирований в зарубежных индексируемых системах вузов технической, медицинской, естественно-научной направленности будет выше, чем у гуманитарных вузов из-за ценовой и политики и позиционирования зарубежных изданий, индексируемых в этих системах.
В лучшем случае несколько показателей, связанных с доходами от НИОКР и объектов интеллектуальной собственности могут быть использованы для оценки качества потоков поступления доходов от реализованных ценностей для клиентов организации.
Международная деятельность образовательных учреждений высшего образования предполагает использование следующих показателей:
- удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ;
- удельный вес численности иностранных студентов (кроме СНГ);
- удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ, обучающихся ранее в системе высшего образования в своих странах;
- удельный вес численности иностранных студентов (кроме СНГ), обучающихся ранее в системе высшего образования в своих странах;
- удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ, окончивших обучение в системе высшего образования в вузе;
- удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), окончивших обучение в системе высшего образования в вузе;
- удельный вес числа иностранных граждан в числе НПР образовательных учреждений высшего образования;
- удельный вес числа иностранных граждан в числе аспирантов образовательных учреждений высшего образования;
- объем средств, полученных вузом на выполнение НИОКР от нерезидентов Российской Федерации;
- объем средств, от образовательной деятельности, полученных вузом на выполнение от нерезидентов Российской Федерации.
В некоторой степени эти показатели позволяют позиционировать вуз как образовательное учреждение, ориентированное на клиентов региона, стран СНГ или развивающееся в мировом образовательном пространстве.
Финансово-экономическая деятельность вузов оценивается на основе:
- доходов от деятельности, рассчитанной на одного НПР;
- отношение среднего дохода НПР вуза к средней ЗП региона;
- доходов от деятельности, рассчитанной на одного студента.
Эти показатели не позволяют не только оценить финансово-экономическую эффективность деятельности вузов, так как величина доходов должна анализироваться с учетом величины расходов, а ее изменение с учетом динамики изменения численности НПР, но и планировать деятельность образовательных учреждений, так как величина доходов вуза во многом зависит от динамики стоимости обучения в регионах страны, а величина ФЗП от динамики доходов домохозяйств и предприятий Российской Федерации (для региональноориентиро-ванных вузов) и затрат на поддержание образовательной инфраструктуры.
В свою очередь показателями инфраструктуры образовательных учреждений в настоящее время являются:
- площадь лабораторных помещений в расчете на одного студента;
- количество ПК в расчете на одного студента;
- удельный вес стоимости машин и оборудования не старше 5 лет;
- количество экземпляров печатных изданий в расчете на одного студента.
Данные показатели, по нашему мнению, не коррелируют с качеством образовательного процесса и не имеют достаточной ценности при разработке модели развития образовательного учреждения высшего образования.
А вот показатели количества выпускников, обратившихся в службу занятости является, на наш взгляд, важным показателем, который должен быть дополнен долей выпускников, получивших работу по специальности после окончания образовательного учреждения.
При этом, следует отметить, что для разработки эффективной бизнес-модели развития образовательного учреждения следует использовать показатели управления знаниями, представленные в таблице 1.
Корреляция показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ и предлагаемых нами соответствующих показателей системы управления знаниями в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, приведена в таблице 1.
В контексте экономических отношений и теории человеческого капитала, так как функцией управления образованием является формирование человеческого потенциала и накопление человеческого капитала, в условиях, когда под человеческим потенциалом мы понимаем имеющиеся знания, умения, навыки, компетенции, здоровье, менталитет, культуру продолжительность жизни, важнейшим условием разработки показателей и критериев бизнес-модели образовательного учреждения высшего образования является ценностная ориентация.
Таблица 1 - Корреляция показателей учреждений ВО в соответствии с приказами Министерства образования РФ и показателей управления знаниями
№ Показатели учреждения ВПО Показатели управления знаниями
1 Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования - до завершения их реализации в образовательных учреждениях). Количество проводимых методических семинаров по содержательным компонентам РП, разработке и корректировке компетенций с участием базовых кафедр, работодателей, представителей организаций, входящих в состав университетского комплекса
Количество интеллектуальных разработок, управленческих решений, внедренных в деятельность вуза, после проведения методических семинаров по содержательным компонентам РП, разработке и корректировке компетенций с участием базовых кафедр, работодателей, представителей организаций, входящих в состав университетского комплекса
2 Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования. Количество кейсов, деловых игр, интернет-тренажеров и симуля-торов, используемых в учебном процессе по каждой ООП и в среднем по ООП вуза
Повышение квалификации НПР в образовательной сфере по направлениям подготовки раз в 5 лет
Повышение квалификации НПР в профессиональной сфере по направлениям подготовки раз в 3 года
Ежегодное участие НПР в конференциях для повышения квалификации в образовательной сфере и профессиональной сфере по направлениям подготовки с использованием полученных знаний в учебном процессе и информационном обмене на научных методических (методико-педагогических) семинарах вуза
3 Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования. Количество аспирантов, участвующих в НИОКР вуза
Количество открытых Ученых Советов в вузе и направлений подготовки аспирантов и докторантов
Количество кандидатов наук из числа НПР, поступающих в докторантуру
4 Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ. Количество разработанных программ по повышению квалификации и переподготовке персонала
Количество иностранных студентов, в процентном отношении к количеству студентов, обучающихся в учреждении высшего профессионального образования
Продолжение табл.1
5 Выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований. Количество научных публикаций НПР, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам).
Количество монографий НПР, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам).
Количество защит аспирантов и докторантов из числа НПР учреждения высшего образования.
Количество выигранных конкурсов, грантов НПР учреждения высшего образования
Количество выигранных конкурсов, грантов, именных стипендий студентами учреждения высшего образования
Количество НИОКР, реализуемых в учреждении высшего образования
Количество участников НИОКР, реализуемых учреждения высшего образования
Количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности
Объем привлеченных финансовых средств в учреждения высшего образования при выполнении НИОКР
Объем привлеченных средств от продажи поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности
6 Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ. Количество учебников, учебных пособий с грифом УМО авторами которых являются НПР учреждения высшего образования и поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности
Количество реализованных (проданных) учебников, учебных пособий, авторами которых являются НПР учреждения высшего образования другим вузам
Количество проведенных мастер-классов по методическому, педагогическому мастерству, повышению профессиональной квалификации
Количество участников мастер-классов по методическому, педагогическому мастерству, повышению профессиональной квалификации из других учреждении высшего образования, предприятий и организаций
Источник: [1; 2; 3].
Ценностная ориентация зависит от базовой системы ценностей, формируемых общественными отношениями, и определяет цель — модель предполагаемого результата. Вариантами ценностной ориентации могут быть:
- всестороннее развитие личности;
- формирование квалифицированного потребителя;
- развитие творческих или предпринимательских способностей;
- формирование функциональной готовности к выполнению определенных обязанностей и др. [4].
В этом контексте показателями, отражающими характер определенной бизнес-модели могут быть:
- удельный вес занятий по дисциплинам общегуманитарной, естественно-научной, общепрофессиональной и специальной профессиональной направленности в учебном процессе;
- удельный вес формируемых навыков использования определенного оборудования и технических средств;
- удельный вес занятий, связанных с выполнением творческих заданий в учебном процессе.
- удельный вес формируемых профессиональных компетенций, связанных с определенными видами деятельности;
- доля профессиональных компетенций связанных с определенными видами деятельности, формируемых в учебном процессе образовательного учреждения высшего образования от необходимых компетенций, согласно профессионального стандарта определенного вида профессиональной деятельности;
Цель управления образованием определена образовательными стандартами и предполагает, в зависимости от уровня и предполагаемой квалификации, формирование определенных компетенций и достижение квалификации, то есть определенного уровня знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Соответственно, критериями соответствия учебного процесса определенной бизнес-модели вуза могут быть:
- рост удельной доли формируемых навыков использования определенного оборудования и технических средств в учебном процессе;
- рост удельной доли занятий, связанных с выполнением творческих заданий в учебном процессе.
- рост удельной доли формируемых профессиональных компетенций, связанных с определенными видами деятельности;
- рост доли профессиональных компетенций связанных с определенными видами деятельности, формируемых в учебном процессе образовательного учреждения высшего образования от необходимых компетенций, согласно профессионального стандарта определенного вида профессиональной деятельности;
Кроме того, следует отметить, что технология или организация действия факторов для достижения результата поставленной цели представляет собой последовательность процедур. Посредством технологий обеспечивается координация и синхронизация факторов разного уровня. [5].
Современная модель управления образованием, в контексте теории систем, является, по нашему мнению, производной от экономической модели, базирующейся на товарно-денежных отношениях и тенденциях мирового рынка образовательных услуг, что в свою очередь предполагает, что деятельность образовательных учреждений и управление образованием также должно быть ориентировано на рыночные отношения и использовать современные механизмы моделирования управленческих процессов.
Согласно теории бизнес-
моделирования, бизнес-модель предполагает определение следующих показателей:
- изменение доли определенного потребительского сегмента;
- изменение доли определенного канала сбыта предлагаемых товаров и услуг;
- изменение доли поступления доходов от реализованных ценностей для клиентов организации, в соответствии с определенным набором ценностей;
- изменение величины основных ресурсов для создания и реализации товаров и ус-луг[6; 7].
Соответственно, критериям развития образовательного учреждения высшего образования будут:
- приближение соотношения долей потребительских сегментов к плановым показателям;
- приближение соотношения долей используемых каналов сбыта услуг к плановым показателям;
- приближение соотношения долей доходов от определенных источников к плановым показателям;
- приближение соотношения затрат и доходов к плановым показателям.
При этом, данные соотношения в плановом контексте будут зависеть от:
- реализуемой бизнес-стратегии;
- масштабе деятельности организации;
- ресурсных возможностях.
В целом, бизнес-модель в системе высшего образования определяется стратегией развития, которая во многом зависит от имеющихся ресурсов. Именно этим определяется соответствующий набор критериев и показателей, позволяющий эффективно управлять образовательным учреждением.
Литература
1. Пастухов А.Л. Показатели и критерии управления знаниями в университетских комплексах / Проблемы современной экономики № 3 (43)., СПб.: - 2012.
- С. 344-348
2. Пастухов А.Л. Показатели управления знаниями в системе высшего профессионального образования // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии № 3 (13), СПб.: изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 17-21
3. Пастухов А.Л. Показатели управления знаниями в образовании /Инновационные технологии в сервисе: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 18-19 октября 2012г. Санкт-Петербург / Под науч.редакцией Т.И.Безденежных. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. -С. 108-109
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)[эл.ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.m/70291362/1/#Ыock_1000#ixzz460 Jo1yYz (дата обращения 12.03.2016)
5. Зборовский Г.Е. Общая социология. - М., 2004.-592а
6. Чайчук Е.О. Бизнес-модели в системе управления образованием./Чайчук Е.О., Пастухов А.Л. //Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы: сборник научных работ № 6. под ред. д-ра экон.наук, профессора, Почетного работника высшей школы РФ Г.Д.Дроздова.
- СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2015.- С. 284-287
7. Чайчук Е.О. Концептуальные аспекты управления образованием как бизнес-процессом // Технико-технологические проблемы сервиса № 1 (35), СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2016. - С. 72-75.